План работы по самообразованию тема «Театр как средство развития связной речи у детей средней группы»
статья (средняя группа)
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, потому что её воспитательные возможности огромны: тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию тема «Театр как средство развития связной речи у детей средней группы»
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого
ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей
звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение
у нас, профессиональных артистов».
К.С.Станиславский.
Актуальность Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, потому что её воспитательные возможности огромны: тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
С каждым годом неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности.
Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту тему самообразования.
Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующий становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
- осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта;
- развивать речь детей как средство общения (учить строить диалог);
- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса;
- формировать положительное отношение детей к театрализованным играм;
- повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности дошкольников;
Работа с родителями.
В работе с родителями стремиться достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся активными помощниками в развитии речи детей.
Для родителей проводить консультации, дать советы и рекомендации. Подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на родительских собраниях, организациях выставок, инсценировка с детьми.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ожидаемые результаты: повышение интереса воспитанников к слушанию, пересказу, инсценировке, доброжелательному, уважительному общению. Рост речевого развития, мотивации и творческого потенциала воспитанников.
Перспективный план работы средняя группа
Месяц | Формы и методы работы с детьми | Формы работы с родителями | Изучение литературы |
Сентябрь | Подбор методической литературы. 1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014 г 2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М.: 2000г 3.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М.: ТЦ Сфера, 2001 г. 4.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2019. 5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985 6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016. | Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» | |
Октябрь | Тема: Беседы «Что такое театр?», «Театральные профессии». Цель знакомство детей с миром театра и театральных профессиях, Задачи: стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами. | Консультация для родителей: «Содержание театрализованных занятий » | Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России - СПБ, 2013 Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 2000 |
Ноябрь | Тема: Упражнения на активизацию словарного запаса. Разговор по телефону «Бабочка и гриб», «Назови ласково», «мой дом», 2Животный мир». Цель: развитие словарного запаса по теме. Задачи: учить детей отвечать на поставленные вопросы (однословно); механическую память, внимание; воспитывать уважительное отношение друг к другу и работникам детского сада
| Проведение консультации «Театрализованные игры как средство всестороннего развития ребенка» | Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980-32 с. |
Декабрь | Тема: Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка». Цель: Формирование навыка мягкого голосоведения Задачи: воспитывать правильный умеренный темп речи | Небольшое театрализованное представление «Теремок» | 1.https://studfiles.net/preview/2365034/page:34/ 3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/16/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-komponentov |
Январь | Тема: Этюды на пластику: «Ветер и ветерок». «Цветы». пантомимики, жестов. Цель: Развитие двигательной активности, Задачи: Развивать фонематический слух; формировать артикуляционную базу звуков; совершенствовать координацию движений; мимики развивать чувства ритма; | Анкетирование родителей | 1.А.И.Немировский "Пластическая выразительность актера"; 2020 2. И.Э. Кох "Основы сценического движения". |
Февраль | Тема: Знакомство с куклами-говорунчиками. Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся. Задачи: развитие речи, освоение новых слов и понятий из театрального словаря, развития воображения и фантазии, а так - же внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках, развитие личностных качеств детей, эмоциональной сферы, укрепление психологического статуса ребенка. | Консультация «Театр на ладошке» | 1 Караманенко Т.Н. и Ю.Г. «Кукольный театр– дошкольникам», М.: «Просвещение», 200; 2.Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр, М.: «Аркти», 2000. 3 Некрылова А.Ф. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 2021 |
Март | Тема: Театральные игры Цель: обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. Задачи: развивать интерес к литературе и театру, психические процессы развивать самостоятельность, инициатива, воображение; активизировать словарный запас детей среднего дошкольного возраста, навыки правильной речи, грамматического строя речи воспитать любовь, доброту, бережное отношения к окружающему миру через сказку. | Консультация «27 марта - всемирный день театра» | 1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2006 2.Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 3.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. |
Апрель | Тема Знакомство с куклами- марионетками. Цель: развитие диалогической формы речи, Задачи: продолжать знакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол (марионетки, объёмные куклы из поролона). Развивать способность видеть себя глазами сверстников, навыки сотрудничества, уважения другого, уверенность в себе. Упражнять в управлении куклами. Развивать умение передавать изобразительными средствами внутренний мир куклы, показать своё отношение к ней. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | «Игрушка для театрального уголка своими руками». | 1.Татаринцева А.Ю. – Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. 2.Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми среднего дошкольного возраста - 2008. - С.100-107. |
Май | Тема: Показ спектакля по сказке «Муха-цокотуха» Цель: формирование активной позиции. Задачи: Формировать умения проводить инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев; умения детей имитировать характерные действия персонажей, передавая эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями; развивать интонационную выразительность речи, имитационные и подражательные навыки; побуждать детей к участию в общем театральном действии; акцентировать внимание на положительные качества героев; воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку; прививать любовь и интерес к сказкам; чувство коллективизма, коммуникативные способности. | Изготовление атрибутов и декораций к спектаклю К Чуковского «Муха Цокотуха» | 1 Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г. |
Список Литературы
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.ТЦ Сфера, 2014 г
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса» - М. 2000г
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М.ТЦ Сфера, 2001 г.
4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2019.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М. Просвещение, 1985
6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016.
7.Всеволодский -Гернгросс В.Н. История театрального образования в России - СПБ, 2013
8. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 2000
9.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112с.
11.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32с.
12.А.И. Немировский "Пластическая выразительность актера"; 2020
13.И.Э. Кох "Основы сценического движения".
14 . Караманенко Т.Н. «Кукольный театр– дошкольникам», М.: «Просвещение», 15 Некрылова А.Ф.Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 2021
16 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2006
17. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
19. Татаринцева А.Ю. – Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.
20. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми среднего дошкольного возраста - 2008. - С.100-107.
21 Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»
Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»....

Презентация на тему: Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей Средней группы.
АктуальностьЯсная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и п...

Работа по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является ...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: " Сторителлинг как средство развития связной речи у детей 6-7 лет»
В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития ...

