План работы по самообразованию тема «Театр как средство развития связной речи у детей средней группы»
статья (средняя группа)

Крюкова  Татьяна Вячеславовна

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, потому что её воспитательные возможности огромны: тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию тема «Театр как средство развития связной речи у детей средней группы»

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславский.

Актуальность   Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, потому что её воспитательные возможности огромны: тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

         К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

С каждым годом неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности.

Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту тему самообразования.

Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи: 

- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующий становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;

- осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта;

- развивать речь детей как средство общения (учить строить диалог);

- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса;

- формировать положительное отношение детей к театрализованным играм;

- повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности дошкольников;

         Работа с родителями.

В работе с родителями стремиться достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для родителей проводить консультации, дать советы и рекомендации. Подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на родительских собраниях, организациях выставок, инсценировка с детьми.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная. 

Ожидаемые результаты: повышение интереса воспитанников к слушанию, пересказу, инсценировке, доброжелательному, уважительному общению. Рост речевого развития, мотивации и творческого потенциала воспитанников. 

Перспективный план работы средняя группа

Месяц

Формы и методы работы с детьми

Формы работы с родителями

Изучение литературы

Сентябрь

Подбор методической литературы.

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М.: 2000г

3.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2019.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016.

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Октябрь

Тема: Беседы «Что такое театр?», «Театральные профессии».

Цель знакомство детей с миром театра и театральных профессиях,

Задачи: стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Консультация для родителей:

«Содержание театрализованных занятий

»

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России - СПБ, 2013

 Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 2000

Ноябрь

Тема: Упражнения на активизацию словарного запаса. Разговор по телефону «Бабочка и гриб», «Назови ласково», «мой дом», 2Животный мир».

Цель: развитие словарного запаса по теме.

Задачи: учить детей отвечать на поставленные вопросы (однословно); механическую память, внимание; воспитывать уважительное отношение друг к другу и работникам детского сада

 

Проведение консультации «Театрализованные игры как средство всестороннего развития ребенка»

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980-32 с.

Декабрь

Тема: Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Цель: Формирование навыка мягкого голосоведения

Задачи: воспитывать правильный умеренный темп речи

Небольшое театрализованное представление «Теремок»

1.https://studfiles.net/preview/2365034/page:34/

2.https://kopilkaurokov.ru/corect/prochee/uprazhnieniia_dlia_raboty_nad_razvitiiem_intonatsionnoi_struktury_riechi

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/16/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-komponentov

Январь

Тема: Этюды на пластику: «Ветер и ветерок». «Цветы».

пантомимики, жестов.

Цель: Развитие двигательной активности,  

 Задачи: Развивать фонематический слух;

формировать артикуляционную базу звуков; совершенствовать координацию движений; мимики

развивать чувства ритма;

Анкетирование родителей

 1.А.И.Немировский "Пластическая выразительность актера"; 2020

2. И.Э. Кох "Основы сценического движения".

Февраль

Тема: Знакомство с куклами-говорунчиками.

Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

развитие речи, освоение новых слов и понятий из театрального словаря, развития воображения и фантазии, а так - же внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках, развитие личностных качеств детей, эмоциональной сферы, укрепление психологического статуса ребенка.

Консультация

«Театр на ладошке»  

1 Караманенко Т.Н. и Ю.Г. «Кукольный театр– дошкольникам», М.: «Просвещение», 200; 2.Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр, М.: «Аркти», 2000.

3 Некрылова А.Ф. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 2021

Март

Тема: Театральные игры 

Цель: обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. Задачи: развивать интерес к литературе и театру, психические процессы развивать самостоятельность, инициатива, воображение; активизировать словарный запас детей среднего дошкольного возраста, навыки правильной речи, грамматического строя речи воспитать любовь, доброту, бережное отношения к окружающему миру через сказку.

Консультация «27 марта - всемирный день театра»

1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2006

2.Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Апрель

Тема Знакомство с куклами- марионетками.

Цель: развитие диалогической формы речи,

 Задачи: продолжать знакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол (марионетки, объёмные куклы из поролона).

Развивать способность видеть себя глазами сверстников, навыки сотрудничества, уважения другого, уверенность в себе. Упражнять в управлении куклами. Развивать умение передавать изобразительными средствами внутренний мир куклы, показать своё отношение к ней.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

  «Игрушка для театрального уголка своими руками».

1.Татаринцева А.Ю. – Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

2.Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми среднего дошкольного возраста - 2008. - С.100-107.

Май

Тема: Показ спектакля по сказке «Муха-цокотуха»

Цель: формирование активной позиции.

 Задачи:  Формировать умения проводить инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев; умения детей имитировать характерные действия персонажей, передавая эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями; развивать интонационную выразительность речи, имитационные и подражательные навыки; побуждать детей к участию в общем театральном действии; акцентировать внимание на положительные качества героев;  воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку; прививать любовь и интерес к сказкам; чувство коллективизма, коммуникативные способности.

Изготовление атрибутов и декораций к спектаклю К Чуковского «Муха Цокотуха»

1 Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.

Список Литературы

1.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.ТЦ Сфера, 2014 г

2.  Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса» - М.    2000г

3.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М.ТЦ Сфера, 2001 г.

4.  Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2019.

5.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М. Просвещение, 1985

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016.

7.Всеволодский -Гернгросс В.Н. История театрального образования в России - СПБ, 2013

8. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 2000

9.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112с.

11.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32с.

12.А.И. Немировский "Пластическая выразительность актера"; 2020

13.И.Э. Кох "Основы сценического движения".

14 . Караманенко Т.Н.  «Кукольный театр– дошкольникам», М.: «Просвещение», 15 Некрылова А.Ф.Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 2021

16 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2006

17. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008

19. Татаринцева А.Ю. – Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

20. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми среднего дошкольного возраста - 2008. - С.100-107.

21   Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи у детей от 4 – 5 лет»....

Презентация на тему: Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей Средней группы.

АктуальностьЯсная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и п...

Работа по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является ...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: " Сторителлинг как средство развития связной речи у детей 6-7 лет»

В педагогике  сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития ...