Спортивно – досуговая деятельность, как метод формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Федяинова Валентина Николаевна

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.  Эта задача актуальна  и для  дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivno_-_dosugovaya_deyatelnost.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивно – досуговая деятельность, как метод формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.  Эта задача актуальна  и для  дошкольного образования.

Функциональная грамотность – способность дошкольника вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

Функциональная грамотность связана с готовностью, добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования моя работа   строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

Таким образом, развитие предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.

Физическое развитие является одним из основных направлений в развитии детей дошкольного возраста. В этот период в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития ребенка. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Процесс физического воспитания дошкольников  служит настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, я стараюсь развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Область «Физическая культура» имеет большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.  Жизнь ребёнка в детском саду  нельзя представить без весёлых спортивных досугов, развлечений и праздников. Физкультурные развлечения в детском саду - это всегда зрелищные и радостные события. Их всегда ждут, к ним готовятся, и они надолго остаются в памяти у детей. И именно спортивно – досуговая деятельность рассматривается как метод формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников. 

При подготовке и проведении физкультурных досугов и спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

 Во время подготовки к спортивным мероприятиям я рассказываю детям исторические сведения о видах спорта, правила игр и соревнований. Знакомлю детей с техникой выполнения заданий, возможными ошибками и как их избежать. Подобная работа активизирует мыслительные процессы, тренирует память, развивает умение анализировать, сопоставлять и логически мыслить.

Одним из индикаторов функциональной грамотности является грамотность в вопросах собственного здоровья. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека. Поэтому, я стараюсь прививать сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, способствую физическому развитию воспитанников, совершенствую знания в области ведения здорового образа жизни.

Спортивно – досуговая деятельность строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений, игр эстафет. Целью, которых является возможность привлечения детей 5–7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников – к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах. Организуются и сезонные праздники – летний и зимний, а также с включением элементов познавательной, изобразительной деятельности, театрализованных представлений.

 Спортивно - досуговая деятельность способствует повышению эффективности детской деятельности, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. Положительные эмоции, а, следовательно, и здоровье получают дети на спортивных праздниках и досугах, основным элементом, которого, является игра.

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой, складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям, проявляется умение уживаться с другими, готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).

Основоположник научно - общественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт, подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением общеобразовательных задач.

Во время проведения спортивно – досуговой деятельности

-  создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованность, целеустремленность и др.)

- закладываются нравственные основы личности (чувство справедливости, товарищества, взаимопомощи и др.)

- осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении). Все перечисленные качества и черты характера помогут при адаптации в школе и в дальнейшей жизни.

- большинство движений: ползанье, ходьба, бег, прыжки используются детьми в жизни, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию.

- двигательные навыки, сформированные  у детей до семи лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчает овладение более сложными движениями, и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте и жизни.

В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставлю главную задачу, в соответствии с которой подбираю тематику и содержание, определяю методы и приемы работы.

Я провожу разнообразные досуги и развлечения:

  • Способствующие формированию здорового образа жизни – это тематические праздники, такие как «День защитника отечества», «В единстве сила», «День России».

  • Воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – «Весёлые старты», «Олимпийские игры», «День космонавтики».

  • Праздники,  способствующие хорошему настроению – «День смеха», «День снеговика», «Пугало ищет друзей» и др.

В спортивно – досуговой деятельности, я использую игры для развития креативного мышления (двигательного творчества). Креативность можно сравнить со смекалкой – способностью найти выход из ситуации, используя подручные средства, какими бы скудными они ни были. Креативность – это нестандартный подход к решению проблем, использование остроумных способов. Воспитанники с интересом участвуют в предлагаемых  веселых стартах и подвижных играх, но с наибольшим интересом ребята самостоятельно создают препятствия для развлечения.   Таким образом, развивается креативное мышление.

Формирование предпосылок развития речевой грамотности. Во время проведения спортивных мероприятий развивается не только крупная, но и мелкая моторика рук, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии за развитие речи. Различные речевки (здоровье в порядке, спасибо зарядке), считалки, загадки,

дыхательная (с произнесением звуков) и пальчиковая гимнастика (мы морковку чистим – чистим, мы морковку трем – трем, сахарком ее посыплем и сметанкою польем),  ты- дрозд и я – дрозд и др.

слова заклички в подвижных играх (гуси – гуси, га-га-га…), «Два Мороза»,

обговаривание правил игры, использование художественного слова (в лесу –лесочке, среди зеленых дубочков, звери гуляли, опасности не знали, ай, зверолов идет, он в неволю вас возьмет ит.д.).  Играя и проговаривая слова, дети учатся хорошо и правильно говорить.

Формирование предпосылок математической грамотности.

Дети выполняют различные построения, перестроения в пары, тройки, повороты вправо, влево, закрепляют пространственные отношения вперед, назад, слева, справа. Закрепляют счет: отбивая мяч, прыгая через скакалку, выполняя задание определенное количество раз. Определяют количество предметов или игроков, больше, меньше и что нужно сделать, чтобы стало поровну.

Формирование предпосылок финансовой грамотности

Формирование финансовой грамотности является компонентом функциональной грамотности. Формирую представление о том, что к вещам, спортивному оборудованию надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. А также поощряю желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, например, помогать взрослым.

Таким образом, можно сказать, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

 

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                   Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

                                              Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»

Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

Презентация "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"

опыт работы по теме "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"...

Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»

Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...