"Взаимосвязь трудового воспитания и музыкального развития дошкольников"
методическая разработка
В данном материале проводится важная взаимосвязь между трудовым воспитанием и музыкальным развитием дошкольников. Подчеркивается, что трудовое воспитание способствует формированию у детей основ трудовых навыков, таких как усердие, ответственность и коллективизм, что в свою очередь влияет на их личностное развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 827.92 КБ | |
| 604.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №148»
Взаимосвязь трудового воспитания и музыкального развития дошкольников
Подготовила:
Музыкальный руководитель высшей кв. категории
Дусмаганбетова Гульсум Амангалиевна
г. Оренбург, 2025 г
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»
Сухомлинский В. А
Цели:
- Формирование комплексного развития личности:
- Создание условий для гармоничного развития дошкольников через интеграцию трудового воспитания и музыкального образования.
- Развитие творческих способностей детей через сочетание трудовой и музыкальной деятельности.
- Приобщение к культурным ценностям:
- Формирование у детей понимания ценности труда и музыки как важных аспектов жизни общества.
- Развитие интереса к традициям, культуре и искусству через сочетание музыкальных и трудовых занятий.
Задачи:
1. Интеграция трудового и музыкального воспитания:
- Определение способов интеграции трудовой деятельности и музыкальных занятий в образовательный процесс.
- Создание программ и сценариев мероприятий, объединяющих труд и музыку (например, создание музыкальных инструментов из подручных материалов)
2. Развитие творческих способностей:
- Организация мастер-классов по созданию музыкальных инструментов.
- Проведение творческих конкурсов и выставок, где дети могут представить свои достижения в труде и музыке.
3. Поддержка эмоционального восприятия:
- Использование музыки для создания позитивной атмосферы во время трудовой деятельности.
- Развитие у детей способности выражать свои эмоции через музыку и труд.
4. Стимулирование интереса к обучению:
- Проведение интерактивных занятий, где дети могут самостоятельно выбирать виды трудовой и музыкальной деятельности.
- Включение родителей в процессы трудового и музыкального воспитания, что способствует созданию единой образовательной среды.
Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей. Эта тема широко представлена не только в репертуаре песнями о трудовом процессе взрослых, их профессиях («Песня о трудовых людях» Агафонникова, «Сварщик» Чудовой, «Песня пожарника» Птичкина, «Я булочки пеку» Арсеева, «Новый дом «Бойко, «Два весёлых маляра» Арсеева, «Трактористом стать хочу» Иорданский), но и в классической музыке Р.Шуман «Песня итальянских моряков», С.Майкапар «Песня моряков», «Пастушок». Можно исполнить шуточное музыкальное произведение Р. Шумана «Весёлый крестьянин», где музыка рисует ликование и радость крестьянина, возвращающегося с работы. Или старинную музыку французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы», рассказывающую о людях, которые убирают хлеб вручную.
Огромное значение в трудовом воспитании имеет фольклор. Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти - в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка.
В музыкальных играх дети могут быть шофёрами и садовниками, строителями, скульпторами, художниками, космонавтами, врачами и поварами. Она поможет веселее, интереснее организовать игру на правила уличного движения. Мы знакомим с жизнью и творчеством композиторов, с другими музыкальными профессиями (дирижёр, музыкант, певица, балерина). Во время самостоятельной деятельности, в игре, на занятиях по ИЗО и ручному труду, можно заметить, как дети подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии, сочиненные ими самостоятельно.
Как же можно использовать музыку в трудовом воспитании?
Под музыку физический труд становиться легче и приятнее. Её полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на участке. Дети могут потихоньку подпевать взрослому. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идёт прямое обучение трудовым действиям.
Музыка подчёркивает эстетическую сторону труда, его ритм, что всегда привлекает ребят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека » Сухомлинский В. А
Цели: Формирование комплексного развития личности: Создание условий для гармоничного развития дошкольников через интеграцию трудового воспитания и музыкального образования. Развитие творческих способностей детей через сочетание трудовой и музыкальной деятельности. Приобщение к культурным ценностям: Формирование у детей понимания ценности труда и музыки как важных аспектов жизни общества. Развитие интереса к традициям, культуре и искусству через сочетание музыкальных и трудовых занятий.
Задачи : 1. Интеграция трудового и музыкального воспитания : Определение способов интеграции трудовой деятельности и музыкальных занятий в образовательный процесс. Создание программ и сценариев мероприятий, объединяющих труд и музыку ( например, создание музыкальных инструментов из подручных материалов) 2. Развитие творческих способностей: Организация мастер-классов по созданию музыкальных инструментов. Проведение творческих конкурсов и выставок, где дети могут представить свои достижения в труде и музыке. 3. Поддержка эмоционального восприятия: Использование музыки для создания позитивной атмосферы во время трудовой деятельности. Развитие у детей способности выражать свои эмоции через музыку и труд. 4. Стимулирование интереса к обучению: Проведение интерактивных занятий, где дети могут самостоятельно выбирать виды трудовой и музыкальной деятельности. Включение родителей в процессы трудового и музыкального воспитания, что способствует созданию единой образовательной среды.
Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей: интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, воспитывать желание трудиться , понять важность и общественную значимость труда людей. Роль музыки в трудовом воспитании
Музыкальные произведения о труде Песни о профессиях - « Песня о трудовых людях» Агафонникова , - « Сварщик» Чудовой , - « Песня пожарника» Птичкина, - « Я булочки пеку» Арсеева, - « Новый дом «Бойко , - «Два весёлых маляра» Арсеева, - « Трактористом стать хочу» Иорданский Классическая музыка Р.Шуман «Песня итальянских моряков», С.Майкапар «Песня моряков», «Пастушок». Шуточные произведения Р. Шуман «Веселый крестьянин». Старинная музыка Ф. Куперен «Жнецы».
Песня Песня, сопровождает человека всю его жизнь – от рождения до смерти - в труде, в праздники и в быту. Классификация песен: по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В музыкальных играх дети могут быть: - шофёрами, - садовниками, - строителями, - скульпторами, - художниками, - космонавтами, -врачами, - поварами. Как же можно использовать музыку в трудовом воспитании? - во время коллективной уборки групповой комнаты, - во время ручного труда, труда на участке .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."
Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников....

" Роль музыкального воспитания в речевом развитии дошкольников" ( консультация для родителей)
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию интересный материал, который можно разместить в родительском уголке....

Трудовое воспитание - как средство социализации дошкольников.
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский...

Презентация: Взаимосвязь нравственно патриотического и физического развития дошкольников.(старший возраст)
laquo;День нашей Армии сегодняИ ей уже не мало летПривет, Защитникам народаРоссийской Армии!Привет!!!...

Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития дошкольника
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, способствуя интел...

Статья "Взаимосвязь трудового воспитания и начал патриотизма в детском саду".
В статье затрагивается тема о взаимосвязи трудового воспитания и начал патриотизма у детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)....


