"Взаимосвязь трудового воспитания и музыкального развития дошкольников"
методическая разработка

Дусмаганбетова Гульсум Амангалиевна

В данном материале проводится важная взаимосвязь между трудовым воспитанием и музыкальным развитием дошкольников. Подчеркивается, что трудовое воспитание способствует формированию у детей основ трудовых навыков, таких как усердие, ответственность и коллективизм, что в свою очередь влияет на их личностное развитие. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад  №148»


Взаимосвязь трудового воспитания и музыкального развития дошкольников

Подготовила:

Музыкальный руководитель высшей кв. категории

Дусмаганбетова Гульсум Амангалиевна

г. Оренбург, 2025 г

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»

Сухомлинский В. А

Цели:

  1. Формирование комплексного развития личности:
  • Создание условий для гармоничного развития дошкольников через интеграцию трудового воспитания и музыкального образования.
  • Развитие творческих способностей детей через сочетание трудовой и музыкальной деятельности.
  1. Приобщение к культурным ценностям:
  • Формирование у детей понимания ценности труда и музыки как важных аспектов жизни общества.
  • Развитие интереса к традициям, культуре и искусству через сочетание музыкальных и трудовых занятий.

Задачи:

1. Интеграция трудового и музыкального воспитания:

  • Определение способов интеграции трудовой деятельности и музыкальных занятий в образовательный процесс.
  • Создание программ и сценариев мероприятий, объединяющих труд и музыку (например, создание музыкальных инструментов из подручных материалов)

2. Развитие творческих способностей:

  • Организация мастер-классов по созданию музыкальных инструментов.
  • Проведение творческих конкурсов и выставок, где дети могут представить свои достижения в труде и музыке.

3. Поддержка эмоционального восприятия:

  • Использование музыки для создания позитивной атмосферы во время трудовой деятельности.
  • Развитие у детей способности выражать свои эмоции через музыку и труд.

4. Стимулирование интереса к обучению:

  • Проведение интерактивных занятий, где дети могут самостоятельно выбирать виды трудовой и музыкальной деятельности.
  • Включение родителей в процессы трудового и музыкального воспитания, что способствует созданию единой образовательной среды.

     Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей. Эта тема широко представлена не только в репертуаре песнями о трудовом процессе взрослых, их профессиях («Песня о трудовых людях» Агафонникова, «Сварщик» Чудовой, «Песня пожарника» Птичкина, «Я булочки пеку» Арсеева, «Новый дом «Бойко, «Два весёлых маляра» Арсеева, «Трактористом стать хочу» Иорданский), но и в классической музыке Р.Шуман «Песня итальянских моряков», С.Майкапар «Песня моряков», «Пастушок». Можно исполнить шуточное музыкальное произведение Р. Шумана «Весёлый крестьянин», где музыка рисует ликование и радость крестьянина, возвращающегося с работы. Или старинную музыку французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы», рассказывающую о людях, которые убирают хлеб вручную.

       Огромное значение в трудовом воспитании имеет фольклор. Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
      Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти - в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
      В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка.

      В музыкальных играх дети могут быть шофёрами и садовниками, строителями, скульпторами, художниками, космонавтами, врачами и поварами. Она поможет веселее, интереснее организовать игру на правила уличного движения. Мы знакомим с жизнью и творчеством композиторов, с другими музыкальными профессиями (дирижёр, музыкант, певица, балерина). Во время самостоятельной деятельности, в игре, на занятиях по ИЗО и ручному труду, можно заметить, как дети подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии, сочиненные ими самостоятельно.

Как же можно использовать музыку в трудовом воспитании?

     Под музыку физический труд становиться легче и приятнее. Её полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на участке. Дети могут потихоньку подпевать взрослому. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идёт прямое обучение трудовым действиям.

     Музыка подчёркивает эстетическую сторону труда, его ритм, что всегда привлекает ребят.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №148» Взаимосвязь трудового воспитания и музыкального развития дошкольников Подготовила: Музыкальный руководитель высшей кв. категории Дусмаганбетова Гульсум Амангалиевна г. Оренбург, 2025 г

Слайд 2

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека » Сухомлинский В. А

Слайд 3

Цели: Формирование комплексного развития личности: Создание условий для гармоничного развития дошкольников через интеграцию трудового воспитания и музыкального образования. Развитие творческих способностей детей через сочетание трудовой и музыкальной деятельности. Приобщение к культурным ценностям: Формирование у детей понимания ценности труда и музыки как важных аспектов жизни общества. Развитие интереса к традициям, культуре и искусству через сочетание музыкальных и трудовых занятий.

Слайд 4

Задачи : 1. Интеграция трудового и музыкального воспитания : Определение способов интеграции трудовой деятельности и музыкальных занятий в образовательный процесс. Создание программ и сценариев мероприятий, объединяющих труд и музыку ( например, создание музыкальных инструментов из подручных материалов) 2. Развитие творческих способностей: Организация мастер-классов по созданию музыкальных инструментов. Проведение творческих конкурсов и выставок, где дети могут представить свои достижения в труде и музыке. 3. Поддержка эмоционального восприятия: Использование музыки для создания позитивной атмосферы во время трудовой деятельности. Развитие у детей способности выражать свои эмоции через музыку и труд. 4. Стимулирование интереса к обучению: Проведение интерактивных занятий, где дети могут самостоятельно выбирать виды трудовой и музыкальной деятельности. Включение родителей в процессы трудового и музыкального воспитания, что способствует созданию единой образовательной среды.

Слайд 5

Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей: интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, воспитывать желание трудиться , понять важность и общественную значимость труда людей. Роль музыки в трудовом воспитании

Слайд 6

Музыкальные произведения о труде Песни о профессиях - « Песня о трудовых людях» Агафонникова , - « Сварщик» Чудовой , - « Песня пожарника» Птичкина, - « Я булочки пеку» Арсеева, - « Новый дом «Бойко , - «Два весёлых маляра» Арсеева, - « Трактористом стать хочу» Иорданский Классическая музыка Р.Шуман «Песня итальянских моряков», С.Майкапар «Песня моряков», «Пастушок». Шуточные произведения Р. Шуман «Веселый крестьянин». Старинная музыка Ф. Куперен «Жнецы».

Слайд 7

Песня Песня, сопровождает человека всю его жизнь – от рождения до смерти - в труде, в праздники и в быту. Классификация песен: по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.

Слайд 8

В музыкальных играх дети могут быть: - шофёрами, - садовниками, - строителями, - скульпторами, - художниками, - космонавтами, -врачами, - поварами. Как же можно использовать музыку в трудовом воспитании? - во время коллективной уборки групповой комнаты, - во время ручного труда, труда на участке .

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников....

" Роль музыкального воспитания в речевом развитии дошкольников" ( консультация для родителей)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию интересный материал, который можно разместить в родительском уголке....

Трудовое воспитание - как средство социализации дошкольников.

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский...

Презентация: Взаимосвязь нравственно патриотического и физического развития дошкольников.(старший возраст)

laquo;День нашей Армии сегодняИ ей уже не мало летПривет, Защитникам народаРоссийской Армии!Привет!!!...

Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития дошкольника

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, способствуя интел...

Статья "Взаимосвязь трудового воспитания и начал патриотизма в детском саду".

В статье затрагивается тема о взаимосвязи трудового воспитания и начал патриотизма у детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)....