Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
материал

Кравцева Алена Викторовна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._skazkoterapiya.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР ДС №15 «Семицветик»

Индивидуальная программа

профессионального и личностного

саморазвития воспитателя

Кравцевой Алёны Викторовны,

воспитателя 1 квалификационной категории

Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

на 2024 -2025 учебный год

Старший возраст

Этап работы над темой: август 2024 – май 2025 год

Дата начала работы над темой: август 2024 год

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 год

Нормативная база

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ; «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г);
  • Федеральная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847));
  • Постановление от 28.09. 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Устав образовательной организации.

Актуальность

Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Моральные качества, которые нужно стремиться воспитать в детях: правдивость, смелость, умение преодолевать трудности - присущи героям сказок. В сказке, в основе ее морали, заложено здоровое начало, и с этой позиции поведение ее героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает современного слушателя, потому что сказка преподносит обличенную в художественную форму жизненную правду. В этом ее большая убедительность.

Актуальность сказкотерапии заключается и в том, что сказки-естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Метод сказкотерапии действительно актуален в настоящее время, так как он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. В связи с этим можно сделать вывод: метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной

силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия-это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И. В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т. д. ведь не зря классик сказал:

«Сказка - ложь, да в ней намек…»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии;
  2. Разработать        перспективный        план        работы        с        детьми        и родителями         по данному направлению;
  3. Оформить в группе центр книги;
  4. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы;
  5. Способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  6. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;  
  7. Развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  3. Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями воспитанников.

Этапы реализации плана

Этап I «Диагностический»

Изучение методической литературы, практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании. Разработка конспектов занятий для детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Этап II «Прогностический»

Определение цели и задач работы над темой.

 Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 Прогнозирование результатов.

Организация и систематизация занятий детей с использованием сказкотерапии. Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Этап III «Практический»

Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Этап IV «Обобщающий»

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов

Этап V «Внедренческий»

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  

Трансляция опыта.

План

Месяц

Содержание работы

Работа  с родителями

Работа  с детьми

   1

Сентябрь

2024 год

Изучение методической литературы, практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании.

  1. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию.
  2. Н. А. Сакович Использование креативных методов в коррекционно- развивающей работе психологов системы образования.
  3. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии.

Планирование работы

на новый год.

Знакомство и анализ

документации.

Консультация для родителей на тему:

««Сказкотерапия для дошкольников».

Буклет для родителей на тему:

«Сказка – как средство нравственно-патриотического воспитания детей.»

Подбор материала для групповых занятий.

  2

Октябрь

Обработка и анализ

результатов,

полученных в процессе

изучения метода

сказкотерапии.

Папка на тему:

«Сказкотерапия для

детей дошкольного

возраста: способы

работы со

сказками» .

   Воспитывать интерес к художественной литературе, понимать образное содержание сказки, развивать внимание, смекалку, наблюдательность; воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм. Доставить детям радость от встречи со сказочными героями. Развивать у детей активность, самостоятельность. Учить находить выход из проблемных ситуаций.

    Развивать творчество, связанную речь. Продолжить учить детей контролировать себя в различных жизненных ситуациях, быть спокойными, избегать конфликтов.

   3

      Ноябрь

Работа с личной библиотекой и интернетом

Консультация для родителей:

«Каждому возрасту своя сказка »

Продолжить учить детей быть дружелюбными.

Систематизировать знания детей о правилах доброго поведения, развивать способность замечать добрые поступки окружающих.

Воспитывать потребность проявлять доброту к окружающим по собственному побуждению.

4

    Декабрь

Изучение материалов по теме:В. Гнездилов

«Авторская сказкотерапия».

Консультация для родителей:

«Ребёнок часто капризничает?  Сказкотерапия поможет вам справиться с капризами».

Учить детей быть внимательными к окружающим. Формировать чувство взаимопомощи, сопереживания, долга и сочувствия. Побудить детей проявлять заботу, предлагать свою помощь. Повысить мыслительную и эмоциональную активность детей. Развивать психические процессы и творческие

способности

5

    Январь

  Изучение пособий:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. -

Консультация для родителей на тему:

«Сказкотерапия - если ребенок часто обманывает».

Развивать психофизические способности (мимика - пантомимика, развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление и память).

Развивать творческие способности, умение перевоплощаться и импровизировать.

Воспитывать доброжелательность.

6

   Февраль

Подбор и составление коррекционных занятий.

Консультация для родителей:

«Терапевтические сказки».

Формировать способность накопления опыта в использовании вежливых слов, во время общения со

взрослыми и сверстниками. Формировать у детей с

помощью сказкотерапии представление о моральных нормах. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого. Учить детей быть благодарны за заботу и труд взрослых.

7

      Март

Пополнение базы коррекционных занятий и дидактического материала.

Буклет для родителей на тему:

«Сказкотерапия»

Умение сотрудничать. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться. Развивать наблюдательность и зрительную память.

Воспитывать в детском сознание правильное восприятие окружающего мира и общества. Обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями. Учить детей выделять яркие поступки окружающих и оценивать их.

8

    Апрель

Изучение литературы:

Сертакова Н.М.

«Методика сказкотерапии в социально- педагогической работе с детьми»

Карпов А «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки».

Консультация для родителей на тему:

«Сказка- как средство развития творческих способностей старших дошкольников».

Развивать у детей наблюдательность, активность, самостоятельность. Продолжать стимулировать развитие творческих способностей у детей.

9

    Май

Анализ проведенной работы, определение эффективности разработанного плана коррекционных занятий.

Папка для родителей:

«Сказкотерапия- раскрываем потенциал ребенка»

Прививать детям чувство ответственности, вызвать стремление совершать добрые поступки. Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики и речи. Воспитывать уважение к старшему поколению и их труду, стремление прийти на помощь.

Самореализация: посещение занятий у педагогов своего учреждения, педагогов других дошкольных учреждений.

Посещение педсоветов, семинаров, конференций, вебинаров.

Прохождение курсов повышения квалификации  по теме самообразования.

Проведение открытых мероприятий в старшей группе

Подготовка к отчету по работе над темой самообразования

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе

Выставка пособий по теме самообразования

Отчет о работе самообразованию, представление на итоговом педагогическом совете

Подведение итогов самообразования:

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.  Продолжить работу над выбранной методической темой.

5. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

6.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности

Считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение других ребят и прислушиваться к ним, научились ставить себя на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованы, они свободно вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь стала более выразительной. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного.

 Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования воспитателя 2015 - 2016гг

Цель:-повышение инновационной культуры, профессиональное совершенствование, сопровождающее развитие воспитанника и ведущее к повышению его качества знаний...

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования воспитателя

Самосовершенствование прфессиональной деятельности, всестороннее развитие личности ребенка, ведущее к повышению его качества знаний....

Индивидуальная программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя

Тема: Организация взаимодействия с семьей в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста в детской литературе...

Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя

Индивидуальная программа профессионального и личностного  саморазвития воспитателя...

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования воспитателя

Цель: -повышение инновационной культуры, профессиональное совершенствование, сопровождающее развитие воспитанника и ведущее к повышению его качества знаний...

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя на 2017-2018г.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Индивидуальная программа профессионально - личностного развития воспитателя.

Представлен материал по планированию индивидуального саморазвития востпитателя....