Дидактические игры и игрушки в развитии и воспитании детей младшей группы
консультация (младшая группа)

Пхешхова Фатима Маликовна

В первой младшей группе детского сада (для детей 2-3 лет) дидактические игры и игрушки являются основным способом обучения и развития и воспитания, так как помогают детям усваивать новые знания в увлекательной игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактичексие игры и игрушки в воспитании и развитии детей первой младшей группы.

В первой младшей группе детского сада (для детей 2-3 лет) дидактические игры и игрушки являются основным способом обучения и развития и воспитания, так как помогают детям усваивать новые знания в увлекательной игровой форме.

Виды дидактических игр и их цели.

  1. Главная цель и значение дидактических игр 

-Адаптация и социализация:

Игра помогает ребенку мягко адаптироваться к условиям детского сада, учит взаимодействовать со сверстниками и воспитателем по простым правилам («делай, как я», «передай другу»).

 - Мотивация к обучению: Игровая форма является естественной для ребенка этого возраста. Она вызывает интерес и эмоциональный отклик, что делает процесс усвоения знаний и навыков непроизвольным и приятным.

 - Развитие базовых психических процессов: Через игру наиболее успешно развиваются внимание, память, мышление, восприятие и речь. 2. Ключевые воспитательные и развивающие задачи, решаемые дидактическими играми 

а) Сенсорное воспитание (основное направление в этом возрасте): Дидактические игры — главный инструмент формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Ребенок учится соотносить, сравнивать, выделять нужный признак.

б) Речевое развитие:  Игры стимулируют речевую активность, обогащают пассивный и активный словарь, развивают звукоподражание и артикуляцию.

  в) Развитие мышления и памяти: В процессе игры дети учатся устанавливать простейшие связи (например, животное — издаваемый звук), запоминать названия предметов и действий, выполнять действия по образцу.

 г) Нравственное и социальное воспитание:  Игры воспитывают умение дожидаться своей очереди, делиться игрушками, действовать по правилам, сопереживать игровым персонажам

д) Развитие мелкой моторики: Практически любая дидактическая игра для малышей косвенно или напрямую развивает координацию руки и пальцев, что напрямую связано с речевым развитием

 3. Особенности организации и проведения игр 

- Краткость: Игра должна длиться 5-7 минут, так как внимание детей 2-3 лет крайне неустойчиво.

-Наглядность и простота: Используются реальные предметы, игрушки и яркий, понятный дидактический материал. Правила очень просты и тесно связаны с игровыми действиями.

-Эмоциональность взрослого: Речь и действия воспитателя должны быть выразительными, доброжелательными, чтобы увлечь детей.

-Учет индивидуальных особенностей: Не все дети одинаково быстро включаются в игру. Необходим индивидуальный подход и дозировка помощи.

- Повторяемость: Дети любят повторение. Многократное проведение одной и той же игры закрепляет навыки и дает ребенку чувство уверенности.

Примеры игр, направленных на разные стороны развития и воспитания:

Направление развития

Название игры

Дидактическая задача

Краткое описание

Сенсорное развитие

"Петушок"

Научить различать основные цвета

Дети прикрепляют разноцветные "перышки"-прищепки к хвосту петушка

"Бутылочки"

Развитие мелкой моторики и глазомера

Подбор крышек к бутылочкам с горлышками разного диаметра.

"Найди такую же"

Группировка предметов по цвету, форме, размеру

Дети находят предметы с одинаковыми признаками.

Речевое развитие

"Лошадка"

Активизация речи, звукоподражание

Дети имитируют звуки ("цок-цок", "но-но"), показывают игрушки.

"Узнай по описанию"

Развитие образного мышления и внимания

Воспитатель описывает предмет, а ребенок должен его угадать.

Окружающий мир

"Найди маму детенышу"

Закрепление знаний о животных и их детенышах

Дети подбирают картинки с детенышем к картинке взрослого животного.

"Что где растет"

Классификация овощей и фруктов

Дети группируют картинки, определяя, где растет тот или иной плод.

"Чудесный мешочек"

Развитие тактильного восприятия и мышления

Ребенок на ощупь определяет и называет предмет, спрятанный в мешочке.

Развитие мышления

"Собери картинку" (Пазлы)

Умение составлять целое из частей

Дети собирают целую картинку из 2-4 частей .

"Найди пару"

Развитие логического мышления и памяти

Найти парные картинки или игрушки

Социально-бытовые навыки

"Оденем куклу на прогулку"

Закрепление последовательности одевания

Дети учатся последовательно одевать и раздевать куклу.

"В гости к кукле"

Знакомство с видами посуды

Дети группируют посуду (чайная, столовая) по назначению.

Рекомендуемые виды дидактических игрушек

Для оснащения развивающей среды в группе полезно иметь следующие виды игрушек:

 · Для сенсорного развития: Пирамидки , матрешки, рамки-вкладыши (с геометрическими фигурами, фруктами, животными) , сортеры, "Чудесный мешочек" с набором небольших предметов .

 · Для развития моторики: Шнуровки , мозаика , игры с прищепками , бусины для нанизывания .

· Для сюжетно-ролевых и театрализованных игр: Куклы, игрушечные животные, фигурки людей ("Дружная семья") , транспортные игрушки (самосвалы, пожарные машины) , наборы посуды, персонажи для настольного театра по мотивам сказок ("Колобок", "Три медведя") .

Рекомендации по организации игр

Чтобы дидактическая игра была эффективной, важно ее правильно организовать:

1. Подготовка: Выберите игру, соответствующую задачам обучения, подготовьте дидактический материал, продумайте, как вы будете объяснять правила.

2. Проведение: Четко объясните детям содержание, правила и ход игры. Покажите игровые действия. В ходе игры мягко направляйте и помогайте детям.

3. Анализ: После игры проанализируйте, что получилось, а что вызвало трудности. Это поможет лучше подготовиться к следующим играм и учесть индивидуальные особенности детей.

Вывод

Дидактическая игра в 1-й младшей группе — это не просто развлечение, а важнейшее средство всестороннего развития ребенка, соответствующее его возрастным возможностям и потребностям. Она в доступной и привлекательной форме знакомит малышей с окружающим миром, развивает ключевые психические функции, речь, моторику и закладывает основы социального поведения. Грамотно подобранные и организованные воспитателем дидактические игры создают фундамент для дальнейшего успешного обучения и воспитания ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по логико – математическому развитию для дошкольников I младшей группы №2

Программные задачи: : учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами , закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании , различать и сравнивать пре...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы «Весёлый снеговик»

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.  Формирование элементарных математических предст...

«Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

laquo;Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия  у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»...

Дидактическая игра по дорожным знакам "Найди половинку" для детей младшей группы с нарушением зрения

Цель: расширение представления ребенка об дорожных знаках; учить детей складывать из частей (двух частей) целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, связную речь, коммуникативны...

Проект «Роль игрушки в развитии и воспитании детей» в первой младшей группе

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушки. Через игрушки  ребенок исследует окружающий мир, у него формируются творческие способности; ребенок учится общаться и поз...