«Развитие речи ребёнка раннего возраста».
консультация

Неверовская Татьяна Валентиновна

Ранний возраст определяется как оптимальный и наиболее чувствительный период для усвоения речи, что является одним из основных достижений ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Развитие речи ребёнка раннего возраста».

Подготовила: Неверовская Татьяна Валентиновна, старший воспитатель МДОУ «Д/с № 144» г. Магнитогорска.

Ранний возраст определяется как оптимальный и наиболее чувствительный период для усвоения речи, что является одним из основных достижений ребёнка.

Развитие речи в раннем детстве идёт по двум линиям:

  • совершенствуется понимание речи взрослых;

  • формируется собственная активная речь.

На протяжении раннего возраста речь приобретает всё большее значение для психического развития малыша.

Речь начинает выполнять свои ведущие функции:

  • коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей становится речь, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется потребность в речевом общении);
  • познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта);
  • регулирующую (ребёнок начинает сопровождать свои действия речью, а к 3 годам способен рассказать о проделанном, увиденном).

Рассмотрим более подробно возрастные показатели речевого развития детей раннего возраста.

Уже в год малыш понимает названия знакомых ему окружающих предметов, действий, движений. По просьбе взрослого находит нужные предметы и выполняет заданные действия: «Положи!», «Дай!», «Открой!», «Возьми!». При словах «до свидания»

- машет рукой; играет в «ладушки», «прятки». В активной речи пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами: дай, бух, ав-ав, ляля.

Речевая активность малыша, как правило, возрастает в моменты двигательной активности, радости.

К 1,5 годам малыш способен обобщать предметы по существенным признакам, находить однородные предметы по слову взрослого.

Понимает значения пространственных предлогов «в», «на», выполняет словесные инструкции: «Положи лопатку в ведёрко!», «Сядь на стульчик!».

По просьбе взрослого показывает части тела на себе, на кукле. В активном словаре ребёнка может насчитываться от 30 до 50 облегчённых слов.

Малыш отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?».

К 2 годам речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства.

Для неё характерны:

  • бедность словарного запаса, частое употребление облегчённых слов («бай- бай» вместо спать);
  • употребление лишь тех названий предметов, игрушек с которыми ребёнок постоянно действует;
  • отсутствие правильных грамматических связей между словами;
  • нечёткое произношение отдельных слов, отсутствие многих звуков.

К 2 годам ребёнок понимает не сложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого по его содержанию: «Где?», «Что делает?». В процессе игры

«Угадай, кто кричит!» находит необходимую игрушку по звуку подражанию (взрослый воспроизводит крики животных: ав-ав, мяу-мяу, ку-ка-ре-ку, малыш находит игрушку- животное, которое так кричит).

В активном словаре малыша насчитывается от 200 до 300 слов.

Наряду с существительными (обозначающими предметы игровой и бытовой тематики) и глаголами (обозначающими простые действия) начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги и наречия.

К 2,5 годам значительно возрастает понимание обращённой речи:

  • понимает предлоги «за», «по», «до», «над»;

  • настоящее и прошедшее время глагола;

  • единственное и множественное число прилагательных;

  • прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, красный, синий, жёлтый, зелёный, сладкий, кислый и др.)

Ребёнок        понимает        обобщённые        понятия        «игрушки»,        «посуда»,        «одежда»,

«животные», хотя ещё не пользуются ими в активной речи.

Легко и активно подражает не знакомым словам из речи взрослого. Вступает в диалог со сверстниками во время игр. Подражает им в действиях и речи.

Ребёнок 3 лет владеет фразовой речью.

О себе малыш говорит «Я», «Я сам», выражает с помощью речи свои желания.

Речь является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания в словесной форме. Ребёнок раннего возраста очень активно

осваивает действия с игрушками (пирамидки, машинки, куклы, кубики). Пытается подражать действиям и речи взрослого. Потребность ребёнка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми, малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?».

Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?».

Возрастает понимание ребёнком речи. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, т.е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении.

На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами. Но всё же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25-27%) и меньше всего (10-12%) прилагательные.

На третьем году ребёнок способен воспринимать простые по содержанию и не большие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.

На данном возрастном этапе ребёнку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например, есть знакомые ему звукоподражательные слова («На болоте живёт и квакает: «Ква-ква-ква». Кто это?»).

Не смотря на все достижения в развитии речи, дети ещё не достаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, отчётливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.

Для успешного речевого развития ребёнка раннего возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и организация развивающей предметно пространственной среды, так как ведущей деятельностью малыша становится предметная.

Необходимо:

  1. сделать эту деятельность насыщенной и разнообразной.

  1. важно комментировать, сопровождать речью действие ребёнка с предметами.

Впечатления, накопленные малышом в предметной деятельности, создают основу для обогащения и расширения его словаря.

Советы по развитию речи ребёнка:

  1. Разговаривайте с ребёнком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
  2. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.

  1. Помогайте ребёнку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
  2. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребёнку время договорить то, что он хотел рассказать.
  3. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух в конце концов воспринимает правильную речь.
  4. Обязательно смотрите на ребёнка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребёнка раннего возраста при помощи произведений устного народного творчества

   Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмо...

Развитие речи ребёнка раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста...

Звукоподражание как приём развития речи ребёнка раннего возраста

Что такое звукоподражание и как его использовать с помошью игр, бесед, пальчиковых гимнастик....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя разл...