Семинар - практикум для воспитателей «Игры с мячом – как вид работы по развитию мелкой моторики рук у детей»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей «Игры с мячом – как вид работы
по развитию мелкой моторики рук у детей»
Подготовила и провела: инструктор по ФЗК
Торопчина И.А.
дата проведения 13.02.2025 г.
Цель: ознакомление педагогов детского сада с играми и упражнениями с использованием мяча, способствующими развитию мелкой моторики рук у детей.
Задачи:
- Выявить значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Обосновать тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речевыми навыками детей дошкольного возраста.
- Воспитывать желание вступать в доброжелательное взаимодействие с коллегами.
Оборудование: мячи (малого и среднего диаметра, для пинг-понга, массажные) на каждого участника, кубики.
Ход мероприятия
Добрый день уважаемые коллеги! Специалисты в области детской психологии и логопедии давно установили прямую зависимость между уровнем развития речи у детей и степенью развития мелкой моторики рук. Нормальное развитие движений пальцев свидетельствует о соответствующем развитии речи, в то время как отставание в развитии пальцев часто сопровождается задержкой речевого развития.
Такая тесная взаимосвязь объясняется эволюционными корнями человеческой речи. Наши предки первоначально использовали жесты для общения, дополняя их постепенно возгласами и выкриками. По мере совершенствования движений пальцев увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки в мозге, что способствовало развитию речи.
Аналогичным образом происходит развитие речи и мелкой моторики у ребенка: сначала развиваются движения пальцев, а достигнув достаточной тонкости, они создают основу для формирования словесной речи. Развитие движений пальцев, таким образом, можно рассматривать как подготовку к последующему речевому развитию.
В дошкольном возрасте наблюдается тенденция к недостаточному развитию мелкой моторики у значительной части детей. Это проявляется в неточных и нескоординированных движениях пальцев рук. Дети испытывают трудности с выполнением простых действий, таких как удержание ложки, рисование кисточкой и карандашом, застегивание пуговиц, молнии, завязывание шнурков.
Отсутствие должного развития мелкой моторики негативно сказывается на речевом развитии детей, затрагивая как устную, так и письменную речь.
Необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. Массаж пальчиков младенцев способствует стимуляции активных точек, связанных с корой головного мозга.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) развитие мелкой моторики и координации движений рук становится ключевым элементом подготовки к школе, в особенности к обучению письму.
Развитие мелкой моторики у детей играет важную роль в формировании речевых навыков. Это связано с тем, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко друг к другу. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации не только соответствующих отделов мозга, но и соседних зон, ответственных за развитие речи.
Определение уровня развития мелкой моторики у детей можно осуществить с помощью простого теста: попросить ребёнка показать один, два или три пальца, демонстрируя при этом правильное выполнение задания. Дети, способные выполнять изолированные движения пальцев, как правило, обладают речевыми навыками. Напротив, напряжённые пальцы, которые сгибаются и разгибаются только все вместе, или вялые пальцы, неспособные к изолированным движениям, могут свидетельствовать о задержке речевого развития.
Научные исследования подтвердили, что тренировка пальцев рук (включая массаж кисти) в течение двух с половиной месяцев способствует ускорению созревания речевых областей в мозге.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей:
- Пластмассовые;
- Резиновые;
- Каучуковые;
- Надувные;
- из папье-маше и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
- ярким
- легким
- прыгучим.
Согласно результатам опросов, родительское внимание к играм с мячом в семейном контексте ограничено. Преимущественно родители упоминают лишь одну игру – футбол. Опыт использования мяча в педагогической практике свидетельствует о его эффективности как инструмента для развития речи. Игры с мячом способствуют:
- Улучшению общей и мелкой моторики, а также пространственной ориентировки.
- Регуляции силы и точности движений.
- Гармонизации эмоционально-волевой сферы, что особенно важно для детей с повышенной активностью.
- Активации непроизвольного внимания.
- Развитию глазомера, силы, ловкости и скорости реакции.
- Укреплению мышечной силы, стимулированию работы важных органов (легких, сердца) и оптимизации обмена веществ.
Эти факторы создают благоприятные условия для эффективной работы речевого аппарата, что способствует формированию корректных речевых навыков у детей.
При проведении игровых упражнений с мячом следует соблюдать три ключевых принципа.
Во-первых, необходимо обеспечивать равномерную нагрузку на пальцы обеих рук.
Во-вторых, после каждого упражнения рекомендуется выполнять расслабляющие движения для пальцев, такие как встряхивание кистей рук.
В-третьих, учитывая комплексное воздействие пальчиковой гимнастики, ее целесообразно внедрять во все занятия образовательного процесса.
Давайте проанализируем игры с мячом, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, и попробуем в них поучаствовать.
Развитие мелкой моторики с помощью игр с мячом
Возьмите маленький или массажный мяч, игровое упражнение «Перекат», мяч прокатывают по столу сначала одной, потом второй рукой. Менять руки по сигналу. Теперь усложняем задание упражнение «Лабиринт». Нужно прокатить мячик или шарик по определенному пути. На столе расположите конусы, и одной рукой прокатите мяч так, чтобы он не касался препятствий. Следующая очень веселая игра, которая нравится детям «Пальчиковый футбол». На столе построите ворота из кубиков для двух или более участников. Задание: забить гол, но вести мяч можно только двумя пальцами или одним. Попробуйте и Вы забить гол.
Игры с мячом на развитие координации движений и равновесия
Такие игры и упражнения направлены на согласованную работу различных групп мышц, тренируют вестибулярный аппарат и учат контролировать положение тела в пространстве. Ребенок становится увереннее в себе. Также регулярная практика помогает выполнять повседневные задачи, которые требуют точных и согласованных движений. Поиграем? Возьмите мячи среднего диаметра.
«Лови и прыгай». Простое, но полезное и веселое упражнение. Необходимо подбросить мяч и одновременно подпрыгнуть, а затем поймать его до того, как он коснется пола. Пробуем выполнить.
«Точный бросок». Задача — попасть в цель, обруч, для детей более старшего возраста можно взять горизонтальную цель более маленького размера. Бросаем мяч из разных исходных положений: стоя, сидя или в движении поворотом. При этом задание можно усложнить с помощью различных мячей, скорости или подготовительного движения.
Коррекция речи через игры с мячом
Игровые упражнения данного блока помогают справиться с речевыми дефектами, но нужно применять индивидуальный подход в каждом случае. Мяч становится стимулом для речевой активности. Например, ребенок должен назвать слово или звук, чтобы поймать мяч, или произнести фразу, когда передает его. Давайте поиграем.
«Назови и брось». Необходимо бросить мяч своему партнеру и одновременно назвать предмет определенной категории: фрукты, животные, транспорт. Это упражнение увеличивает словарный запас и учит классифицировать слова.
«Поймай и скажи». Перебрасываем мяч и называем часть слова или слог, например, слово молоко. Первый бросает мяч и называет слог «мо-», второй ловит и говорит «-локо». Развивает фонематический слух и навыки словообразования. Придумайте свои слова и играем.
Ориентирование в пространстве: игры и упражнения
«Где же я?» Взрослый откатывает мяч от себя в разных направлениях: вперед, назад, вбок. Ребенок говорит, куда укатился мяч. Давайте еще поиграем.
«Вратарь». Один бросает мяч и говорит направление, куда его кидает, например, влево. второй должен сделать движение в заданном направлении и поймать мяч. Цель — закрепить умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства, развить быстроту реакции и точность движения. Давайте попробуем, легко ли это сделать.
Таким образом игры с мячом представляют собой высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления посредством воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях рук. Стимуляция данных точек способствует повышению физической и умственной работоспособности у детей, а также положительно влияет на их речевое развитие.
Игры с мячом обладают универсальностью, что позволяет варьировать их в зависимости от фантазии взрослых и желания сделать процесс обучения для детей увлекательным и интересным.
Желаю вам успехов в творческой деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: "Игры с мячом - как вид работы по развитию мелкой моторики рук у детей"
В данном семинаре - практикуме показана важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначина взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;представлены списо...
Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.
С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможн...
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосв...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Семинар - практикум для воспитателей "Игры с мячом как средство развития лексико - грамматической стороны речи у детей"
Грамматичес строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях. Применение речевых игр с мячом в моей практической работе с де...
