Самообразование
материал
Самообразование тьютора за 2023-2024гг
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.16 КБ | |
| 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Отчет по самообразованию тьютора
за 2023-2024 учебный год
Составила: тьютор
Вэйли А.И
с. Новы Порт
Май 2024 г.
В апреле 2023 и по май 2024 учебном году мною была взята тема по самообразованию: «Сенсорное развитие детей с ИН через дидактические игры»
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей с интеллектуальными нарушениями. Именно сенсорные игры наиболее благоприятны для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Целью самообразования являлось повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах обучения детей интеллектуальными нарушениями.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
2. Совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей дошкольного возраста с ИН;
3. Обогатить развивающую среду в группе по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
4. Повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, мастер-классы, совместную деятельность.
На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала Интернет-ресурсы: Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», 2004; Венгер Л.А Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Венгер Л.А Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольной форме; Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников, 2010; Метиева Л.А Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей ,т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:
1) Условия формирования эталонов цвета у детей ИН.
2) Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
3) Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей .
4) Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 5-6 лет.
5) Организация предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста для сенсорного развития.
6) Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой.
С воспитанником проведена в середине и в конце года диагностика «Применение сенсорных игр в работе с детьми с ИН».
На практическом этапе подготовила материал и пополнила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Подбери фигуру», «Соберем пирамидку», «Какая нужна фигура?», «Прятки», «Какая фигура лишняя?», «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» , «Матрёшка», «Игры с прищепками» , «Окраска воды», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Умное облачко», «Волшебный комодик», «Шнуровки», «Собери фигуру из палочек».
Провела работу с родителями:
• Привлечение к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой
• Рекомендации по проведению игр в домашних условиях
• Папка-передвижка «Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка»
В течении учебного года провела с ребенком дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, формы, цвета, величины, пространства.
Анализируя свою работу по самообразованию, можно сказать следующее: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Основными методами сенсорного развития детей с ИН являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.
Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.
• принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;
• принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
• принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д., игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие ребенка.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Достигнутые, ожидаемые результаты:
1. Сформировались навыки самостоятельной деятельности;
2. Повысилась уверенность в себе;
3. Развились любознательность, наблюдательность;
4. Стала развита мелкая моторика пальцев, кистей рук;
5. Сплотился в детский коллектив.
Была проведена работа с родителем:
- Памятка "Этапы освоения сенсорных эталонов у детей через дидактические игры"
- Рекомендация: «Игры на формирование пространственных представлений, представлений о пространственных соотношениях» - развитие памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, так и на моторно - двигательную, коммуникативную стимуляцию.
- Консультация: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Принимала участие в онлайн-семинарах, вебинарах
1. Сертификат участника в дистанционном семинаре «МКДО 2022: Результаты и направления развития в 2023 году»
2. Профилактика гриппа и острых-респираторных вирусных инфекций в том числе новой короновирусной инфекции (Covid -19) в объёме 36 часов
3. Приняла участие во всероссийской олимпиаде руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций «Методы и формы трудового воспитания и физического развития детей в дошкольных организациях в условиях реализации ФГОС» (в рамках научно-практической конференции) «Организация воспитательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС».
4. Обеспечение санитарно- эпидемических требований в образовательных организациях согласно СП 2.4 3648-20 в объёме 36 часов
Прошла курсы повышения квалификации:
2023 ООО «Инфоурок» по программе «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях, разработанный в соответствии с ФГОС и Федеральным законом, разработанный в соответствии с ФГОС и Федеральным законом №273-ФЗ», Город Смоленск, 540 часов. Диплом №000000202679, регистрационный номер № 196936.
2023 Удостоверение о повышении квалификации № 783103585147, город Санкт-Петербург, отделение дополнительного профессионального образования Общества с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций» по теме: «Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО): сопровождение дошкольных образовательных организаций» в объеме 72 часа
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...