Самообразование
материал

Самообразование тьютора за 2024-2025гг

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

              Отчет по самообразованию тьютора

за 2024-2025 учебный год

Составила: тьютор

Вэйли А.И

с. Новы Порт

Май 2025 г.


В апреле 2024 и по май 2025 учебном году мною была взята тема по самообразованию: «Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольника с нарушением интеллекта через дидактические игры».

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  
Целью самообразования являлось повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме

«Формирования первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта».
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства формирования первоначальных представлений о себе у дошкольника с нарушением интеллекта.

2. Изучить особенности сформированности первоначальных представлений о себе у детей с нарушением интеллекта для построения соответствующей работы по данной теме средствами дидактических игр.

3. Создать предметно-пространственную развивающую среду: подбор дидактического материала, дидактические игры по данной теме.

4. Повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, мастер-классы, совместную деятельность.

На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала Интернет-ресурсы: А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва, АСАDЕМА, 2002;

Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева “Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольника» Волгоград, Учитель, 2010;

 И.О. Кукушкина, Т.К. Королевская «Я открываю мир» Москва/Просвещение,2012.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: В процессе игр и занятий у детей складывается представление о самом себе и открытие своего «Я». Дети выделяют себя в мире вещей и других людей. Ребенок приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, приобщение его к жизни близких людей; через становление ценностных ориентиров.

На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:
1) пополнила картотеку игр на формирование первоначальных представлений о себе;

2) провела индивидуальную работа с детьми, по ознакомлению с играми; 

3) проводила совместную игровую деятельность, которая способствовала развитию мышления, внимания, усидчивости;

4) оформила консультацию для родителей.

С воспитанником проведена в середине и в конце года диагностика «Применение дидактических игр в работе с детьми с ИН».
На практическом этапе подготовила материал и пополнила картотеку дидактических игр по формированию первоначальных представлений о себе, такие как:

  • Подвижные игры и упражнения для формирования у детей подражательных способностей.

«Птички полетели», «Зайки прыгают в лесу», «Веселый клоун», «Петрушка», «Ванька-встанька, приседай-ка», «Рыбки плавают в воде», «Раз, два, отомри и за мною повтори»;

«Прокати мяч», «Попади в корзину», «Нагрузим машину», «Перевезем груз», «Построим башню», «Соберем кольца на палочку», «Веселая змейка» (со скакалкой или веревкой), «Поймай шарики» (с сачком), «Веселые лошадки» (с палкой).

  • Элементарные действия по речевой инструкции в процессе следующих игр и упражнений.

Птички полетели», «Веселый клоун», «Прыгаем, как зайки», «Плаваем, как рыбки», «Прокати мяч через ворота», «Построй башню из кубиков», «Возьми шарик», «Помаши флажком», «Постучи погремушкой», «Бей в барабан», «Тук-тук, молоток», «Звени, бубен», «Брось мяч», «Разгрузи машину», «Брось в кольцо», «Шарик, плыви», «Спрячь конфетку в карман», «Спрячь игрушку в ладошки».

  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Покажи части своего тела и лица», при этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе». В целях закрепления этих представлений используются дидактические игры: «Маша-замарашка», «Утро наступило», «Мыльные перчатки», «Пузырики», «Вымой кукле руки». Используется обыгрывание стихов и потешек. Постепенно взрослый развивает у дошкольников потребность в самостоятельности («Я сам»), поддерживает уверенность в себе, своих силах («Я могу»).

Анализируя свою работу по самообразованию, можно сказать следующее: дидактические игры занимают важное место в формирование первоначальных представлений о себе у детей с нарушением интеллекта. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т.д..

Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать.

Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы:
- Принцип системности – последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр;

- Принцип повторности – обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);

- Принцип наглядности – представлен в картинках, изображающих предметы и действия с ними, раздаточный материал;

- Принцип добровольности – учитывается интерес и желание ребёнка;

Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д., игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие ребенка.
Работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая первоначальное представление о себе. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Достигнутые, ожидаемые результаты:
1. Сформировались навыки самостоятельной деятельности;
2. Повысилась уверенность в себе;
3.       Развились любознательность, наблюдательность;

 4. Воспитанник научился частично контролировать и саморегулировать свое поведение.

                Умеет с помощью различных игр сформировывать первоначальные представления о себе.
5.       Сплотился в детский коллектив.

Была проведена работа с родителем:

  • Памятка: «Домашняя игротека.
  • Консультация: «Особенности детей старшего дошкольного возраста».
  • Альбом: «Папа, мама, я – дружная семья»;
  • Консультация «Игры по формированию первичных представлений о себе»;

Анкетирование: «Мой ребенок»

 Принимала участие в онлайн-семинарах, вебинарах

1. Сертификат участника в дистанционном семинаре «МКДО 2022: Результаты и направления развития в 2023 году»

 2. Профилактика гриппа и острых-респираторных вирусных инфекций в том числе новой короновирусной инфекции (Covid -19) в объёме 36 часов

3. Приняла участие во всероссийской олимпиаде руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций «Методы и формы трудового воспитания и физического развития детей в дошкольных организациях в условиях реализации ФГОС» (в рамках научно-практической конференции) «Организация воспитательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС».

4. Обеспечение санитарно- эпидемических требований в образовательных организациях согласно СП 2.4 3648-20 в объёме 36 часов

Прошла курсы повышения квалификации:  

2023 ООО «Инфоурок» по программе «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях, разработанный в соответствии с ФГОС и Федеральным законом, разработанный в соответствии с ФГОС и Федеральным законом №273-ФЗ», Город Смоленск, 540 часов. Диплом №000000202679, регистрационный номер № 196936.

 2023 Удостоверение о повышении квалификации № 783103585147, город Санкт-Петербург, отделение дополнительного профессионального образования Общества с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций» по теме: «Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО): сопровождение дошкольных образовательных организаций» в объеме 72 часа

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...