ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «На пороге школы»
проект
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«На пороге школы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Ручеек» г. Смоленска
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«На пороге школы»
Руководитель проекта: воспитатель:
Струнга Анастасия Алексеевна
Являясь воспитателями детей старшей группы, мы решили со второй половины учебного года уделить больше внимания работе по преемственности детского сада и школы. В связи с этим разработали данный проект. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Мы попытались сделать переход детей в школу более мягким, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Подготовить ребенка к школе – это значит активно сформировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развить те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самобытность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "радость детства".
С другой стороны - школа, как преемник дошкольной ступени образования, строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реализовывать непрерывность в развитии и образовании детей.
Актуальность
Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.
В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным.
Проблема: недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный (январь 2024 г. – май 2024г.)
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста;
- педагоги и специалисты ДОУ;
- родители.
Цель: обеспечить преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Воспитать у детей положительное отношение к школе. Обеспечить комплексное развитие ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья; сформировать психологическую готовность детей к школе.
Задачи:
-согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;
-обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
-создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, мягкого перехода детей от игровой деятельности к учебной;
-активизировать сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребенка к школе;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Этапы реализации проекта
1 этап
Создание предметно-развивающей среды в группах:
- «Уголок школьника»;
- уголок «Читаем сами»;
- уголки для сюжетно-ролевых игр «В школу»;
- картотека разнообразных игр;
- условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол);
- игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.
2 этап
Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. Старшие дошкольники знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей интереса к школьной жизни.
3 этап
Встречи с учащимися и учителем:
-составление плана совместной работы ДОУ и школы на учебный год;
-выступление учащихся на родительских собраниях для будущих первоклассников;
-проведение совместных мероприятий (дошкольников и школьников);
-проведение выпускного утренника в детском саду.
Результаты реализации проекта:
• речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;
• дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;
• они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
• у детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;
• адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;
План работы по реализации проекта
Подготовительная группа
сентябрь сентябрь сентябрь | Участие детей подготовительной группы в торжественной линейке в «Лицее №3», посвященной Дню Знаний. Беседа на тему: «Школа-это интересно» с приглашением выпускников детского сада. Консультация для родителей «Готовность дошкольника к школьному обучению». | Воспитатели, дети. Воспитатели, дети, выпускники. Воспитатели, родители. |
октябрь октябрь октябрь | Оборудование в группе уголка будущего школьника «Хочу в школу». Выставка поделок из природного и вторичного сырья «Из того, что под рукой, сотворю я чудо». (совместно с учащимися 3 класса). Консультация для родителей «Практические рекомендации по подготовке руки ребенка к письму». | Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, учитель, дети. Воспитатели, родители. |
ноябрь ноябрь ноябрь | Экскурсия «Встреча со школой». Знакомство детей со школой, общение с первоклассниками. Выставка детских работ «Я рисую школу». Круглый стол совместно с родителями «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассников?» | Воспитатели, учитель, дети. Воспитатели. Воспитатели, родители. |
декабрь декабрь декабрь | Акция «Подарок для елочки» (изготовление елочных украшений с участием детей группы и третьеклассников). Украшение елки на территории дошкольного учреждения. Индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников группы «риска» по психологическому развитию. | Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. Воспитатели, психолог, родители. |
январь январь январь | В зимние каникулы проведение развлечения «Незнайка готовится в школу». Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа». Консультация для родителей будущих первоклассников «Как правильно организовать свободное время ребенка». | Воспитатели, муз. Руководитель, дети. Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, родители. |
февраль февраль февраль | День открытых дверей «Выпускник детского сада-успешный первоклассник». Беседы «Если ты останешься дома один», «Зачем учиться в школе». Выпуск папки-передвижки для родителей «Скоро в школу» | Воспитатели, учитель, дети. Воспитатели, дети. Выпускники, родители. |
март март март | Создание фотоальбома «Наши мамы и папы-школьники». «В гостях у детей подготовительной группы-учитель». Клуб для родителей «Школа дошкольных наук». | Воспитатель, дети. Воспитатели, учитель, дети. Воспитатели, родители. |
апрель апрель апрель | Открытый урок в школе «Физкультура-это здорово». (совместно с дошкольниками). Спортивное состязание «Весенний марафончик» Родительское собрание с участием учителей начальной школы на тему: «Подготовка к школе». | Воспитатели, учитель, дети. Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, родители. |
май май май | Подготовка к выпускному утреннику. Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства». Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников». | Воспитатели, дети. Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, родители. |
Литература:
1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.
3. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г.
4. «Преемственность: так в чем проблема?», Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г
5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.
6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "На пороге школы"
Цель: выбор эффективных путей взаимодействия дошкольного учреждения с начальной школой Цель проекта: «Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, ...
Проект "На пороге школы"
Задачи:Познакомить со школойФормирование разнообразных знаний и уменийРасширять представление о профессии учительРазвивать физическую ловкость...

Проект "На пороге школы"
Проект щкольной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения дете...
Педагогический проект "У порога школы"
Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сот...
проект" На пороге школы"
Повысить интерес к школе, учебной деятельности. Проведение викторины : " Я- будущий ученик"...

Педагогический проект "На пороге школы"
Прект реализован в старшей а затем в подготовительной группе....

Мастер-класс: Педагогическая гостинная "На пороге школы"
Всесторонняя подготовка ребенка к школе - это не одноразовое усилие, а долгая, планомерная работа. Только кропотливый труд поможет ребенку хорошо успевать в начальных классах. Сейчас существует много ...