Конспект родительского собрания на тему: «Развитие речи старших дошкольников. Речевые особенности детей 6-го года жизни»
план-конспект занятия (старшая группа)

Астанина Елена Александровна

Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Развитие речи старших дошкольников.

Речевые особенности детей 6-го года жизни»

Группа: старшая №2 "Капитошка".

Воспитатели: Астатнина: Е.А.

                                                                                                                     Казакова Т.А.

Цель: привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству через

совместное решение задач речевого развития детей.

Задачи:

- раскрыть значения  устной  речи  во  всестороннем  развитии  личности

ребёнка.

- расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

- познакомить родителей с  речевыми  играми  для  их  использования  в

домашних условиях.

План проведения:

1. Доклад воспитателя на тему: «Развитие  речи детей старшего дошкольного возраста.»

2.  Практикум для родителей «Путешествие в страну игр».

3.  Подготовка к новогодним мероприятиям в детском саду.

4.  Разное.

5.  Подведение итогов собрания-практикума. Рефлексия.

6.  Решение родительского собрания.

Ход собрания:

1. Доклад воспитателя на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.»

Воспитатель 1: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. В начале собрания, прошу вас уважаемые родители выбрать секретаря и председателя.

Воспитатель 2: Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки своего, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).
После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
Воспитатель 1: Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 26. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе.

Воспитатель 2: Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников. Речевые особенности детей 6-го года жизни».

Речь — форма общения.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

- Как вы думаете, чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?

- Формирование звуковой культуры речи.

-Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Воспитатель 1: Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности:

- на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях;

- вне занятий – в игровой и художественной деятельности;

- в повседневной жизни.

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ребёнок шестого года жизни способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.

2.  Практикум для родителей «Путешествие в страну игр».

Воспитатель 2: Я предлагаю вам окунуться в детство и на время превратиться в детей. Мы немного поиграем!

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире, и в процессе наблюдений имеет уникальные возможности для развития речи детей.

1. Игра «Кто или что может это делать?»  Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

2. «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. Игра «Что для чего» Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. Хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.

4. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, тетрадь, юла, мяч; стол, шкаф, тарелка, диван; пальто, шапка, куртка, шуба; слива, яблоко, помидор, груша; волк, собака, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, свинья; роза, тюльпан, береза, василек; зима, март, весна, лето.

Воспитатель 1:

5. Игра «Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное).

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

День – какой он – летний, пасмурный, дождливый, ясный т.д.

Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Платье – какое оно – праздничное, короткое, нарядное, чистое, теплое и т.д.

6. Игра «Противоположности», «Антонимы».

Детям раздаются карточки.

Например: узкий – широкий, пустой- полный, черный – белый, далеко- близко.

И дети должны найти свою противоположную пару.

7. Игра «Определи звук [д] в слове».

Если вы услышите слово со звуком [д], вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

Дом - [д]- в начале слова; дятел-[д]-в начале слова; дедушка -[д]-в начале и в середине слова; деревня -[д]- в начале слова; тетрадь-[д]- в конце слова; смородина -[д]- в середине слова; виноград -[д]- в конце слова.

Также есть большое количество игр для развития грамматического строя с помощью которых ребенок учится связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов.

Воспитатель 2: Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

Мелодика (повышение и понижение голоса)

Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фразы)

Ритм (чередование ударных)

Тембр (эмоциональную окраску голоса)

Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)

И помните главное:

—  разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

— чаще общайтесь с ребенком;

— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

Воспитатель 1: «Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук с помощью массажных шариков «су-джок»)

1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой — отвечает за голову;

Указательный — желудок;

Средний — печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) потереть ладони, похлопать.

2этап

1) Пальчиковая игра «Медведь» (с платком) .

(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

Воспитатель 2:

2) Пальчиками можно рассказывать стихи.

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

3. Подготовка к новогодним мероприятиям в детском саду (обсуждение).

4. Разное.

5. Воспитатель 1: Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.

Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей)                                                                                                              

Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи. В эти игры можно играть по дороге в детский сад. На кухне, занимаясь своими делами. Нужно беседовать, разговаривать, больше и чаще читать с ребенком книги и обсуждать прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми, больше общаться с ними. Я хочу вам дать небольшие памятки с речевыми играми, я думаю они вам помогут. Спасибо всем за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

Решение родительского собрания.

1.     Использовать информацию, полученную на родительском собрании, для развития связной речи детей.

2.     Уделять внимание речевому развитию: больше общаться с ребенком, играть в речевые игры, читать книги.

3.     Новогодние мероприятиям в детском саду (костюмы, подарки).

Считаем, что поставленные задачи полностью реализованы, родители с интересом включились в ход собрания-практикума. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием, все присутствующие родители посчитали, что собрание было полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Знакомство родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

Познакомить родителей с основной задачей развития речи детей - выражать своимысли, чувства, впечатления используя речевые средства....

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...