Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ОВЗ (ТНР)
материал по психологии (средняя группа)

Мишухина Неонила Сергеевна

Адаптированная образовательная программа  разработана для воспитанника ДОУ, имеющего статус «ребенок с ОВЗ» (ТНР), посещающего группу комбинированной  направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_attestatsiya.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования администрации города Красноярска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

660068, г. Красноярск, переулок Тихий, 24        

  тел.(факс) 264 — 40 — 31              e-mail: mdou84@mail.ru

Согласовано: Утверждено:

Родитель                                                                                 Заведующий МБДОУ № 84

ФИО__________                                                  И.Г. Хохловская __________                                                                                                            

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования

(1-й год обучения)

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31.08.25 г.

Красноярск, 2025

Содержание

  1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная  записка

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

1.1.2. Принципы  и подходы к формированию адаптированной образовательной программы

1.1.3. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

1.2.  Планируемые результаты освоения Программы

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов

2.3. Описание профессиональной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка  

2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы

2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка

  1. Организационный раздел

3.1.Описание  материально – технического обеспечения программы

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Распорядок и / или режим дня

 План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого - педагогическому сопровождению ребенка

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивной группе

  1. Дополнительный раздел. Краткая презентация программы.

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (далее – Программа) разработана для ФИО, имеющего статус «ребенок с ОВЗ» (ТНР), посещающего группу комбинированной  направленности.

  1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель: Создание условий для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья во всех видах деятельности и общения, получение образования, коррекции нарушений развития и социализации на основе специальных педагогических подходов обеспечение психического и  физического  развития.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • Становления самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
  • Развитие коммуникативных и социальных навыков  ребенка;
  • Развития игровой деятельности.

Познавательное развитие

  • Формировать способы мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, классификация);
  • Формировать представления об окружающем мире (знания о себе и о семье, предметное окружение, социальный мир, мир природы).  
  • Формирование элементарных математических представлений.

Речевое развитие

  • Активизация речевой деятельности;
  • Формировать и обогащать словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного и игрового опыта ребенка;
  • Развивать общие речевые навыки (дыхательную, голосовую функции, артикуляционную моторику).

Художественно – эстетическое развитие

  • Формировать положительно эмоциональное отношение к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;
  • Развивать интерес сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
  •    Развивать интерес внимательно слушать музыку, проявлять желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

Физическое развитие.

  • Развивать  основные виды движений,(бег, лазанье, перешагивание и пр.);
  • Формирование и совершенствование двигательных умений с целью укрепления и развития мышц.
  • Выполнять инструкцию взрослого.
  •   Формировать навыки элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам и т. п.);

1.1.2. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

3. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности.

4. Взаимодействие с родителями по реализации АОП.

5. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

6. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям  речевого развития).

7. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка.

8. Взаимодействие специалистов при организации коррекционной работы.

Программа разработана на основе деятельностного, культурно – исторического и личностно – ориентированного подходов.

  1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:

Дата рождения:

Группа: старшая группа комбинированной направленности

Режим пребывания в ДОУ: полный день

Форма обучения, степень включенности: очная, индивидуальные занятия с логопедом

Статус

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение ППК

Ребёнок с ОВЗ: ТНР, дизартрия 2 уровень

Заключение МСЭ

Запрос (ожидание) родителей на образовательные услуги

Развитие связной речи, звуковой и интонационной культуры речи. Развитие и расширение  познавательной активности.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с ОВЗ

I. Социально – коммуникативное развитие

  1. Познавательное развитие

  1. Речевое развитие

  1. Художественно – эстетическое развитие

V.Физическое развитие

I.1. Общение и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Отношения со сверстниками доброжелательные, может проявлять инициативу в общении. Со взрослыми взаимодействует  без робости. Выполняет элементарные правила поведения на улице и в группе.

I.2. Культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания:

Культурно – гигиенические навыки соответствуют возрастной норме. Может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одеться, раздеться, обуться. Умеет пользоваться столовыми приборами.   Свои вещи на место убирает, но не всегда аккуратно. Может попросить о помощи.

I.3. Игровая деятельность.

Проявляет интерес к играм и игрушкам. Правила игры понимает, проявляет лидерские качества.  Имеет любимые игры и игрушки (сюжетные, подвижные). Использует образные и достаточное  количество предметов заменителей. Выполняет  сюжетные, ролевые действия (врач, водитель, строитель и т.д). В подвижные игры с правилами играет с удовольствием.  

I.4. Развитие эмоционально-волевой сферы

Эмоции чаще выражает адекватно ситуации. Настроение  во время образовательной деятельности чаще ровное. Может проявлять чувство сострадания (жалеть, обнять).

II.1. Представления об окружающем мире

Ориентируется в ближайшем окружении, может рассказать о себе, знает фамилию и имя, возраст; имена родителей; род занятий  затрудняется. Имеет представления об элементарных  природных явлениях. В процессе конструирования может сооружать элементарные постройки,  помощь взрослого принимает.

II.2.Сенсорное развитие:

Цвета  выделяет и называет основные и многие оттеночные.

Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и формы (шар, куб).  Знает основной спектр цветов и некоторых оттенков, группирует предметы по цвету, размеру. Самостоятельно показывает «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

II.3. Формирование элементарных математических представлений. Знает  части суток (утр, день, вечер, ночь). Пространственные представления сформированы  (верх, низ, впереди, сзади, путает  право, лево).

Правильно пользуется количественным счетом (в пределах 5). Понимает и называет геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, детали конструктора;

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам, может допускать ошибки; путает правую и левую руку;

II.4. Особенности мышления:

Умеет  разбирать и собирать предмет на части (пирамидка, матрешка, сборные игрушки).

Классификацию, однородных объектов, осуществляет с небольшой помощью. Знает  в пределах пяти предметов отдельных групп, не всегда соотносит с обобщающим словом (мишка-игрушка, помидор-овощ). Самостоятельно анализирует объекты, выделяет и называет существенные признаки. Узнает многие объекты по словесному описанию.

Коммуникативная функция речи. Ребенок активно вступает в диалог со специалистом. Часто выступает инициатором диалога, задает вопросы.

Понимает обращенную к нему речь. Понимает инструкции, выполняет просьбы, отвечает на вопросы.

Общее звучание речи. Речь понятна для окружающих.

Артикуляционная моторика. Выполняет комплекс артикуляционных упражнений по подражанию. Испытывает трудности при выполнении упражнений на верхний подъем языка.

Фонематическое восприятие. Совершает единичные ошибки при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками.

Словарный запас. Обладает недостаточно богатым словарным запасом.

Грамматический строй речи. Испытывает трудности при образовании прилагательных от существительных, а также притяжательных прилагательных.

Связная речь. Составляет рассказ по картинке и по серии картинок. Рассказ несодержательный, короткий.

Проявляет интерес к рисованию.  С удовольствием рисует несложные сюжеты, может рассказать. Карандаш и кисть держит уверенно. В лепке использует прием ощипывания, расплющивания, размазывания, раскатывания, выполняет простые объекты довольно точно. В аппликации владеет простыми приемами вырезания  полоски, не всегда аккуратно. Освоил приемы наклеивания из готовых форм и частей. Положительно относиться к результатам своей работы.

Позитивно реагирует на звучание музыкальных инструментов, пение, музыкальные игры. Охотно включается в музыкальные игры.

Развитие общей и мелкой  моторики.

На занятиях по физической культуре принимает участие во видах двигательной активности. Выполняет все основные виды движения в соответствии с возрастом. Выполняет движения по подражанию взрослого. Инструкцию взрослого слышит и выполняет.

Развитие мелкой моторики в соответствии с возрастом. Особенности латеризации - преимущественно действует правой   рукой.

Особые образовательные потребности (дефициты и ресурсы)

Дефициты - коррекция нарушений познавательной деятельности, речи.

Ресурсы ребенка – имеет интерес к занятиям, воспринимает обращенную речь и т.д.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и представлены в форме целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

При реализации программы педагоги ориентируются на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства (прописаны в основной образовательной программе дошкольного образования).

Образовательные области

Конкретизация целевых ориентиров:

Речевое развитие

Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

Правильно употребляет основные грамматические формы слова;

Составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

Правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

Социально-коммуникативное развитие

Может:

Быть эмоционально отзывчивым, уметь сопереживать;

Иметь позитивные установки  к различным видам труда и творчества;

Представления о мире людей и рукотворных материалах;

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, понимает и принимает условную игровую ситуацию, знает нормы и правила поведения соответственно возрасту, умеет адекватно реагировать на запрет, с радостью принимает похвалу, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребности в самостоятельности;

Владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.

Познавательное развитие

Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется схеме собственного тела в пространстве ориентирован недостаточно; складывает картинку из шести-восьми частей, фигуру из шести-восьми элементов по словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки; владеет навыками счета в пределах пяти; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.

Художественно-эстетическое развитие

Может:

Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 20- 30 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Физическое развитие

Может овладевать элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

Выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами.

Может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности; выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением; проявляет активность во время бодрствования; ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться; у ребенка сформированы представления об опасности.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие

Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитывать вежливость, отзывчивость, скромность, смелость, желание быть справедливым. Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу. Формировать навык бережного отношения к вещам. Углублять представления каждого ребенка о своей семье, ее членах и ее истории. Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навык самостоятельной передачи эмоций. Обогащать социальный опыт и развивать социальные отношения в игре на основе осмысления профессиональной деятельности взрослых. Формировать умение объединяться для игры, распределять роли, совершать действия в соответствии с общим замыслом, согласовывать действия друг с другом.

Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, выполнять поручения взрослых, помогать старшим и друг другу, оценивать результаты совей работы. Формировать понимание необходимости и важности труда взрослых. Совершенствовать навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности. Учить выполнять обязанности дежурных по столовой и в центре природы.

2.1.2. Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия и сенсорную интеграцию (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации. Развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.

Формирование картины мира

Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке. Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Воспитывать бережное отношение к вещам. Формировать представления о смене времен года, их очередности. Научить узнавать и различать времена года по существенным призна  изменениях в природе. Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере; о блюдах, которые можно из них приготовить. Конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей по уходу за домашними животными.

Развитие математических представлений

Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Обучать отсчитыванию предметов из большего количества. Ввести в активный словарь количественные и порядковые числительные (в пределах пяти). Учить отвечать на вопросы: Сколько всего? Который по счету? Обучать сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравных группы двумя способами: добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Совершенствовать умение сравнивать численности множеств в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам. Обучать сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). Формировать навык сравнения предметов сразу по двум признакам. Формировать умение сравнивать до пяти предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке. Формировать умение узнавать, различать и называть геометрические формы, соотносить формы предметов с геометрическими фигурами. Обучать группировке геометрических фигур по цвету, форме, размеру. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

2.1.3.Речевое развитие

Совершенствовать навык  употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей с самостоятельной речевой деятельности

Совершенствовать умение правильно строить простые распространенные предложения с предлогами, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Развивать умение составлять описательные и повествовательные  рассказы.

Совершенствовать умение осуществлять простые (определение последнего и первого звука в слове) и сложные формы фонематического анализа (определение местоположения звука в слове, последовательности и количества звуков в  односложных и двусложных словах без стечения согласных звуков).  

Знакомить с печатными буквами (без употребления алфавитных названий).

Закреплять нормативное произношение звуков в самостоятельной речевой деятельности.

2.1.4. Художественно-речевое развитие

Слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм и с помощью педагога правильно понимать их содержание. Формировать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших рассказов со зрительной опорой и с помощью взрослого.

Формировать навыки сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов. Совершенствовать умение различать и называть детали строительного конструктора, анализировать несложные постройки и создавать их по образцу, схеме, указанию;

Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения;

Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе;

Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, совершать разные виды прямых разрезов, вырезать круглые формы из квадрата, навыки аккуратного наклеивания деталей;

Формировать умение лепить из пластилина, глины, соленого теста, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму;

Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности; Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов. Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя  мелодию, в едином темпе, четко произнося слова.

2.1.5. Физическое развитие

Обучать ходьбе и бегу с согласованными движениями рук и ног, ходьбе и бегу с ускорением и замедлением темпа, ходьбе и бегу на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону, в колонне по одному, по двое, по прямой, по кругу, врассыпную, с изменением направления, с перешагиванием через различные предмет;

Обучать ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони, с опорой на колени и предплечья по прямой, между предметами;

Выполнять прыжки на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой, с продвижением вперед, с поворотом кругом;

Бросать мяч друг другу снизу и ловле его, бросанию от груди, в горизонтальную цель, через веревку, из-за головы, подбрасыванию мяча вверх и ловле его, отбиванию мяча о землю правой и левой рукой;

Воспитывать интерес к активной двигательной активности, развивать самостоятельность, инициативность, пространственную ориентировку.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов.
Реализация адаптированной образовательной программы осуществляется в основных

формах организации образовательной деятельности:

  • Совместная образовательная деятельность взрослого и детей (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность разных видов и культурных практик);
  • Свободная самостоятельная деятельность детей. Каждый вид деятельности может использоваться как самостоятельно, так и интегрироваться с другими, не нарушая  требований СанПин.

           Организованная образовательная деятельность планируется и целенаправленно организуется педагогами с учетом интересов и потребностей ребенка. Протекает в первой либо во второй половине дня, согласно требованиям СанПин. Целью ООД  является создание социальной ситуации развития ребенка. Основными задачами ООД являются создание условий для формирования у ребенка новых умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. В ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка обязательно появление образовательного результата (продукта). Эти продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), таки нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка

Содержание работы учителя-логопеда

  1. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
  • Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
  • Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
  • Формирование  умения выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения  («Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки»)  и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих  согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ]).
  1. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
  • Формирование правильной артикуляции нарушенных в произношении согласных звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
  • Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков.
  • Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в  односложных и двусложных словах без стечения согласных звуков.
  • Формирование умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность;
  1. Овладение элементами грамоты.
  • Знакомство с понятием «предложение», «слово» и «слог».  
  • Формирование навыка  составления графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех-четырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом).
  • Формирование навыка  составления графических схем слогов, слов.
  • Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения.
  • Знакомство с печатными буквами (без употребления алфавитных названий).
  • Обучение графическому начертанию печатных букв.
  • Составление, печатание и чтение:

- сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ),

- сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ),

- сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА),

- односложных слов по типу СГС (КОТ),

- двухсложных слов, состоящих из открытых слогов (МАМА).

  1.  Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
  • Совершенствование навыка дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»

(ручка – ручища, котик - котище)

  • Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (перелил, выехал, отошел)
  • Совершенствование навыков  употребления в экспрессивной речи простых предлогов.
  • Формирование  навыков различения в экспрессивной речи  предлогов со значением  местоположения и направления действия

(за  - перед, за  - у, под  -  из-под, за  -  из-за, из-за  - из-под )

  • Совершенствование навыков употребления относительных прилагательных (стеклянный, каменный).
  • Формирование навыка правильного употребления  притяжательных прилагательных

            (волк  -  волчий, заяц  -  заячий, медведь  - медвежий).

  • Совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
  1. Формирование связной речи.
  • Совершенствование навыка составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта).
  • Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
  • Формирование навыка пересказа текста.

Содержание  работы педагога-психолога

Цель работы: коррекция и развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти,  восприятия), мелкой моторики и обучение навыкам саморегуляции.

Форма работы: индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 20 минут (Программа предусматривает возможность проведения как  индивидуальных занятий с ребенком, так и работу с подгруппами детей, по усмотрению педагога-психолога).

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Развитие познавательной активности.
  • Обогащение сенсомоторного и сенсорного опыта.
  • Формирование познавательно-исследовательской и элементарной конструктивной деятельности.
  • Учить устанавливать причинные, временные и другие связи.

Социально - коммуникативное развитие:

  • Воспитание правильного отношения к людям, вещам и т.д.
  • Обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей.
  • Формирование навыков простой сюжетно-ролевой игры.
  • Стимулирование потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со
  • сверстниками.

1. Познавательное развитие

Развивать сенсорно-перцептивные способности: учить узнавать количество предметов, их форму и величину на ощупь/зрительно, узнавать количество хлопков на слух.

Развивать восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца.

Учить при сопоставлении предметов находить разницу в деталях.

Стимулировать развитие любознательности, желание наблюдать за изменениями.

Учить соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.

Совершенствовать  знания о  пространственных отношениях между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (сначала-потом).

Развивать представления о времени на основе наиболее характерных признаков.

Развивать зрительно-двигательную координацию, прослеживать взглядом движение руки, игрушки и т.п.

Развивать и совершенствовать  координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

Развивать интерес к процессу и результату конструктивной деятельности.

Закреплять конструктивные умения и навыки.

Учить соотносить постройки с игровыми конструкциями/ образцом.

Продолжать учить воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по подражанию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине).

Продолжать учить воссоздавать целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех-пяти частей с разной конфигурацией разреза.

Обучать выполнению заданий на мышечную релаксацию.

2. Социально - коммуникативное развитие:

Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, поддерживать стремление играть со

сверстниками, взаимодействовать со сверстниками в паре - микрогруппе на основе личных симпатий и игровых интересов;

Учить использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы;

Воспитывать адекватное отношение к ролевым действиям;

Формировать умение брать на себя роль, называть себя именем персонажа,

действовать в соответствии с ролью при косвенной помощи взрослого;

Учить передавать характер персонажа, используя движения, изобразительные

жесты и речь (с помощью взрослого).

Графики коррекционно-развивающих занятий со специалистами (см. Приложение № 1)

Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы

Алгоритм взаимодействия

  1. Психолого-педагогическая диагностика всеми специалистами и педагогами индивидуально (воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед).
  2. Совместная разработка и утверждение адаптированной образовательной программы всеми специалистами и педагогами в рамках ПМПк, определение ведущего специалиста – учителя-логопеда.
  3. Учитель-логопед в качестве ведущего специалиста контролирует качество реализации адаптированной образовательной программы всеми специалистами;
  4. Учитель-логопед реализует программу логопедической работы, разрабатывает для воспитателя рекомендации, консультирует родителей по вопросам правильной организации развивающей помощи ребёнку дома.
  5. Педагог-психолог реализует индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, даёт рекомендации воспитателю по организации игровой деятельности, включению ребёнка в групповые формы работы, дает рекомендации родителям по развивающей помощи ребёнку дома.
  6. Воспитатель реализует адаптированную образовательную программу, учитывая рекомендации специалистов, информирует родителей и специалистов о динамике освоения программы ребёнком.
  7. Промежуточный мониторинг освоения программы проводится всеми специалистами индивидуально;
  8. Результаты промежуточного мониторинга обсуждаются всеми специалистами в рамках ПМПк, принимается решение о внесении изменений (при необходимости) в адаптированную образовательную программу.

Специфика проведения занятии.

  • Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
  • Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Непосредственная физическая  помощь в организции действия, взрослый начинает работать руками ребенка «сопряженные направляющие действия».
  • Положительное подкрепление деятельности и активности на занятии ребенка
  • Коррекционно-развивающие занятия имеют четкую временную организацию – начало и конец.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка

В процессе реализации АОП оказывается психолого – педагогическая помощь родителям. Работа с родителями включает следующие виды деятельности:

  • консультации специалистов (по запросам родителей и по усмотрению педагогов);
  • проведение тематических родительских собраний;
  • практические занятия с участием педагогов, родителей, ребенка;
  • организация и проведение совместных мероприятий;
  • участие родителей в реализации проектов;
  • оформление информационных папок и т.п.

Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОУ.

– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка  и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

оказание адекватной помощи ребенку.

Целевая группа

Задача

Форма

Родители ребенка с ОВЗ

Обучение технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ

Участие в реализации адаптированной образовательной программы

Консультации, индивидуальные беседы, групповые занятия и круглые столы, лекции, демонстрации занятий (лучше в форме видеоматериалов) с обсуждением;

Проведение традиционных собраний;

Практические занятия с участием педагогов, родителей, ребенка;

Организация и проведение совместных мероприятий;

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы.

В учебно-методический комплекс адаптированной образовательной программы вошли:

  1. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.  
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (основа УМКУ Мозаика-Синтез, М,2014
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. — СПб.,2014.Баряева Л.Б., Лопатина Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
  5. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного
  6. образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для психолого-педагогического сопровождения и развития ребенка с ОВЗ предусмотрено следующее оборудование:

  1. Модульное оборудование по Монтессори-педагогике;
  2. Игровой набор «Дары Фребеля»;
  3. Набор наглядного материала «Нумикон»;
  4. Песочный стол;
  5.  Игровой модуль для игр с песком и водой;
  6. Комплект атрибутов для театральной деятельности;
  7.  Оборудование для навыков самообслуживания и трудовой деятельности;
  8. Наборы для сюжетно-ролевой игры;
  9. Мультисенсорный коврик;

Для реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ  имеются помещения:

– групповое  помещение;

– уголок уединения;

– кабинет учителя- логопеда;

– музыкальный зал;

– спортивный зал;

– изостудия.

Для реализации АОП  необходимы технические средства:

– Телевизор-1, мультимедиа-1, ноутбук-1, мультимедийная образовательная система.

– Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разные картинки, др)

– Пособия  для восприятия и понимания разных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных) для развития соотношения образа и слова (набор картинок, аппликаций, конструкторного и силуэтного изображения, для моделирования картин); для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.

– Специальное пособие на развитие зрительной функции (кольцебросы, серсомотиваторы)

– Пособия по развитию познавательной деятельности (восприятия, представления, внимания, памяти, речи ит.д.): по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации, насыщенности, оттенков), формы (объемные, плоскостные изображения), величины; алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию; по формированию предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветное изображение предметов разного размера в разных модальностях, типичное контурное и силуэтное изображение предметов, трафареты  (внутренние и внешние); по развитию зрительно- слуховой и осязательно двигательной памяти; по развитию нестереоскопических способов глубины пространства (перекрытия, удаления и т.д.).  Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах ( звукоориентиры, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др). Пособия по развитию мыслительной деятельности ( кубики, разрезные картинки, танграмы и др.).  Пособия по развитию мелкой моторики рук ( бусы, шнуровки, застежки  и др.), мозаика разной величины и цвета, различный мягкий материал, кубики и конструктор «Строитель»; дидактические игры и упражнения по изучаемой теме ( по развитию сенсорного восприятия, предметного представления, внимания, памяти, мышления и т.д.). трафареты (тематические, геометрические, линейные); раскраски, лабиринты; материалы для ручного труда (косточки, плетения, коробки, вышивания); приборы по развитию зрительных функций (кольцебросы, серсо, бадбинтон, калейдосекопы, диаскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры).

– Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных): для развития соотношения образа и слова (подбор картинок, аппликаций, контурного и силуэтного изображения к картине, выполненного в разных ракурсах для моделирования картин); пособия для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.

–Пособия по развитию способов восприятия окружающего мира: тактильно-кинестетических ощущений; слухового восприятия;

–Пособия по социально-бытовой ориентировке: предметы домашнего обихода натуральные, например одежда, кухонные принадлежности, бытовая техника и д.р., модели-игрушки, плоскостное и контурное изображение.

  1. Распорядок и/или режим дня.

По рекомендации  ППк  ДОУ  ребенку рекомендуется охранительный педагогический режим, соблюдения режима дня, дозированные нагрузки, профилактика стрессовых ситуаций. Ребенок находится в ДОУ при хорошем самочувствии. Родители забирают ребенка из ДОУ не позднее 18.00. В целом режим дня в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

IV. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы.

Уважаемые родители!

Для Вашего ребенка на 2025 – 2026 учебный год на основе образовательной программы дошкольного МБДОУ № 84 разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования. В программе учитываются особые образовательные потребности ребенка, рекомендации ППк ДОУ, ТПМПК района, ИПР.

Для психолого-педагогического сопровождения и развития ребенка с ОВЗ предусмотрено следующее оборудование:

  1. Модульное оборудование по Монтессори-педагогике;
  2. Игровой набор «Дары Фребеля»;
  3. Набор наглядного материала «Нумикон»;
  4. Песочный стол;
  5.  Игровой модуль для игр с песком и водой;
  6. Комплект атрибутов для театральной деятельности;
  7.  Оборудование для навыков самообслуживания и трудовой деятельности;
  8. Наборы для сюжетно-ролевой игры;
  9. Мультисенсорный коврик;

     Успех коррекционно – развивающего обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы сотрудников ДОУ и Вас, родителей. У нас с Вами общие задачи по обучению и воспитанию вашего ребенка.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего развития ребенка;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции нарушений согласно рекомендации специалистов.
  • Закрепление правил и норм общения и взаимодействия в домашних условиях        

Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей Вашего ребенка. Вместе мы обязательно достигнем планируемых результатов!            Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей Вашего ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей.

Приложение № 1

График

индивидуальных коррекционно-развивающих

занятий учителя – логопеда

День недели

время

Направление коррекционной работы

График

групповых коррекционно-развивающих

занятий педагога-психолога

День недели

время

Направление коррекционной работы

Приложение № 2

Индивидуальный учебный план для воспитанника с ОВЗ на 2025-2026 уч.год

День недели

Время

Вид деятельности (групповые занятия)

Индивидуальные занятия

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Продолжительность групповых занятий 15-20 минут, индивидуальных – 20-30 минут в зависимости от состояния и самочувствия ребенка, его работоспособности.

Обучение ребенка можно условно разделить на два этапа:

 I этап – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II этап – январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка. В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком. Вся дальнейшая коррекционно- развивающая работа с ребенком строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием (см. ООП ДО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности

АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...

Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)...

Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....

Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы на 2017-2018уч.год

Данная программа разработанна для ребенк с ограниченными возвожностями...

Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ

АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Н...

Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год

Адаптированная образовательная программа  на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...