Конспект открытого НОД , интегрированное занятие на тему "Перелетные и зимующие птицы"
методическая разработка (средняя группа)
Занятие "Скворец-вестник весны" является интегрированной деятельностью, охватывающей все области развития детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Чернореченский детский сад комбинированного вида»
«Скворец-вестник весны»
Средняя группа общеразвивающей направленности
Воспитатель:
Гельд Е.Е.
2025 год
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Трудовое воспитание».
Цель:
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Время занятия: 20 минут.
Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах.
- активизировать словарь: зимующие, перелетные, скворечник, леток, синица, снегирь, сова, лебедь, ласточка, дятел.
Развивающие:
-закрепить знания о признаках весны;
-закрепить знания о геометрических фигурах и основных цветах;
- совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
-совершенствовать умение сравнивать предметы по величине;
- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 2 условных знака на подставках; перья птиц, двухполосные карточки, раздаточный материал ( силуэты птиц и перьев), геометрические фигуры для изготовления скворечников, разрезные картинки-пазлы «Синица, сова, ласточка», презентация.
Ход занятия:
Дети стоят в группе в кругу вместе с воспитателем.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы приветствуем не только друг друга, но и гостей.
-Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Ты мой друг, и я твой друг, Улыбнемся всем вокруг.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Если каждый улыбнется, утро доброе начнется.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Воспитатель : Дети, Какое сейчас время года?
Дети: весна.
Воспитатель:- Какие признаки весны вы знаете?
Ответы детей:……, , ,Прилетают птицы
Воспитатель : Эти птицы называются…
Ответы детей: …, Перелетные (обобщаю ответы, закрепить в речи детей-повторить 2 раза)
Воспитатель : Откуда они прилетают?
Ответы детей: …, , ….Из теплых стран
Воспитатель :А почему они туда улетали?
Ответы детей: …, …., Осенью стало холодно и нечего есть
Воспитатель: Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? Ответы детей. …, зимующие (обобщаю ответы, повторить 2 раз)
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СКВОРЕЦ :
доброе утро, детский сад! доброе утро, ребята!
наступила весна и пришло время перелетными птицам возвращаться домой. Я , скворец, прилетел самый первый, чтобы обустроить дом для своей семьи. Мы, скворцы, не вьем гнезда, как другие птицы. Мы предпочитаем селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для нас людьми. Называются такие дома скворечниками. Но вот незадача, я не нашел ни одного скворечника. Детки, вы не могли бы мне помочь сделать скворечники для моей большой семьи?
(ответы детей)
Но перед тем, как начать, предлагаю вам вспомнить все, что вы уже знаете о птицах, и узнать что-то новое. Вы готовы?
Ответы детей.
Воспитатель:- Ребята, какое ответственное задание нам досталось. Я уверена, вы справитесь!
Воспитатель - Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).
Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.
Воспитатель -Каких из них вы знаете, назовите.
Ответы детей.
Воспитатель - Птиц много. Ветер случайно перепутал картинки, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.
Воспитатель -Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).
Дети: - Перелетные птицы.
Воспитатель -Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена снежинка).
Дети: - Зимующие птицы.
Воспитатель - Молодцы, правильно догадались.
Воспитатель - Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно будет подойти. Пока звучит пение птиц, вы ,как птицы, летите в круге по ковру, а когда музыка заканчивается, подходите к знаку, который подходит вашей птице.
ПОД ПЕНИЕ ПТИЦ БЕГУТ ПО КОВРУ в КРУГУ, КАК ЗВУК ПРЕКРАЩАЕТСЯ, ВСЕ ПОДХОДЯТ К НУЖНОМУ ЗНАКУ.
Воспитатель обращается к нескольким детям с вопросом , как называется твоя птица и почему ты выбрал именно этот знак, какая твоя птица, зимующая или перелетная.
Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, поэтому я встал возле знака со снежинкой….. и т.д.
Воспитатель - Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.
Дети складывают картинки в корзинку.
Воспитатель -Ой ребята, птицы так летали, что даже кое- что растеряли.
Поднимаю перья с пола.
Воспитатель – Что это такое?
Ответы детей:-Перья.
Воспитатель -А как вы думаете, зачем птицам перья?
Ответы детей.
Воспитатель- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.
Воспитатель: Посмотрите, все перья разные- разноцветные, большие и маленькие. Подул ветер и перепутал потерянные перья птиц. Давайте попробуем с вами вернуть птицам их перья?
Ответы детей.
- Присаживайтесь за стол.
Дети: садятся за столы.
Воспитатель: Перед началом работы подготовим руки.
Воспитатель: Перед вами двухполосные карточки , силуэты птиц и перьев. Посмотрите, Все птицы одинаковые?
Дети: нет, они разные по размеру
Воспитатель: А перья одинаковые?
Дети: тоже нет, они большие и маленькие.
Воспитатель: Напоминаю, что работу мы начинаем слева, от красной вертикальной линии. На верхнюю полосу выкладываем птиц, начиная с самой большой. Приступаем.
Сначала самая большая, за ней птица поменьше, затем еще меньше, и еще меньше, а в конце самая маленькая птица.
Проверяю работу, помогаю.
Воспитатель: Теперь к каждой птице подберем перо. Перья выкладываем на нижней полосе, под птицами. Для самой большой птицы-самое большое перо, для птицы поменьше будет перо поменьше, и заканчиваем самым маленьким пером – для самой маленькой птицы.
Проверяю работы, помогаю.
Воспитатель: Хорошо поработали, теперь пришло время немного поиграть, готовы? Тогда возвращаемся на ковер.
ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛЬ ВОЗВРАЩАЮТСЯ НА КОВЕР.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Воспитатель – По кругу вы будете передавать мяч, а я буду называть птицу, у кого у руках мяч-тот называет эту птицу ласково. Друг друга не перебиваем. Если ребенок с мячом в руках затрудняется ответить, я попрошу помощи у всех ребят.
- Воробей. Дети: - Воробышек.
-Соловей. Дети:-Соловушка.
- Синица. Дети: - Синичка.
- Журавль. Дети: - Журавушка.
-Сова. Дети:- Совушка.
-Снегирь. Дети:- Снегирек.
-Утка. Дети:-Уточка.
Воспитатель: А сейчас давайте усложним задачу и попробуем сравнить человека, животных и птиц.
-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.
- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.
- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.
- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.
- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами немного вспомнили строение тела птицы, у них есть крылья, клюв, перья… Но все птицы не похожи друг на друга. Сейчас предлагаю вам , пока звучит пение птиц, собрать на полу пазлы с птицами и назвать их, а также рассказать, получилась перелетная у вас птица или зимующая. Готовы?
Дети:- Да.
ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНУ»
Воспитатель во время объяснения раздает по кусочку пазла каждому ребенку.
ИГРАЕТ ФОНОГРАММА «ПЕНИЕ ПТИЦ»-ДЕТИ СОБИРАЮТ ПАЗЛ.
Дети собрали пазлы. Обсуждение результатов.
Собранные пазлы остаются на полу.
Воспитатель:- Вы такие молодцы! Но что-то мы заигрались, а не пора ли нам перейти к делу? Что мы с вами обещали сделать ?
Дети:- скворечники.
Воспитатель:-Все верно.
Перед началом работы предлагаю вам размяться.
ФИЗМИНУТКА «СКВОРЕЧНИК».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.
(Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.
(Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.
(Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.
(Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель: -Мы сегодня узнали, что Скворцы не вьют гнезда, как другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Называются они скворечники.
(Показ картинки).
Воспитатель:- Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток, его назвали так, потому что птицы влетают в него. Обычно Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.
Воспитатель: Посмотрите на образец и подумайте, из каких фигур состоит скворечник.
-Какая по форме крыша? (Треугольная крыша).
-Какой по форме леток? ( Круглый.) Для чего он нужен?
-Какой формы сам скворечник? (Квадратной формы.)
-Вначале на квадрат кладем треугольную крышу, потом круг-леток. И внизу у скворечника будет шест-палка для крепления к дереву.
-Занимайте свободные места за столами.
ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ. НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ЗАГОТОВКИ ИЗ БУМАГИ ДЛЯ СКВОРЕЧНИКОВ ( ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ)
Воспитатель: Перед вами геометрические фигуры, из которых вам предстоит сложить скворечник. На доске висит образец. Можете приступать к работе.
Работа детей.
Ребёнок: Мы скворечник смастерили
И к дереву прикрепили.
Мы ждём перелётных гостей
Скворцы! Прилетайте скорей!
Воспитатель : Вы отлично потрудились! Какие красивые скворечники у вас получились!
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СКВОРЕЦ , КОТОРЫЙ ГОВОРИТ ДЕТЯМ:
«БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СКВОРЕЧНИКИ! ВЫ БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ! А Я ПОЛЕТЕЛ ОБУСТРАИВАТЬ НОВЫЕ ДОМА, СКОРО ПРИЛЕТЯТ ОСТАЛЬНЫЕ СКВОРЦЫ. ДО СВИДАНИЯ , РЕБЯТА!»
Дети прощаются со скворцом.
3. РЕФЛЕКСИЯ.
-О чем мы сегодня говорили?
- Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали?
-А теперь каждый из вас возьмет смайлик, вы помните, что если все на занятии было понятно , интересно и легко-берете улыбающийся смайлик, а если что-то оказалось трудным, непонятным, неинтересным- то грустный.
Дети берут смайлики.
Спрашиваю нескольких детей о том, что именно понравилось\не понравилось.
-Вы большие молодцы, занятие окончено, спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Зимующие птицы нашей области. Поможем птицам."
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зимующие птицы»+ рисование "Снегирь"
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
Программные задачи:обобщить знания детей о зимующих птицах;закрепить навыки словообразования (приставочным и суффиксальным способом);закрепить умение составлять рассказ по опорной схеме;продолжать учи...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Формировать интерес к работе с аппликацией, развивать мелкую моторику, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратно...
Конспект интегрированного занятия в младшей группе "Зимующие птицы" с использованием интерактивного комплекса
В конспекте представлен вариант образовательной работы с младшими дошкольниками, объединяющей познавательную, речевую, изобразительную деятельность (рисование ягод ватными палочками). В качестве нагля...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»
Конспект данного занятия предназначен для проведения в подготовительной группе детей детского сада....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формирование представлений о зимующих птицах.Интеграция образовательных областей:&laqu...