Конспект занятия для детей старшего возраста " В сказочном лесу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия для детей старшего возраста " В сказочном лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih_obshcheniya.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «В сказочном лесу» (старшая группа)

Цель: развитие коммуникативной деятельности детей.

Задачи:

- развивать у детей навыки общения, дружеские отношения к окружающим;

- прививать новые умения и навыки в области общения;

- развивать чувства понимания, сопереживания;

- развивать творческие способности, внимание, речь, мелкую моторику детей.

Материалы и оборудование: дерево яблоня из картона на подставке, грибы из картона, мяч, темно-зеленый коврик, избушка из картона на подставке, листочки для дерева, фломастеры.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о взаимопомощи, о дружбе, повторение и заучивание пословиц и поговорок о дружбе.

Ход занятия:

1.Приветствие.

Зал оформлен в виде лесной поляны. Дети входят в зал под музыку, звучит песня «Вместе весело шагать…». Дети и воспитатель становятся полукругом.

В: - Здравствуйте, ребята!

Д: - Здравствуйте!

В: - Я очень рада приветствовать Вас в сказочном лесу.

Посмотрите, пожалуйста, на свои руки. Они у нас удивительные, они так много всего умеют делать, и даже эмоции, которые мы испытываем, они могут тоже по-своему выражать.

Давайте, посмотрим, что же они умеют делать.

Упражнение "НАШИ ЛАДОШКИ"

- наши руки умеют дружить - пожмите друг другу руки;

- наши руки умеют радоваться - похлопайте в ладоши;

- наши руки умеют любить - погладьте друг друга по голове или руке, плечу;

- наши руки умеют сердиться - сожмите ладони в кулаки и постучите ими по коленям;

- наши руки умеют грустить - показываем эмоцию руками - когда всё валиться из рук и ничего не получается;

- наши руки умеют бояться - спрячьте их за спину;

- наши руки умеют оценивать - поднимаем и опускаем вниз большой палец;

Но больше всего нашим ладоням нравится, когда мы дружим друг с другом (повторяем упражнение); любим окружающих нас людей и, конечно же, радуемся!

- Друг с другом Вы поздоровались, а теперь посмотрите, что нас окружает в природе. (Солнце, небо, ветер) Давайте и с ними поздороваемся.

- Добрый день, солнце! (дети поднимают руки вверх, опускают)

- Добрый день, небо! (произвольные движения руками)

- Добрый день, ветерок! (покачивания руками)

- Добрый день, всем нам! (руки прижимают к груди, разводят в стороны)

В: - Можем ли мы с Вами дотронуться до солнца?

Д: - Нет!

В: - Но мы с Вами можем себе это представить. Приготовьте свои ладошки.

-Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям,

Улыбнитесь - это просто. Лучик солнца - это вам! (движения педагог придумывает сам)

2. Основная часть.

В: - Дети, а зачем мы с вами здесь собрались? Конечно, для того, чтобы отправиться в сказочное путешествие. Любите Вы сказки? (Ответы детей) (стук в дверь, заходит девочка из подготовительной группы в сарафане и платочке)

- Здравствуйте! Меня зовут Машенька, я из сказки «Гуси-лебеди». Вы помните эту сказку? Мои родители вновь уехали из дома, а мне велели приглядывать за братцем. Но я заигралась с подружками, и гуси-лебеди опять забрали Иванушку и отнесли его к Бабе Яге. И я прошу Вас помочь найти брата.

В: - Поможем, ребята? (Ответы детей). Не испугаетесь? (ответы детей)

Конечно, ведь мы идем со своими верными друзьями.

Под музыку дети идут по кругу, по полянке. Звучит песня «Если с другом вышел в путь».

В: - Ребята, вот только дорогу к избушке Бабы Яги Маша не знает. Нам в этом помогут лесные звери, а какие именно, Вы узнаете, отгадав загадки от Бабы Яги.

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

(Появляется ребенок из подготовительной группы в маске медведя)

В: - Здравствуй, Мишка! Покажи нам дорогу к избушке Бабы Яги.

М: - Здравствуйте, ребята! Идите направо до большого дерева, дальше Вам подскажут. До свидания! (Идем, доходим до дерева)

(Находим вторую загадку – записка на дереве)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая... (лисица)

(Появляется ребенок из подготовительной группы в маске лисицы)

В: - Здравствуй, Лисичка! Покажи нам дорогу к избушке бабы Яги.

Л: - Здравствуйте, ребята! Идите прямо до грибной поляны, дальше Вам подскажут. До свидания! (Идем до грибной поляны)

(Находим третью загадку – записку на грибе)

На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит... (ежик)

(Появляется ребенок из подготовительной группы в маске ежика)

В: - Здравствуй, Ежик! Покажи нам дорогу к избушке Бабы Яги.

Ё: - Здравствуйте, ребята! Подскажу, но вот только поиграйте со мной в мячик, а то мне одному неинтересно.

В: - Конечно, Ежик, поиграем с радостью.

Проводится игра с мячом «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Ё: - Я слышал, что вы любите сказки, тогда помогите мне отгадать, кто это?

(Ежик бросает мяч и называет только половину названия)

-Цветик…(семицветик) и т.д.

Золотая….Волшебная….Скатерть….Сапоги….Гуси…Царевна…и т.п.

Ё: - Правильно. это все добрые герои и предметы, а ведь есть еще и злые и вредные, знаете таких? Проверим!

Баба….Кощей…Змей ….

Ё: - Спасибо, ребята, что поиграли со мной, идите налево до болота, а там и за болотом живет Баба Яга. До свидания!

(Доходим до болота – темно-зеленого коврика)

В: - Но что же делать? Впереди у нас болото, как мы его пройдем?

Машенька: - Ничего, не бойтесь! Я знаю, что болото нужно переходить по кочкам, Вы видите их, ребята? А как нам добраться до кочек? Правильно, допрыгнуть. Давайте позовем Лягушку, которая живет в этом болоте, пускай научит нас хорошо прыгать. Лягушка!

(Появляется ребенок из подготовительной группы в маске лягушка)

В: - Здравствуй, лягушка! Научи нас хорошо прыгать, нам очень надо перебраться через болото, чтобы попасть к Бабе Яге.

Л: - Здравствуйте, ребята! Конечно, научу. Повторяйте за мной.

(проводится физкультминутка «Лягушка»)

Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка - попрыгушка.
За прыжком - другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

В: - Спасибо, лягушка, до свидания. Вот, ребята мы и добрались до избушки на курьих ножках. Давайте позовем Бабу Ягу. (зовем)

(Появляется Баба Яга - переодетый помощник воспитателя)

БЯ: - Ну, чего раскричались, погрустить не даете?

В: - Баба Яга, мы пришли с Машенькой за ее братцем Иванушкой. Отпусти его с нами, пожалуйста.

БЯ: - Да может и отпущу, но только мне скучно сегодня, поиграйте со мной, тогда и посмотрим. Ребята, а как Вы думаете, можно ли превратить злого человека в доброго? А грустного в веселого?

Дети: - Конечно, его нужно развеселить.

В: - Да, а я знаю, как это сделать. Сейчас Вы все превратитесь в таких людей, а я буду Вас превращать.

Проводится игра «Делай, как я».

Дети с Бабой Ягой повторяют движения за воспитателем

(Движения педагог придумывает сам. Игра во многом зависит от того, будут ли дети с желанием выполнять предложенные им действия, нежелательно использовать поучения или высказывания «Правильно», «Неправильно»).

БЯ: - Спасибо Вам, ребята. Что-то я стала доброй и веселой, забирайте своего Иванушку, пока не передумала. (из-за избушки выходит мальчик из подготовительной группы)

В: - Спасибо, Бабушка Яга, до свидания. Пора отправляться в путь.

В: - Я вижу, что все перебрались через болото, молодцы. А вот уже и яблонька, значит мы уже почти добрались назад. Но что с ней случилось?

(Появляется лисичка)

Л: - Листочки её увядают, а дерево погибает. Давайте подойдем поближе. Да на неё напали гусеницы и вредные жуки. Освободим её от вредителей, вылечим её больные листочки, аккуратно сорвем их, очистим и на каждом нарисуем смешную рожицу, чтобы наша яблонька стала веселой.

(Дети берут фломастеры, садятся на ковер и рисуют)

В: - Пора возвращать листочки на место. (Каждый прикрепляет свой листочек).

(листочки с одной стороны покрашены зеленым тусклым цветом, а с другой - зеленым ярким цветом)

В: - Дети, изменилась ли яблонька? Почему? (Ответы детей)

Да, все вместе мы преодолели все препятствия на пути и помогли больному дереву.

Л: - Ребята, Вы все правильно сделали, но мы забыли поделиться с деревом своим хорошим настроением. Как это сделать? Да очень просто. Нужно всем нам взяться за руки, встать вокруг дерева и трижды произнести: «Деревце расти, яблочки нам приноси». Согласны? Ну, тогда, начинаем! Теперь дерево будет выздоравливать еще быстрее.

Л: - Спасибо, Вам, ребята, теперь мне не придется искать новую норку под другим деревом. До свидания!

В: - Вот и подходит к концу наше путешествие. А перед возвращением домой, я предлагаю Вам отдохнуть, набраться сил в этот чудесный теплый летний день в нашем сказочном лесу.

3.Заключительная часть.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

Летний денек”

Я на солнышке лежу, 
Но на солнце не гляжу.  
Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
Солнце гладит наши лица,  
Пусть нам сон хороший снится.  
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
Прогуляться вышел гром.  
Гремит гром, как барабан.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!»

В: - Ребята, посмотрите, я для Вас приготовила вот такие яблочки. Они двух цветов: красные и желтые. Предлагаю выбрать одно яблоко: красное означает - «Я всем доволен, у меня все получилось», а желтое - «У меня не все получилось».                  В: - Молодцы, ребята, Вы все выбрали красные яблочки, а это значит, что наше путешествие Вам понравилось. Вы хорошо отвечали на вопросы, отлично справились со всеми заданиями, помогли Машеньке и Иванушке. Пора нам прощаться и возвращаться в детский сад.(Все вместе)

- До свидания! До новых встреч! (прощаемся с Машенькой и Иванушкой)

В: - А, чтобы нам вернуться обратно, давайте закроем глаза и повернемся три раза вправо, а затем три раза влево (поворачиваемся). Открываем глаза.

Ну, вот мы и в детском саду.

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников

   Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.

   Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

    Предлагаемые конспекты можно использовать воспитателям и психологу ДОУ.

Основные цели

1.Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

2.Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

3.Создать обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

4.Оказывать помощь в осознании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Тема занятия «Знакомство»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
  2. Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

  1. Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
  2. Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
  3. Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
  4. Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.
  5. Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
  6. Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
  7. Развивать мимическую мускулатуру.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей культуру общения.
  2. Развитие толерантности детей

Виды деятельности: игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.

Оборудование:

пособие « Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.

Приветствие.

Участники встают в круг и берутся за руки.

 Психолог: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами!  предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»

Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).

А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»

Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза,  дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.

Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).

Психолог: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие  артисты. Будете изображать эмоции героев.

Удовольствие

Рано утром на рассвете

           умываются мышата,

И котята и утята,

          и жучки и паучки…

Гнев

Ты один не умывался,

         и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

      И  чулки и башмаки…

 - Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?

Страх

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу муху в уголок

Поволок…

Ужас

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит

Ухмыляется…

Удивление

Вдруг откуда-то летит,

Маленький Комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик…

Радость

То-то стало весело

 То-то хорошо!..

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

 - Кому легко было изображать героев? Кому трудно?

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

 Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

 Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

 Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

 Если нравится тебе, то делай все.

Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает психолог).

Релаксация. Прогулка в лес.

 - Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).

Рефлексия

-  Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.

Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересн

ое занятие.

А теперь мы улыбнемся,

 Дружно за руки возьмемся,

 И какие же слова,

 Говорим мы уходя?..

Тема занятия «Я радуюсь»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование у детей представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость посредством интеграции разных видов деятельности.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.

Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Совершенствовать умение определять причинно-следственные связи.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру общения.

Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.

Развитие толерантности детей

Виды деятельности: продуктивная, игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи, объяснение, беседа), практические (рисование), игра (хороводная), релаксация.

Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги А4, разделенный на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями, «диск музыкой,

магнитофон.

 Ход встречи. Приветствие.

 - Ребята, я рада встрече с вами, я рада вас видеть. Начнем занятие.

 Покажите    своё настроение, улыбнитесь друг другу.

Детский сад – наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нем.

Вместе будем мы играть,

Веселиться, рисовать.

 - Каждое утро в нашем детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.

Разминка

*  мимическая (с использованием соответствующих пособий);

     -   улыбнитесь, как солнышко;

     -   нахмурьтесь, как тучка;

     -   рассердитесь, как два барана, столкнувшись на мостике;

     -   изобразите испуганного зайчика;

     - на расслабление и напряжение рук – упражнение «Ладошка-шарик»: дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка, солнышко (пальцы в стороны, напряжены) дождик (пальцы расслаблены).

    - голосовая разминка «У меня все получится!»: Детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

 Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

 Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

 Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

 Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

 Если нравится тебе, то делай все.

(После игры все дети садятся за столы.)

 - Дети, сегодня у меня прекрасное настроение, мне приятно, я радуюсь …  И я подумала о том, как много разных ситуаций могут вызвать у нас такие чувства. Они могут быть особыми для каждого человека, но есть такие, которые вызывают положительные эмоции у многих или даже у всех людей. Мне интересно: когда бывает радостно именно вам? Предлагаю нарисовать четыре ситуации, когда вы ощущаете радость. Пусть каждый из вас сделает четыре рисунка, которые являются продолжением фразы «Я радуюсь, когда…».

 - А теперь мы узнаем о том, чему радуется каждый из нас. Покажите, что вы нарисовали, и расскажите, когда вам приятно и вы испытываете чувство радости.

(Рисунки каждого ребенка вывешиваются на стенд, и каждый ребенок рассказывает о своих ситуациях). Оказывать поддержку детям, затем в конце вывешиваю свой рисунок. Прокомментировать стенд, показать общность и индивидуальность продемонстрированных ситуаций.

Релаксация «Море»

Психолог: рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд).  Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду (совершает поочерёдные волнообразные движения вперёд). Они ныряют вместе и по очереди (выполняют одновременные и поочерёдные волнообразные движения рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Рефлексия.

А теперь мы улыбнемся,

 Крепко за руки возьмемся,

 И какие же слова,

 Говорим мы, уходя?..

 (Дети сами находят слова прощания) 

 

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 года

Охота на тигров
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
ПЕРЕДАЙ МЯЧ
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
ЗЕВАКА
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
Дотронься
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: от 4
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык
Ау!
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
ДВЕ ИГРУШКИ — ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ
Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества. Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
СЛУШАЙ КОМАНДУ
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Ласковое имя
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Эхо
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
Встань на кого посмотрю
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: от 3 лет
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Магазин
Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично
Возраст: от 4 лет
Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Чей предмет?
Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим людям.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.
Позови ласково
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Возраст: от 3 лет Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
Все наоборот
Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.
Сосны, елочки, пенечки
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
Рисунок на спине
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ(домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим миром

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста "Водная стихия и её обитатели". Цели: расширить представления детей о водных обитателях; разъяснить необходимость охраны...

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Конспект занятия для детей старшего возраста "Валенки для Домовенка Кузи"

Конспект занятия «Валенки для Домовенка Кузи» Программное содержание:В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью...

Конспект занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Здоровья»

Цели: формировать представление  детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Закрепить основные понятия: распорядок дня, личная гигиена, витамины, полезные продукты, здор...

Конспект занятия для детей старшего возраста с ОНР и нарушениями в эмоционально-личностной сфере.

Коррекционно-образовательная деятельность, направленная на закрепление лексико-грамматических категорий и корректировку эмоционально-личностной сферы....

Конспект занятия для детей старшего возраста "Вкусные истории"

учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая слова – определения.обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и с...