«Зимующие птицы»
проект (средняя группа)

Взаимоотношение человека и природы, в неразрывной связи с её обитателями, заключена одна из самых животрепещущих проблем современности. Стремление приподнять завесу тайны над жизнью природы рождает в детях неутолимую жажду знаний, всесторонне развивая их души. Воспитание светлых чувств, сострадания и любви ко всему живому – вот краеугольный камень экологической культуры. Именно поэтому так важно пробудить в юных сердцах искренний интерес к природе, научить бережно относиться к окружающему нас миру.

Живая природа – это и наши ближайшие соседи по планете, птицы, чьё присутствие круглый год озаряет нашу жизнь, наполняя её пользой и радостью. С приходом зимы перед пернатыми встаёт вопрос жизни и смерти: как найти пропитание, когда стужа многократно усиливает потребность в доступной пище? Многие из них не переживут суровых месяцев, если человек не протянет руку помощи.

Актуальность проекта «Покормите птиц зимой!» обусловлена ещё и тем, что у детей зачастую отсутствуют систематизированные знания о птицах, осознание необходимости заботы о них в зимний период. Наша задача, задача педагогов и родителей, – помочь воспитанникам увидеть эту потребность, создать благоприятные условия для общения ребёнка с миром природы и оказания посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Проект

«Зимующие птицы»

Воспитатель: Гизатулина Галия Сулеймановна.

Кыштовка-2025

«Зимующие птицы»

Актуальность проекта: Взаимоотношение человека и природы, в неразрывной связи с её обитателями, заключена одна из самых животрепещущих проблем современности. Стремление приподнять завесу тайны над жизнью природы рождает в детях неутолимую жажду знаний, всесторонне развивая их души. Воспитание светлых чувств, сострадания и любви ко всему живому – вот краеугольный камень экологической культуры. Именно поэтому так важно пробудить в юных сердцах искренний интерес к природе, научить бережно относиться к окружающему нас миру.

Живая природа – это и наши ближайшие соседи по планете, птицы, чьё присутствие круглый год озаряет нашу жизнь, наполняя её пользой и радостью. С приходом зимы перед пернатыми встаёт вопрос жизни и смерти: как найти пропитание, когда стужа многократно усиливает потребность в доступной пище? Многие из них не переживут суровых месяцев, если человек не протянет руку помощи.

Актуальность проекта «Покормите птиц зимой!» обусловлена ещё и тем, что у детей зачастую отсутствуют систематизированные знания о птицах, осознание необходимости заботы о них в зимний период. Наша задача, задача педагогов и родителей, – помочь воспитанникам увидеть эту потребность, создать благоприятные условия для общения ребёнка с миром природы и оказания посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы, в частности к миру птиц.

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга. Обогащать словарный запас детей.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Ожидаемый результат:

  • для детей: у детей сформирована система знаний о зимующих птицах; созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц; у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года; осознание воспитанниками важности природоохранных мероприятий
  • для родителей: повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей

активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ

повышение интереса к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края

  • для педагогов: внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о зимующих птицах

создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей

повышение уровня профессионального мастерства педагогов

оптимизация процесса сотрудничества с родителями

Инновационные технологии: проектная деятельность.

Формы: беседы, образовательная деятельность, развлечение. чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, подвижные игры.

Методы: словесные, наглядные: рассматривание, показ;

практические: продуктивная деятельность, игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.

Условия реализации: интерес детей и родителей; материальное обеспечение проекта; методические разработки; интеграция со специалистами ДОУ.

Консультации для родителей

I этап – Организационно-подготовительный

- Определение темы исходя из интереса и знаний детей.

- Сбор и анализ литературы по данной теме.

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

- Обеспечение дидактическим материалом.

2этап: планирование

образовательные области

Мероприятия

Задачи

Социально – коммуникативное развитие

Разговор «Птичья столовая»

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Наблюдение за воробьями во время прогулки.

Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Учить различать зимующих птиц по голосам.

Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой»

воспитать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания детей о зимующих птицах, расширить представления детей о зимующих птицах.

Художественно – эстетическое развитие

Лепка «Птицы»

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Аппликация «Снегири ».

показать детям как составлять аппликацию в виде птицы; - закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; - воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; - закрепить умение аккуратного пользования клеем; - развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц; - развивать наблюдательность, внимание; - упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Рисование «Снегиря»

Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке особенности внешнего облика снегиря и синицы. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать композиционные умения и навыки.

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин и фотографий.

Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей, формировать связную речь.

Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички».

Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке»

Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память.

Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка».

Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Познавательное развитие

занятие по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»

Закрепить понятие «зимующие» птицы; Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Мы как птички». Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц».

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Работа с родителями

Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой"»

Наглядная пропаганда.

Консультация по теме «Зимующие птицы».

Дать рекомендации родителям по проведению совместной деятельности с детьми по тематике «Зимующие птицы».

Конкурс «Лучшая кормушка».

Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.

Сбор корма для птиц.

Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.

III этап – Заключительный

Оформление результата в виде презентации:

- изготовление кормушек.

- «День добрых дел».

Выводы: в проекте переплелись усилия детей средней группы, воспитателя и заботливое участие родителей. На территории детского сада, словно сказочные домики, распахнули свои гостеприимные двери несколько кормушек, изготовленные руками родителей из самых разнообразных материалов – от добротных деревянных домиков до креативных кормушек из коробок и пластиковых бутылок.

В течение всего проекта, словно заботливые хозяева, мы ежедневно угощали наших крылатых гостей принесенным родителями кормом, с замиранием сердца наблюдали за их повадками и экспериментировали с различными лакомствами. И вот, наши юные исследователи с восторгом открыли для себя удивительный мир зимующих птиц: теперь они знают, кто остается зимовать в родных краях, а кто прилетает к нам в поисках тепла и пропитания. Они научились различать птиц по оперению и узнали об их гастрономических пристрастиях: голуби и воробьи – неравнодушны к семечкам, а синицы – обожают лакомиться салом.

Совместные усилия детей и родителей в сборе корма и изготовлении кормушек стали настоящим откровением, позволив им воочию увидеть разнообразие птичьих «столовых». И, конечно же, этот проект стал еще одним крепким мостиком, соединившим сердца детей и родителей. Но самое главное – в детских сердцах зародилось осознание того, что наши пернатые друзья нуждаются в нашей помощи холодной зимой. Дети стали более чуткими, добрыми и отзывчивыми, готовыми согреть своим теплом весь мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...