«Зимующие птицы»
проект (средняя группа)
Взаимоотношение человека и природы, в неразрывной связи с её обитателями, заключена одна из самых животрепещущих проблем современности. Стремление приподнять завесу тайны над жизнью природы рождает в детях неутолимую жажду знаний, всесторонне развивая их души. Воспитание светлых чувств, сострадания и любви ко всему живому – вот краеугольный камень экологической культуры. Именно поэтому так важно пробудить в юных сердцах искренний интерес к природе, научить бережно относиться к окружающему нас миру.
Живая природа – это и наши ближайшие соседи по планете, птицы, чьё присутствие круглый год озаряет нашу жизнь, наполняя её пользой и радостью. С приходом зимы перед пернатыми встаёт вопрос жизни и смерти: как найти пропитание, когда стужа многократно усиливает потребность в доступной пище? Многие из них не переживут суровых месяцев, если человек не протянет руку помощи.
Актуальность проекта «Покормите птиц зимой!» обусловлена ещё и тем, что у детей зачастую отсутствуют систематизированные знания о птицах, осознание необходимости заботы о них в зимний период. Наша задача, задача педагогов и родителей, – помочь воспитанникам увидеть эту потребность, создать благоприятные условия для общения ребёнка с миром природы и оказания посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Проект
«Зимующие птицы»
Воспитатель: Гизатулина Галия Сулеймановна.
Кыштовка-2025
«Зимующие птицы»
Актуальность проекта: Взаимоотношение человека и природы, в неразрывной связи с её обитателями, заключена одна из самых животрепещущих проблем современности. Стремление приподнять завесу тайны над жизнью природы рождает в детях неутолимую жажду знаний, всесторонне развивая их души. Воспитание светлых чувств, сострадания и любви ко всему живому – вот краеугольный камень экологической культуры. Именно поэтому так важно пробудить в юных сердцах искренний интерес к природе, научить бережно относиться к окружающему нас миру.
Живая природа – это и наши ближайшие соседи по планете, птицы, чьё присутствие круглый год озаряет нашу жизнь, наполняя её пользой и радостью. С приходом зимы перед пернатыми встаёт вопрос жизни и смерти: как найти пропитание, когда стужа многократно усиливает потребность в доступной пище? Многие из них не переживут суровых месяцев, если человек не протянет руку помощи.
Актуальность проекта «Покормите птиц зимой!» обусловлена ещё и тем, что у детей зачастую отсутствуют систематизированные знания о птицах, осознание необходимости заботы о них в зимний период. Наша задача, задача педагогов и родителей, – помочь воспитанникам увидеть эту потребность, создать благоприятные условия для общения ребёнка с миром природы и оказания посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы, в частности к миру птиц.
Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга. Обогащать словарный запас детей.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Ожидаемый результат:
- для детей: у детей сформирована система знаний о зимующих птицах; созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц; у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года; осознание воспитанниками важности природоохранных мероприятий
- для родителей: повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей
активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ
повышение интереса к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края
- для педагогов: внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о зимующих птицах
создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей
повышение уровня профессионального мастерства педагогов
оптимизация процесса сотрудничества с родителями
Инновационные технологии: проектная деятельность.
Формы: беседы, образовательная деятельность, развлечение. чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, подвижные игры.
Методы: словесные, наглядные: рассматривание, показ;
практические: продуктивная деятельность, игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.
Условия реализации: интерес детей и родителей; материальное обеспечение проекта; методические разработки; интеграция со специалистами ДОУ.
Консультации для родителей
I этап – Организационно-подготовительный
- Определение темы исходя из интереса и знаний детей.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактическим материалом.
2этап: планирование
образовательные области | Мероприятия | Задачи |
Социально – коммуникативное развитие | Разговор «Птичья столовая» | Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. |
Наблюдение за воробьями во время прогулки. | Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. | |
Дидактическая игра «Кто как кричит?» | Учить различать зимующих птиц по голосам. | |
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой» | воспитать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания детей о зимующих птицах, расширить представления детей о зимующих птицах. | |
Художественно – эстетическое развитие | Лепка «Птицы»
| Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
Аппликация «Снегири ».
| показать детям как составлять аппликацию в виде птицы; - закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; - воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; - закрепить умение аккуратного пользования клеем; - развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц; - развивать наблюдательность, внимание; - упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал. | |
Рисование «Снегиря»
| Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке особенности внешнего облика снегиря и синицы. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать композиционные умения и навыки. | |
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин и фотографий. | Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей, формировать связную речь. |
Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички». | Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. | |
Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке» | Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память. | |
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка». | Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам. | |
Познавательное развитие | занятие по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»
| Закрепить понятие «зимующие» птицы; Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивать умение играть вместе со сверстниками. |
Чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» | Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. | |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Мы как птички». Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц». | Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. |
Работа с родителями | Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой"» | Наглядная пропаганда.
|
Консультация по теме «Зимующие птицы». | Дать рекомендации родителям по проведению совместной деятельности с детьми по тематике «Зимующие птицы». | |
Конкурс «Лучшая кормушка».
| Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств. | |
Сбор корма для птиц.
| Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений. |
III этап – Заключительный
Оформление результата в виде презентации:
- изготовление кормушек.
- «День добрых дел».
Выводы: в проекте переплелись усилия детей средней группы, воспитателя и заботливое участие родителей. На территории детского сада, словно сказочные домики, распахнули свои гостеприимные двери несколько кормушек, изготовленные руками родителей из самых разнообразных материалов – от добротных деревянных домиков до креативных кормушек из коробок и пластиковых бутылок.
В течение всего проекта, словно заботливые хозяева, мы ежедневно угощали наших крылатых гостей принесенным родителями кормом, с замиранием сердца наблюдали за их повадками и экспериментировали с различными лакомствами. И вот, наши юные исследователи с восторгом открыли для себя удивительный мир зимующих птиц: теперь они знают, кто остается зимовать в родных краях, а кто прилетает к нам в поисках тепла и пропитания. Они научились различать птиц по оперению и узнали об их гастрономических пристрастиях: голуби и воробьи – неравнодушны к семечкам, а синицы – обожают лакомиться салом.
Совместные усилия детей и родителей в сборе корма и изготовлении кормушек стали настоящим откровением, позволив им воочию увидеть разнообразие птичьих «столовых». И, конечно же, этот проект стал еще одним крепким мостиком, соединившим сердца детей и родителей. Но самое главное – в детских сердцах зародилось осознание того, что наши пернатые друзья нуждаются в нашей помощи холодной зимой. Дети стали более чуткими, добрыми и отзывчивыми, готовыми согреть своим теплом весь мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...