Главные вкладки
Технология элементарного музицирования
методическая разработка
Технология обучения элементарному музицированию дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Технология обучения элементарному музицированию дошкольников
Подготовила
Музыкальный руководитель
Мареева Юлия Евгеньевна
г. Вихоревка
2024 г.
Элементарное музицирование представляет собой изначальный способ приобщения человека к музыкальному искусству — своеобразное отражение внутреннего мира через звуковые образы. Его истоки уходят в глубину веков: первые попытки самовыражения и поиска гармонии неизбежно принимали форму музицирования.
В современной педагогике эта практика воплощена в системе музыкального воспитания, созданной немецким композитором К. Орфом и адаптированной для российской образовательной среды Т. Э. Тютюнниковой.
Методика строится на органичном соединении:
- речевой деятельности;
- вокального исполнения;
- двигательных практик;
- игры на детских музыкальных инструментах.
Всё это реализуется в атмосфере свободной импровизации и радостного взаимодействия с музыкальным материалом.
Цели и задачи
Цель: сформировать у дошкольников базовые навыки музицирования и удовлетворить их потребность в эмоциональном и двигательном самовыражении посредством слова, ритма и музыки.
Задачи:
- развивать эмоциональную сферу как основу восприятия музыки;
- пробуждать интерес и любовь к музицированию;
- стимулировать творческую активность и художественный вкус;
- приобщать к инструментальной музыке и самостоятельной музыкальной деятельности;
- воспитывать личностные качества: самостоятельность, свободу выбора, индивидуальность восприятия и самовыражения.
Этапы обучения
Процесс освоения игры на детских музыкальных инструментах (ДМИ) включает три последовательных этапа:
- Подготовительный:
- прослушивание музыкальных произведений;
- обсуждение инструментального состава;
- распределение инструментов с учётом предпочтений и возможностей детей.
- Освоение материала:
- разучивание отдельных партий в подгруппах;
- запоминание ритмического рисунка.
- Практическое применение:
- овладение техникой игры на инструментах;
- исполнение индивидуальных партий;
- объединение в общий оркестр.
Методические основы
Методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- игровой;
- практический.
Формы организации:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Ключевые принципы:
- импровизационно-творческая деятельность;
- игровая форма взаимодействия.
Для детей игра — естественная форма участия в любой деятельности, включая музыкальную. Такие форматы, как:
- игра на инструментах;
- танцевальные импровизации;
- создание музыкальных сказок;
- озвучивание стихов —
вызывают живой интерес, эмоциональный отклик и позволяют детям быть активными участниками музыкального процесса.
Виды деятельности
В рамках технологии используются:
- пение;
- речевое музицирование;
- игра на ДМИ и самодельных шумовых инструментах;
- танец и импровизированные движения;
- озвучивание литературных текстов;
- пантомима;
- спонтанная театрализация.
Инструментальное оснащение
Для реализации методики требуется широкий набор инструментов:
- металлофоны;
- шумовые инструменты (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы);
- самодельные шумовые инструменты (обязательный элемент на всех этапах обучения).
Каждый инструмент может ассоциироваться с природными явлениями — голосами животных, звуками стихии, человеческой речью.
Направления музицирования
- Учебное музицирование
Цель: сформировать у детей базовые представления о музыкальных средствах выразительности и «активный словарь» музыкальных элементов.
Содержание: освоение элементарных музыкальных понятий, развитие чувства ритма и звуковысотного слуха. - Творческое музицирование
Цель: развить способность к импровизации и самовыражению.
Содержание: свободное обращение с музыкальным материалом, экспериментирование, создание собственных интонаций и способов игры. - Концертное музицирование
Цель: научиться превращать импровизации в законченные музыкальные формы.
Содержание: ансамблевое исполнение классических и детских произведений, аранжированных для ДМИ, а также собственных композиций на основе фольклора.
Звучащие жесты как основа ритма
«Первый инструмент» человека — его собственное тело. Звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелчки) — эффективный способ развития ритмического чувства через движение и мышечные ощущения.
Примеры звуковых моделей:
- лёгкие удары пальцем по ладони (имитация дождя);
- трение ладоней (шелест листвы);
- удары по груди (раскаты грома);
- шлепки по коленям (хлопанье крыльев);
- постукивание кулачками (бег лошадей).
Творческие задания
Дети учатся передавать музыкальные образы:
- цокот копыт (деревянные ложки, кубики);
- падающие снежинки (колокольчики, треугольники, металлофоны).
При этом важно выразить настроение и характер образа (например, всадник может скакать весело или стремительно, приближаться или удаляться).
Экспериментирование со звуком
Современная музыкальная педагогика активно использует бытовые предметы для создания звуков:
- баночки от йогурта;
- коробки из-под обуви;
- пластиковые бутылки;
- металлические крышки;
- кухонные миски.
Для экспериментов создан дидактический стол «Лаборатория звука», где дети:
- исследуют происхождение звуков;
- сравнивают звуковые характеристики;
- создают простейшие инструменты.
Воспитательный потенциал
Коллективное музицирование выполняет важные функции:
- развивает ответственность за исполнение партии;
- формирует собранность и сосредоточенность;
- учит волевым качествам и упорству;
- помогает преодолеть неуверенность.
Значение методики
Элементарное музицирование способствует:
- развитию музыкальных способностей (звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического слуха);
- формированию устойчивого интереса к музыке;
- обогащению эмоционального опыта.
Теоретические основы
Методика опирается на традиции отечественной и зарубежной музыкальной педагогики (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. Жак-Далькроз, Ш. Судзуки).
Особую роль сыграла система К. Орфа («Шульверк»), а также работа Т. Э. Тютюнниковой, которая адаптировала мировой опыт для российской дошкольной педагогики.
Ключевой принцип — «обучение в действии»: ребёнок активно участвует в творческом процессе, а педагог выступает партнёром, совместно открывая новые возможности музыкального самовыражения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Конспект открытого занятия «Расколдуем музыкальные инструменты!»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Мареева Юлия Евгеньевна
г. Вихоревка
2025 г.
Цель: закрепить представления о детских музыкальных инструментах.
Задачи:
- сформировать знания о детских музыкальных инструментах и способах звукоизвлечения;
- развить музыкально-сенсорные способности (звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма);
- научить узнавать и называть инструменты (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон) по внешнему виду и звучанию, правильно пользоваться ими;
- воспитать интерес к музыке и навыки взаимоподдержки в коллективе.
Оборудование:
- декоративное «конфетное дерево»;
- бумажные «конфеты» с заданиями;
- детские музыкальные инструменты;
- мячики из сухого бассейна;
- настольная ширма;
- большой скрипичный ключ (сувенир-награда).
Ход занятия
1. Вводная часть
Дети входят в музыкальный зал и расходятся по ковру.
Музыкальный руководитель (М.Р.): Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, откуда появилось это доброе слово — «здравствуйте»? Оно родственно слову «здравие», то есть «здоровье». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. А что помогает нам оставаться здоровыми? Давайте сделаем весёлую зарядку-приветствие!
(Исполняется музыкальное приветствие «Ты шагай».)
М.Р.: Сегодня в наш детский сад пришло письмо от феи Музыки. Хотите узнать, что в нём? (достаёт конверт и читает.)
«Дорогие ребята! Со мной случилась беда: злая колдунья Скрипунья заколдовала все мои музыкальные инструменты. Теперь я не могу играть и дарить людям радость. Пожалуйста, помогите мне найти и расколдовать инструменты!»
М.Р.: Ну что, ребята, поможем фее Музыки? (Дети отвечают.) Тогда в путь! Наши волшебные мячики станут нашими помощниками.
(Дети садятся в круг на ковре.)
2. Коммуникативная игра с мячиками
Дети сидят в кругу. Под первую часть музыки они прохлопывают заданный ритм, а во второй части передают мячики по кругу.
3. Встреча с волшебным деревом
М.Р. (открывает ширму, за которой спрятано «конфетное дерево»): Посмотрите, ребята! Мы очутились у волшебного конфетного дерева. На нём что-то написано - давайте прочитаем!
(М.Р. читает надпись на дереве:)
Конфетки не простые,
С заданием они.
Заданья игровые
Вы выполнить должны.
Награда будет славной:
Оркестр соберётся,
И песней звонкой, плавной
По свету разольётся.
М.Р.: Кто напомнит, что такое оркестр? (Дети отвечают.) Верно, это когда много инструментов звучат вместе. Давайте постараемся выполнить все задания!
(Берёт красную «конфету» и читает первое задание.)
4. Задание 1: «Угадай инструмент»
М.Р.: Инструменты разные на свете есть,
Сейчас их все не перечесть!
Отгадайте-ка, друзья,
Какие в загадках у меня.
- Он похож на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас)
(Дети поют попевку «Маракас»; один ребёнок сопровождает пение игрой на маракасе.) - В самый сказочный момент вступит этот инструмент:
Тихо, нежно зазвенит, а потом умолкнет вмиг.
Знает каждый дошколёнок — инструмент тот… (Треугольник)
(Дети поют попевку «Треугольник»; один ребёнок играет на треугольнике.) - Звук хранится непростой
В дырках палочки пустой.
Кто на дырочки нажмёт
И подует, тот поймёт. (Дудочка) - Три струны играет звонко,
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка) - Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
Я крикун, я буян,
Я звонкий круглый… (Барабан)
М.Р.: Про эти инструменты у нас есть песенка — давайте её исполним!
(Дети поют песню «Сыграем и споём», имитируя голосом звучание инструментов.)
5. Задание 2: «Танец с колокольчиком и маракасом»
М.Р. (берёт оранжевую «конфету»):
Колокольчик серебристый,
Поиграй ты с ним, дружок.
А чтоб было интересней,
С маракасом встань в кружок.
(Проводится коммуникативная танец-игра «Дили-динь».)
- Дети стоят в кругу. У одного — колокольчик, у другого — маракас.
- На 1-ю и 2-ю фразы дети играют на своих инструментах.
- На 3-ю и 4-ю фразы повторяют игру.
- На 5-ю и 6-ю фразы дети с маракасами меняются местами.
6. Задание 3: «Что звучит?»
М.Р. (берёт жёлтую «конфету»):
Ты по звуку угадай инструмент озорной,
Смело имя называй,
Да удиви своей игрой!
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Что звучит?».)
- Воспитатель за ширмой проигрывает ритмические фразы на разных инструментах.
- Дети угадывают инструмент и показывают, как на нём играть.
7. Заключительная часть: оркестр
М.Р.: Ребята, мы расколдовали все инструменты! Давайте сыграем оркестром «Озорную польку» Н. Вересокина и подарим всем хорошее настроение!
(Дети исполняют «Озорную польку» в оркестре.)
М.Р.: Вы сегодня отлично потрудились: выполнили все задания и вернули фее Музыки её инструменты. За это она присваивает вам звание «Настоящий музыкант» и дарит волшебный ключ. Этот ключ открывает дверь в страну феи Музыки — когда захотите с ней встретиться, просто достаньте его!
(Под музыку детям вручается большой скрипичный ключ. Дети уходят в группу.)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Технологическая карта музыкального занятия
«Расколдуем музыкальные инструменты!»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Мареева Юлия Евгеньевна
г. Вихоревка
2025
Возрастная группа: старшая (5–6 лет).
Длительность: 25–30 мин.
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип занятия: комплексное (познавательное + музыкально-игровое).
1. Цель и задачи
Цель: закрепить знания детей о детских музыкальных инструментах.
Задачи:
- образовательные:
- формировать представления о детских музыкальных инструментах и способах звукоизвлечения;
- учить узнавать и называть инструменты (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, дудочка, балалайка, барабан) по внешнему виду и звучанию.
- развивающие:
- развивать музыкально-сенсорные способности (звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма);
- совершенствовать координацию речи и движения, мелкую и общую моторику.
- воспитательные:
- воспитывать интерес к музыке и игровому взаимодействию;
- формировать навыки взаимоподдержки и совместной деятельности.
2. Планируемые результаты
- Ребёнок узнаёт и называет 6–8 детских музыкальных инструментов.
- Различает тембры инструментов на слух.
- Воспроизводит простые ритмические рисунки хлопками и на инструментах.
- Активно участвует в коллективных музыкальных играх и пении.
- Проявляет доброжелательность и готовность помочь сверстникам.
3. Оборудование и материалы
- декоративное «конфетное дерево»;
- бумажные «конфеты» с заданиями (красная, оранжевая, жёлтая);
- детские музыкальные инструменты (маракас, треугольник, дудочка, балалайка, барабан, колокольчик);
- мячики из сухого бассейна (по количеству детей);
- настольная ширма;
- большой скрипичный ключ (сувенир-награда);
- аудиооборудование (для музыкального сопровождения).
4. Ход занятия
Этап занятия | Время | Деятельность педагога | Деятельность детей | Задачи этапа | Планируемый результат |
1. Вводная часть: приветствие и мотивация | 3–4 мин | Приветствует детей, беседует о значении слова «здравствуйте». Предлагает сделать зарядку-приветствие под песню «Ты шагай». Читает письмо от феи Музыки, создаёт проблемную ситуацию (инструменты заколдованы). | Отвечают на вопросы. Выполняют движения под музыку. Слушают письмо, выражают желание помочь | Создать положительный эмоциональный настрой. Мотивировать на деятельность. | Дети включены в сюжет, проявляют интерес. |
2. Коммуникативная игра с мячиками из сухого бассейна | 3 мин | Объясняет правила: под первую часть музыки прохлопывать ритм, под вторую — передавать мячики по кругу. | Сидят в кругу, выполняют задания: хлопают, передают мячики. | Развивать чувство ритма и координацию. Настроить на совместную деятельность. | Дети удерживают заданный ритм, действуют согласованно |
3. Встреча с волшебным деревом и первое задание («Угадай инструмент») | 6–7 мин | Открывает ширму с «конфетным деревом», читает надпись. Берёт красную «конфету», загадывает загадки об инструментах. Организует пение попевок «Маракас» и «Треугольник» с инструментальным сопровождением. | Отгадывают загадки. Поют попевки, один ребёнок играет на инструменте. Называют инструменты. | Закрепить названия и внешний вид инструментов. Развивать тембровый слух и певческие навыки. | Дети узнают и называют 5–6 инструментов, участвуют в пении. |
4. Второе задание («Танец с колокольчиком и маракасом») | 4–5 мин | Берёт оранжевую «конфету», читает задание. Объясняет движения танца-игры «Дили-динь»: на 1–2-ю фразы - играют на своих инструментах, на 3–4-ю - повторяют, на 5–6-ю - меняются местами. | Стоят в кругу, держат колокольчик и маракас. Выполняют действия по фразам музыки. Меняются местами. | Развивать координацию движения и звука. Формировать навыки совместной игры. | Дети действуют в соответствии с музыкой, соблюдают очередность. |
5. Третье задание («Что звучит?») | 4–5 мин | Берёт жёлтую «конфету», читает задание. За ширмой проигрывает ритмы на разных инструментах. После угадывания предлагает показать, как играть на инструменте. | Слушают, угадывают инструмент по звуку. Выходят, демонстрируют способы звукоизвлечения. | Развивать тембровый и ритмический слух. Закрепить способы игры на инструментах. | Дети узнают 4–5 инструментов на слух, показывают приёмы игры. |
6. Заключительная часть: оркестр и награждение | 4–5 мин | Объявляет, что все инструменты расколдованы. Организует исполнение «Озорной польки» Н. Вересокина в оркестре. Вручает детям большой скрипичный ключ, хвалит, присваивает звание «Настоящий музыкант». | Играют в оркестре. Получают сувенир, прощаются. | Закрепить положительный опыт совместной игры. Создать ситуацию успеха. | Дети испытывают радость от совместной деятельности, гордятся результатом. |
5. Методы и приемы
- словесные: беседа, загадки, пояснения, поощрение;
- наглядные: показ инструментов, действий, декорация «дерево»;
- практические: пение, игра на инструментах, двигательные игры, ритмические упражнения;
- игровые: сюжетная линия (помощь фее), загадки, коммуникативные игры.
6. Дидактические средства
- загадки о музыкальных инструментах;
- попевки «Маракас», «Треугольник»;
- песня «Сыграем и споём»;
- танец-игра «Дили-динь»;
- пьеса «Озорная полька» Н. Вересокина;
- «конфетное дерево» с заданиями;
- мешочки с песком;
- набор детских инструментов.
7. Критерии оценки результатов
- высокий уровень: ребёнок уверенно называет 7–8 инструментов, различает их на слух, активно участвует в играх и оркестре, помогает сверстникам;
- средний уровень: называет 5–6 инструментов, иногда ошибается в тембрах, участвует в деятельности с поддержкой педагога;
- ниже среднего: называет 3–4 инструмента, затрудняется в узнавании на слух, пассивен в играх.
8. Рефлексия педагога
После занятия педагогу рекомендуется отметить:
- насколько дети были вовлечены в сюжет;
- какие задания вызвали наибольший интерес/затруднения;
- уровень взаимодействия в группе;
- качество звукоизвлечения и ритмическую точность.
На основе наблюдений — скорректировать последующие занятия (усложнить/упростить задания, добавить новые инструменты и т. п.).
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Музыкальные инструменты для дошкольников»
Игра на музыкальных инструментах в дошкольном возрасте: развитие, формы работы, практические приёмы
Почему игра на инструментах так важна для дошкольников?
Музыкальная деятельность — один из самых притягательных видов творчества для детей дошкольного возраста. Когда ребёнок пробует извлекать звуки из разных инструментов, он:
- учится слышать и сравнивать тембры;
- глубже понимает природу музыки;
- развивает музыкальный слух и чувство ритма;
- тренирует музыкальную память;
- осваивает навыки общения — как словесного, так и невербального;
- учится действовать в коллективе;
- совершенствует мелкую и крупную моторику;
- активизирует слуховое, зрительное и тактильное восприятие.
По словам К. Орфа, шумовой оркестр — это пространство для фантазии: здесь допустимы разные варианты оркестровки, обмен ролями и импровизации. Главное — не заучивать единственную версию, а творить, экспериментировать, превращать занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.
Как создать благоприятную музыкальную среду
Для естественного музыкального развития малышей важно организовать в группе насыщенную музыкальную среду:
- подобрать звучащие игрушки и негромкие инструменты (бубен, барабан, колокольчик, погремушки);
- обеспечить доступ к музыкально-дидактическим пособиям и играм.
Краткая характеристика ключевых шумовых инструментов
- Бубен
- Тип: ударный инструмент.
- Конструкция: обруч шириной в несколько дюймов с натянутой натуральной кожей.
- Способы игры: проведение пальцем по плоскости или удары кистью/палочкой.
- Педагогическая ценность: развивает слух и чувство ритма.
- Применение: сопровождение народных песен, танцевальных номеров в оркестре.
- Погремушки
- Особенность: многоголосное, приятное звучание.
- Использование: народные танцы, украшение мелодий, отбивание тактов.
- Развивающие аспекты: слух, координация, ритм, фантазия.
- Маракасы
- Вид: круглая или яйцеобразная деревянная погремушка на ручке, наполненная пластиковыми горошинами.
- Популярность: широко используются в оркестрах танцевальной музыки.
- Возраст: подходят для детей 3–7 лет (удобные размер и вес).
- Особенность: сила звука меняется в зависимости от интенсивности встряхивания.
- Развивает: чувство ритма, творчество, координацию движений, моторику.
- Применение: ритмическое сопровождение песен, танцев, игр, оркестровые выступления.
- Треугольник
- Конструкция: стальной прут (Ø 8–10 мм), согнутый в форму незамкнутого равнобедренного треугольника.
- Техника игры: удерживается на жильной струне в левой руке; удары специальной стальной палочкой по разным частям инструмента дают звуки разной громкости и характера.
- Звучание: без определённой высоты, чистое и прозрачное, с мелодичным отзвуком (можно приглушить свободной рукой).
Формы работы с шумовыми инструментами
- Игра под фонограмму
- Подберите фонограмму детской песни.
- Придумайте ритмический аккомпанемент.
- Выстукивайте такт, используя бубен, кастаньеты, треугольник и др.
- Импровизация звуковых картин
- Создайте звуковое сопровождение к заданной теме (например, «дождь», «лес», «город»).
- Экспериментируйте с тембрами и ритмами.
- Звуковая иллюстрация стихов
- Подбирайте инструменты и приёмы игры, чтобы «озвучить» образы и настроения стихотворного текста.
- Обсуждайте с детьми, какие звуки лучше передают тот или иной образ.
- Сказки-шумелки
- Это увлекательная форма музыкально-ритмической игры: текст сказки прерывается паузами, в которые ребёнок вносит звуковые эффекты.
- Подходит для взрослых без специальной музыкальной подготовки.
- Для детей 2–4 лет используйте упрощённые варианты: один сложный инструмент (барабан) или несколько простых, где мало вариантов звукоизвлечения.
Польза сказок-шумелок
- Творчество и эмоции. Ребёнок воплощает свои представления через звуки и шумы.
- Навыки взаимодействия. Совместная игра с взрослым или сверстниками учит коллективизму.
- Слуховое восприятие и память. Копирование «чужих» ритмов тренирует слух и запоминание.
- Дифференциация звуков. Различение громких/тихих, отрывистых/протяжных, высоких/низких звуков развивает слуховое внимание.
- Мелкая моторика. Повторение шумов укрепляет координацию движений.
- Внимание и память. Шумовое оформление сказки учит сосредоточенно слушать, быстро реагировать и запоминать последовательности.
Как подготовить и провести сказку-шумелку
- Выберите текст
- Учитывайте возраст: сказка должна соответствовать уровню понимания и объёму внимания ребёнка.
- Выучите текст наизусть, чтобы свободно рассказывать и следить за игрой детей.
- Продумайте шумовое оформление
- Отметьте в тексте смысловые акценты и паузы.
- Сделайте условные пометки: какие инструменты и приёмы использовать.
- Определите, где ребёнок будет вступать со звуком, а где — слушать.
- Учитывайте уровень навыков
- На первых занятиях предлагайте инструменты, с которыми ребёнок уже умеет обращаться.
- Постепенно добавляйте новые приёмы и инструменты.
- Поддерживайте инициативу
- Подсказывайте вступление взглядом, жестом или условным сигналом.
- Мимикой и движениями регулируйте громкость и темп игры.
- Будьте готовы к незапланированным вступлениям: поощряйте творческую спонтанность ребёнка.
Поэтапная схема обучения игре на инструментах
- Слушание и запоминание мелодии
- Прослушайте произведение, обсудите его характер и настроение.
- Попросите ребёнка повторить мотив голосом или хлопками.
- Пропевание мелодии (попевки)
- Пойте мелодию вместе, следя за точностью интонации.
- Используйте слоги или имена инструментов («бум-бум», «трень-трень»).
- Прохлопывание ритмического рисунка
- Отрабатывайте ритм хлопками, шагами, постукиванием по столу.
- Сопоставляйте ритмические фигуры с фразами песни.
- Разучивание мелодии (попевки)
- Осваивайте последовательность звуков на инструменте.
- Начинайте с простых мотивов, постепенно усложняя.
- Индивидуальное исполнение попевки
- Каждый ребёнок играет мелодию на своём инструменте.
- Следите за точностью ритма и темпа.
- Исполнение в оркестре
- Объедините детей в маленький ансамбль.
- Распределите роли: кто ведёт мелодию, кто поддерживает ритм, кто добавляет звуковые эффекты.
- Тренируйте синхронность и слаженность.
- Публичное выступление
- Исполняйте разученные произведения на праздниках.
- Совершенствуйте навыки коллективной игры, уверенность и артистизм.
Рекомендации для взрослых
- Мотивируйте. Побуждайте ребёнка к игре, показывая собственный интерес и радость.
- Будьте гибкими. Готовьтесь к импровизациям: иногда незапланированное звучание оказывается самым выразительным.
- Создавайте комфорт. Убедитесь, что инструменты удобны по размеру и весу, а обстановка располагает к творчеству.
- Хвалите. Отмечайте успехи, даже самые маленькие: это укрепляет уверенность и желание продолжать.
- Играйте вместе. Совместное музицирование — лучший способ передать любовь к музыке и научить слушать друг друга.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Мастер-класс «Музыкальные инструменты своими руками»
Для родителей и детей
Подготовила
Музыкальный руководитель
Мареева Юлия Евгеньевна
г. Вихоревка
2025 г.
Цель:
- расширить представления родителей о разнообразии самодельных шумовых инструментов;
- познакомить с техниками создания шумовых инструментов из подручных материалов;
- вовлечь детей и взрослых в совместное музыкальное творчество — озвучивание сказок-шумелок с помощью самодельных инструментов;
- стимулировать творческое воображение и укрепить партнёрские отношения в процессе совместного творчества.
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель. Мир звуков окружает ребёнка с первых дней жизни. Как помочь малышу открыть для себя волшебную страну музыки? Для дошкольников обучение должно быть не просто полезным — оно обязано увлекать!
Музыкальные инструменты неизменно притягивают детское внимание: они кажутся чудесными, загадочными, манят к себе. Для ребёнка инструмент — это символ музыки, а музыкант — почти волшебник. Особенно любим детьми оркестр из самодельных инструментов: он даёт возможность каждому стать участником музыкального действа.
Использование подручных предметов и самодельных инструментов в педагогике несёт двойную пользу:
- делает занятия захватывающими;
- развивает изобретательность, ассоциативное и вариативное мышление;
- обогащает музыкальный слух, особенно темброво-ритмическое восприятие.
Практика показывает: даже замкнутые дети, играя на самодельных инструментах, становятся увереннее, раскрепощаются, учатся выступать перед аудиторией и активнее включаются в коллективную деятельность.
Давайте поразмышляем:
- Что такое шум? (ответы родителей)
Объяснение. Шум — это хаотичные, непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, он не имеет чётко определённой высоты.
- Какие звуки мы относим к шумовым? (ответы родителей)
Ответ. Это треск, дребезжание, скрип, шелест и подобные им звучания. Шумовые оркестровые инструменты — устройства, создающие ритмический и тембровый колорит за счёт шумов.
- Какие инструменты можно назвать шумовыми оркестровыми?
Ответ. К ним относятся ударные инструменты без точной высоты звука: барабаны, гонг, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и др.
Многие из таких инструментов легко сделать своими руками — и именно они пробуждают особый интерес к музыке и желание творить!
Что можно использовать для создания инструментов?
Под рукой всегда найдутся:
- жестяные и пластиковые банки с крупами (рис, гречка);
- ложки, крышки от кастрюль;
- трещотки, расчёски, погремушки, связки ключей, мешочки с орехами;
- разная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре);
- деревянные кубики, брусочки, катушки от ниток;
- природные материалы (жёлуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупа).
Музыкальный руководитель предлагает родителям ознакомиться с выставкой самодельных шумовых инструментов.
Возьмите по одному инструменту, внимательно рассмотрите его, попробуйте определить, из чего он сделан и как его можно использовать в музыке.
Идеи для самодельных инструментов
- «Шуршунчики»
- Основа: цветные пластиковые капсулы от «киндер-сюрпризов».
- Наполнитель: фасолинки, горошины, семечки, бусинки.
- Дополнение: для превращения в погремушку проделайте отверстие с одной стороны и вставьте палочку-держалку.
- Вариация: используйте разные крупы для разнообразия тембра.
- «Часики-шуршалочки»
- Основа: спичечная коробка.
- Деталь: тонкая круглая резинка (по размеру запястья), протянутая через крышку.
- Наполнитель: семечки, крупа.
- Использование: наденьте на руку и потрясите кистью, чтобы «разбудить» инструмент. Подходит для ориентировки (правая/левая сторона) в ритмических движениях.
- «Озорные колпачки»
- Материалы: колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров.
- Применение: отстукивание ритма песен и плясок.
- Творческий подход: дайте колпачкам имена («бабушка», «дедушка», «малышок») в зависимости от тембра.
- «Хлопушки»
- Основа: баночка от вазелина.
- Детали: два отверстия в нижней части, тонкая резинка, узелок внутри, петля снаружи.
- Сборка: закрепите резинку, закройте крышку, соедините части клейкой лентой.
- Использование: надеваются на ладошки для ритмичных хлопков.
- Альтернатива: можно сделать из крышек от майонеза.
- «Маракасы-превращалки»
- Основа: баночки из-под чипсов.
- Наполнитель: крупа, семечки, фасоль, горох.
- Особенность: если постучать по крышке палочкой или пальцем, маракаса превращается в барабанчик.
- Применение: игры на определение характера музыки.
- «Барабанчики с двумя голосами»
- Основа: прозрачные пластиковые контейнеры для изюма.
- Особенность: разное звучание при игре по цветной и прозрачной сторонам.
- «Звучащие ключи»
- Основа: стойка в виде буквы «П» (или плечики для одежды).
- Детали: подвешенные ключи.
- Ударные инструменты: гвоздь, ложка, палочка, деревянный или пластмассовый молоточек.
- «Звонарики»
- Основа: металлические баночки.
- Детали: металлические подвески, закреплённые на крышке.
- «Чудо-кастаньеты»
- Основа: вдвое сложенный картон из-под лампочек.
- Детали: металлические крышки от пивных бутылок, наклеенные на внутренние стороны картона.
- Игра: сжатие в ладони для извлечения звука.
- «Трещотка-гармошка»
- Основа: деревянные или пластмассовые детали от пирамидки.
- Сборка: нанизаны на резинку, с обеих сторон — петли.
- Игра: растягивайте, имитируя игру на гармошке.
- «Шейкер»
- Основа: жестяные баночки из-под кофе или напитков.
- Наполнитель: мелкие сыпучие предметы.
Музыкальный руководитель. Дети обожают всё яркое и блестящее! Поэтому самодельные инструменты стоит украсить:
- цветной бумагой;
- блестящей упаковочной бумагой;
- самоклеящейся плёнкой.
Позвольте ребёнку оформить инструмент по своему вкусу — это усилит его вовлечённость и гордость за результат.
Практическая часть
А теперь пригласим детей и вместе создадим музыкальные инструменты!
(Родители и дети совместно изготавливают выбранные инструменты.)
Музыкальная игра «Оркестр»
Давайте дружно поиграем на наших самодельных инструментах под русскую народную мелодию «Ах вы, сени»!
Сказки-шумелки: музыка и слово
Одна из самых увлекательных форм музыкально-ритмического творчества — сказки-шумелки. Озвучивание даже простой, знакомой сказки с помощью инструментов открывает перед ребёнком мир музыкального творчества.
Такие занятия родители могут проводить без специальной подготовки. Суть в том, что текст строится так: после одной-двух фраз ребёнку даётся возможность изобразить звук или эффект с помощью инструмента.
Важные моменты:
- Выбирайте сказки, соответствующие возрасту ребёнка по сложности и объёму.
- Заранее продумайте шумовое оформление:
- смысловые акценты;
- паузы;
- условные обозначения в тексте.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, дополняя рассказ.
- Мимикой и жестами подсказывайте ребёнку громкость и темп игры.
- Подготовьте указания заранее, но будьте готовы поддержать спонтанную инициативу ребёнка.
Постепенно ребёнок запомнит названия инструментов и научится различать их звучание.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Дидактические материалы по технологии
«Элементарное музицирование»
(для музыкальных руководителей ДОУ)
Подготовила
Музыкальный руководитель
Мареева Юлия Евгеньевна
г. Вихоревка
2025 г.
1. Карточки-схемы «Ритмические цепочки»
|
2. «Звучащие жесты» — набор пиктограмм
|
3. «Музыкальный зоопарк» — карточки с инструментами и звуками
|
4. «Ритмо-слова» — набор карточек с речевыми формулами
|
5. «Цветные ритмы» — дидактическое панно
|
6. «Оркестровые партитуры» — схемы для шумового оркестра
|
7. «Музыкальные загадки» — аудио-карточки
|
8. «Танцующие ритмы» — набор движений-символов
|
9. «Волшебные коробочки» — самодельные шумовые инструменты
|
10. «Ритмический диктант» — бланки для творчества
|
Методические рекомендации по использованию:
- Материалы адаптируются под возраст: для младших групп — 2–3 инструмента, простые ритмы; для старших — ансамбли, сложные схемы.
- Включение элементов сказки/сюжета повышает мотивацию (например, «спасение ритма от злого колдуна»).
- Сочетание зрительных (карточки), слуховых (аудио) и двигательных (жесты, игра на инструментах) компонентов усиливает эффект.
- Материалы можно изготавливать совместно с детьми (например, раскрашивание карточек, сборка коробочек).
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Сказки-шумелки с использованием шумовых инструментов
Разработала
Музыкальный руководитель
Мареева Юлия Евгеньевна
г. Вихоревка
2025 г.
1. «Приключения дождевой капельки»
Инструменты:
- металлофон (капелька);
- шуршащая бумага/целлофан (шум дождя);
- бубен (гром);
- треугольник (солнечные лучи);
- клавесы (капли по листьям).
Текст и действия:
Жила-была на тучке маленькая капелька (играет металлофон — нежные одиночные звуки).
Однажды она решила спуститься на землю (медленное глиссандо вниз на металлофоне).
Сначала шёл тихий дождик (лёгкое шуршание бумаги).
Потом дождь стал сильнее (учащённое шуршание).
Вдруг грянул гром! (удар в бубен).
Капелька упала на большой лист (удар клавесами).
Затем на маленький (быстрые удары клавесами).
Дождь закончился, выглянуло солнце (звон треугольника).
Капелька улыбнулась и испарилась вверх (медленное глиссандо вверх на металлофоне).
Цель: развитие динамического слуха, передача контраста (тихо-громко, медленно-быстро).
2. «Лесной оркестр»
Инструменты:
- деревянные ложки (дятел);
- маракасы (белка трясёт орешки);
- трещотка (ёж шуршит листьями);
- свистулька (птичка поёт);
- барабан (медведь топает).
Текст и действия:
В лесу проснулся дятел (стук ложками в ритмичном темпе).
Белка нашла орешки и радостно их перебирает (маракасы).
Ёжик пробрался сквозь сухие листья (трещотка).
Птичка запела звонкую песенку (свистулька).
Медведь вышел на поляну и громко затопал (барабан).
Все звери решили устроить оркестр! (одновременная игра всех инструментов в заданном ритме).
А потом затихли — пора отдыхать (постепенное прекращение звучания).
Цель: координация ансамблевой игры, различение тембров.
3. «Путешествие воздушного шарика»
Инструменты:
- колокольчик (шарик звенит);
- бумага (ветер);
- бубенцы (шарик прыгает);
- тамбурин (шарик ударяется о дерево);
- ширма с натянутой тканью (шарик застревает).
Текст и действия:
Жил-был весёлый воздушный шарик (звон колокольчика).
Его унёс ветер (шуршание бумаги).
Шарик летел высоко-высоко (колокольчик — высокие звуки).
Потом опустился ниже (колокольчик — низкие звуки).
Он прыгал по траве (бубенцы).
Ударился о дерево (удар в тамбурин).
Запутался в ветках (трение ткани о ширму).
Дети помогли ему освободиться (общий звон всех инструментов).
И шарик полетел дальше (колокольчик — плавный уход вверх).
Цель: передача движения через звук, развитие фантазии.
4. «Волшебные часы»
Инструменты:
- клавесы (тик-так);
- треугольник (бой часов);
- бубен (секундная стрелка);
- металлофон (звонки);
- барабан (большие часы).
Текст и действия:
В старой башне стояли волшебные часы (клавесы — ровный ритм «тик-так»).
Секундная стрелка бежала быстро-быстро (бубен — частый ритм).
Каждый час часы били (треугольник — 1 удар).
Два часа — два удара (треугольник — 2 удара).
Три часа — три удара (треугольник — 3 удара).
Вдруг часы зазвонили (металлофон — мелодичный фрагмент).
Это они звали всех на праздник! (барабан — торжественный ритм).
Все часы в городе откликнулись (общий ансамбль).
Цель: осознание ритмического пульса, счёт долей.
5. «Морской круиз»
Инструменты:
- океан-драм (шум волн);
- морские колокольчики (пение чаек);
- бубен (якорь опускается);
- маракасы (дождь на море);
- треугольник (солнце на воде).
Текст и действия:
Корабль отправился в плавание (океан-драм — плавные волны).
Чайки кружили над водой (морские колокольчики).
Вдруг поднялся ветер (учащение ритма на океан-драме).
Пошёл дождь (маракасы — частый ритм).
Капитан приказал опустить якорь (удар в бубен).
Дождь закончился, вышло солнце (треугольник — звонкий звук).
Волны стали спокойными (океан-драм — медленный ритм).
Корабль продолжил путь (все инструменты — согласованный ансамбль).
Цель: создание звукового пейзажа, импровизация в заданном образе.
Общие методические рекомендации:
- Перед игрой кратко обсудите с детьми образы и звуки (как звучит дождь, как топает медведь).
- Раздайте инструменты по желанию или по ролям.
- В первый раз читайте текст медленно, давая время на реакцию.
- Во второй раз усложните: добавьте динамику (громче/тише), темп (быстрее/медленнее).
- В третий раз предложите детям самим придумать звуки для новых эпизодов.
- Используйте наглядность: картинки, игрушки, проекции.
- Поощряйте инициативу: если ребёнок хочет добавить свой звук — поддержите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста с применением ИКТ и технологии элементарного музицирования "Трусливый заяц"
АннотацияКонспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Музыка»Автор: Усольцева Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 38» г.Березники, Перм...

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с применением информационно-коммуникационной технологии и технологии элементарного музицирования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие")
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с применением информационно-коммуникационной технологии и технологии элементарного муз...

Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)
Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свобод...

Технология элементарного музицирования (Т.Э.Тютюнникова)
В данной публикации представлена технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой....

Технология элементарного музицирования.
Элементарное музицирование - это первозданный метод приобщения ребёнка к музыке....

В данной публикации представлена технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой.
Детское творчество имеет место во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Но существуют единые прин...

