«Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
методическая разработка (старшая группа)
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 140»
Мастер- класс по теме:
«Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Романова Н. Н.
Оренбург, 2023 г
Форма проведения: педагогическая мастерская. (Время проведения: 20 мин.)
Участники: музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
План проведения:
- Сообщение: «Актуальность использования логоритмики на занятиях с детьми дошкольного возраста».
- Практическая часть.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И.Буренина.
1.Актуальность.
В последнее время детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше, это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание программы в образовательной области по речевому развитию предполагает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Чем лично меня заинтересовала логоритмика? это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). Она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
Оздоровительные: в результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.
Образовательные: осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т.п.).
Воспитательные: Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.
Вспоминая слова К. Д. Ушинского, что ребенок мыслит образами, звуками Предлагаю вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.
При подборе материала опирайтесь на лексические темы используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений, точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации.
Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников. Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных звуков и коротких песенок, упражнения на сочетание ритма движений и речи и т.п.) приучает детей и взрослых к установленному щадяще-оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.
При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
На музыкальных занятиях можно использовать песни, сопровождаемые жестами, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые, пальчиковые, коммуникативные и музыкальные игры; упражнения для развития крупной и мелкой моторики, на развитие чувства ритма или внимания; ритмические игры с музыкальными инструментами. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Интегрированные занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• танец (хоровод);
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• логопедическая гимнастика;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая игра;
• подвижная или коммуникативная игра.
Наблюдения за эффективностью применения различных методов логоритмических упражнений на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Этими ресурсами обладает логоритмика, которая является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики нарушений звукопроизношения дошкольников.
При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Взаимодействие педагогов и родителей также является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатели могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
2. Практическая часть.
Хочу представить Вам виды логоритмических упражнений, применяемых мною на музыкальных занятиях, и которые Вы можете применить в своей практике:
Игра «Приветствие»
Приветствие - это обязательный пункт в занятии, оно поднимает настроение детей. Здравствуйте! Сейчас мы познакомимся с вами. Возьмите каждый по музыкальному инструменту, на нем вы «сыграете» свое имя.
Также при организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением и дыхания. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений мы вам покажем.
Упражнение «Горячий чай»
Мы гостей к себе позвали.
Чай горячий наливали.
И с вареньем, и с конфетой
Лучше чая в мире нету!
А теперь подуем дружно.
Остудить чаек нам нужно!
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)
На музыкальных занятиях обязательно должны использоваться упражнения для голоса, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Ребёнку необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшему звукоизвлечению.
Упражнения для голоса по методике М. Ю. Картушиной
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Упражнение с ложками и обручем
Упражнение с ритмическими карточками
Ритмическая игра со стаканчиками «Взял- отдал»
Воспитатели сидят в кругу за столом. Под музыку («Ленка- енка») начинают передвигать стаканы «против часовой стрелки» по кругу:
Один раз передвинули, 3 хлопка и так повторили 4 раза.
Далее музыка сменяется и вместе с музыкой меняются движения:
Две руки хлопнули по столу, затем в ладоши, поменялись местами по кругу «против часовой стрелки» так повторим пока не сменится музыка на первую часть. И повторяем все сначала. Движения можно менять.
Предоставляю вашему вниманию еще одну игру «Музыкальная карусель» (с использованием проектора).
Цель игры: закреплять знания детей о музыкальных инструментах и развитие чувства ритма.
В конце музыкального занятия можно использовать можно использовать на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.
Упражнение «Куклы- марионетки»
детям предлагаю поднять руки, выпрямить пальцы, вообразить себя куклами- марионетками. Представляю себя кукловодом с воображаемыми ножницами. Говорю, что «отрезаю» нити, идущие от пальцев, дети опускают пальчики, отрезаю воображаемые нити, идущие от локтей рук, детки опускают плавно руки, отрезаю нити, идущие от головы - дети опускают голову, отрезаю нити, идущие от спины- дети наклоняются вперёд, отрезаю нити, идущие от коленей- дети плавно ложатся на ковёр животиками вниз, расслабляются.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги! Вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях. Все они проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи.
В рамках обратной связи хочу спросить Вас:
- Что Вы увидели? Что услышали? Что почувствовали? Что вас заинтересовало? Что хотели бы узнать ещё? (ответы воспитателей).
- Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов логоритмики в своей работе, т. к мы убедились, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным образовательным требованиям дошкольного образования. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
Спасибо за внимание! Играйте вместе с детьми и получайте радость от совместной деятельности!
Список литературы:
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;
Карушина М.Ю. «Вокальные упражнения для детского голоса» Москва ТЦ «Сфера» 2010г
Воронова, Алла Евгеньевна. Логоритмика для детей 5-7 лет: занятия и упражнения/ . - Москва: Сфера, 2010
Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование»: музыка, речь, движение», Москва ТЦ «Сфера», 2008 г.
Л.А. Баренбойма, «Система детского музыкального воспитания к. орфа», Санкт – Петербург «Музыка», 1970 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».
Задачи:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.Показать значимость применения логоритмики для речевого развития до...

доклад "Использование логоритмики на музыкальных занятиях"
Выступление на августовской конференции музыкальных работников. Основные направления логоритмики, знакомство с ведущими авторами Картушиной, Гоголевой, Боромыковой....

Методические рекомендации для педагогов «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.В планировании интегриро...
Использование логоритмики на музыкальных занятиях
Для старших групп...
Использование логоритмики на музыкальных занятиях
для старших групп...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)
Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

