Экология
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сарина Ольга Геннадьевна

Экологическое воспитание в ДОУ — это процесс формирования у детей основ экологической культуры, любви к природе и ответственного отношения к ней через познание, труд, игры и наблюдение. Оно включает знакомство с природой, развитие бережного отношения к живым существам и ресурсам, а также формирование практических навыков природосбережения, таких как уход за растениями и раздельный сбор мусора

Цели экологического воспитания:

  • Формирование культуры природосбережения: развитие понимания ценности природы, уважения и заботы об окружающей среде, а также экологически грамотного поведения.
  • Развитие познавательного интереса: стимуляция любознательности и наблюдательности для изучения природы и явлений в ней, а также ознакомление с разнообразием животного и растительного мира.
  • Воспитание патриотизма: формирование эмоциональной привязанности к родному краю и чувства ответственности за его природные богатства.
  • Формирование трудовых навыков: обучение уходу за растениями и животными, а также навыкам экологически ориентированного труда (уборка территории).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Чтобы воздух и вода были чистыми всегда»

Цель: формировать у детей понятие того, что чистый воздух и вода необходимы для жизни и здоровья человека. 

«Чистый воздух и вода» - это бесценный дар природы.

Задачи:

Образовательные:

- расширить, обобщить знания и представления детей о влиянии чистого и грязного воздуха на здоровье человека;

- формировать умение определять факторы загрязнения воды.

Развивающие:

- развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, а именно умение сравнивать и обобщать;

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук, активизировать качественный словарь;

- развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Пособия для занятия: конспект

Материалы и оборудование: презентация к НОД, персонаж Шалун, муляж речки, «кляксы» (мусор, корзинки, грязная вода, стаканы, воронки, ватные диски, для коллективной аппликации: ватман светло – зеленого цвета, вырезанные из бумаги зеленого цвета деревья, клей – карандаш, конфеты - медали.

Ход:

  1. Приветствие.

Собрались все дети в круг (встать в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протянуть руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся (взять друг друга за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбнуться)»

Сюрпризный момент.

  1. Воспитатель: «Дети, посмотрите! Кто пришел к нам в гости? Кто это?»

Дети: - Это Шалун

Воспитатель: «К нам пришел в гости Шалун. Давайте с ним поздороваемся».

Дети: «Здравствуй, Шалун!»

Воспитатель: «Дети, но почему – то Шалун такой грязный, несчастный, кашляет и чихает. Может он заболел? Как вы думаете, что могло с ним случиться, почему он такой грязный?» (Ответы детей)

Шалун: «Я шел к вам мимо речки, и решил искупаться. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может вы знаете, что со мной случилось?» (Ответы детей)

Шалун: «Ой, я вспомнил! На берегу я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. А еще там стояла высокая труба, из нее шел разноцветный дым. Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно».

Воспитатель: «Шалун, тебе нужно срочно умыться!»

Воспитатель: «Дети, пока Шалун умывается, мы с вами поиграем в игру «Очистим речку от мусора». Речка у нас станет не такой грязной, в которой купался Шалун, а чистой и прозрачной».

3. Игра «Очистим речку от мусора»

Воспитатель: «Дети, от линии старта до «речки» обручи, по сигналу ребенок начинает двигаться, перепрыгивая из обруча в обруч по очереди. За конусом находится «река», в которой черные кляксы. Вам нужно добраться до «речки», взять кляксу и вернуться на место. И так, пока каждый из вас не принесет черную кляксу»

Воспитатель: «Молодцы, дети, вы собрали весь мусор из речки».

Воспитатель: «Посмотрите, дети, Шалун умылся водой из крана и стал чистым. А как вы думаете, вода из крана чистая или грязная?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, вода из крана чистая. Она уже очищена от грязи и мусора. Сейчас и мы с вами попробуем очистить воду. Проведем опыт «Чистая вода».

4. Опыт – эксперимент «Чистая вода».

Воспитатель: «Посмотрите, дети, перед вами стоят стаканы с водой, которую мы набрали из речки, в которой купался Шалун. Скажите, какая она?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно. Вода в стаканах грязная. И сейчас с помощью ватного диска и воронки мы будем очищать воду».

Воспитатель: «Молодцы, ребята, мы смогли очистить воду, и теперь она стала чистой».

Воспитатель: «Дети, а сейчас я вас приглашаю на физкультминутку.

5. Физкультминутка «К речке быстрой!»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот так славно освежились! (Встряхиваем руки).

Воспитатель: «Дети, скажите, а почему Шалун кашлял и чихал?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Шалун шел к нам мимо высокой трубы, из которой шел дым и дышал очень грязным воздухом. Скажите, дети, а зачем нам нужен воздух?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, для того, чтобы дышать. Без воздуха нет жизни на Земле. Но для нашего здоровья воздух должен быть чистым».

Воспитатель: «Дети, взгляните на иллюстрации. Как вы думаете, что может загрязнять воздух, которым мы дышим?» (Ответы детей)

Воспитатель: «А как вы думаете, что можно сделать, чтобы очистить воздух, сделать воздух чище?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, необходимо сажать деревья для того, чтобы очистить воздух. И сейчас я вам предлагаю «Посадить деревья на полянке».

Воспитатель: «Но перед тем, как мы будем сажать деревья, я хочу вам предложить поиграть с пальчиками. Игра называется «Большая елка».

6. Пальчиковая игра «Большая елка».

Вот стоит большая елка, (пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка).

А на ней растут иголки (пальцы максимально растопырены).

Есть на елке также шишки (сжать в кулачки)

А внизу – берлога мишки. («замок» - пальцы сложены, большие пальцы соединить кончиками – вход в берлогу).

7. Аппликация «Деревья на полянке».

Воспитатель: «Дети, вы большие молодцы! Какая красивая получилась «полянка с деревьями». Теперь мы можем наслаждаться чистым воздухом».

8. Рефлексия.

Воспитатель: «Дети, вам понравилось наше занятие? Что особенно понравилось? Кто приходил сегодня к нам в гости? О чем мы сегодня рассказали Шалуну?

«Ребята, сегодня мы с вами играли, проводили опыт, отвечали на вопросы. Познакомились сами и рассказали Шалуну о том, что бывает, если бросать мусор в речку. Что можно заболеть, если дышать грязным воздухом, пить грязную воду. Дети, вы сегодня очень хорошо занимались, внимательно слушали и за это я хочу вам подарить сладкие «Медали».

Воспитатель: «На этом наше занятие закончилось. Спасибо вам!»



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе по познавательному развитию

«Сбережём планету нашу»

Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о взаимосвязи всего живого на земле, к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

- закреплять знания поведения в природе,

- закреплять знания детей о красной книге,

- учить видеть красоту окружающей среды.

Развивающие:

- развивать воображение, зрительное внимание, мышление.

- развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

- воспитывать уважение к сверстникам, отзывчивость и дружелюбие.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Область в интеграции: Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: фотографии животных,

Книги «Красная книга - животные», «Красная книга – растения», настольная д\и «Подбери правильно» презентация, видеофильм, проектор, экран, ноутбук.

Предварительная работа: чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, наблюдения в природе, чтение экологических сказок, беседы с детьми о загрязнении окружающей среды, о красной книге, рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе, просмотр видеоматериала по экологии.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

В. - Ребята, где мы с вами живём?

Д. - В России, на Земле, на планете Земля.

В. - Кто мы с вами такие?

Д. - Люди.

В. - Как вы думаете, от кого зависит будущее?

Д. - От людей, от нас.

В. - А какой праздник мы отмечаем 22 апреля?

Д. - День Земли.

В. - К нам в группу пришло видеописьмо. Прочтём его?

Д. - Да.

Письмо.

Здравствуйте, ребята! С планетой Земля случилась страшная беда. Она медленно погибает.

Взглянуть на нашу Землю страшно.

Вода мутнеет с каждым днем.

А воздух! Сколько грязи в нем?

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной.

Погибнуть может все живое

Земля, что сделали с тобою?

Ребята, будущее Земли зависит от вас. Прошу вас, помогите, пожалуйста, разобраться от чего же она погибает! Сохраните нашу планету!

Матушка Природа. Слайд №2

В. - Поможем нашей планете?

Д. - Да.

В. - Ну, а для того чтобы разобраться от чего погибает наша планета, давайте совершим виртуальное путешествие.

- Дружно сядем в самолёт и отправимся в полёт.

- Пролетим мы над землёй и увидим край родной.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

В. - Ребята, давайте посмотрим на землю с высоты, и увидим, как она выглядит. Слайд №3

В. - Посмотрите, как красива Земля. Какие реки, леса, поля, горы. Слайды с №4 по №14.

В. - Ой, а это что такое? Слайд №15, №16

Д. - Горы мусора.

В. - Наша планета Земля в опасности. Как вы думаете, почему?

Д. - Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа.

В. - Да, нашей планете очень плохо. Она требует помощи.

В. - Я предлагаю вам разобраться, что приносит Земле пользу, а что вред.

Игра «Подбери правильно». Дети подбирают грустной и весёлой земле соответствующие картинки (польза и вред) объясняя свой выбор.

В. - А теперь я предлагаю посмотреть на вред, причинённый земле. Слайды с №17 по №27

В. - А кто причиняет вред земле?

Д. - Люди.

В. - Ребята, а чем мы дышим?

Д. - Воздухом, кислородом.

В. - Правильно, всему живому на земле нужен воздух. А откуда появляется кислород?

Д. - Кислород вырабатывают деревья.

В. -А что будет, если все деревья исчезнут?

Д. - Всё живое умрёт.

В. - А что случится, если все водоёмы будут загрязнены?

Д. - Земля погибнет, потому что всем нужна вода.

В. - Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

Д. - Сажать деревья, не бросать мусор, надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках … и тд.

В. - Да ребята, люди придумали специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

В. - Давайте посмотрим, как люди помогают нашей планете. Слайды с № 28 по №32

Гимнастика для глаз:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас.

В. - А кто занимается проблемами загрязнения окружающей среды?

Д. - Экологи.

В. - Да, правильно, экологи. Так вот, защитники природы создали для нас с вами экологические знаки. И наша обязанность знать, что они обозначают.

Дети объясняют значение экологических знаков.

В. - Молодцы ребята, что обозначают эти знаки, вы знаете.

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм (просмотр видеофильма о красной книге)

Физминутка:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты сбереги нас, сбереги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты сбереги нас, сбереги!»

В. - Зачем люди создали – «Красную книгу»?

Д. - Несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор – они охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.

В. - Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите – я приготовила – саму книгу вот она (показ книги)

-Почему она красного цвета?

Д. - Красный цвет-цвет - опасности, тревоги.

В. - Посмотрите, в красной книге страницы разного цвета, а почему они разные?

Д. - Каждый цвет несёт своё обозначение.

В. -Есть в книге страницы чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?

Д. - Чёрный цвет страниц обозначает, что все эти животные навсегда исчезли с лица земли.

В. - Назовите животных на чёрных страницах.

Д. - Дронт, морская корова, тилацин (сумчатый волк, чёрный носорог.

В. - Что обозначают страницы – красного цвета?

Д. - На красных страницах – те животные, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь.

В. - Посмотрите, ребята у кого, какие животные на красных страницах, назовите их.

Д. - Белка летяга, синий кит, гепард, лошадь Пржевальского.

В. - А, что обозначают жёлтые страницы?

Д. - -На жёлтых страницах, те животные количество которых быстро снижается.

В. - Дети, у кого есть жёлтые страницы, покажите и назовите этих животных.

Д. - Амурский тигр, пятнистый олень, морж, стерх (белый журавль).

В. - А, что обозначают серые страницы?

Д. - Это животные, которые до сих пор мало изучены.

В. - Назовите животных.

Д. - Слоновая черепаха, жук геркулес, императорские пингвины.

В. - А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Д. - На белых страницах животные, численность которых всегда была невелика, (снежный барс, белый медведь, пятнистый олень, утконос).

В. - Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Д. - Это самые радостные страницы книги на них, те животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания.

В. - Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Д. - Бурый медведь, бобр, соболь.

В. - Это лишь малое количество тех животных, которые находятся под охраной. И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге» будет становиться всё больше и больше.

- Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь нашей земле. Теперь мы знаем то от чего ей так плохо. Видите, ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и, поэтому должны научиться дружить с природой, охранять её и беречь.

- Ребята, вот и закончилось наше виртуальное путешествие.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

В. - Ребята, как вы думаете, смогли мы разобраться, почему земля погибает?

Д. - Да, смогли. Она погибает из-за людей.

В. - А будите ли вы помогать нашей планете? Как?

Д. - Мы будем беречь, заботиться о ней.

В. - Молодцы ребята. Я уверенна, что вы теперь позаботитесь о будущем нашей планеты.

                                                                               



Предварительный просмотр:

                                     Конспект занятия

        по экспериментально-исследовательской деятельности

                                    в старшей группе

                           Тема: «Свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; дать представление об оборудовании лаборатории; познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией

Развивающие задачи: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Воспитывающие задачи: воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, экскурсия в медицинский кабинет, экскурсия в поликлинику, просмотр презентации «Оборудование лаборатории», игры с вертушками, опытно- экспериментальная деятельность в центрах экспериментирования.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, краски, бумага, резиновые игрушки, кусочки резины, влажные салфетки.

Словарная работа: кляксография, микроскоп, лаборатория, эксперимент, колба.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: - А сейчас давайте пройдем на ковер и поздороваемся друг с другом.

(игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов. А как это помещение называется? Правильно, лаборатория.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила.

 Давайте вспомним их.

- соблюдать тишину, не перебивать друг друга

- не мешать друг другу,

- работать тихо, аккуратно, внимательно, осторожно.

- без разрешения ничего не трогать, не пробовать, не нюхать.

Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты

Ребенок:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Посмотрите, какое интересное оборудование. Кто знает, что это? (колба)

А это? (пробирка, воронка, микроскоп, часы, весы)

Для чего нужны песочные часы? Молодцы

А теперь садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

В: - Ребята, мы можем увидеть воздух? (ответы детей) Чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

-В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз (дети складывают) Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы детей) Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: Молодцы. Воздух мы почувствовали. А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы)

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность? (ответ детей)

-Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В: - Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: - А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: - А у воздуха есть запах? (ответы детей) Как можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху

Что это? Наверное, это волшебные баночки. Закройте глаза и отгадайте, что лежит в баночке (3-4 раза)

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: - Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: - Воздух не имеет запаха.

В: - Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: - Хотите попробовать?

В: - Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: - Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе (воздух прозрачный, его можно усидеть, услышать, воздух без запаха, но в воздухе можно почувствовать разные ароматы, воздухом можно рисовать)

В: - Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: - Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

                                                                 




Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в подготовительной группе

«Покормите птиц зимой!»

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Актуальность:

Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?

Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитывается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.

 

Цель проекта:

Обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.

 Задачи проекта:

- закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;

- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;

- пополнять развивающую среду по теме проекта;

- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;

- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовывать наблюдение за ними;

- развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога;

- развивать умение проявлять свою инициативу и высказывать свои предположения;

- развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;

- развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Этапы проведения проекта:

 

1 этап – подготовительный: (создание благоприятных условий для реализации проекта).

- познакомить родителей с целью и задачами проекта;

- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать;

- беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц и откуда можно взять этот материал;

- подготовка презентации о зимующих птицах, подборка книг и познавательной литературы о них, подборка настольно-печатных игр и изготовление дидактических игр – накопление методических материалов по теме.

2 этап – практический:

- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».

- Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»

- Рассказ воспитателя «Интересное - рядом».

- «Жизнь птиц зимой» (познавательное), «Зимующие птицы» (коммуникативное), «Птицы на кормушке» (познавательное).

- Составление описательных рассказов и загадок о птицах.

- Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Что можно, а что – нельзя».

Настольно-печатные игры: «Парочки», «Угадай, чей клюв», «Пазлы».

- Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», просмотр мультфильма «Серая шейка».

- опытно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц, исследование различного оперения (лупы, сходства и различия, ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

- физическая деятельность: подвижные игры «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», «Синички и собака», «Найди пару», «Птицы-наши друзья».

- художественно-эстетическая деятельность:

•Слушание аудиозаписи с голосами птиц.

•Рисование «Синички и снегири на кормушке», «Сорока на ветке».

•Лепка объёмная «Птицы на кормушке» и плоскостная «Снегирь на ветке рябины».

Художественная деятельность:

•Раскрашивание силуэтов птиц.

- трудовая деятельность:

•изготовление кормушек (совместная деятельность детей и родителей);

•кормление птиц (труд в природе).

- игровая деятельность:

•сюжетно-ролевая игра «Птицы в лесу».

•сюжетно-ролевая игра «Юные натуралисты».

- работа с родителями:

- трудовая деятельность:

•рекомендации «Как и из чего, сделать кормушку для птиц»,

•заготовка корма для птиц,

•рекомендации родителям по подбору художественной литературы для чтения детям,

•оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».

 

3 этап - заключительный:

  • викторина «Кто больше знает о птицах?»
  • выставка кормушек, скворечников;
  • выставка поделок

 

Ожидаемые результаты:

Дети:

•Сформированы и систематизированы элементарные представления о зимующих птицах;

•Развит интерес к наблюдениям за объектами природы, желание помогать птицам в трудный для них период жизни;

•Сформированы представления о правилах кормления птиц.

Родители:

•Повышен уровень представлений об экологическом воспитании.

•Проводят совместные наблюдения с детьми в природе.

•Привлекают детей к подкормке птиц в дикой природе.

                                                                                 



Предварительный просмотр:

«Эколята-защитники природы»

            Проект «Спасем Землю от мусора»

для детей 5–6 лет

Тип проекта: Информационно-познавательный, творческий.

Вид: долгосрочный (март-апрель)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эту проблему.

Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Именно дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Но у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о мусоре. Что происходит с мусором, что нужно сделать, чтобы он не загрязнял окружающую среду.

Цель:

Привлечение внимания воспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором, нахождению путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов и пропаганду гуманного отношения к природы своего края.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

- Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Воспитательные

- Создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.

Развивающие

- Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.

Для педагогов:

Повышение компетентности по данной теме, оснащение группы дидактическим материалом по теме для работы с детьми.

Для родителей:

Активное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Итоговое мероприятие:

Праздник «Эколята-дошколята»

Продукт проектной деятельности :

- Картотеки дидактических и подвижных игр на экологическую тему;

- Подборка художественной литературы для чтения детям;

- Подборка наглядных пособий (презентации, фотографии, настольные игры, раскраски);

- Папка-передвижка «Экологическое воспитание в семье»; «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- Подборка речевого материала (загадки, стихи);

- Выставка поделок «Вторая жизнь вещей».

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Образовательные:

- Сформированы представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Воспитательные:

- Созданы условия для формирования навыков исследовательской деятельности.

Развивающие:

- Дети умеют оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- У детей усовершенствован уровень накопительных практических навыков.

Для педагогов:

Повышена компетентность по данной теме, группа оснащена дидактическим материалом по теме для работы с детьми.

Для родителей:

Активные участники воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Основной: этап реализации проекта: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

Заключительный: подведение итогов, создание итоговой презентации.

План мероприятий проектной деятельности

Сроки мероприятия

1 этап - подготовительный

 Проблемная ситуация «Как и зачем нужно убирать мусор?»

-Беседа с родителями воспитанников:

-Познакомить с задачами и запланированными мероприятиями проекта.

-Подбор демонстрационного материала, раскрасок для детей, художественной и научной литературы.

-Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта.

2 этап - основной.

-Просмотр видеороликов: «Улыбка природы», «Как делают бумагу», «Загрязнение океана пластиком».

-Беседы: «Откуда берется мусор и что с ним делать?», «Значение воды в жизни всего живого»

-Рассуждение «Что такое отходы»?

-Чтение: Экологическая сказка «Осколок стекла», В. Глинский «Лесные пожары», Н. А. Рыжова «Серая шапочка и красный волк»

-Дидактические игры:

«Из чего сделан предмет», «Сортировщик мусора», «Вредно или полезно для планеты?».

-Подвижные игры: «Море волнуется», «Попади в корзину», «Кто быстрее уберет мусор».

-Сюжетно-ролевая игра: «Поход в лес».

-Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы никто не выбрасывал мусор?», «Если бы мусор не сортировали?».

-Составление рассказов по сюжетным картинкам.

-Отгадывание загадок.

-Рисование «Планете в наших руках»

-Лепка «Сбережём первоцветы»

-Привлечение родителей к участию в акции «Крышечки доброты» и конкурсе «Мусорный вернисаж».

-Папки-передвижки: «Экологическое воспитание в семье», «Вторая жизнь вещей».

-Презентация «Сортируем мусор-бережём природу»

3 этап – заключительный

(25 – 29 марта) - Подведение итогов проекта.

- Выставка совместного детско-родительского творчества.

- Праздник «Эколята-дошколята»

Вывод:

- В ходе проекта дети выяснили, откуда берётся мусор и проследили путь его движения на специальную свалку.

- В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать как вторсырьё.

- Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, реализовывать свои индивидуальные творческие способности.

- Родители заинтересовались проблемами вторичного использования бросового материала, принимали активное участие в акции «Крышечки доброты» и в конкурсе поделок «Вторая жизнь вещей».

                                                                 



Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной группе «Огород на окне-2024»

Участники проекта : дети подготовительной группы.

Руководитель проекта: Сарина О.Г.

Вид проекта: познавательный, исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

- обогатить и расширить представления детей о растениях. Как можно вырастить лук, помидоры, огурцы, салат на окне. Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания;

- развивать интерес к развитию и росту растений;

- развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода;

- воспитывать любознательность и наблюдательность, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.

Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, НОД в игровой форме.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный:

Определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной:

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

3. Заключительный:

Подводятся итоги, подготавливается фотообзор по данной работе, итоговая беседа.

Ожидаемый результат:

- дети познакомятся с культурными овощными растениями;

- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;

- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

- у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

1 этап – подготовительный:

- Беседа с родителями «Огород на окне»

Цель: обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по

созданию условий для реализации проекта.

- Консультация для родителей «Огород на окне»

Цель: ознакомить родителей по данной теме.

- Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Цель: создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

2 этап – основной:

- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений;

-Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки-

«Репка»,

«Вершки и корешки»,

белорусская сказка «Пых»,

украинская сказка «Колосок»,

татарская песенка «Мешок»,

Ю. Тувин «Овощи».

Занятие «Что мы знаем об овощах»

Цель: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойства, научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.

- Занятие «Труд овощевода и садовода»

Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

- Практическая деятельность: посадка лука, помидоров, огурцов, салата. Цель: вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

- Опыт-наблюдение за ростом овощных растений.

Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, редиса, гороха, салата.

- Труд в уголке природы.

Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

- Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Цель: получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло)

- Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.

- Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

- Наблюдения: «Растут ли наши растения»

Цель: продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений

- Оформление дневника наблюдений.

Цель: зафиксировать наблюдения за растениями.

- Итоговая беседа «Огород на окне»

3 этап - заключительный.

- Обработка и оформление материалов проекта в виде фото презентации.

- Анализ результативности.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Огород на окне»

2. Консультация для родителей «Огород на окне»

3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, стали подмечать красоту растительного мира.

3. У детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.

4. Дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

5. Дети бережнее стали относиться к растительному миру.

Перспективы проекта:

В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке»

Форма презентации проекта:

Демонстрация родителям, педагогам и ребятам из других групп огорода на окне.

Фотоотчёт проекта на родительском собрании.

Используемая литература:

1. Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2016

3. Николаева С. Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

Приложение1

Загадки об овощах

Самые лучшие загадки об овощах

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Обжигает… Не лимон.

(Лук)

Как на грядке под листок,

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали?

(Помидор)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это?

(Горошек)

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что, скажи, дружок?

(Чеснок)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка)

Горлодёрку потри сквозь тёрку, Добавь кваса да хлеба кусок. Эта еда продлит года.

(Редька)

В этих жёлтых пирамидках

Сотни зёрен аппетитных.

(Кукуруза)

Народные пословицы, поговорки об овощах.

Лук от семи недуг

Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.

Лук с чесноком – родные братья.

Надоел, как горькая редька.

Надоел хуже горькой редьки.

Морковь прибавляет кровь.

Съешь и морковку, коли яблочка нет.

В море огурцы сажать (т. е. преувеличивать, обманывать)

Каждому овощу свое время.

Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.

Любовь не картошка – не выкинешь в окошко.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Языком капусту не шинкуют.

Проще пареной репы (т. е. очень просто)

Дешевле пареной репы (т. е. очень дешево) Лук от семи недуг.

Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа)

«Лук от семи недуг» интересное о луке.

Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Задачи:

- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения);

- развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки;

Игровое правило: отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет» Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

ОПИСАНИЕ:

- Дети, вы знаете, что сажают в огороде?

- Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет» Кто ошибется, тот проигрывает».

- Морковь (да)

- Огурцы (да)

- Свекла (да)

- Сливы (нет)

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

Игра «Подбери пару»

Цель: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т. д.). По этому - же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т. д.

Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их рассказать, что общего между изображенными на них предметами и чем они отличаются.

Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки) дети выбирают нужный им предмет (например, морковку для зайчика). Следующее задание — найти овощу пару такой же длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.

Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят подобрать пару по определенному признаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг друга, советуются с игрушками.

Вариант 1

Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары самому и помочь другим.

Вариант 2

В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, готовы ли дети выполнить более сложное задание — взять какую-нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма, назначение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а громкими — что он приближается к нему. Таким образом задание будут выполнять все дети.

Вариант 3

Змея, убедившись, что дети стали почти такими же мудрыми, как она, предлагает всем одновременно искать пару для своего предмета.

Когда пары подобраны, змея предлагает посмотреть на них и оценить правильность выполнения задания каждым ребенком. С теми, кто удачно нашел пару, змея танцует; тем, кто ошибся, обещает помочь при повторении игры.

«Вершки и корешки».

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (семена овоща, росток, росток с листьями, цветами, плодами, огурец, помидор.

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».  Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Стихи.

Купите лук

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в. огород —

Очень интересно.

А. Максакова

Посадила в огороде;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом огород - что город!

В нём – сто тысяч горожан:

помидор, горох, капуста,

кабачок и баклажан.

А по осени там пусто!

Скоро в град придёт зима

Люд разъехался в корзинках

в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.

Я сижу в своей панаме.

Я люблю свой огород.

Здесь клубника лезет в рот.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла, (шагают пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла (загибают по одному пальцу на обеих руках)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (хлопок)

Вот овощи спор завели на столе - (попеременные удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (загибают пальчики на обеих руках)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (загибают пальчики)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке (ладони складывают крест- накрест на столе)

Картошка, Капуста, Морковка, (загибают пальчики)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)

Физминутка.

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

НОД «Что мы знаем об овощах»

Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах; научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.

НОД начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает стихи «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

- «Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у себя в гостях.

«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (дети называют овощи)

А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (урожай, плоды)

Плоды растут. Что еще про них можно сказать? (созревают, поспевают, цветут)

Почему одни плоды называют овощами, а другие фруктами?» (овощи растут в огороде, поле, а фрукты - в садах, из фруктов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам)

Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.

Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики.

Вопросы, на которые нужно ответить:

1. Где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород);

2. Это овощи или фрукты;

3. Где используют спелые плоды;

4. Как цветут растения, на которых они растут;

5. Из чего состоит плод;

6. Какой он на вкус, на ощупь и на запах.

Занятие «Труд овощеводов и садоводов».

Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа: для накопления конкретных представлений проводятся наблюдения за работой взрослых на огородах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фруктов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5-6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный комбайн, картофелесажалки и др., подбирают загадки об овощах и фруктах.

Ход занятия.

Воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обобщений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать загадки о них.

Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты, и кто их выращивает; уточняет, что выращивают их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Подчеркивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить большой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные овощи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.

Консультация для родителей «Огород на окне»

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха, большое значение имеет и сама близость с природой, которая всегда пробуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов.

Особенно ценят дети свое участие в труде вместе с взрослыми. Родители, имеющие дачные участки или огороды, могли заметить, с каким увлечением их ребенок копает лопаткой землю, помогает сеять семена и, конечно же, с удовольствием поливает грядки из своей лейки.

Работая на участке, в огороде вместе с родителями, ребенок знакомится с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнает последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевает целым рядом практических навыков. Совместная, дружная и результативная работа доставляет ребенку много удовольствия и радости.

Однако не каждая семья имеет дачный участок или огород.

Но есть выход: создать огород прямо в доме, на окне!

Такой собственный огород будет очень необычен тем, что подарит возможность любоваться и детям, и взрослым невероятной домашней обстановкой живых растений. Огород на окне в домашних условиях будет способствовать развитию любознательности и наблюдательности у ребенка, а это поможет ему лучше познать растительную жизнь; расширит представления ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития; научит радоваться результатам своего труда. Очень важно, чтобы ребенок активно участвовал в посадке и последующем уходе за растениями. Тем более что сам процесс ухода и выращивания огорода очень увлекательный и интересный.

Огород на окне - это своего рода «витаминный оазис». На самом деле, такая чудесная задумка реализуется очень просто и быстро.

Что лучше посадить в огороде на окне?

Выбор растений достаточно широкий: огурцы, лук, фасоль, горох, петрушка, чеснок, салат, укроп, специальные некрупные сорта моркови и т. п. Главное, выбрать для такого огорода неприхотливые растения. Прежде, чем приступать к созданию огорода, лучше провести с ребенком обучающую беседу и рассказать о пользе каждого растения и правильном уходе за ними.

Такие знания позволят маленькому огороднику еще с большим интересом ухаживать за растениями и любоваться огородом на окне.

Практические советы по обустройству огорода на окне.

1. Помните, что окно, где будет размещен огород лучше, чтобы выходило на солнечную сторону и было большим.

2. Размер ящиков для выращивания растений должен соответствовать подоконнику, то есть ящики не должны быть шире или длиннее подоконника (не должны выступать за пределы). Так как станут не безопасными для ребенка, который может зацепить их.

3. Ящики можно покрасить в какой-нибудь яркий цвет. Такой вариант очень удачный для детской комнаты. Ярко оформленный огород будет смотреться весело и необычно, и будет радовать всех своим привлекательным видом.

4. Кроме деревянных ящичков можно использовать горшки для растений или даже обычные пластиковые бутылки, которые обрезают до нужной высоты. Их можно красиво оформить, например, камнями, рисунками, разнообразными наклейками и т. д. То есть, можно бесконечно долго экспериментировать с оформлением.

5. Очень важно предусмотреть правильное освещение огорода, оптимальную температуру и влажность воздуха. Если на подоконнике, где вы хотите установить огород недостаточно света, то можно создать искусственный свет с помощью лампы. Температура для растений должна быть выше 17 градусов, в противном случае растения будут гнить и не давать плоды.

6. Также нужен хороший и качественный грунт, благодаря которому растения будут давать плоды. Такой грунт не сложно приобрести в специализирующих магазинах, где продают растения.

Такой «детский» огород прекрасно украсит интерьер, а экологически чистые и всегда свежие овощи будут не переставать радовать детишек круглый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Информационный материал по экологии для родителей и бесед с детьми «Экология природы, экология семьи»

Информационный материал по экологии для родителей и бесед с детьми «Экология природы, экология семьи»...