Самообразование « Современные педагогические технологии в ДОУ»
материал

Губайдуллина Айсылу Флюровна

Актуальность:

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.  Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Цель: изучение и применение современных образовательных технологий для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovane_sr.gruppa.docx1011.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Пчёлка» с.Кармаскалы

Муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан

Индивидуальный план работы  по самообразованию

Губайдуллиной Айсылу Флюровны

Тема: « Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет»

2023-2024г.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  6. Создавать        эмоционально-комфортную        обстановку        в        общении        со сверстниками и взрослыми.
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

  • Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
  • Методы и приемы работы:

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

           -свободная самостоятельная деятельность самих детей

Перспективный план по развитию мелкой моторики рук у детей

Формы работы

Самообраование

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

Организационный этап

Изучение литературы по теме

теме самообразования

(на протяжении всего учебного года)

1.Поведение диагностического обследования

2. Самомассаж картотека №2 Массаж рук

3. Заучивание пальчиковых игр картотека №1 «Овощи», №2 «Фрукты»

-Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования

-Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

-Консультация для родителей (буклет)

Развитие мелкой моторики рук ( в бумажном и электронном варианте)

-Индивидуальные беседы

-Анкетирование родителей по данной теме

Октябрь

Теоретический этап

-Создание картотеки пальчиковых игр

- Создание картотеки самомассажа

- Изучение литературы по теме

1.Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

2Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Нетрадиционный способ рисования

3.Картотека самомассаж «Пирожки», «Дождь»

4. Заучивание пальчиковых игр картотека №3 «Я и моя емья» №5 «Дикие животные»

5. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый

котенок».

6. Учить

детей

выкладывать

узоры

с

помощью веревочки.

Консультация Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».

Консультация через папку передвижку «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

Ноябрь

Пополнение предметно- пространственной среды

 Игра «Текстура» - распознавать предмет по тактильным ощущениям (мягкий, гладкий, пушистый, шершавый).

-Изучение литературы по теме

1.Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на песке)

2.Заучивание пальчиковых

Игр картотека № 9 «Домашние животные и их детеныши» №26 «Перелетные птицы»

3. «Массажный мячик»

4.«Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

5.Игры с водой «Посейдон»

Консультация

«Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Памятка «Пальчиковые игры»

Декабрь

-Подборбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

-Изучение литературы по теме

Пополнение предметно- пространственной среды

1.Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

2.«Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

2. Самомассаж картотека «Снеговик»,№6 «Самомассаж»

3. Заучивание пальчиковых игр картотека №15 «Новогодний праздник» №16 «Одежда»

Консультация «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики»

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

Январь

-Подборбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей,педагогам

- Изучение литературы по теме

Пополнение предметно- пространственной среды

1.Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от влажных салфеток

2.«Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

3. Самомассаж картотека №7,8 «Массаж глаз» « Массаж лица»

4. Заучивание пальчиковых игр картотека №13,14

5.Игра «Узелки» - завязывание и развязывание узелков на шнурке

Консультация

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».

Февраль

Изучение литературы по теме

Пополнение предметно- пространственной среды

1.Д/и.: «Шнуровка»

-«Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

2. Самомассаж картотека №11 «Массаж ушей», №12 «Массаж ушей»

3. Заучивание пальчиковых игр картотека №19,20

4.Игра «Веселые прищепки».

5. Веселые резиночки –нестандартное

оборудование для игр по развитию мелкой

моторики

Консультация

«Нетрадиционные способы рисования»

Кнсультация «Полезные советы родителям по пальчиковым играм»

Март

Изучение литературы по теме

Пополнение предметно- пространственной среды

1.Д/и.: «Прищепки»

2.«Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

3. Самомассаж картотека №7,8 «Массаж глаз» « Массаж лица»

4. Заучивание пальчиковых игр картотека №22,23

 5.Игровая ситуация «Помоги Золушке» - разобрать по чашкам фасоль и горох.

Консультация

Тестопластика - как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Памятка

«Ум на кончиках пальцев»

Апрель

Обобщающий этап

Обследование детей, Выявление уровня развития мелкой моторики

1.Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Графическое упражнение-«Проведи  дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

3. Самомассаж картотека №№11 «Массаж ушей», №12 «Массаж ушей»

4. Заучивание пальчиковых игр картотека №24,25

5. .Игры с водой «Посейдон»

Буклет «Развитие мелкой моторики рук» по возрастам

Рекомендации педагогам в работе с дошкольниками

по развитию мелкой моторики рук.

Май

Отчёт по теме самообазования

Диагностика развития мелкой моторики

Выступление на пед. совете

«Вот и стали мы год взрослее» — акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Приёмы развития мелкой моторики у детей

Приём

Особенности применения

Пальчиковая гимнастика

Применяется с детьми любого возраста, является основой тренировки мелкой моторики.

Массаж кистей рук

Является разновидностью пальчиковой гимнастики. Для проведения используются массажные мячики, деревянные палочки.

Дидактические игры

Позволяют тренировать глазомер, осваивать сенсорные эталоны формы, размера предметов.

Нетрадиционные техники рисования

Кроме мелкой моторики, развивают творческие способности детей.

Рисование по шаблонам, трафаретам

Применяется в старших группах. Помогает оттачивать точность движений карандашом (цвет не должен выходить за границу изображения), а также воспитывает чувство пропорции.

Лепка из пластилина, солёного теста

Взаимодействие с пластичным материалом помогает активизировать нервные окончания, посылающие импульсы в мозг. Работа с разноцветным пластилином и окрашенным пищевым красителем тестом развивает в детях чувство цвета.

Театр теней

Используется в работе с детьми средней и старших групп.

Игры с кубиками, конструктором

Работает на развитие моторики (мелкой, крупной) и на развитие ориентации в пространстве, знакомство с размером и формой через сенсорное взаимодействие.


Желаемый результат:

    -Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результатом своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
   - Предоставит детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
    -Поиск новых методических приемов, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

     -Поиск новой информации, которые будут способствовать моему саморазвитию по выбранной мною  теме

      -Повышение компетентности родителей по развитию мелкой моторики рук у детей

Изучение методической литературы:

Сентябрь-май

  1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
  2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.- М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом

«Литера», 2006.

  1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»

Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии в дошкольном учреждении...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...

Отчет по самообразованию на тему: «Современные педагогические технологии, способствующие развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста»

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенс...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...

Самообразование" Использование современных педагогических технологий в детском саду для обеспечения реализации требований ФОП ДО"

Цель: 1) повышение качества учебного процесса;2)обеспечение развития познавательной и личностной сферы воспитанниковЗадачи1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые услови...

Тема по самообразованию " Современные педагогические технологии валеологического образования дошкольников"

Опыт работы по теме самообразования "Современные педагогические технологии валеологического образования дошкольников"...