Танцевальный дуэт "Веселые посиделки" . Русский народный стилизованный танец "ВСТРЕЧА".
проект (старшая группа)
Фольклор - это то , чем жили наши прабабушки и прадедушки: события, переживания, радости и мечты...В танцах, песнях, потешках, поговорках, сказках нашего русского народа мы узнаём о жизни наших предков, мудрсти и любви к русской земле, патриотизме
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 124.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №11»
Железнодорожного района городского округа
город Воронеж
Творческий педагогический проект по приобщению дошкольников
к истокам русской народной культуры «Русское наследие»
Разработали: музыкальный руководитель Дикарева Е. В.,
воспитатель Енина А. О.
Воронеж 2025
Творческий педагогический проект по приобщению дошкольников
к истокам русской народной культуры «Русское наследие»
Разработали музыкальный руководитель Дикарева Е.В.,
воспитатель Енина А. О.
Введение в проект: Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка. Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность. Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
В соответствии с ФОП, проект опирается на следующие ценности:
- ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
- ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
- ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
- ценность слова, как возможность общаться;
- ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
- ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
- ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
- ценность познания мира;
- ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
- Художественно- эстетическое развитие
- Коммуникативно – личностное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Вид проекта: информационно-практический
Цель проекта:
Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
Задачи проекта:
- Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.
- Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.
- Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
- Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.
- Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
- Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.
Методы исследования.
*Экскурсия в мини музей «Боевая Слава России», «Русская изба» (рассматривание быта, утвари);
Развитие ансамбля русской песни «Ладушка», использование русских песен и танцев.;
*Беседы с детьми о русской старине. Рассказы о народных обычаях и традициях;
Изучение традиций, песенного творчества воронежского края;
*Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
*Чтение художественной литературы.
*Продуктивная деятельность (изготовление кукол, украшений (бусы…), муз. шумелочек в «Музыкальной мастерской»)
* Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Театрализованные р. н. игры.;
*Заучивание потешек, прибауток, закличек. Проведение русских народных игр.
*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024- май 2025 г).
Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) Мини - музей «Русская изба» отражает специфику дошкольного возраста детей. Музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Этапы реализация проекта:
Подготовительный этап.
Цель: разработать проект.
*Изучение литературы по данной теме;
*Приобщение специалистов ДОУ и родителей для осуществления проекта;
*Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея. Участие в конкурсах.
Основной этап.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, прялки, ческа, чугун и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Через организацию бесед о музеях, о том, зачем они нужны? Что в них храниться? Кто, куда ходит и зачем? мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой Господней. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа. Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и многими другими. Разработана картотека подвижных игр, в том числе и русских народных игр.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей «Мини- музей в детском саду», «Народные праздники» и др. Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации мини- музея «Русская изба».
Формы работы с родителями.
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации воспитателей;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники.
Заключительный.
*периодическое открытие мини- музея (трансформер) «Русская изба».
*Экскурсии.
Расширение музыкального репертуара в ансамбле «русской песни «Ладушка»;
*Приглашение гостей (на утренниках гости, родители рассматривают экспонаты). Творческая презентация мини – музея.
*Проведение образовательной деятельности в музее «Милости просим, гости дорогие» (для родителей).
Ожидаемый результат:
У детей:
- Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
- Активизация представлений о малой Родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
- Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
- Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;
- Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым, сверстникам, малышам;
- Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к русской культуре, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историческом и культурном наследии русского народа, будут знать имена предков, начнут проявлять интерес к событиям российской культурной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
- дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры
- имеют представления о традициях русского народа
- осознают принадлежность к своему народу
- используют в активной речи устный народный фольклор
умеют играть в народные игры, используют считалки и правила
- имеют представление о национальном костюме русского народа
- бережно относятся к наследию русского народа
У родителей:
- Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
- Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
- Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Работа по проекту включает образовательную деятельность, игры, экскурсионные маршруты, беседы, праздники, труд, спортивные соревнования и развлечения, литературно-развлекательные мероприятия, творческую деятельность детей самостоятельную и с родителями, театрализованную деятельность, индивидуальную и совместную продуктивная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством (ОНР) "Капустные посиделки"
КОСПЕКТ НОД...

Сценарий открытого занятия по развитию речи и окружающему миру "Русские народные посиделки"
Русские народные посиделки...

Праздник русских народных ремесел "Посиделки в горнице"
Рассказать о разнообразии русского народного ремесла. Показать быт русского народа. Приобщение к русской культуре.Приобщение детей к русскому народному ремеслу. Развитие творческих способностей....

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...

Русские народные посиделки "Праздник русской народной игры"
Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национ...

