Календарно-тематический план воспитателя по теме: «Мама-первое слово на свете» для старшей группы (17.11.2025-21.11.2025)
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Кучмий Анастасия Леонидовна

Неделя, посвящённая формированию у детей семейных ценностей и уважительного отношения к матери. В рамках темы запланированы беседы о профессиях мам, творческие мастерские по изготовлению подарков, разучивание стихов и песен, а также сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Мамины помощники». Мероприятия направлены на развитие эмоционального интеллекта, речи и творческих способностей дошкольников, а итоговым событием станет праздничный утренник 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_mama-pervoe_slovo_na_svete.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НОЯБРЬ – 3  НЕДЕЛЯ

Тема: «Мама-первое слово на свете»

День недели

Режим

Совместная работа педагога с детьми

Свободная деятельность детей

Работа с родителями

Понедельник 17.11

Утро

Утренняя гимнастика. Закаливающие процедуры.

Беседа: «Лучше всех на свете мамочка моя» Цель: Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Пальчиковая игра «Семья»

Д/и «Найди и назови маму»

Цель: закреплять знания о детенышах диких и домашних зверей.

Дежурство по столовой: сервировка столов к завтраку, закрепить последовательность действий.

Внесение иллюстраций отражающих тему недели – плакаты «С Днем матери», картинки профессий женщин.

Сюжетно-ролевая игра «Моя мама – парикмахер» - формировать представление о профессиональных действиях парикмахера, воспитывать вежливость.

Введение родителей в тему недели «День Матери» (папка – передвижка)

Индивидуальные беседы по запросам родителей

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи

Занятие 5. Обучение рассказыванию Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении)

ФИЗО

По плану физ. инструктора.

Рисование

Занятие 22. Аленушка в сарафане (Декоративное рисование цветными карандашами) Программное содержание. Продолжать знакомить детей с историей украшения вышивкой одежды и белья. Показать красоту вышитых изделий. Учить передавать характерные особенности русской народной одежды – сарафана и сорочки. Развивать уважение к народной культуре.

Прогулка

Наблюдение за осенним ветром

Цель: Учить детей по результатам наблюдения подбирать слова (сильный, слабый, порывистый, холодный, пронизывающий).

Трудовое поручение: собрать мусор, ветки которые надуло сильным ветром.

П/И «Футбол». Цель: развитие ловкости, гибкости, выносливости, координации движений, точности и быстроты реакций, двигательных и коммуникативных способностей.

Индивидуальная работа

Индивидуальное упражнение «Кто дальше бросит мешочек». Цель: выполнять правильно основные движения -  Денис С., Ксюша Н., Алиса Ч.

Возвращение с прогулки

Закаливающие процедуры.

Культурно-гигиенические навыки.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Чтение стихотвореиия Р.Сафа «Мама»--закреплять умения детей слышать и понимать мелодику и ритм стихотворения. Стимулировать интерес к художественной литературе. Продолжать воспитывать любовь и уважения к маме.

Д.и. «Кто больше?» --упражнять детей в умении называть ласковые слова имя своей мамы, придумать ласковые обращения к маме. Учить употреблять в речи имена существительные с уменьшительно—ласкательными суффиксами, расширять словарный запас.

Самостоятельная

деятельность детей в центрах активности.

Сюжетная игра «Дочки-матери»

Цель: развивать умение детей разыгрывать знакомый сюжет, вызвать положительное эмоциональное состояние от игры со сверстниками.

Н/игра «Красивые бусы для мамы»

Цель: развивать мелкую моторику, цветовую композицию.

Прогулка

Наблюдение: деревья в ноябре - Учить детей узнавать деревья по описанным в загадках признакам.

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НОЯБРЬ – 3  НЕДЕЛЯ

Тема: «Мама-первое слово на свете»

День недели

Режим

Совместная работа педагога с детьми

Свободная деятельность детей

Работа с родителями

Вторник 18.11

Утро

Утренняя гимнастика. Закаливающие процедуры.

Беседа о мамах и бабушках

Цель: подвести к пониманию того, что бабушка – это тоже мама, папина или мамина.

«Профессии наших мам».

Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.

Д/и «Кому что надо для работы» - систематизировать представления детей о различных орудиях труда, которые нужны людям разных профессий.  

Пальчиковая игра. «Как у нас семья большая» Цель: Развивать речевую активность, мелкую моторику.

Ситуативный разговор о правилах поведения друг с другом, о том, что нужно быть вежливым, нельзя драться, жадничать.

Сюжетно-ролевая игра «Моя мама – парикмахер» - формировать представление о профессиональных действиях парикмахера, воспитывать вежливость.

Консультация для родителей

«Роль матери в воспитании детей».

Беседа с родителями по запросам.

Непосредственно образовательная деятельность

ФЭМП

Занятие 11 «Пространственные отношения: «слева, справа»: развивать пространные представления, уточнить отношения: справа, слева; закрепить понимание смысла действия сложения

Музыка

(по плану музыкального руководителя)

Прогулка

Продолжить наблюдение за зимующими птицами.

Цель: формирование представлений детей о сходстве и различии домашних и диких птиц.

Подвижная игра «Лисий хвост».

Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием.

Трудовая деятельность: подмести снег (листья) на веранде, в домике.

Цель: формирование ответственного отношения к поручению.

Индивидуальная  работа

Индивидуальное упражнение поупражнять в прыжках на 2-х ногах с продвижением вперед. Закрепить и.п., умение приземляться на 2-х ногах, развивать ловкость. – Матвей Л., Саша К., Полина К.

Возвращение с прогулки

Закаливающие процедуры.

Культурно-гигиенические навыки.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Чтение стихотворения А.Барто «Разговор с дочкой»-учить детей понимать смысл слов в переносном значении, стихотворения в целом. Обсудить с детьми. О чем говорила мама, почему очень важно проявлять теплые чувства к близким.; развивать интерес к поэзии.

Слушание песни «Мамочка милая» муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен; игра на металлофоне-развивать муз. слух детей, память; совершенствовать навыки игры на металлофоне, освоение приемов звукоизвлечения, стимулировать сам-ть детей.

Самостоятельная

деятельность детей в центрах активности.

СРИ «Семья»-учить выполнять различные социальные роли, действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, определять свое место и роль в семье, в коллективе; формировать представления о системах соц. норм и ценностей.

Д/И «Оденем куклу на прогулку».

Цель: формировать умения подбирать одежду по сезону.

Прогулка

Продолжить наблюдение за птицами. Вынести корм для птиц и разложить по кормушкам.

Д/игра «Вчера, сегодня, завтра».

Цель. Закреплять знания детей о времени, активизировать словарь.

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НОЯБРЬ – 3  НЕДЕЛЯ

Тема: «Мама-первое слово на свете»

День недели

Режим

Совместная работа педагога с детьми

Свободная деятельность детей

Работа с родителями

Среда 19.11

Утро

Утренняя гимнастика. Закаливающие процедуры.

Беседа с детьми по теме недели «Как я помогаю маме дома?»

Муз/дид, игра - «Угадай, марш, танец, песня?» - учить детей на слух определять мелодию.

Рассказывание по картинкам. Д/И «Что с начало, что потом»

Цель: Учить составлять последовательный рассказ по картинкам.

Пальчиковые игры «Любят наши пальчики»

Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме недели «Мама-ангел на Земле»

Раскрашивание раскрасок по теме неделе

Настольные игры: мозаика, пазлы

Беседа с родителями о самочувствии детей.

Непосредственно образовательная деятельность

Ознакомление с миром природы

Тема: Пернатые друзья Цель: Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботься о птицах.

ФИЗО

По плану физ. инструктора.

Рисование

Занятие 23. Цветовой спектр (Рисование гуашью) Программное содержание. Формировать представление о том, как можно получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета. Учить смешивать основные краски и получать новые цвета. Активно использовать слова: художник, пейзаж, палитра. Развивать интерес к работе с красками.

Прогулка

Наблюдение за деревьями поздней осень. Цель: учить различать деревья по стволам, развивать внимание, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе родного города, края.

Подвижная игра «Краски» - учить бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, менять направление во время бега.

Труд «Почистить кормушки от снега – учить детей самостоятельно чистить кормушки от снега»

Народные игры «Колпачок» - обучение детей различным танцевальным движениям.

Индивидуальная работа:   «Изобрази настроение».

Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения  - Лиза Щ., Валя А., Ангелина Б., Аркадий Г.

Возвращение с прогулки

Закаливающие процедуры.

Культурно-гигиенические навыки.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Игра-эстафета «Мы помогаем». Цель: учить детей аккуратно переносить различные предметы (носовой платок, яблоко, пластиковый стакан с водой) разными способами (на голове, на тыльной стороне руки, в вытянутой руке); развивать способность концентрировать внимание, произвольно регулировать свои действия.

Творческая мастерская «Цветок для мамы»- поощрять желание доставлять радость мамам, учить вырезать предметы по изображенному контуру, подбирать и создавать соответствующее празднику изображение.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье», сюжет «Платье для мамы». Цель. Учить детей использовать в игре навыки, полученные на занятиях по ручному труду, включать в игру продуктивные действия, обогащать опыт общения в процессе трудовой деятельности; формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия.

Прогулка

Наблюдение за лужами

Цель: продолжать знакомить с осенними явлениями природы

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НОЯБРЬ – 3  НЕДЕЛЯ

Тема: «Мама-первое слово на свете»

День недели

Режим

Совместная работа педагога с детьми

Свободная деятельность детей

Работа с родителями

Четверг 20.11

Утро

Утренняя гимнастика. Закаливающие процедуры.

Беседа на тему: «Как я решил никогда не ссориться с мамой».

Цель: воспитывать в детях добрые отношения и любовь к своей маме; развивать речь детей; развивать умения передавать свои чувства через слова.

Д/И. «Кто внимательный?»

Цель: развивать остроту слуха, внимание, умение правильно воспринимать словесную инструкцию; формировать умения действовать с игрушками.

Разучивание стихотворений ко дню матери

Д/и «Какое что бывает?» Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать.

Рассматривание иллюстраций по теме неделе

Раскрашивание раскрасок и вырезание

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи

Занятие 7. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Цель. Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Музыка

По плану физ. инструктора.

Социализация

«Помощники для мамы: Путешествие по дому» Цель: Формирование социально-коммуникативных навыков и позитивной семейной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через осмысление и обыгрывание социальной роли матери в семье.

Прогулка

Наблюдение за птицами – формировать умение в наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; обобщить наблюдения детей за жизнью птиц поздней осенью

П/И «Третий лишний»

Цель: Учить соблюдать правила игры.

Трудовое поручение – Уборка территории. Цель: приучать детей видеть беспорядок и устранять его.

П/И. «Отгадай и догони».

Цель: упражнять в умении играть в хороводные игры; развивать внимание, быстроту, ловкость.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад) – Артём К., Даша К., Ясмина З.

ОВД - Самый быстрый».

Цель: упражнение в беге и умения ориентироваться в пространстве игрового участка (меняя на бегу направления)

Возвращение с прогулки

Закаливающие процедуры.

Культурно-гигиенические навыки.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Чтение Фет А.А. «Мама, глянь-ка из окошка…» Цель: Формировать у детей умения чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к маме.

Подготовка воспитанников к развлечению, посвященному Дню матери-вспомнить музыкальные и стихотворные произведения о маме, способствовать развитию сольного и подгруппового исполнительского искусства, поощрять желание доставлять радость мамам.

Настольно—печатные игры: развивать самостоятельность, желание играть вместе.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Д/И «Что, где?».

Цель: закрепление умения определять пространственное расположение предметов по отношению в себе.

Опытно-экспериментальная деятельность – с тканью, с целью закрепления свойств ткани (намокает, растягивается и т.п.)

Сюжетно-ролевая игра по интересам детей

Прогулка

Наблюдение за состоянием погоды.

Игры- соревнования «Кто самый меткий», «Перепрыгни – не задень».

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА НОЯБРЬ – 3  НЕДЕЛЯ

Тема: «Мама-первое слово на свете»

День недели

Режим

Совместная работа педагога с детьми

Свободная деятельность детей

Работа с родителями

Пятница 21.11

Утро

Утренняя гимнастика. Закаливающие процедуры.

Беседа «Для чего существует праздник мам?»

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о социальном и семейном значении праздника День матери.

Игры с планом, картой, лабиринтами – «Дары осени. Где спрятаны?»

Цель: Развитие пространственного мышления и навыков ориентирования по простой схеме.

Д/И «Живые слова»

Цель: Учить детей составлять предложения.

Гимнастика для глаз (тренажер для глаз)

Цель: Профилактика зрительного утомления и укрепление глазных мышц.

Д/и: «Где спрятался котенок». Цель: упражнять детей в употреблении в речи существительных с предлогами «на», «под», «в», «за», «около».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет – одеваемся на прогулку по сезону.

Слушание муз.произведения «Мама» муз.П.Чайковского («Детский альбом»)-продолжать знакомить с классической музыкой

Рассматривание иллюстраций: «Мамино любимое занятие»

Цель: Развитие умения анализировать визуальную информацию и понимать интересы близкого человека.

Предложить книги для домашнего прочтения о маме, бабушке

Непосредственно образовательная деятельность

Лепка

Занятие 10. Стол и стул: Учить детей лепить из глины предметы из знакомых форм (квадратных дисков и столбиков), соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру. Закреплять умение пользоваться стекой, аккуратно и плотно соединять части предмета. Развивать мелкую моторику.

Приобщение к социокультурным ценностям

«Предметы, облегчающий труд человека в быту»: Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

ФИЗО (на улице)

По плану физ. инструктора.

Прогулка

Наблюдение «Сезонные изменения»

Цель: отметить сезонные изменения, которые произошли.

Физ.упр. прыжки на двух ногах с продвижением в перед.

П/И «Краски».

Цель: Упражнять в беге в определенном направлении.

 Игра «Право — лево». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве. Труд: Собрать выносной материал.

Индивидуальное упражнение «Кто дольше попрыгает?» Цель: развивать мышцы ног, выносливость через упражнения в прыжках на двух ногах на месте, способствовать совершенствованию выполнения основных движений – Валя А., Аркадий Г.,  Серёжа

Возвращение с прогулки

Закаливающие процедуры.

Культурно-гигиенические навыки.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Чтение рассказа Г,Скрибицкого «Заботливая мамаша»

Цель: учить внимательно слушать рассказ, помочь понять мотивы поведения главной героини рассказа, предложить рассказать, как лиса-мама заботилась о своем детеныше.

Дидактическая игра «Назови слово на заданный звук» -формирование фонематического слуха

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Игры со строительным материалом: строим «Сказочный дворец для мамы»-поощрять самостоятельность в выборе постройки для возведения, в подборе деталей, соответствующие величине игрушки; формировать навыки пространственной ориентации.

Сюжетно-ролевая игра по желанию детей

Прогулка

Наблюдение за сумерками. Провести сравнительный анализ утра и вечера.

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Мама – первое слово».

Цель:  активизация речевой активности детей.Образовательные задачи.1.     Обучающие:Систематизировать представления детей о семье, учить детей образовывать слова с уменьшитель...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мама – первое слово»

Цель.  Способствовать формированию знаний направленных на понятия значимости статуса – мамы, дарующей жизнь, несущей заботу, излучающую любовь, для каждого существа, живущего на земле....

Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...

Открытый показ образовательной деятельности в средней группе на тему «Мама- первое слово, главное слово в каждой судьбе»

Программное содержание:  Дать детям понятие, что женщина - мать - солнечный луч в доме каждого доброго человека, труженица, воспитательница, хранительница домашнего очага, живая любовь и нежность...

Проектная деятельность на тему: «Мама – первое слово ребенка»

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей....

Музыкальное занятие на тему " Мама - первое слово"

Музыкальное занятие в старшей группеТема: «Мама – первое слово»Февраль 2022 г Цель:Создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольника через различные виды музыкальной...

Календарно - тематический план по программе В. Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе».

Календарно - тематический планпо программе В. Л. Шарохиной«Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»....