Воспитание милосердия у детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Воспитание милосердия и сострадания в детях является неотъемлемой частью формирования гуманистических ценностей и здоровой личности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство
и оставлять его детям, будем научать их добродетели
и испрашивать им благословение от Бога.
Вот это, именно это — величайшее сокровище неизреченное,
неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров.
Святитель Иоанн Златоуст
Воспитание милосердия и сострадания в детях является неотъемлемой частью формирования гуманистических ценностей и здоровой личности. Дети, которым прививают чувство сострадания и милосердия, становятся более ответственными, эмоционально развитыми и способными к сочувствию и помощи другим.
В дошкольном возрасте (примерно до 5-ти лет) закладываются важнейшие качества ребенка, формируется его характер. А также в это время у ребенка формируется так называемая иерархия мотивов. Ребенок не просто изучает окружающий мир, а пытается понять, что в его жизни будет самым главным, что второстепенным, а что совсем малозначимым. Иерархия мотивов формируется постепенно, порой незаметно. Но к концу дошкольного возраста она уже заложена. И является тем фундаментом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Многие родители относятся к этому возрасту несерьезно, часто недооценивают важности этого периода. Хотя именно сейчас у ребенка формируется основа характера, и очень четко прорисовывается, что это будет за человек, что будет лежать в основе его взаимоотношений с окружающими людьми: принцип удовольствия или принцип служения другим людям. Каким образом нужно воспитывать ребенка, чтобы сформировать такую систему ценностей, в которой будет преобладать жертвенность, любовь к ближнему? В первую очередь дети перенимают такую систему ценностей через подражание родителям (как родители относятся к ребенку, друг к другу, как ведут себя с внешним социумом). Очень важно, сколько любви и заботы дети получают в своей семье. Родители играют ключевую роль в формировании чувства милосердия и сострадания у детей. Они должны быть образцом для подражания, демонстрировать собственное милосердие и сострадание в повседневной жизни. Важно обсуждать с детьми ситуации, где проявляется сострадание, объяснять значение помощи и поддержки других людей, а также показывать свою готовность прийти на помощь.
Умение понимать, выражать свои чувства, а также распознавать и уважать эмоции других людей, является важным аспектом воспитания сострадания. В психологии есть такое понятие — «эмпатия» (от греч. «эм» — «в», «внутри» и «патос» — «чувство»). Оно было введено в научный обиход психологами для обозначения сопереживания особого рода — понимания и восприятия чужих мыслей и чувств, как если бы они были собственными. Такое становится возможным благодаря способности поставить себя на место другого человека, умению слушать и слышать собеседника. Люди с высокими эмпатическими способностями обычно более восприимчивы и отзывчивы, эмоционально открыты, направлены навстречу людям и заинтересованы в них. В какойто степени к эмпатии способен каждый. Но это свойство, заложенное от природы, очень важно развивать, особенно в детском возрасте, пока душа ребенка еще очень открытая, чутко чувствует добро
Родители и педагоги могут обучать детей эмоциональному интеллекту через игры, чтение книг, обсуждение различных ситуаций и просмотр фильмов. Чем лучше дети разбираются в эмоциях, тем проще им будет сочувствовать и проявлять сострадание к другим.
Участие в волонтёрских проектах и социально значимых инициативах позволяет детям познакомиться с различными проблемами общества. А также научиться оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Такая деятельность способствует развитию чувства ответственности и сплочённости.
Напомним о таком свойстве мышления дошкольника, как познавательный эгоцентризм (его открыл швейцарский психолог Жан Пиаже). Его главная особенность — прикованность к одной, собственной точке зрения и неспособность учесть другую. Но на эту особенность нужно обратить внимание, потому что эгоцентризм мышления легко может перерасти в эгоизм — привычку жить для себя. Поэтому умение слушать и понимать других людей является важным компонентом сострадания и милосердия. Родители и педагоги могут обучать детей навыкам активного слушания и коммуникации, уча их задавать вопросы, проявлять интерес к мнениям и чувствам окружающих, а также выражать своё сочувствие и поддержку.
Регулярное обсуждение моральных и этических дилемм с детьми поможет им развивать критическое мышление и формировать собственное мировоззрение, основанное на гуманистических ценностях. Родители могут предлагать детям размышлять над различными жизненными ситуациями и принимать моральные решения, основанные на сострадании и уважении к другим.
Литература, кино, театр и другие виды искусства способны развивать эмпатию и сострадание у детей, позволяя им прочувствовать судьбы и переживания героев. Рекомендуется выбирать произведения, которые раскрывают темы добра, милосердия и гуманизма, и обсуждать с детьми прочитанное или увиденное, помогая им осмыслить полученный опыт.
Научите ребенка помогать своим близким, заботиться о родных, не обижать младших и животных. Развивайте в себе способность делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребенок развивается правильно эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства, как ответственность и отзывчивость. Посейте любовь в ребенке, чтобы вы могли вырастить хорошего человека.
Воспитание милосердия и сострадания в детях требует совместных усилий родителей, педагогов и всего общества. Создавая позитивное окружение, основанное на принципах милосердия, сострадания и взаимопонимания, мы помогаем нашим детям стать счастливыми, заботливыми и социально активными членами общества. Не стоит забывать, что дети учатся на примере взрослых, и каждый из нас может внести свой вклад в воспитание милосердия и сострадания у молодого поколения, проявляя доброту, терпимость и понимание в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства милосердия у детей.
Очень ваажно,ч тобы гуманные чувства дети распростроняли не только на себя, но и умели сострадать людям....
Воспитание милосердия у детей
Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего г...

Конспект занятия «Восьмое чудо света-милосердие» в рамках проведения Единого Дня Милосердия для детей подготовительной группы
Конспект занятия«Восьмое чудо света-милосердие»в рамках проведения Единого Дня Милосердиядля детей подготовительной группы...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Конспект занятия "Восьмое чудо света-милосердие" в рамках проведения Единого дня Милосердия для детей подготовительной группы
Конспект занятия "Восьмое чудо света-милосердие" в рамках проведения Единого дня Милосердия для детей подготовительной группы...

Консультация для родителей «Воспитание милосердия, сострадания у детей дошкольного возраста»
Сострадание (милосердие) – это важное качество, заботливое отношение к другому человеку, которое родители должны развивать в ребенке с раннего возраста....
Консультация для родителей "Воспитание доброты и милосердия у детей дошкольного возраста"
Милосердие, доброта, сострадание – это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни, высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное прот...
