Конспект мастер-класса на тему "Сказкотерапия для мам и детей" ко Дню Матери в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Теоретическая часть: кратко расскажите родителям, что такое сказкотерапия и как она помогает в развитии ребенка и мягком решении поведенческих проблем. Можно привести пример сказки, которая помогает справиться со страхом темноты или нежеланием убирать игрушки.
Практический мастер-класс: предложите мамам и детям вместе сочинить и оформить собственную сказку.
Совместное сочинение: Начните историю («Жила-была мама, и был у нее ребенок...»), и пусть каждая пара по очереди добавляет по одному предложению.
Оформление книги: заранее подготовьте маленькие книжечки из бумаги. После сочинения сказки мамы могут записать текст, а дети — нарисовать к нему иллюстрации. Такой подход развивает речь, воображение и создает уникальную общую реликвию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса тему "Сказкотерапия для мам и детей" ко Дню Матери в старшей группе.
Теоретическая часть: кратко расскажите родителям, что такое сказкотерапия и как она помогает в развитии ребенка и мягком решении поведенческих проблем. Можно привести пример сказки, которая помогает справиться со страхом темноты или нежеланием убирать игрушки.
Практический мастер-класс: предложите мамам и детям вместе сочинить и оформить собственную сказку.
Совместное сочинение: Начните историю («Жила-была мама, и был у нее ребенок...»), и пусть каждая пара по очереди добавляет по одному предложению.
Оформление книги: заранее подготовьте маленькие книжечки из бумаги. После сочинения сказки мамы могут записать текст, а дети — нарисовать к нему иллюстрации. Такой подход развивает речь, воображение и создает уникальную общую реликвию.
Название этапа: Организационный момент. Ритуал "входа" в сказку.
Цель этапа: создать теплую, доверительную и волшебную атмосферу, настроить всех участников (и детей, и мам) на совместную работу, плавно перевести их из состояния суеты в пространство сказки и общения.
Продолжительность: 5-7 минут.
---
Детальный сценарий проведения первого этапа:
1. Встреча гостей и создание настроения (2-3 минуты)
· Действия педагога: заранее подготовьте помещение. Приглушенный свет, мягкая, спокойная инструментальная музыка (звуки леса, флейты, арфы). Столы расставлены для совместной работы пар (мама + ребенок). Педагог встречает всех у входа с теплой улыбкой.
· Приветствие: когда все собрались, педагог говорит мягким, «сказочным» голосом:
«Здравствуйте, наши дорогие мамы и мои любимые ребята! Я рада приветствовать вас в этом уютном зале в такой особенный предпраздничный день. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы забудем на время о делах и заботах и окажемся в мире сказки, где возможно самое настоящее чудо».
2. Ритуал "входа" в сказку (3-4 минуты)
Это ключевой момент, который символически отделяет обыденность от волшебства.
· Педагог: «но чтобы попасть в страну Сказок, нам нужно совершить волшебство. Давайте все вместе создадим волшебный Клубок Дружбы и Добра».
· Действия:
1. Педагог берет в руки клубок толстых ниток (можно использовать пряжу яркого, солнечного цвета).
2. Педагог оставляет у себя кончик нити, а сам клубок передает первой паре (маме или ребенку), говоря: «Я дарю вам клубочек, а вы возьмитесь за волшебную ниточку и передайте его дальше, следующей маме и малышу».
3. Клубок передается по кругу от одного участника к другому, пока не вернется обратно к педагогу. В результате все оказываются соединены одной нитью.
· Важный акцент: во время передачи педагог комментирует:
«Смотрите, какая крепкая нить у нас получилась! Это нить нашего доброго отношения друг к другу, нашей любви и поддержки. Она связывает нас в одно целое».
· Завершение ритуала:
· Педагог: «А теперь осторожно положим наш волшебный клубочек здесь, в центре. Он будет охранять нашу сказку. А ниточку мы не отпускаем! Давайте все вместе, дружно, произнесем волшебные слова»:
Все хором (педагог проговаривает сначала, все повторяют):
> «Крепко за ниточку держимся,
> В мир сказки вместе мы отправимся!
> Раз, два, три — в сказку заходи!»
· Финал этапа:
· После этих слов педагог предлагает всем «смотать» волшебную нить, сходясь в центр круга, или просто аккуратно положить ее на пол, сохраняя круг.
· Педагог: «Вот мы и в сказке! Я приглашаю вас занять свои уютные места. Устраивайтесь поудобнее, мамы, обнимите своих деток. Наше путешествие начинается...»
---
Что это дает и на что обратить внимание:
· Тактильный контакт: Процесс передачи клубка и держания за нить объединяет и снимает первоначальное напряжение.
· Символизм: Нить — это мощный образ связи, который подсознательно считывается и детьми, и взрослыми.
· Вовлеченность: Ритуал с произнесением заклинания мгновенно включает даже самых стеснительных детей в общий процесс.
· Плавный переход: Этап мягко и игровой подводит к основной теме — сказкотерапии, без резких переходов и объявлений.
После завершения этого этапа вы можете переходить к следующему — краткой беседе о том, что такое сказкотерапия, и к основному мастер-классу по сочинению сказки. Первый этап выполнил свою задачу: он создал нужный настрой и сплотил группу.
Прекрасно! После того, как вы успешно создали атмосферу и объединили участников, наступает время для второго этапа — теоретического и мотивационного.
Второй этап: Знакомство с волшебством. Беседа о сказкотерапии
Цель этапа: В доступной и увлекательной форме объяснить мамам и детям, что такое сказкотерапия, какую пользу она приносит, и вовлечь их в практическую деятельность через интерактив.
Продолжительность: 7-10 минут.
---
Детальный сценарий проведения второго этапа:
1. Плавный переход и интрига (1-2 минуты)
· Педагог (обращаясь ко всем, сидящим в кругу): «Вот мы и в сказке. Чувствуете, как здесь уютно и тепло? А знаете, в этой стране есть особое волшебство, которое помогает детям становиться смелее, а мамам — лучше понимать своих малышей. Это волшебство называется сказкотерапия».
· Создание интриги: «Сегодня я открою вам один секрет. У меня есть Волшебный Сундучок (или "Сумка Сказочника")». (Педагог показывает красивую коробку или сумку). «В нем хранятся не обычные предметы, а настоящие помощники для создания сказок. Хотите заглянуть внутрь?»
2. Интерактивная беседа «Что такое сказкотерапия?» (5-7 минут)
· Простое объяснение для детей и мам:
«Сказкотерапия — это лечение сказками. Но лечим мы ей не горлышко, а наши грустинки, страхи и непослушание. С помощью сказки можно научиться не бояться темноты, делиться игрушками, слушаться маму и верить в свои силы».
· Интерактив с «Волшебным Сундучком»:
Педагог по очереди достает из сундучка предметы-символы и задает наводящие вопросы.
1. Первый предмет: Мягкая игрушка-Зайчик (или другой «трусливый» персонаж).
· Вопрос детям: «Как вы думаете, чего может бояться этот зайчик?» (Ответы: темноты, волка, остаться один).
· Объяснение педагога: «Правильно! И мы можем сочинить для него сказку о том, как он подружился с ночным светлячком, который освещает ему путь, и темнота перестала быть страшной. Так и вы, сочиняя сказку, можете помочь герою победить его страх».
2. Второй предмет: Красивый камушек или «самоцвет».
· Вопрос мамам: «Как вы думаете, что может символизировать этот камень в сказке?» (Ответы: смелость, талант, доброе сердце).
· Объяснение педагога: «Верно! Это может быть Камень Силы или Камень Доброты. В сказке герой находит его и понимает, что все ответы были всегда у него внутри. Сказка помогает нам, взрослым, напомнить о самых главных ценностях».
3. Третий предмет: Клубок ниток (можно тот же, что был в ритуале).
· Вопрос всем: «Куда может привести волшебный клубочек?»
· Объяснение педагога: «Он приводит к мечте! А наша сегодняшняя совместная работа — это такой же клубочек, который приведет нас к удивительной истории, созданной вами вместе».
3. Постановка задачи и мотивация для мастер-класса (1-2 минуты)
· Педагог: «Сегодня мы с вами будем не просто слушать, а творить сказки сами! Вы, мамы и ваши детки, станете настоящими писателями и художниками. Вы создадите свою собственную, неповторимую сказку, которую потом сможете читать снова и снова».
· Переход к практике: «Я вижу, как у вас горят глазки! Значит, пора начинать самое интересное. Приглашаю вас за столы, где нас ждут все необходимые волшебные принадлежности».
---
Почему этот этап важен:
· Снимает непонимание: Родители, особенно папы (если они присутствуют), могут скептически отнестись к «сказкам». Краткое и понятное объяснение с примерами показывает практическую пользу.
· Вовлекает через игру: Формат «Волшебного Сундучка» делает теоретическую часть интерактивной и интересной для детей.
· Дает четкий ориентир: Участники понимают, ЗАЧЕМ они сейчас будут сочинять сказку, и каков будет конечный результат — их собственная книга.
После этого этапа вы плавно переходите к третьему, основному этапу — мастер-классу по совместному сочинению и оформлению сказки.
Идеально! Переходим к сердцу нашего мероприятия — творческому мастер-классу по созданию собственной сказки.
Третий этап: Мастер-класс «Сочиняем и создаем свою собственную сказку»
Цель этапа: Организовать совместную творческую деятельность пары «мама-ребенок» по сочинению и оформлению персональной сказки, которая отражает их внутренний мир и укрепляет связь.
Продолжительность: 20-25 минут.
---
Детальный сценарий проведения мастер-класса:
1. Подготовка и инструктаж (3-4 минуты)
· Педагог: «А теперь — самое время для волшебства! Каждая пара — мама и малыш — сейчас станет настоящей творческой мастерской. Вы создадите свою уникальную сказочную историю и оформите ее в виде маленькой книжки, которую заберете с собой как самый дорогой подарок ко Дню Матери».
· Демонстрация материалов: Педагог показывает готовый образец — маленькую книжку-раскладушку (или простую сшитую тетрадку) с обложкой и несколькими страничками, на которых есть текст и рисунки.
· Объяснение процесса: «Вам нужно будет:
1. Придумать героя (это может быть ребенок, животное, волшебное существо).
2. Придумать, что с ним случилось (какая-то проблема, препятствие или задача).
3. Придумать, кто ему помог или как он сам нашел выход.
4. Придумать счастливый конец.
Не бойтесь, я помогу вам начать! А пока вы будете сочинять, вы сразу можете записывать текст и рисовать картинки на этих чистых листах».
2. Практическая часть: Совместное творчество (15-20 минут)
Это ядро мастер-класса. Оно делится на две параллельные задачи: сочинение и оформление.
---
ШАГ А: Сочинение сказки (идет непрерывно в течение всего времени)
Чтобы помочь парам начать, используйте технику «Волшебной разминки» или «Кубика историй».
Вариант 1: «Волшебная разминка» (вопросы для пар)
Педагог ходит между столами и задает наводящие вопросы, помогая развить сюжет:
· «Кто главный герой вашей сказки? Как его зовут?»
· «Какой он? (сильный, добрый, любопытный, пугливый?)»
· «Куда он отправился или что хотел найти?»
· «Кого он встретил на своем пути? Друга или препятствие?»
· «Как ваш герой справился с трудностью? Может, ему помог волшебный предмет или добрый совет?»
· «Чем все закончилось? Чему научилась ваша история?»
Вариант 2: «Кубик историй» (более структурированный)
Заранее подготовьте большой куб (из картона), на гранях которого написаны или нарисованы:
· Герой (Маленький Щенок, Отважная Принцесса, Добрый Великан).
· Волшебный предмет (Сияющий Камень, Волшебная Флейта, Старая Карта).
· Помощник (Мудрая Сова, Веселый Ветер, Говорящее Дерево).
· Препятствие (Темный Лес, Заблудился, Потерял что-то важное).
· Место (Удивительный Лес, Таинственный Остров, Радужная Страна).
· Эмоция (Радость, Смелость, Дружба).
Пара бросает кубик 2-3 раза и строит свою историю на основе выпавших значений. Например: «Отважная Принцесса (герой) с помощью Весеннего Ветра (помощник) нашла путь из Темного Леса (препятствие), и ее переполнила Радость (эмоция)».
---
ШАГ Б: Оформление книги (идет параллельно с сочинением)
· Педагог раздает заготовки: Это могут быть:
· Несколько листов бумаги А4, сложенных пополам и сшитых степлером по сгибу (получается книжечка).
· Длинная полоса бумаги, сложенная «гармошкой».
· Заранее подготовленные белые книжечки с красивой картонной обложкой.
· Роли в паре:
· Мама выступает в роли «секретаря-писателя»: она записывает на страницах книжки тот текст, который они вместе придумывают. Текст может быть отрывками: на одной странице — начало, на другой — продолжение.
· Ребенок становится «главным художником-иллюстратором»: он рисует карандашами или восковыми мелками картинки к тому, что написала мама, или к тому, что они придумали.
· Совет от педагога: «Не стремитесь к идеально ровному тексту и шедевральным рисункам. Главное — это ваша общая история, ваши эмоции и смех за этим занятием! Пусть это будет весело!»
3. Финальный аккорд и подготовка к презентации (2-3 минуты)
· Педагог: «Дорогие наши сказочники! Я вижу, как оживают ваши истории. У вас есть еще пара минут,
чтобы добавить последние штрихи — нарисовать обложку, написать название».
· «Сейчас у каждого из вас получится своя неповторимая книга. И это, пожалуй, самый ценный подарок, потому что он создан вашими руками и сердцами».
---
Что понадобится для мастер-класса (материалы):
· Белая бумага А4 для страниц.
· Цветной картон для обложек.
· Ножницы, простые карандаши, ластики.
· Восковые мелки / цветные карандаши / фломастеры.
· Степлеры и скобы (или нитки с иголкой для сшивания).
· Образец готовой книжки.
· (Для варианта 2) Большой кубик из картона с картинками/словами.
Этот мастер-класс гарантированно пройдет живо и интересно, так как он сочетает в себе общение, письмо, рисование и игру, удовлетворяя потребности и детей, и взрослых. После его завершения логично перейти к четвертому, заключительному этапу — презентации работ и ритуалу выхода из сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по лепке «жаворонков» из солёного теста для родителей и детей старшей группы
Мастер-класс по лепке «жаворонков» из солёного тестадля родителей и детей старшей группы.Пошаговая инструкция...
Конспект мастер-класса для воспитателей по экспериментально-познавательной деятельности с использованием мультимедийной презентации (старшая /подготовительная группы) Тема: "Кто как видит?"
Путём экспериментирования установить, как видит человек инекоторые животные. Проследить зависимость особенностей зренияживотных от среды их обитания и образа жизни. Учить устанавливатьпричинно-следств...
Конспект мастер-класса для детей и родителей по изготовлению новогоднего шара из ниток. (старшая группа)
Конспект проведения мастер-класса с родителями по изготовлению новогоднего шара из ниток....
Мастер – класс по изготовлению традиционной тряпичной куклы «Кувадка» с детьми и родителями старшей группы «Лучики».
Мастер - класс с родителями...
Мастер - класс с использованием технологии сотрудничества по художественно - эстетическому развитию (лепке) в старшей группе "Подарок на новоселье"
В данном мастер - классе использована структура ООД с использованием технологии сотрудничества для достижения детьми быстрого положительного результата в совместной деятельности. В коррекционной логоп...
