Музыкальная гостиная «Звуки Осени»
методическая разработка (подготовительная группа)

Третьякова Александра Николаевна

Накопление опыта восприятия сочинений разных направлений, жанров и стилей, расширение кругозора детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР  д/с №14 «Ёлочка»  г. Лермонтов

Музыкальная гостиная «Звуки Осени»

подготовила

Музыкальный руководитель

Третьякова Александра Николаевна

г. Лермонтов
2025г.

Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей и взрослых, знакомство с творчеством композиторов разных эпох и стран, приобщение к шедеврам мировой классики. Осуществление просветительской деятельности, пропаганда музыкального наследия. 

Задачи:

Воспитание культуры слушания классической музыки. Воспитание оценочного отношения к музыке, её исполнению, привитие музыкально-эстетического вкуса.

Развитие музыкального мышления, творческих способностей и воображения учащихся. Развитие умения передавать характер  музыки разными средствами выразительности в пении, танцах, играх.

Обучение учащихся элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

Накопление опыта восприятия сочинений разных направлений, жанров и стилей, расширение кругозора.

Ход мероприятия

Звучит музыка, входят дети.

Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались в нашей уютном зале, чтобы насладиться тем разнообразием красок, звуков, оттенков, которыми так богата осень. На протяжении всей нашей встречи мы  будем прислушиваться  к звукам  осени, слушать музыку, петь песни об этом времени года. Давайте прислушаемся, что за звуки мы слышим?

Слушают шуршание осенних листьев

Музыкальный руководитель: Ребята, вы догадались, что это звук? 

Дети: Шорох листьев.

Музыкальный руководитель: Ребята, что можно делать с листочками? Дети: Собирать в букет, бросать, делать венок,  поделки и т.д.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. А ещё с ними можно танцевать.

Звучит вступление песни «Чародей листопад» муз. И. Парахневич,

сл. И Бодраченко

Музыкальный руководитель: Какая по характеру музыка?

Дети: Неторопливая, плавная, лёгкая.

Музыкальный руководитель: Какие должны быть у нас движения?

Дети: Плавные, лёгкие.

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами через пластику, через движения  передадим характер этой песни.

Танец с листьями «Чародей листопад»

 муз. И. Парахневич, сл. И Бодраченко.

Музыкальный руководитель: Послушайте загадку. И если вы правильно ответите, то услышите отгадку.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.  (Дождь)

Слушают шум дождя (Звуки природы)

Музыкальный руководитель: Осенний дождь, он такой разный. Давайте сыграем в игру «Что же слышим мы вокруг».

Проводится логоритмическая игра «Что же слышим мы вокруг»

Дети произносят слова и исполняют ритмический рисунок на деревянных палочках в соответствии с текстом песни.

Мы шагаем по дорожке,

Что же слышим мы вокруг?

Это капли – капитошки,

Издают такой вот звук…

Музыкальный руководитель предлагает любую ритмическую схему, а ребёнок должен повторить ритм палочками, или пропеть голосом на слог «кап», или использовать технологию «звучащие жесты». Игра повторяется несколько раз.

Дети остаются в кругу.

Музыкальный руководитель: У матушки Природы нет плохой погоды.
Ребята, давайте прислушаемся к следующим  звукам.

Слушают звуки сельскохозяйственной техники

Музыкальный руководитель: Что за звуки мы слышали?

Дети: Звуки работающей техники.

Музыкальный руководитель: Осень – дивная пора,
Любит осень детвора.
Груши, сливы, виноград,
Все поспело для ребят!

Ребята предлагаю поиграть в игру «Овощи - фрукты».

Если я буду называть овощ, вы будете присаживаться, если фрукт, то стоим.

Игра «Овощи-фрукты»

Музыкальный руководитель: (На фоне спокойной музыки и демонстрации сладов)  Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов. Осень поднимает настроение своей пестротой, яркостью и разнообразием. Ребята, мы с вами слышали звуки дождя, звуки работающей техники, шорох листьев? Какие ещё природные звуки мы можем услышать осенью? Предлагаю вам ещё послушать осенние звуки. 

Звучат звуки ветра, курлыканье журавлей, кряканье уток (дети определяют и называют их).

Музыкальный руководитель: У Осени много сюрпризов: утром может светить солнышко, а днём лить дождь, а вечером начнётся снегопад.  И музыка удивительна тем, что она может заставить нас грустить, может развеселить, может перенести нас из зимы в лето. А сейчас она нас перенесёт в чащу леса, чтобы мы услышали кукушку.

Звучит пьеса «Кукушка в чаще леса» Сен-Санс

Музыкальный руководитель:  Кто помнит композитора этой пьесы?

Дети: Сен - Санс.

Музыкальный руководитель: Какая по характеру музыка?

Дети: Осторожная, крадущаяся, неторопливая.

Музыкальный руководитель: Каких композиторов вы знаете?  (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: (Читает стихи на фоне видео осенней природы)

Октябрь уже наступил – уже роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний холод – дорога промерзает,

И пруд уже застыл… (А.С. Пушкин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…(А.С.Пушкин)

Музыкальный руководитель: Ребята, если бы вы были композиторами, и вам предложили написать музыку про осень. Какая бы она была? 

Дети: Нежная, ветреная, дождливая, весёлая и т.д.

Музыкальный руководитель: Правильно, ведь осень такая разная. А хотите услышать музыку, которую написал П. И. Чайковский.

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Вот однажды П.И. Чаковскому от редактора музыкального журнала поступил заказ написать 12 коротких пьес, которые бы публиковались каждый месяц. Чайковскому были предложены названия пьес и поэтические эпиграфы. Октябрю дано было название «Осенняя песня» и эпиграф :

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Давайте её послушаем. (Алексей Толстой)

Давайте послушаем, какую пьесу написал композитор.

Звучит Октябрь «Осенняя песня» П.И.Чайковский

Музыкальный руководитель: Какая  была музыка?

Дети: Печальная, грустная.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно печальная, грустная

задумчивая. В нисходящих интонациях - вздохах слышится душевная безысходность, печаль не только об уходящем лете, сожаление об увядающей природе, и осени в жизни человека.

А сейчас я предлагаю творческое задание для наших гостей - родителей. Давайте раскрасим звуками небольшой рассказ об осени. Я буду читать текст, а ваша задача украсить его разнообразными звуками. Подходите, берите карточку с персонажем и атрибут соответствующий ей. Соловей – свистулька, ветер - целлофановый пакет, дятел – деревянные палочки, овечка – колокольчик,

И так! Внимание! Начинаем.

Рассказ - зарисовка «Осень»

Музыкальный руководитель: Наступила осень. Небо стало серым,

но в памяти ещё свежи трели соловья (поёт соловей - свистеть в свистульку) 

и кукование кукушки (кукуют кукушки – звукоподражание "ку-ку, ку-ку").

Опять после летней разлуки прилетели в город  вороны  (каркают вороны

- звукоподражание "кар-кар-кар"). Они занимают свои зимние квартиры: карнизы, крыши, чердаки. Кое-где в лесу ещё слышится стук дятла (стучать ритмическими палочками), да заблудившаяся овечка (звенеть колокольчиком)  нарушает эту трогательную осеннюю картину (звукоподражание "бе-е,бе-е,бе-е"). Словно отвечая ей, протяжно мычит корова (звукоподражание "му-у,му-у"). Корова наслаждается последней зелёной травкой. Ветер срывает листву и разбрасывает вокруг (шуршание пакета). Осеннюю распутицу, бездорожье создаёт осенний холодный дождь (металлофон). Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой одинокого волка (звукоподражание "у-у-у-у"), который предчувствует скорый приход холодов.

Музыкальный руководитель: Спасибо всем за создание чудесного, весёлого осеннего пейзажа. Да, Осень бывает разной — веселой и грустной, солнечной и пасмурной, с дождичком и снегом мокрым, с холодными ветрами и заморозками. Но мы её любим за щедрость, за красоту, за славные теплые денечки! Предлагаю спеть знакомую вам песню и послушать свой голос, ведь голос  человека-это музыкальный инструмент, который человеку дан от природы.

Песня «Что случилось» сл. и муз. Павел Ермолаев

Музыкальный руководитель: Вот и подошла к завершению наша встреча. Ребята, вам понравилось прислушиваться к звукам осени? Мы с вами побывали в мире осенней красоты и гармонии. Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.  До новых встреч!

Интернет-ресурсы

https://педпроект.рф/edu-04-2023-pb-121660/

https://www.culture.ru/poems/4408/osen

https://www.culture.ru/poems/4460/uzh-

https://dzen.ru/a/ZunIpCxukgjFz0yy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Литературно музыкальная гостиная". Тема "Осень"

Программное содержание.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явле...

Музыкальная гостиная "Звуки музыки вокруг нас"

Конспект ОД в форме "музыкальная гостиная". Встречи в музыкальной гостиной направлены на организацию совместной деятельности детей и родителей....

Музыкальная гостиная: "Звуки музыки вокруг нас"

Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному  искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками....

Музыкальная гостиная "Русская осень"

Музыкальная гостиная   "Русская осень"...

Музыкальная гостиная "Краски осени"

Музыкальная гостиная(Для детей старшей группы)«Краски Осени»Цели: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Закружилась осень золотая»

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, перелив...

Музыкальная гостиная "Звуки музыки вокруг нас"

Приобщение родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуком....