Использование малых фольклорных форм для развития речи младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
. В статье раскрывается важность использования малых
фольклорных форм для развития речи младших дошкольников. Описаны
педагогические принципы работы с произведениями фольклора для
активизации речи детей, рассматриваются методы и приемы организации
работы по развитию речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование малых фольклорных форм для развития речи
младших дошкольников
Соколова Юлия Юрьевна, воспитатель
МАДОУ "Детский Сад № 38" г. Рязани.
Аннотация. В статье раскрывается важность использования малых
фольклорных форм для развития речи младших дошкольников. Описаны
педагогические принципы работы с произведениями фольклора для
активизации речи детей, рассматриваются методы и приемы организации
работы по развитию речи.
Ключевые слова: фольклор, развитие речи, дети, дошкольники.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования [4] одним из направлений является работа с детьми
по активизации речевой деятельности. Дошкольное образование обязано
создать условия для полноценного и качественного овладения детьми речью,
как средством общения.
Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого
развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в
формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в
течении всей жизни человеку. В настоящее время проблема развития речи у
детей стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки
задержки развития речи. Но в законе «Об образовании в Российской
Федерации» говорится, что овладение родным языком является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Согласно ФОП ДО, одной из задач развития речи в младшей группе
является: «обогащать словарь детей существительными, глаголами,
прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные
слова в речи; продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога,
отвечать на вопросы; формировать у детей умение воспринимать небольшие
по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без
него); побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных
ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения
персонажей; поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений,
потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять
звуковые жесты» [5].
Поэтому главная задача современного педагога использовать все
доступные жанры русского фольклора (сказки, потешки, загадки, песни,
колыбельные) в воспитании и обучении младших дошкольников, для
обогащения и развития словарного запаса. Приобщение к культуре своего
народа и овладение родным языком – составляет важную задачу дошкольного
воспитания. И педагоги, и родители озабочены поиском оптимальных
моделей, методов и средств формирования нравственности, духовности в
детском возрасте.
Русский фольклор представляет собой вековую мудрость, выраженную
в произведениях устного народного творчества. В ходе использования
произведений устного народного творчества, рассказывания сказок, загадок,
звучания песен, дети усваивают новые слова, у них развивается активный и
пассивный словарь, формируется образная грамотная речь.
Таким образом, проблема развития активной речи детей на сегодняшний
день, является актуальной по ряду причин. Во-первых, речь ребёнка в этот
период активно развиваясь, становится основой для дальнейшего его развития.
Во-вторых, через общение с ребёнком по средствам речи, взрослые передают
общественный опыт и управляют его деятельностью. В-третьих, с каждым
годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения,
связанных с ухудшением здоровья и недостатком внимания со стороны
взрослых к развитию устной речи, сокращением живого общения между
ребёнком и взрослым.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию
речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию
ребенка.
Младший дошкольный возраст является важным и ответственным
периодом в развитии речи детей. В этом возрасте ребенок начинает говорить,
у него увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматическая и
произносительная сторона речи, развивается связная речь, закладываются
основы для овладения всеми и нормами литературного языка. Поэтому
воспитателями в детских садах уделяется повышенное внимание развитию
речи. ФГОС ДО выделяет в отдельную образовательную область «речевое
развитие», определяя важность и актуальность для развития личности
ребенка.[2, с.16].
Выделяют следующие формы:
1. Фольклор материнства и детства: колыбельные песни; пестушки,
потешки, прибаутки и песенки.
2. Словесные игры: скороговорки; каламбуры; считалки.
3. Детский смеховой фольклор: прозвища и дразнилки; сечки, молчанки
и голосянки.
4. Детский обрядовый фольклор: детский народный календарь;
заклички; небылицы; загадки; песни; детская сказка; страшные истории
(«страшилки»).
5. Игровой фольклор. [1, с. 4].
Каждая из форм детского фольклора решает определенные задачи.
Например, загадки обогащают словарь дошкольников, формируют
представления о переносном значении слова, способствуют развитию речидоказательства и речи-описания, развивают чуткость языка [1, с.5].
Пословицы и поговорки знакомят ребенка с краткостью, точностью,
меткостью родного языка, развивают умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать
труднопроизносимые стихи и фразы, развивают фонематический слух,
формируют способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия,
способствуют автоматизации звуков речи. Сказки приобщают детей к
культуре, к народному опыту, к родному языку [1, с.6].
Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами, влияет на
понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и
антонимов). С помощью фольклора можно решать практически все задачи
методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого
развития детей младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать
этот богатейший материал словесного творчества народа [1, с.6].
Дети младшего дошкольного возраста хорошо воспринимают
произведения малых фольклорных жанров: потешки, прибаутки, заклички.
Поэтому следует обеспечить включение произведений фольклора в
режимные моменты, в занятия, прогулки, а также в праздники, игрыдраматизации. Рекомендуется проведение занятий по развитию речи детей с
включением произведения фольклора (загадок, песен, потешек, сказок,
прибауток и т.д.), организация игр-драматизаций с разучиванием потешек,
проведение пальчиковой гимнастики с использованием произведений малых
фольклорных жанров и пальчикового театра. С детьми можно разучивать
детские колыбельные песни, прибаутки для подвижных игр. На основе
считалок возможно проведение занятия по формированию элементарных
математических представлений. Заклички о природе можно рассказывать
детям во время прогулок и в ходе занятий по познавательному развитию.
При работе с произведениями фольклора в детском саду необходимо
придерживаться следующих принципов [3]:
1. Принцип учета возрастных особенностей. Все сказки, песни,
пословицы подбираются с учетом возраста детей. Например, сказки «Курочка
Ряба», «Колобок», «Волк и лиса» рекомендуется рассказывать детям младшего
дошкольного возраста.
2. Принцип учета личного опыта ребенка. Работа по развитию речи
проводится с учетом самого поведения ребенка.
3. Принцип интеграции. Произведения фольклора рекомендуется
включать в различные занятия, а также в режимные моменты.
4. Принцип повторяемости. Ребенок дошкольного возраста усваивает
речь, образные слова и выражения, когда они много раз повторялись для него.
Дети любят прослушивать одну и ту же сказку, одну и ту же песню по
несколько раз.
5. Принцип доступности. Произведения фольклора должны быть
доступными для понимания и восприятия детей. Их содержание и форма
должны соответствовать возрастным особенностям и уровню развития
ребенка.
6. Принцип разнообразия. В работе с произведениями фольклора
необходимо использовать различные жанры (сказки, песни, потешки, загадки
и т.д.) и виды (устные, письменные, музыкальные), чтобы обогатить и
разнообразить опыт детей.
7. Принцип культурной адаптации. Произведения фольклора должны
отражать культурные традиции и ценности региона, страны или народа, с
которыми связан детский сад. Это позволяет детям лучше понимать свою
культуру и развивать чувство принадлежности к своей нации или народу.
8. Принцип творческого подхода. При работе с произведениями
фольклора важно развивать творческие способности детей, их воображение и
фантазию. Детям следует предлагать задания, которые позволят им
самостоятельно создавать свои варианты сказок, песен или исполнять их в
своей интерпретации.
9. Принцип игрового подхода. Работа с произведениями фольклора
должна быть организована в форме игры. Детям нужно давать возможность
играть роли героев, воплощать в жизнь сказочные сюжеты, петь и танцевать
под музыку фольклорных песен. Игра позволяет детям активно включиться в
процесс и легче усваивать материал.
10. Принцип сохранения и передачи культурного наследия. Работа с
произведениями фольклора помогает сохранить и передать детям культурное
наследие своего народа. Воспитание через фольклор помогает формированию
нравственных ценностей, уважения к традициям и чувства патриотизма.
Чтение народных песенок, потешек, рассказывание сказок или загадок
может сопровождаться показом наглядного материала, например,
перчаточных кукол (зайчика, петушка, лисички).
При знакомстве со сказками, можно использовать следующие приемы:
- воспитатель рассказывает сказку и предлагает для просмотра картинки
из книги;
- сказка рассказывается на фланелеграфе с выкладкой персонажей;
- воспитатель предлагает детям собрать последовательность сказки с
помощью картинок;
- воспитатель вовлекает ребенка в игру-драматизацию по сказке.
Можно использовать пальчиковый театр, рассказывая потешку или
сказку:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша…
Для более глубокого понимания художественного слова и активизации
речи ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая
потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что
ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется
мыслительная деятельность малыша.
Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и
ответ. Педагог должен научить детей умению отчетливо произносить простые
фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа:
- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибок! Хвать – да в кузовок!
В младшем возрасте для заучивания лучше использовать
короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные,
дети .
Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
- игровые (читается и обыгрывается);
- рассказывание в движении (имитация);
- досказывание рифмующего слова;
Также рекомендуется использовать разнообразные интонации и жесты,
чтобы сделать потешку интереснее и запоминающейся. Мелодичность и ритм
потешки также помогают ее запомнить. Кроме того, можно привлекать
ребенка к активному участию в потешках, например, просить его повторять
отдельные фразы или делать движения в соответствии с содержанием
потешки. Важно создать позитивную атмосферу и ассоциации с радостными
эмоциями, чтобы развить у детей интерес к заучиванию потешек.
Эффективность развития речи детей младшего дошкольного возраста
посредством русского фольклора зависит от следующих психологопедагогических условий:
- знания и понимания основных задач развития речи детей младшего
дошкольного возраста, знания индивидуальных особенностей детей, учета их
характера и предыдущего речевого опыта;
- владение педагогом арсеналом произведений русского фольклора,
знание многих народных сказок и умение их рассказать, употребление в речи
пословиц в соответствии с режимным моментом или проблемной ситуацией,
исполнении народных песен перед дневным сном и т.д.
- применении произведений фольклора в процессе образовательной
деятельности;
- включении произведений фольклора в праздники, игры-драматизации;
- вовлечении родителей в процесс развития речи детей младшего
дошкольного возраста посредством русского фольклора.
Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок,
игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет
детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и
представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой.
Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую
работу.
Список литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для
воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М.
Алексеева. – М., 2006.
3. Водовозова Е.Н. - Одноголосные детские песни и подвижные игры : С
рус.нар. мелодиями и аккомп. для ф.-п. / Сост. с предисл. Е. Водовозова;
Муз. А.И. Рубца. - СПб., 1905. - 16, 48 с.( Дата обращения: 1.10.2013)
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273-Ф3 (в редакции от 13.10.2022) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.zakonrf.info/zakon-obobrazovanii-v-rf/ (Дата обращения: 20.10.2023).
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/
(Дата обращения: 20.10.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»
Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речево...

Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

