Использование малых фольклорных форм для развития речи младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

Соколова Юлия Юрьевна

. В статье раскрывается важность использования малых

фольклорных форм для развития речи младших дошкольников. Описаны

педагогические принципы работы с произведениями фольклора для

активизации речи детей, рассматриваются методы и приемы организации

работы по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных форм для развития речи

младших дошкольников

Соколова Юлия Юрьевна, воспитатель

МАДОУ "Детский Сад № 38" г. Рязани.

Аннотация. В статье раскрывается важность использования малых

фольклорных форм для развития речи младших дошкольников. Описаны

педагогические принципы работы с произведениями фольклора для

активизации речи детей, рассматриваются методы и приемы организации

работы по развитию речи.

Ключевые слова: фольклор, развитие речи, дети, дошкольники.

В Федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования [4] одним из направлений является работа с детьми

по активизации речевой деятельности. Дошкольное образование обязано

создать условия для полноценного и качественного овладения детьми речью,

как средством общения.

Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого

развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в

формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в

течении всей жизни человеку. В настоящее время проблема развития речи у

детей стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки

задержки развития речи. Но в законе «Об образовании в Российской

Федерации» говорится, что овладение родным языком является одним из

самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Согласно ФОП ДО, одной из задач развития речи в младшей группе

является: «обогащать словарь детей существительными, глаголами,

прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные

слова в речи; продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога,

отвечать на вопросы; формировать у детей умение воспринимать небольшие

по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без

него); побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных

ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения

персонажей; поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений,

потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять

звуковые жесты» [5].

Поэтому главная задача современного педагога использовать все

доступные жанры русского фольклора (сказки, потешки, загадки, песни,

колыбельные) в воспитании и обучении младших дошкольников, для

обогащения и развития словарного запаса. Приобщение к культуре своего

народа и овладение родным языком – составляет важную задачу дошкольного

воспитания. И педагоги, и родители озабочены поиском оптимальных

моделей, методов и средств формирования нравственности, духовности в

детском возрасте.

Русский фольклор представляет собой вековую мудрость, выраженную

в произведениях устного народного творчества. В ходе использования

произведений устного народного творчества, рассказывания сказок, загадок,

звучания песен, дети усваивают новые слова, у них развивается активный и

пассивный словарь, формируется образная грамотная речь.

Таким образом, проблема развития активной речи детей на сегодняшний

день, является актуальной по ряду причин. Во-первых, речь ребёнка в этот

период активно развиваясь, становится основой для дальнейшего его развития.

Во-вторых, через общение с ребёнком по средствам речи, взрослые передают

общественный опыт и управляют его деятельностью. В-третьих, с каждым

годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения,

связанных с ухудшением здоровья и недостатком внимания со стороны

взрослых к развитию устной речи, сокращением живого общения между

ребёнком и взрослым.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию

речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию

ребенка.

Младший дошкольный возраст является важным и ответственным

периодом в развитии речи детей. В этом возрасте ребенок начинает говорить,

у него увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматическая и

произносительная сторона речи, развивается связная речь, закладываются

основы для овладения всеми и нормами литературного языка. Поэтому

воспитателями в детских садах уделяется повышенное внимание развитию

речи. ФГОС ДО выделяет в отдельную образовательную область «речевое

развитие», определяя важность и актуальность для развития личности

ребенка.[2, с.16].

Выделяют следующие формы:

1. Фольклор материнства и детства: колыбельные песни; пестушки,

потешки, прибаутки и песенки.

2. Словесные игры: скороговорки; каламбуры; считалки.

3. Детский смеховой фольклор: прозвища и дразнилки; сечки, молчанки

и голосянки.

4. Детский обрядовый фольклор: детский народный календарь;

заклички; небылицы; загадки; песни; детская сказка; страшные истории

(«страшилки»).

5. Игровой фольклор. [1, с. 4].

Каждая из форм детского фольклора решает определенные задачи.

Например, загадки обогащают словарь дошкольников, формируют

представления о переносном значении слова, способствуют развитию речидоказательства и речи-описания, развивают чуткость языка [1, с.5].

Пословицы и поговорки знакомят ребенка с краткостью, точностью,

меткостью родного языка, развивают умение творчески использовать слово,

умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать

труднопроизносимые стихи и фразы, развивают фонематический слух,

формируют способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия,

способствуют автоматизации звуков речи. Сказки приобщают детей к

культуре, к народному опыту, к родному языку [1, с.6].

Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами, влияет на

понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и

антонимов). С помощью фольклора можно решать практически все задачи

методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого

развития детей младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать

этот богатейший материал словесного творчества народа [1, с.6].

Дети младшего дошкольного возраста хорошо воспринимают

произведения малых фольклорных жанров: потешки, прибаутки, заклички.

Поэтому следует обеспечить включение произведений фольклора в

режимные моменты, в занятия, прогулки, а также в праздники, игрыдраматизации. Рекомендуется проведение занятий по развитию речи детей с

включением произведения фольклора (загадок, песен, потешек, сказок,

прибауток и т.д.), организация игр-драматизаций с разучиванием потешек,

проведение пальчиковой гимнастики с использованием произведений малых

фольклорных жанров и пальчикового театра. С детьми можно разучивать

детские колыбельные песни, прибаутки для подвижных игр. На основе

считалок возможно проведение занятия по формированию элементарных

математических представлений. Заклички о природе можно рассказывать

детям во время прогулок и в ходе занятий по познавательному развитию.

При работе с произведениями фольклора в детском саду необходимо

придерживаться следующих принципов [3]:

1. Принцип учета возрастных особенностей. Все сказки, песни,

пословицы подбираются с учетом возраста детей. Например, сказки «Курочка

Ряба», «Колобок», «Волк и лиса» рекомендуется рассказывать детям младшего

дошкольного возраста.

2. Принцип учета личного опыта ребенка. Работа по развитию речи

проводится с учетом самого поведения ребенка.

3. Принцип интеграции. Произведения фольклора рекомендуется

включать в различные занятия, а также в режимные моменты.

4. Принцип повторяемости. Ребенок дошкольного возраста усваивает

речь, образные слова и выражения, когда они много раз повторялись для него.

Дети любят прослушивать одну и ту же сказку, одну и ту же песню по

несколько раз.

5. Принцип доступности. Произведения фольклора должны быть

доступными для понимания и восприятия детей. Их содержание и форма

должны соответствовать возрастным особенностям и уровню развития

ребенка.

6. Принцип разнообразия. В работе с произведениями фольклора

необходимо использовать различные жанры (сказки, песни, потешки, загадки

и т.д.) и виды (устные, письменные, музыкальные), чтобы обогатить и

разнообразить опыт детей.

7. Принцип культурной адаптации. Произведения фольклора должны

отражать культурные традиции и ценности региона, страны или народа, с

которыми связан детский сад. Это позволяет детям лучше понимать свою

культуру и развивать чувство принадлежности к своей нации или народу.

8. Принцип творческого подхода. При работе с произведениями

фольклора важно развивать творческие способности детей, их воображение и

фантазию. Детям следует предлагать задания, которые позволят им

самостоятельно создавать свои варианты сказок, песен или исполнять их в

своей интерпретации.

9. Принцип игрового подхода. Работа с произведениями фольклора

должна быть организована в форме игры. Детям нужно давать возможность

играть роли героев, воплощать в жизнь сказочные сюжеты, петь и танцевать

под музыку фольклорных песен. Игра позволяет детям активно включиться в

процесс и легче усваивать материал.

10. Принцип сохранения и передачи культурного наследия. Работа с

произведениями фольклора помогает сохранить и передать детям культурное

наследие своего народа. Воспитание через фольклор помогает формированию

нравственных ценностей, уважения к традициям и чувства патриотизма.

Чтение народных песенок, потешек, рассказывание сказок или загадок

может сопровождаться показом наглядного материала, например,

перчаточных кукол (зайчика, петушка, лисички).

При знакомстве со сказками, можно использовать следующие приемы:

- воспитатель рассказывает сказку и предлагает для просмотра картинки

из книги;

- сказка рассказывается на фланелеграфе с выкладкой персонажей;

- воспитатель предлагает детям собрать последовательность сказки с

помощью картинок;

- воспитатель вовлекает ребенка в игру-драматизацию по сказке.

Можно использовать пальчиковый театр, рассказывая потешку или

сказку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша…

Для более глубокого понимания художественного слова и активизации

речи ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая

потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что

ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется

мыслительная деятельность малыша.

Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и

ответ. Педагог должен научить детей умению отчетливо произносить простые

фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа:

- Ваня, Ванечка! Куда ходил?

- В лесочек!

- Что видел?

- Пенечек!

- Под пенечком что?

- Грибок! Хвать – да в кузовок!

В младшем возрасте для заучивания лучше использовать

короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные,

дети .

Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:

- игровые (читается и обыгрывается);

- рассказывание в движении (имитация);

- досказывание рифмующего слова;

Также рекомендуется использовать разнообразные интонации и жесты,

чтобы сделать потешку интереснее и запоминающейся. Мелодичность и ритм

потешки также помогают ее запомнить. Кроме того, можно привлекать

ребенка к активному участию в потешках, например, просить его повторять

отдельные фразы или делать движения в соответствии с содержанием

потешки. Важно создать позитивную атмосферу и ассоциации с радостными

эмоциями, чтобы развить у детей интерес к заучиванию потешек.

Эффективность развития речи детей младшего дошкольного возраста

посредством русского фольклора зависит от следующих психологопедагогических условий:

- знания и понимания основных задач развития речи детей младшего

дошкольного возраста, знания индивидуальных особенностей детей, учета их

характера и предыдущего речевого опыта;

- владение педагогом арсеналом произведений русского фольклора,

знание многих народных сказок и умение их рассказать, употребление в речи

пословиц в соответствии с режимным моментом или проблемной ситуацией,

исполнении народных песен перед дневным сном и т.д.

- применении произведений фольклора в процессе образовательной

деятельности;

- включении произведений фольклора в праздники, игры-драматизации;

- вовлечении родителей в процесс развития речи детей младшего

дошкольного возраста посредством русского фольклора.

Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок,

игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет

детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и

представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой.

Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую

работу.

Список литературы

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для

воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М.

Алексеева. – М., 2006.

3. Водовозова Е.Н. - Одноголосные детские песни и подвижные игры : С

рус.нар. мелодиями и аккомп. для ф.-п. / Сост. с предисл. Е. Водовозова;

Муз. А.И. Рубца. - СПб., 1905. - 16, 48 с.( Дата обращения: 1.10.2013)

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29

декабря 2012 г. N 273-Ф3 (в редакции от 13.10.2022) [Электронный

ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.zakonrf.info/zakon-obobrazovanii-v-rf/ (Дата обращения: 20.10.2023).

5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/

(Дата обращения: 20.10.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»

Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речево...

Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...