Презентация«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера».
презентация к уроку (старшая группа)

Ключникова Елена Николаевна

Отчёт по теме самообразования "Развитие математических представлений у детей старшего возраста с использованием палочек Кюизенера."

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка – детский сад №120» г. Воронеж Подготовила воспитатель старшей группы: Ключникова Е.Н. Отчет по теме самообразования «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера ».

Слайд 2

Актуальность: Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о отношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения. Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Киюзенером . Он предназначен для обучения математике и используется педагогами. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Я старалась в достаточной мере использовать палочки в своей работе и изучить освоение математических представлений в процессе игр и занятий с цветными палочками Киюзенера .

Слайд 3

Цель: Разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Киюзенера .

Слайд 4

Задачи: - Повысить собственный уровень знаний путем изучения педагогической литературы по данной теме. - Разработать перспективный план работы с детьми 5-6 лет с использованием палочек Кюизенера.

Слайд 5

Этапы: Знакомство с палочками. Игры, способствующие усвоению эталонов цвета. Изучения понятий «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий», «тонкий-толстый». Развития детей количественных представлений. Измерения с помощью палочек Киюзенера . Решение логических задач с помощью палочек.

Слайд 6

1 этап. Знакомство с палочками. Главная цель – заинтересовать детей в форме игры: мы рассматривали с детьми палочки, предлагали вначале разделить их по цветам, затем – по длине. Дети выкладывали различные фигурки. Можно предложить их посчитать. Упражнялись с палочками дети индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Используемые упражнения, задания и вопросы на данном этапе: Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине. Отбери все красные (синие, желтые и т.д.) палочки такой же длины. (Кто быстрее найдёт и сосчитает их). Отбери по одной палочке разного цвета. Перечисли все цвета всех палочек на столе. Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д.

Слайд 7

2 этап. Игры, способствующие усвоению эталонов цвета. «Строим дорожки». Учили группировать палочки по цвету, активировать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д. развивать зрительный глазомер, понимать поставленную задачу, развивать навык самоконтроля и самооценки. Детям предлагалось выбрать цвет, строить дорожку, и затем сравнить их. «Ленточки в подарок». Ребенок выбирает для своей игрушки по две понравившиеся ему одинаковые ленточки-палочки или подбирает ленточки к фартуку, и называет длину лент. «Моделируем квадрат», «Моделируем прямоугольник». Дети составляли разные квадраты и прямоугольники. Упражнение развивает представления о квадрате, о прямоугольнике. Позже вводится понятие «квадратный сантиметр» и дети узнают площадь фигуры. «Подбираем к домику крышу». Закрепляли эталоны цвета. Предлагали детям выложить домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу-палочку. «Собачка»; «Слонёнок». Дети учились отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку (затем любое животное). Также строили образ слонёнка, идущего направо и налево.

Слайд 9

3 этап. Изучения понятия « высокий-низкий », « широкий-узкий », « длинный-короткий », « тонкий-толстый ». «Поезд». Закрепление представления о длине. Сравнивали палочки по длине. Каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного (или наоборот – с короткого). «Заборы низкие и высокие»; «Лесенка высокая и низкая». Сравнивали предметы по высоте и длине. Обращали внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подбирать палочки в соответствии с написанной на крыше цифрой и построить из них заборы. «Мосты через реку». Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширине, подбирали плоты по размеру, на которых можно проплыть под мостом. «Книги на полке». Сравнивали предметы по толщине: « толще-тоньше ». Задание: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета – книги, красного цвета –журналы, желтого цвета – газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине.

Слайд 11

4 этап. Развитие у детей количественных представлений. «Цвет и число». Учили детей отбирать палочки нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию; подводили детей выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. Предлагали строить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, и предлагали детям узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета. «Путешествие на поезде». Закрепляли понятие: «который по счёту». Составляли из палочек – вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Задавали вопросы: Каким оп порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон левее желтого? Сравнение чисел. Учили оперировать числовыми значениями цветных палочек. Записывали и читали: 3 < 4; 4 >3 . Вопросы: -Какие числа у вас в руках? -Что нужно делать, чтобы сравнить эти числа? Подводить детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнить эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга. «Чёт-Нечёт». На одних столах лежат «четные палочки», на других «нечетные». Предлагалось построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой.

Слайд 13

5 этап. Измерение с помощью палочек Киюзенера . «Измерить дорожку»; «Узнай длину ленты». Дети измеряют длину ковра шагами и приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число и наоборот. Затем измеряют длину ленты с помощью мерок-палочек и делают выводы: лента, в которой мерка уложилась больше раз – длиннее. Измерение разными мерками. Дети измеряют предметы разными мерками и приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число и таким образом находят зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливают логические связи. «Телевизор». Измеряют с помощью условной мерки, моделируют предметы в ограниченном пространстве. Детям предлагается сделать из палочек экран телевизора, одна сторона которого состоит из одной палочки, а другая нескольких (задаются размеры). Затем дети выкладывают любую картинку на экране телевизора. «Строим мост через реку». Дети учатся моделировать по условию, измерять с помощью условной мерки, находить соответствующие цвета и числа. Предлагается построить из палочек реку: узкую в начале – у истока, широкую – в середине, сужающуюся – в конце. Через проложим мосты, равные по длине голубой, желтой, бордовой палочками. Сравнивают мостя по длине и по ширине, добавляют палочки, равные ширине любого моста.

Слайд 14

6 этап. Решение логических задач с помощью палочек. «На цветовую последовательность». Учили решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учили понимать предложенную задачу. Задание: расставить палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая была рядом с фиолетовой. Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задачи их друг другу. «Детская железная дорога». Учили понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, жёлтого, розового, при этом: жёлтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне – 5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходит к выводу: в поезде едет 10 пассажиров. «Делаем забор». Учить строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счёте. На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа – розовая по горизонтали, следующая – голубая по вертикали и розовая – по горизонтали. Все палочки стоят без интервалов. Предлагается выложить заборчик из таких же палочек по заданному образцу и повторить два раза. Сделайте так, чтобы все дощечки были одинаковой высоты.

Слайд 15

Творчество детей.

Слайд 16

Методическое обеспечение

Слайд 17

Взаимодействие с родителями. Консультация -«Развитие математических способностей у дошкольников старшего возраста. » - «Знакомство с палочками Кюизенера». - «Игры с палочками Кюизенера». Практикум «Поиграйте с палочками Кюизенера». Памятка Применение дидактического материала «Палочки Х. Кюизенра » или «Цветные числа».

Слайд 18

Выводы. Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной работы. Задания должны предлагаться в определённом порядке в игровой форме – от простого к сложному – и это способствует развитию внимания, памяти, воображения, пробуждению интереса к познанию нового. Использование палочек Киюзенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Слайд 19

Литература: Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Киюзенера ? – игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» – Москва, 2008 г. В.Б.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры с палочками Кюизенера». Б.Б.Финкельштейн , Э.Хвостова «На золотом крыльце», « Кростики », «Волшебные дорожки», «Корвет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Статья "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера".

Статья "Интеллектуальное  развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием  палочек Кюизенера"....

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...