Речевые игры
картотека (средняя группа)

Волкова Оксана Евгеньевна

Речевые развивающие игры по дороге в детский сад

               Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_razvivayushchie_igry_po_doroge_v_detskiy_sad.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Речевые развивающие игры по дороге в детский сад

               Консультация для родителей

Игра «Отгадай, что это» (отгадывание обобщающего слова по

функциональным признакам)

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты)

Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт)

Игра «Назови лишнее слово» (развитие мышления, речевого внимания,

закрепление обобщающих понятий)

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем

объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

зима, апрель, весна, осень, лето;

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игра "Скажи наоборот"(расширение словаря антонимов)

Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает.

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

Игра «Назови детеныша»(развитие словаря, закрепление обобщающих понятий)

Взрослый объясняет ребенку: детёныши потерялись, а мамы их ищут и

никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет кого?…(телёнка)

Лошадь ищет…(жеребёнка).

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

Игра «Назови ласково» (закрепление согласования прилагательного с

существительным, образование уменьшительных форм прилагательных)

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Игра «Найди по цвету» (закрепление согласования прилагательного с

существительным в роде и числе)

Взрослый называет цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род,

число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме

прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

Игра «Выбери правильное слово» (развитие мышления, речевого внимания)

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку

выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово

подходит больше других?

Осенью дует … (холодный, мокрый) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

Игра «Какое что бывает?»(развитие мышления, согласование прилагательных

с существительным)

Предложите рассказать, что бывает:

широким – …(река, дорога, лента, улица, кровать, полотенце);

вкусным – …(шоколад, пирог, сок, обед, суп, торт, ужин, чай);

холодным – …(чай, снег, мороженое, лёд, ветер, дом, компот);

новым – … (дом, стол, костюм, автомобиль, журнал);

зелёным - … (лук, огурец, крокодил, лист, сад, сквер).

Игра «Назови действия»(расширение глагольного словаря)

Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает,

садится, поднимается и т. д.);

Что можно сказать о снеге? (летает, падает, кружится, идёт, блестит,

скрипит, ложится, тает, переливается);

Что можно сказать о собаке? (лает, грызёт, виляет, спит, охраняет, бегает,

ходит, крадётся, подпрыгивает, скулит)

Что можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит, заходит, печёт, сияет,

ласкает).

Игра«Скажи по-другому»(расширение словарного запаса ребенка, усвоение

прилагательных)

Помогите малышу подобрать слова, близкие по значению. Если у человека

плохое настроение, то о нём можно сказать, что он грустный, печальный,

унылый.

Очень большой – … (огромный, громадный);

чистая вода - …(прозрачная);

самолёт сел - … (приземлился);

мальчик бежит - … (мчится, несётся);

смелый солдат - … (храбрый, отважный, стойкий);

красивое платье - … (восхитительное, прекрасное, нарядное, симпатичное);

дождь идёт - … (льёт, моросит, накрапывает, хлещет).

Игра «Угадай целое» (угадать этот предмет по частям, развитие мышления)

Кабина, кузов, колёса, фары, двери – грузовая машина.

Палуба, корма, каюта, штурвал - … (корабль).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни - … (дерево).

Хвост, крылья, кабина, шасси, иллюминатор - …(самолёт).

Голова, хвост, крылья, лапки, клюв, перья - … (птица).

Голова, туловище, плавники, чешуя, глаза … (рыба).

Игра «Придумай слово»(расширение словарного запаса ребенка, усвоение

прилагательных)

Можно придумывать из одного слова другое, похожее, например, конверт из

бумаги – бумажный конверт;

кисель из клюквы – … (клюквенный кисель);

суп из овощей – … (овощной суп);

перчатки из кожи – … (кожаные перчатки);

стакан из стекла – … (стеклянный стакан);

варенье из малины – … (малиновое варенье);

сапоги из резины – … ( резиновые сапоги);

деталь из железа - … (железная деталь);

скамейка из дерева – … (деревянная скамейка);

крепость из снега – … (снежная крепость);

дом из кирпича – … (кирпичный дом).

Игра «Противоположные слова»(расширение словарного запаса ребенка,

усвоение прилагательных)

Этот дом высокий, а этот - низкий;

широкий – … (узкий);

больной – …(здоровый);

мелкий – … (глубокий);

чистый – …(грязный);

тонкий – … (толстый);

холодный – …( горячий);

светлый – … (тёмный);

легкий – … ( тяжёлый);

длинный – …( короткий);

кислый – …(сладкий);

смелый – …(трусливый);

ленивый – …(трудолюбивый);

медленный – …(быстрый);

злой – … (добрый);

умный – … (глупый);

весёлый - … (грустный);

молодой – … (пожилой);

Игра «Добавь словечко» (изменение глаголов по временам)

Я пью, ты пьёшь, мы пьём.

Я стою, ты …(стоишь), мы … (стоим).

Я пою, ты …(поёшь), мы … (поём).

Я читаю, ты … (читаешь), мы … (читаем).

Я кушаю, ты … (кушаешь), мы … (кушаем).

Игра «Выполни действие»(изменение глаголов по временам)

Взрослый называет любое действие в настоящем времени, а ребёнок называет

действие, которое уже выполнено: ест – съел; гуляет – погулял.

Рисует - … (нарисовал); пишет - … (написал); поливает - … (полил); вытирает

- … (вытер); копает - … (выкопал); собирает - … (собрал); несёт - … (принёс);

ищет - … (нашёл); ловит - … (поймал); смотрит - … (смотрел); летит - …

(прилетел).

Игра «Закончи фразу»(систематизация словаря, согласование прилагательных

с существительным)

Колючий … (еж), воздушный … (шар), высокий согласования прилагательных

с существительным)… (дом), пушистый … (кот), хитрая … (лиса), мягкая …

(вата), холодная …(вода), веселые … (дети); веселый … (гном), свежий …

(хлеб), горячий … (блин), кленовый … (лист); стеклянная … (банка), новая …

(кофта), домашние … (тапки).

Игра «Где что можно делать?»(систематизация глагольного словаря)

Спросите у малыша, что можно делать в лесу? – гулять, собирать грибы,

слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом.

Что можно делать на реке? - … (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на

лодке).

Что можно делать в детском саду? - …(играть, общаться с друзьями, узнавать

что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, рассматривать

книги).

Что можно делать в магазине? - … (делать покупки, рассматривать товар,

интересоваться новинками, спрашивать продавца, встретить знакомых.

Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово

идет. Ребенок подбирает:девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и

т. д.

Подобрать слова к глаголам:стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит,

ползает, качается, летает, плавает,…

Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице, салат – в салатнице,

суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.

Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.)

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело,

интересно, громко, дружно…» Другие вопросы:

- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) –

-Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)

- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)

- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)

- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

Игра «Отгадай слово» (расширение словарного запаса ребенка, усвоение

прилагательных, развивать слуховое восприятие)

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь

подсказками. Например:

Кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).

Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д.)

Игра «Закончи фразу» (систематизация словаря, согласование прилагательных

с существительным)

Колючий … (еж), воздушный … (шар), высокий согласования прилагательных

с существительным) … (дом), пушистый … (кот), хитрая … (лиса), мягкая …

(вата), холодная …(вода), веселые … (дети); веселый … (гном), свежий …

(хлеб), горячий … (блин), кленовый … (лист); стеклянная … (банка), новая …

(кофта), домашние … (тапки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...