Возможности ТРИЗ – игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
план-конспект урока (младшая группа)
Описание: Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по ТРИЗ - технологии, предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В ходе игры дети в занимательной форме развивают речь, мышление, внимание. Игра может быть использована для индивидуальной и подгруппой работы. Данный материал будет полезен воспитателям, дошкольных учреждений, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 924.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрация Городского округа Подольск
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
Методическая разработка
«Возможности ТРИЗ – игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: первой квалификационной категории
Воспитатель: Алексеева Анастасия Николаевна
МОУ СОШ№33
Городской округ Подольск 2024год
Описание: Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по ТРИЗ - технологии, предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В ходе игры дети в занимательной форме развивают речь, мышление, внимание. Игра может быть использована для индивидуальной и подгруппой работы. Данный материал будет полезен воспитателям, дошкольных учреждений, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Актуальность создания данной игры: Одна из актуальных проблем воспитания на сегодняшний день – это эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, следовательно, очень важно развивать у ребенка - дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Использование развивающих игр по ТРИЗ в педагогическом процессе позволяет осуществлять развитие дошкольника в естественном, самом привлекательном для него, виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем: ребенок, увлеченный игрой, не замечает, что он «учится», педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Количество участников: от 1 до 20 человек. (Игру можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, как с подгруппой детей, так и с целой группой, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности ребят, а также в домашних условиях)
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
1. Формировать умение сравнивать предметы.
2. Формировать умение определять и называть размер предметов (большой, маленький)
3. развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память.
4. Формировать навык счета.
5. Обогащать словарь детей (названия игрушек, цветов, форм, действий, большой, поменьше, маленький).
6. Развивать интерес логически мыслить в процессе игры.
7. Формировать у детей навык совместной игры.
8. Содействовать общению детей со сверстниками, педагогом.
Материалы для создания игры:
Для создания данной игры мне потребовались:
- большая коробка из – под конфет,
- палочки или картон для полок,
- двухсторонний скотч для приклеивания полок,
- изображения игрушек (мишки, белки, зайцы, собачки, куклы, мячи и т.д., разных цветов и форм. Изображения игрушек продублированы: большого и маленького размера).И игре еще используется мяч для рефлексии.
Ход игры:
Дети находят письмо в большом конверте. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Я Незнайка. У меня приключилась беда. Продавец игрушечного магазина попросил меня расставить правильно игрушки на полках в витрине магазина, но у меня никак не получается. В конверте с письмом находится инструкция как правильно расположить игрушки. Помогите мне, пожалуйста.»
Варианты использования игры (можно использовать сразу несколько вариантов по очередности или каждый в отдельности, усложняя с каждым разом). Важно, чтобы ребята каждое свое действие проговорили и аргументировали:
1.Закрепление основных цветов.
Инструкция: расставить игрушки по цветам. Например: На первой полке – игрушки, у которых имеется зеленый цвет, на второй полке - красный, на третей полке – синий. Игрушки можно расставлять как угодно, но на второй полке только те, у которые имеют желтый цвет. На первой полке – игрушки только оранжевого цвета, на второй и третьей – чередование серых и коричневых.
2.Закрепление геометрических форм.
Инструкция: расставить игрушки в соответствии с их геометрической формой.
Например: На первой полке – игрушки, в виде треугольника, на второй полке - в виде ромба, на третей полке – в виде прямоугольника. Игрушки можно расставлять как угодно, но на второй полке только в виде квадрата. На первой полке – игрушки, в виде овала, на второй – в виде прямоугольника, на третьей – в виде круга.
3.Формирование навыков сравнения.
Пример инструкции: На первой полке – игрушки, в виде животных, на второй полке - машины, на третей полке – куклы. Игрушки можно расставлять как угодно, но на второй полке только те, с которыми можно заниматься на физкультуре. На первой полке – игрушки-птицы, на второй – игрушки – кошки, на третьей – игрушки – собаки. На первой полке –игрушки, которые едят, на второй –игрушки, которые сидят, на третьей – игрушки, которые стоят. Расставить на первой полке только мишек, на второй и третьей остальных животных, рассказать, все ли мишки одинаковые или они чем – либо отличаются.
4.Формирование навыков счета.
Пример инструкции: На первой полке – нужно расставить три мишки и одну куклу, на второй полке – четыре машины, на третей полке – две птицы и один мяч. Расставить на первой полке три игрушки, на второй четыре, на третьей – пять. Расставить игрушки как угодно и посчитать, каких игрушек больше, каких меньше (например, на первой полке больше мишек, меньше собак и т.д. Каких животных больше, если посчитать на всех полках.)
5.Формирование навыков определения размера.
Пример инструкции: На первой полке – игрушки, большого размера, на второй полке – маленькие, на третей полке – чередование больших и маленьких. На первой полке – два больших медведя и два маленьких, на второй – большой мяч, большая кукла и маленький мяч, на третьей – две маленьких собаки и две маленьких кошки.
6.Формирование навыков находить предмет по описанию.
Пример инструкции: Воспитатель описывает несколько любых игрушек для каждой полки, а дети их расставляют.
7.Развитие внимания и памяти.
Пример инструкции: Воспитатель расставляет игрушки на полках, ребята смотрят, запоминают и отворачиваются, воспитатель убирает одну или несколько игрушек, а когда ребята поворачиваются, говорят, что изменилось.
8.Развитие речи и наблюдательности.
Пример инструкции: Воспитатель расставляет игрушки на полках по какому – нибудь одинаковому признаку, но чтобы на каждой полке какая-то игрушка отличалась от остальных по этому же признаку (например, все собаки, один мишка, все рыжие, один серый и т.д.), ребята смотрят, размышляют и объясняют какой предмет лишний и почему.
9.Развитие художественных способностей.
Пример инструкции: Нарисовать игрушку, которая понравилась больше всех. Нарисовать самый большой мяч и т.д.По окончании игры, воспитатель снова читает письмо: «Спасибо большое, ребята. Теперь я очень счастлив, так как у меня есть такие замечательные друзья как вы, которые готовы помогать другим. А в благодарность я дарю вам мяч. Рефлексия: ребята по очереди подбрасывают мячик, ловят его двумя руками, при этом называют игрушку или признак игрушки, которую видели в магазине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.
Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»
Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения худо...
Родительское собрание во второй младшей группе «Нейроигры в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр....
Игра как возможность активного физического развития детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное фи...



















