Конспект занятия педагога‑психолога с детьми 5–6 лет ТНР на тему «Перелётные птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гришанова Татьяна Анатольевна

Комплексное развитие детей с ТНР посредством тематической работы о перелётных птицах — расширение представлений о природе, активизация речевой деятельности и социально‑эмоциональное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Конспект занятия педагога-психолога

с детьми 5-6 лет ТНР

тема: «Перелетные птицы»


Продолжительность: 30–35 минут

Цели:

  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • совершенствование внимания и памяти;
  • активизация и обогащение словарного запаса по теме;
  • развитие связной речи и мышления;
  • тренировка мелкой моторики;
  • гармонизация эмоциональной сферы;
  • укрепление коммуникативных навыков;
  • формирование произвольности (целенаправленности, саморегуляции).

Оборудование:

  • мяч;
  • индивидуальные листы с заданиями (по количеству детей);
  • цветные и простые карандаши;
  • карточки с изображениями 8–10 перелётных и зимующих птиц;
  • бумажные пёрышки (по количеству детей);
  • релаксационный кубик;
  • набор геометрических фигур для выкладывания образа птицы (по количеству детей);
  • образец узора «птица»;
  • тетрадь в клетку и простой карандаш (на каждого ребёнка).

Ход занятия

I. Ориентировочный этап (5–7 мин)

  1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»
    Дети встают парами и поочерёдно здороваются разными способами:

«Скажем „здравствуйте“ руками,
Скажем „здравствуйте“ ногами,
Скажем „здравствуйте“ локтями,
Скажем „здравствуйте“ носами,
Скажем „здравствуйте“ щеками,
Скажем „здравствуйте“ ушами,
Скажем „здравствуйте“ мы язычком».

  1. Упражнение «Назови ласково»
    Дети по очереди шепчут в «лодочку» из ладоней имя соседа в уменьшительно-ласкательной форме и «передают» его следующему.
  2. Мотивационный момент
    Педагог-психолог читает стихотворение или загадывает загадку о перелётных птицах, плавно подводя к теме занятия.

II. Основной этап (20–22 мин)

  1. Игра с мячом «Назови птицу»
    Дети стоят в кругу. Психолог называет перелётную птицу и передаёт мяч ребёнку. Ребёнок повторяет названную птицу и добавляет свою, затем передаёт мяч дальше.
    Цель: активизация словарного запаса, тренировка слуховой памяти.
  2. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка»

Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек — стайка!
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Это птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это дятел, это стриж,
Это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички — по домам!

Дети загибают пальцы по очереди, в конце быстро разжимают кулачки.

  1. Индивидуальные задания на листах
  • «Обведи перелётных птиц в кружок, а зимующих соедини с кормушкой».
  • «Раскрась только перелётных птиц».
  • «Чья тень? Кто лишний?» (соотнесение силуэта с изображением, нахождение несоответствующего объекта).
    Цель: закрепление знаний о перелётных птицах, развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
  1. Игра «Кто пропал?»
    Детям показывают 5–8 карточек с птицами. После того как дети запомнили изображения, они закрывают глаза, а психолог убирает одну карточку. Дети угадывают, какая птица «пропала».
    Усложнение: не убирать карточку, а поменять местами две картинки.
    Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
  2. Корректурная проба «Птицы летят вверх»
    На бланках дети ищут и раскрашивают птиц, изображённых летящими вверх. Время — 5 минут.
    Цель: тренировка концентрации внимания и мелкой моторики.
  3. Двигательная пауза «Где птичка?»
    Дети встают около стульчиков. Психолог называет и показывает действия, но иногда намеренно ошибается. Дети должны выполнять только те команды, которые правильно названы:
  • «Птичка полетела в небо» — поднять руки вверх;
  • «Птичка села на окошко» — руки на уровне груди;
  • «Птичка села на пол» — коснуться пола.
    Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля, координации движений.
  1. Конструирование «Выложи птичку»
    Дети выкладывают образ птицы из геометрических фигур по образцу.
    Цель: развитие пространственного мышления и мелкой моторики.
  2. Игра «Четвёртый лишний»
    Психолог бросает мяч и называет ряд из четырёх птиц. Ребёнок находит лишнюю и объясняет выбор (например, среди перелётных называет зимующую).
    Примеры рядов:
  • грач, ласточка, воробей, скворец;
  • голубь, ласточка, скворец, гусь;
  • кукушка, лебедь, снегирь, утка.
    Цель: формирование логических операций, расширение кругозора.

  1. «Судоку- Перелётные птицы»

Цель: закрепление названий перелетных  птиц,   развитие логического мышления. 

Picture background

   

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

       

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

  1. Работа в тетрадях
    Дети повторяют узор (контур птицы), заранее написанный психологом в тетрадях в клетку.
    Цель: тренировка графической моторики и зрительно-моторной координации.

III. Релаксационный этап (5 мин)

Упражнение «Пёрышко, лети»

  1. Дети держат бумажное пёрышко на ладони, говорят: «Пёрышко, лети!» — и сдувают его. Следят за полётом, описывают, как оно летит, опускается, переворачивается.
  2. Психолог говорит: «А теперь я превращаю вас в пёрышки». Дети изображают полёт пёрышка: плавные движения руками, постепенное «опускание» на ковёр, реакцию на «воздушную струю», замирание.
    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения и координации.

IV. Заключительный этап (3 мин)

Рефлексия с релаксационным кубиком
Дети встают в круг. Каждый бросает кубик и отвечает на выпавший вопрос:

  • «Меня удивило…»;
  • «Мне понравилось…»;
  • «Я научился(лась)…»;
  • «Мне было трудно…»;
  • «Мне было интересно…»;
  • «У меня получилось…».

Прощание
Все вместе говорят:

«Новой встречи жди,
Для занятий и игры!»


Ожидаемые результаты:

  • дети называют 5–7 перелётных птиц;
  • различают перелётных и зимующих птиц;
  • используют в речи прилагательные и глаголы, связанные с темой;
  • выполняют задания на внимание и память с минимальной помощью;
  • проявляют интерес к совместным играм и рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми 4-5 лет на тему "Насекомые"

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми 4-5 лет на тему "Насекомые" (с использованием техник песочной терапии)...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебное Перо Жар-Птицы».

Цель: совершенствование  интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, создание положительного эмоционального фона воспитанников через использование...

Конспект занятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников» Тема занятия: «Цветок знаний»

Конспектзанятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников»Тема занятия: «Цветок знаний»...

Конспект занятий по художественному развитию (рисованию) в старшей группе на тему «Перелётные птицы»

Конспект занятий по художественному развитию (рисованию)в старшей группена тему «Перелётные птицы»...

Конспект занятия педагога‑психолога с детьми 5–6 лет ТНР на тему «Перелётные птицы»

Аннотация к конспекту занятия педагога‑психолога с детьми 5–6 лет с ТНР на тему «Перелётные птицы»Цель занятия: комплексное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) посре...