Конспект занятия педагога‑психолога с детьми 5–6 лет ТНР на тему «Перелётные птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)
Комплексное развитие детей с ТНР посредством тематической работы о перелётных птицах — расширение представлений о природе, активизация речевой деятельности и социально‑эмоциональное развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия педагога-психолога
с детьми 5-6 лет ТНР
тема: «Перелетные птицы»
Продолжительность: 30–35 минут
Цели:
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- совершенствование внимания и памяти;
- активизация и обогащение словарного запаса по теме;
- развитие связной речи и мышления;
- тренировка мелкой моторики;
- гармонизация эмоциональной сферы;
- укрепление коммуникативных навыков;
- формирование произвольности (целенаправленности, саморегуляции).
Оборудование:
- мяч;
- индивидуальные листы с заданиями (по количеству детей);
- цветные и простые карандаши;
- карточки с изображениями 8–10 перелётных и зимующих птиц;
- бумажные пёрышки (по количеству детей);
- релаксационный кубик;
- набор геометрических фигур для выкладывания образа птицы (по количеству детей);
- образец узора «птица»;
- тетрадь в клетку и простой карандаш (на каждого ребёнка).
Ход занятия
I. Ориентировочный этап (5–7 мин)
- Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»
Дети встают парами и поочерёдно здороваются разными способами:
«Скажем „здравствуйте“ руками,
Скажем „здравствуйте“ ногами,
Скажем „здравствуйте“ локтями,
Скажем „здравствуйте“ носами,
Скажем „здравствуйте“ щеками,
Скажем „здравствуйте“ ушами,
Скажем „здравствуйте“ мы язычком».
- Упражнение «Назови ласково»
Дети по очереди шепчут в «лодочку» из ладоней имя соседа в уменьшительно-ласкательной форме и «передают» его следующему. - Мотивационный момент
Педагог-психолог читает стихотворение или загадывает загадку о перелётных птицах, плавно подводя к теме занятия.
II. Основной этап (20–22 мин)
- Игра с мячом «Назови птицу»
Дети стоят в кругу. Психолог называет перелётную птицу и передаёт мяч ребёнку. Ребёнок повторяет названную птицу и добавляет свою, затем передаёт мяч дальше.
Цель: активизация словарного запаса, тренировка слуховой памяти. - Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка»
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек — стайка!
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Это птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это дятел, это стриж,
Это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички — по домам!
Дети загибают пальцы по очереди, в конце быстро разжимают кулачки.
- Индивидуальные задания на листах
- «Обведи перелётных птиц в кружок, а зимующих соедини с кормушкой».
- «Раскрась только перелётных птиц».
- «Чья тень? Кто лишний?» (соотнесение силуэта с изображением, нахождение несоответствующего объекта).
Цель: закрепление знаний о перелётных птицах, развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
- Игра «Кто пропал?»
Детям показывают 5–8 карточек с птицами. После того как дети запомнили изображения, они закрывают глаза, а психолог убирает одну карточку. Дети угадывают, какая птица «пропала».
Усложнение: не убирать карточку, а поменять местами две картинки.
Цель: развитие зрительной памяти и внимания. - Корректурная проба «Птицы летят вверх»
На бланках дети ищут и раскрашивают птиц, изображённых летящими вверх. Время — 5 минут.
Цель: тренировка концентрации внимания и мелкой моторики. - Двигательная пауза «Где птичка?»
Дети встают около стульчиков. Психолог называет и показывает действия, но иногда намеренно ошибается. Дети должны выполнять только те команды, которые правильно названы:
- «Птичка полетела в небо» — поднять руки вверх;
- «Птичка села на окошко» — руки на уровне груди;
- «Птичка села на пол» — коснуться пола.
Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля, координации движений.
- Конструирование «Выложи птичку»
Дети выкладывают образ птицы из геометрических фигур по образцу.
Цель: развитие пространственного мышления и мелкой моторики. - Игра «Четвёртый лишний»
Психолог бросает мяч и называет ряд из четырёх птиц. Ребёнок находит лишнюю и объясняет выбор (например, среди перелётных называет зимующую).
Примеры рядов:
- грач, ласточка, воробей, скворец;
- голубь, ласточка, скворец, гусь;
- кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Цель: формирование логических операций, расширение кругозора.
- «Судоку- Перелётные птицы»
Цель: закрепление названий перелетных птиц, развитие логического мышления.
| |||
- Работа в тетрадях
Дети повторяют узор (контур птицы), заранее написанный психологом в тетрадях в клетку.
Цель: тренировка графической моторики и зрительно-моторной координации.
III. Релаксационный этап (5 мин)
Упражнение «Пёрышко, лети»
- Дети держат бумажное пёрышко на ладони, говорят: «Пёрышко, лети!» — и сдувают его. Следят за полётом, описывают, как оно летит, опускается, переворачивается.
- Психолог говорит: «А теперь я превращаю вас в пёрышки». Дети изображают полёт пёрышка: плавные движения руками, постепенное «опускание» на ковёр, реакцию на «воздушную струю», замирание.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения и координации.
IV. Заключительный этап (3 мин)
Рефлексия с релаксационным кубиком
Дети встают в круг. Каждый бросает кубик и отвечает на выпавший вопрос:
- «Меня удивило…»;
- «Мне понравилось…»;
- «Я научился(лась)…»;
- «Мне было трудно…»;
- «Мне было интересно…»;
- «У меня получилось…».
Прощание
Все вместе говорят:
«Новой встречи жди,
Для занятий и игры!»
Ожидаемые результаты:
- дети называют 5–7 перелётных птиц;
- различают перелётных и зимующих птиц;
- используют в речи прилагательные и глаголы, связанные с темой;
- выполняют задания на внимание и память с минимальной помощью;
- проявляют интерес к совместным играм и рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).
Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми 4-5 лет на тему "Насекомые"
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми 4-5 лет на тему "Насекомые" (с использованием техник песочной терапии)...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебное Перо Жар-Птицы».
Цель: совершенствование интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, создание положительного эмоционального фона воспитанников через использование...

Конспект занятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников» Тема занятия: «Цветок знаний»
Конспектзанятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников»Тема занятия: «Цветок знаний»...

Конспект занятий по художественному развитию (рисованию) в старшей группе на тему «Перелётные птицы»
Конспект занятий по художественному развитию (рисованию)в старшей группена тему «Перелётные птицы»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по лексической теме «Перелётные птицы» «Утиная семейка»
Образовательная область – физическое развитие...

Конспект занятия педагога‑психолога с детьми 5–6 лет ТНР на тему «Перелётные птицы»
Аннотация к конспекту занятия педагога‑психолога с детьми 5–6 лет с ТНР на тему «Перелётные птицы»Цель занятия: комплексное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) посре...








