Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для подготовительного дошкольного возраста "Разговоры о важном"
рабочая программа (подготовительная группа)

Вилистер Светлана Игоревна

Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для подготовительного дошкольного возраста "Разговоры о важном"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 222» КОРПУС 4

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

на 2025 - 2026 учебный год

Подготовительной группы №6-Б

                                                             Составитель:

Вилистер Светлана Игоревна    Высшая кв.кат.

Москва 2025 г.

СЕНТЯБРЬ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

День Знаний в России

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге, новым научным знаниям. Формировать доброжелательные, дружеские отношения между детьми.

Беседа «Учат в школе», чтение стихов и загадок. Викторина «Школьные принадлежности», оформление выставки «Уголок школьника».

2-я неделя

История возникновения города Москвы

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с именами основателей города, их последователями, и с основными достопримечательностями.

Выставка детского рисунка «Дорогая моя столица, золотая моя Москва», прослушивание гимна Москвы, рисование «Герб Москвы», рассказ о Юрии долгоруком, чтение А.Л. Барто «Я живу в Москве».

3-я неделя

Разноцветные люди

Воспитывать уважительное. Дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать у детей представление о мире и детях разных стран. Об их общности и различии.

Беседы о детях разных национальностей, фотовыставка/презентация «Разноцветные дети», лепка «Хоровод дружбы народов», д/и «Иностранец», п/и различных народностей.

4-я неделя

Страна моя, Россия!

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине.

Занятия/беседы о Родине, пословицы и поговорки, чтение Н. Забила «Наша Родина», З. Александрова «Родина»; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами. Выставка книг в литературном уголке.

ОКТЯБРЬ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

День пожилого человека

Формировать доброе, уважительное отношение к старшему поколению, показать его значимость в семье. Воспитывать любовь, заботу к бабушкам и дедушкам, оказывать посильную помощь и внимание родным и знакомым пенсионерам.

Создание группового семейного фотоальбома, рисование портретов «Я и мой дед». Детская самодеятельность «Концерт для бабули». С/р игра «Моя семья», пантомима «Бабушка с сумками», инсценирование сказок.

2-я неделя

Как жили наши предки славяне

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

Беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта. Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка урожая».

3-я неделя

Хлеб – богатство России

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Рассматривание колосьев и зерна ржи и пшеницы, иллюстраций дидактического пособия «Откуда хлеб пришёл», чтение Ю. Ждановская «Нива моя, нива!», М. Глинская «Прости меня хлеб».

4-я неделя

Русские народные промыслы

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах. Средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями русских мастеров и народной культурой.

Создание мини-музея, беседы о русских народных промыслах, русские народные п/игры; игры с дымковскими, филимоновскими, богородскими, каргопольскими игрушками. Рассматривание образцов хохломы, гжели, палеха. Декоративное рисование/лепка.

НОЯБРЬ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

День народного единства

Познакомить детей с разными народами населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Побуждать детей уважительно относится к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Занятия и беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение нанайской сказки «Айога», стихи С. Аркадьевой «Чукча». Прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ.

2-я неделя

Мир вокруг нас

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России; о себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом. Д/ игры: «Кто в какой стране живёт?», «Путешествие по России».

3-я неделя

Достопримечательности родного города

Закрепить и обобщить знания детей о достопримечательностях столицы России – Москвы. Воспитывать интерес к истории и культуре родного города.

Беседы о архитектурных особенностях и назначении таких зданий как ГУМ, ВДНХ. Большой театр, Арбат, Красная площадь, Цирк им. Ю. Никулина, театр им. В. Дурова и другие. Рисование по замыслу.

4-я неделя

День Матери в России

Уточнить и расширить представление детей о всенародном празднике «День Матери». Учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать её добрыми делами и поступками. Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Разучивание стихов о маме; беседы о маме. Чтение Е. Благинина «Мама спит, она устала», «Вот какая мама», Б.А. Емельянов «Мамины руки», продуктивное творчество «Я и моя мамочка» - выставка в литературном уголке. С\р игра «Чаепитие», «Мамины помощники», лепка «Праздничный торт».

ДЕКАБРЬ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

Красная книга России

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги»; воспитывать бережное отношение и любовь к природе, патриотические чувства, желание беречь и сохранять природные богатства.

Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Чтение Н. Сладков «Друг или враг?». Рисование на тему «Красная Книга России».

2-я неделя

Русский лес – чудесный лес

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы, воспитывать патриотические чувства.

Беседы о жизни животных в лесу, о деревьях и травах, грибах и ягодах, об этажах леса, простых пищевых цепях, биоценозе. Чтение В. Бианки «Сова», «Как муравьишка домой спешил».

3-я неделя

Голубые реки России

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, Озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относится к природным богатствам России.

Беседы о реках России, озере Байкал. Рассматривание иллюстраций, рисование «Сказочное озеро», чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.

4-я неделя

Жизнь людей на Севере

Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей.

Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжёлых климатических условиях.

Беседы о жизни северных народов: ненцы, ханты, чукчи, эвены и другие. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение Н. Забила «На севере снега», И. Истомин «Северная дорожка», Ю. Шестопалов «Что за чудо-чудеса». Выставка в изоуголке «Северные обитатели»

ЯНВАРЬ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

Культура и традиции русского народа

Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях страны, в которой они живут, её культуре: устное народное творчество, народно-прикладное искусство, фольклорные праздники и обычаи.

Занятия и беседы о русских традициях и обычаях, обрядовых праздниках – Коляда, Сочельник, Рождество Христово, Новый год. Рисование «Как мы Новый год встречали», проведение музыкального праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

2-я неделя

Богатыри земли русской

Формировать знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

Занятия, беседы о русских богатырях.

Чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры.

Просмотр отрывков из мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Ручной дизайн «Щит и меч».

3-я неделя

Климатические зоны России

Обобщить знания детей о климатических зонах РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Знакомство с географической картой России. Д\игры «Узнай по описанию», «Чьи припасы?», «У кого какой домик?», «Чей хвост?».  Продуктивная деятельность: аппликация «Горы и вулканы» (коллективная работа)

4-я неделя

Государственные символы России:

История флага

Гимн

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Беседа о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна; наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы. Чтение С. Шевырев «Песня русской земле»

ФЕВРАЛЬ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

Государственный символ России -

Герб

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.

Занятия, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб», рисование «Герб России», пластилинография «Придумай свой родовой герб».

2-я неделя

Города России

Познакомить детей с такими городами РФ как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и другие. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Беседа с детьми о тех городах, в которых они побывали. Рассматривание иллюстраций с видами городов, фотовыставка «Города России». Чтение литературных произведений о городах героях - Ленинград, Севастополь, Волгоград, Тула, Смоленск и других.

3-я неделя

История Московского Кремля

Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто её основал, чем занимались её жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля.

Занятие, беседа с детьми о древней Москве, рассматривание картин, репродукций и иллюстраций. Прослушивание песни в исполнении

А. Соколова «Москва майская», чтение Михаил Лермонтов «Когда лежит над городом туман», Н. Рубцов «О московском Кремле». Рисование и выставка детских рисунков на тему «Стены древнего Кремля».

4-я неделя

День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Расширять знания о родах войск, рассказать о русских полководцах: Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Александр Невский, А.В. Суворов, М.И, Кутузов.

Проведение праздника «День Защитника Отечества». Изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск: сухопутных, воздушных, военно-морских. Беседы о назначении военно-боевой техники, о ратных подвигах и боевых наградах.

МАРТ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.

Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».

Занятие, беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Рассказать про Конвенцию о правах ребёнка. Дидактические игры «Мои права и обязанности», «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн»

2-я неделя

«Мамин праздник»

Международный женский день

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам. Познакомить детей со знаменитыми женщинами, в разные годы прославившие нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

Праздничный утренник «Мамин день». Рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек. Выставка портретов «Моя мамочка», ручной дизайн «Букет для самых родных и любимых».

3-я неделя

Что мы Родиной зовём?

Формировать понимание выражения «малая родина», уточнить представления детей о родном крае, городе. Формировать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Воспитывать любовь и заботливое отношение к малой родине.

Совместно с родителями проведение тематической экскурсии по родному городу; рассматривание иллюстраций, тематическое рисование.

Рассматривание открыток с видами родного города. Фотовыставка «моя красавица - Москва». Д/и «Что ты знаешь о Москве?».

Прослушать песню Марка Бернеза «С чего начинается Родина?»

4-я неделя

«Встреча с прекрасным»

Художественные музеи.

Третьяковская галерея

Закрепить знания детей об истории создания музеев, рассказать, кто в России открыл первый музей; вспомнить, какие бывают музеи. Закрепить знания о произведениях искусства, с которыми они знакомились на занятиях по изобразительной деятельности.

Беседа с детьми, рассмотреть репродукции работ В. Васнецова, И. Левитана, М. Шишкина, М. Врубеля, К. Малевича.

Иллюстрации Кунсткамеры, Исторического музея, Третьяковской галереи, Зоологического музея, музей игрушки, портрет М.П. Третьякова.

АПРЕЛЬ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

Знаменитые земляки

Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками ВОВ, СВО. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседы о знаменитых земляках, чтение С.П. Алексеев серия «Детям о великих людях России» (А.В.Суворов, Пётр I, М.И. Кутузов, Екатерина Великая), Ю. Нечипоренко «Рассказы о Ломоносове», прослушивание песни в исполнении Пётра Лещенко «Спой нам, ветер!»

2-я неделя

Великие покорители космоса

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля – День Космонавтики. Дать знания о том, что полёт человека в космос – это плод труда многих людей: учёных-конструкторов и инженеров, механиков, физиков, врачей. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций, организация мини-музея «Космическая Одиссея», выставка творческих детско-родительских работ «Тайны вселенной», создание коллективного макета «Наши в космосе!».

Прослушивание песни группы «Вия Земляне» - «Трава у дома». Чтение рассказа Ю. Яковлева «Трое в космосе»

3-я неделя

Русь Православная

Продолжать формировать знания о русских православных традициях, о Светлой Пасхе Христовой, знакомить с храмовой архитектурой и древними святынями Руси. Объяснить значение слов: «традиция», «обряд», «благовест», «крестный ход».

Беседа с детьми о православной Пасхе, пасхальных обычаях и традициях, оформление мини-музея «Золотые купола Руси», декоративное творчество «Писанка да крашенка», рисование «Древний храм».

Чтение отрывков из «Детской библии», прослушивание композиции «Колокольный Благовест»

4-я неделя

День Земли

Флора и фауна родного края

Уточнить знания детей о животном и растительном мире родного края, воспитывать заботливое, бережное отношение к природе, углублять знания о климатических поясах и редких явлениях природы.

Создание мини-музея «Моя планета», выставка коллекций «Природные материалы», «Сокровища Земли», лепка «Дикие животные», аппликация «Растения Красной книги». Беседы о животных и растениях родного края, целевые прогулки, посещение с родителями краеведческого музея.

МАЙ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Виды деятельности

1-я неделя

День Победы

9 мая

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной Войны, как живущие помнят о них. Вспомнить, какие памятники в Москве напоминают о героях войны. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, СВО, желание заботится о них.

Организация и проведение военно-патриотического музыкального досуга «Чтобы помнили…», беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной Войны, познакомить детей с памятником Г.К. Жукову на Красной площади, рассказать, почему ему воздвигли памятник.

Оформление выставки «День победы», создание мини-музея «Эхо войны», рисование «Открытка ветерану», рассматривание картин и иллюстраций.

2-я неделя

«Недаром помнит вся Россия…»

1812 год

М.И. Кутузов

Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории России. Связанными с защитой Отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; как увековечена память о тех, кто защищал Россию в те времена. Воспитывать чувство гордости за свой народ, армию; желание, встав взрослыми, встать на защиту своей страны.

Беседа с детьми о полководце М.И. Кутузове, о войне 1812 года и её героях - Василиса Кожина, Денис Давыдов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай; рассматривание иллюстраций и репродукций – Бородинская панорама, памятник Кутузову, портрет Михаила Илларионовича, Триумфальная арка. Чтение поэмы М.Ю. Лермонтов «Бородино» (отрывок)

3-я неделя

Многонациональная Родина

Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны.

Создание и организация группового мини-музея, беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов.

Чтение тематических стихотворений, прослушивание песни группы «Дюна» «Коммунальная квартира», проведение чувашских, татарских, армянских п/игр.

4-я неделя

Мы - патриоты!

Итоговое занятие по программе. Обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Итоговое занятие-викторина, беседы с детьми и проведение д/игр. Чтение литературных произведений о Родине, составление и разгадывание кроссвордов. Выставка детских рисунков, фотовыставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе.

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, охватывающий все сферы деятельности: и НОД, самостоятельную, работу с родителями. А также развиваю...

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

В данном разделе представлен примерный план работы по направлению НПВАктуальность проблемы: перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят за...

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Материал предлагается для воспитателей полготовительных групп...

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от неё зависит то, как человек бу...