«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Чимитова Людмила Дамдиновна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_doc_6.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Введение

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senses» -«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многогранное будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального

На первый взгляд кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка происходит «прозрение» - такие способности идут из детства, и формируются они постепенно, практически с нуля. Наблюдая за новорожденным, у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, родители понимают, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями.

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

А пока малыш слишком мал, ему необходимы ежедневные впечатления. Чем разнообразнее будет наполнена среда обитания детей раннего возраста, тем активнее будет его сенсорное развитие.  Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап базируется на предыдущем опыте.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника. Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Целью данной работы является формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Для осуществления цели поставиленны следующие задачи:

1. Формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.

2. Совершенствовать деятельность органов чувств, способствовать накоплению представлений об окружающем мире.

3.воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.

Основные проблемы и пути их решения в сфере сенсорного развития детей раннего возраста.

Проблемы

Задачи работы

Пути решения

Отсутствие    условие для целенаправленного зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов

Обогащать предметную среду, доступную к для восприятия ребёнком разнообразия предметов

Обращать внимание ребёнка на предметы и называть их свойства, доступные восприятию малыша: цвета — красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный; формы — шар, куб, кирпичик, призма, круг, квадрат; величины — большой, поменьше, маленький, самый, маленький, побольше, самый большой; расположение в пространстве — рядом, близко, далеко, впереди, позади, вверху, внизу; фактура — мягкий, твёрдый, гладкий; сила звука — громкий, тихий, высокий, НИЗКИЙ;

Запаздывание в формировании элементарных сенсорных представлений

Формировать элементарные представления об основных свойствах предмета: цвете, форме, величине, расположении в пространстве

Упражнять детей в нахождении сходства предметов по одному свойству (например, цвету) независимо от других свойств (например формы, величины), в выполнении поручения: «Дай такой же»

Недостаточное внимание взрослых к стимулированию   действий детей с сенсорными материалами

Развивать способность соотносить предметы по признакам при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств; выделять однородные предметы по одному или нескольким признакам

Предлагать детям материалы и предметы контрастных свойств, проговаривать их названия и называть свойства, демонстрировать способы обследования предметов и их соотнесения; поощрять интерес к действиям с сенсорными материалами

Недостаточное внимание взрослых к использованию словесных характеристик при восприятии     предметов детьми

Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить его в окружающей обстановке, выделять предмете заданными свойствами

побуждать детей:

— правильно называть и определять величину предмета независимо от формы и цвета

— соотносить предметы по признаку величины при выборе из нескольких параметров

— группировать предметы по величине, выполняя задания по словесному указанию и зрительному восприятию

— различать и находить предметы по сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина)

— различать расположение предметов в пространстве относительно своего тела

Ограничение взрослыми манипуляторных действий детей

Развивать ориентировочно-познавательную деятельность: обследовательские и манипуляторные действия с предметами Управлять действиями ребёнка с предметами на основе словесных указаний при непосредственном восприятии предмета и без опоры на восприятие

Поощрять предметно-специфические действия с 5—б местными предметами; упражнять в выполнении взаимосвязанных действий: раскладывать-собирать, открывать-закрывать — по словесному заданию

Ограничение взрослыми самостоятельности детей в познавательно-обследовательской деятельности

Расширять сферу опосредованных действий с несложными предметами-орудиями

Развивать способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в

Способствовать освоению детьми:  

-обозначений в речи;

-действий с предметами-орудиями (ложка, расчёска, чашка, палочка, сачок, совок, лопатка, молоточек, отвёртка, ключ);

результате действий с ним, устанавливать связь слова с предметом или действием, связь между явлениями

— умения выбирать и выполнять действия в соответствии с собственным опытом и по словесному заданию; использовать слова, описывающие результат действия (поел покормил, попил, достал, насыпал, налил, вылил, покатал, передвинул, отвернул, завернул, забил и т. д.)

Поощрять стремление (попытки):

— понимать и называть слова-действия, обозначать словами 2—3 простых действия с предметами (опустил сачок, поймал рыбку, достал рыбку; насыпал в совочек, пересыпал в ведёрко)

— устанавливать связь слова с действием

Принципы сенсорного воспитания.

Принципы сенсорного воспитания сохраняются на протяжении всего периода раннего детства. Они состоят в следующем.

Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.

Игры и занятия, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач. На третьем году жизни у ребёнка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми необходимо направлять, а совершенствование подражания, развитие способности воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначение предметов, овладевать способами действий, предложенными взрослым, достигать необходимого результата, видеть, как отдельные, так и взаимосвязанные действия с предметами, уметь подчинять свои действия словесному указанию.

• Интеграция воспитательных задач. Следует способствовать активизации работы анализаторов, расширению ориентировки в окружающем, усложнению различных видов деятельности, развитию речи и моторики. В раннем возрасте воспитательные задачи взаимосвязаны. Процессы развития речи, движения, крупной и мелкой моторики, восприятия, получения необходимого количества впечатлений находятся в тесной зависимости один от другого.

 Обучение детей организованное и систематическое.

Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определённую цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

 Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Это положение лежит в основе организации и повторяемости занятий и игр с детьми. Число участвующих в занятиях с сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность — зрительное и слуховое восприятие, допустимо проводить со всей возрастной группой.

Занятия, где предполагается обследовательская и предметная деятельность, эффективны с небольшим числом участников (6—8 человек). Желательно, чтобы уровень развития детей, объединённых в одну подгруппу, был примерно одинаковым. Детей с замедленным темпом развития и вновь поступивших привлекают к занятиям с меньшим числом участников.

Целесообразно с отдельными детьми некоторое время проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.

 Требования, предъявляемые к детям, — посильны.

Так, в начале года малыши учатся следить за действиями взрослого, подражать им, понимать обращенные к ним вопросы и объяснения. Затем постепенно возрастают возможности сосредоточенно слушать, выполнять действие, отвечать жестом или словом на поручения: покажи, дай, найди такой же, повтори такое же действие, повтори это слово. Дети уже способны запоминать, где находятся заданные предметы, как они называются. Всё более устойчивым становится умение сохранять спокойную позу за столом во время занятия.

• Поддержка эмоционального тонуса.

Во время игр и занятий надлежит заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребёнка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживает интерес к занятию. Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребёнка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.

Требования к организации занятий с детьми третьего года жизни едины как в семье, так и в детском саду, и при других вариативных формах воспитания.

Взрослые обогащают сенсорный (чувственный) опыт ребёнка, совершенствуют его речевые навыки, он начинает называть отдельные свойства. Например: это красный, а это синий; это кирпичик, а это шар, вот какой большой, а этот маленький и т. п., с помощью игровых приёмов развивают умения действовать с предметами-орудиями. На смену манипуляции предметами приходит действие по слову, сначала с опорой на зрительное восприятие, а затем и без него — действие по словесному заданию. Проявляется способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в результате действий с ним, устанавливается связь слова с предметом и действием, связь между явлениями. Повышается интерес к окружающим предметам.

Методика сенсорного воспитания

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Прежде чем нарисовать какой-нибудь предмет, надо вычленить форму, установить ее сходство с определенной геометрической фигурой; при сооружении постройки по образцу приходится расчленять его на части, среди набора деталей найти необходимые.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта.

Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, круг, куб, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Воспитатель обучает детей приемам обследования. Вначале ставит перед ними цель: чтобы нарисовать предмет, надо рассмотреть, из каких частей он состоит, чтобы соорудить постройку, надо проанализировать образец. Затем он знакомит детей с основными этапами обследования.

При обучении рисованию, конструированию процесс обследования состоит из следующих этапов: 1. Восприятие целостного облика предмета, вычленение отдельных его частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.) 2. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа); вычленение более мелких частей предмета и установление их расположения по отношению к основным частям, повторное целостное восприятие предметов.

При подготовке к другим видам деятельности, например, к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, воспитатель предлагает детям послушать, что происходит, когда мнешь бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать вводе кукольное платье из бумаги и из ткани.

Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей: младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей, старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.). дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая позволит ему в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления детей с предметами или их изображениями у них развивается наблюдательность.

Воспитатель использует различные возможности для осуществления сенсорного воспитания. Так, в изобразительной деятельности ребенок усваивает цвета и оттенки, в конструктивной упражняется в различении формы, величины, пространственных отношений, свойств поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая); при выполнении движений под музыку различает темы, ритм, характер музыки. На занятии по лепке педагог обращает внимание детей младшего возраста на то, что глина мягкая, из нее удобно лепить; иногда дает кусочек твердой и кусочек мягкой глины, предлагает сравнить их, выбрать ту, из которой легче лепить, когда работы высохнут, предлагает взять их в руки и потрогать, какие они твердые. Через чувственное восприятие ребенок усваивает понятие» твердый» и «мягкий». А к моменту перехода в старшую группу уже по внешнему виду может определить качество глины.

Большие возможности для сенсорного воспитания представляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки. Воспитатель на прогулке останавливает детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг. Он предлагает им игру «Кто услышит больше звуков?». С целью развития зрительных ощущений педагог организует наблюдение: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?». Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый и т. д.

Воспитатель побуждает младших детей к выполнению действий с игрушками и. предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разборку и сборку пирамидок, матрешек, чашечек --вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т. д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребенка становится шире. Чтобы сказать, тяжелый или легкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твердый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твердый», «мягкий». Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет, сырой и мы из него будем строить тоннель». «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый».

Воспитатель, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни ребенка

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущения ведет к формированию миропонимания, все более осознанного отношения к явлениям окружающего.

В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни из них и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут и не выделяться, не осознаваться до известного времени.

Анализ, вычленение отдельных свойств, определение и называние их осуществляются на основе целостного восприятия и эмоционального отношения к явлению.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы раскрывать детям те стороны явлений, которые могут оставаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Очень существенно создавать настроение, которое делает детей более восприимчивыми, воздействовать на сознание через чувства, вызываемые полученными впечатлениями.

Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает. Посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша носок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак справой и левой ноги - предметы, требующие пристального разглядывания и различения,

В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками делаются привычными, действия сними освоенными и не требующими особого внимания.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия сними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания, перенося предметы почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.

Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдца по цвету в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расставление стульев вызывает иные двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линии контура. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развиваются способность ориентировки в окружающем.

Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красиво хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы, мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой.

Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир!

Следует предостеречь воспитателя от излишних дидактизации впечатлений, полученных детьми в быту. Со считывание предметов, определение их относительной величины и т. д. должно вызываться практической необходимостью, а не желанием воспитателя поупражнять детей в счете или различении величины. Представления детей формируются в процессе правильно организованной жизненной ориентировки, а не путем обучения и специальных упражнений, место которым на занятиях.

Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Пренебрежительное отношение взрослых к ненастоящим, игрушечным вещам, небрежное отношение с ними передается и детям: в процессе игры вещи эти действуют, а затем их сваливают в кучу, и они перестают что-либо значить. Если воспитатель привлекает внимание детей к предмету, помогает восприятию его красоты, целесообразности, то уже у малышей формируется бережное отношение к нему.

Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведерки, лейки, щетки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату. Подчас предметы этим хорошо сделаны, украшены, но дети относятся к ним безразлично, небрежно. В детском саду детей в течении круглого года знакомят с природой, поручаю! им уход за растениями, животными. Это создает богатые возможности для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла.

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Как важно предоставить им возможность полнее испытывать все эти приятные, радостные ощущения! Большинство детей реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются на траве, кричат, смеются. Такая реакция естественна, и надо дать ей проявляться.

Дети затевают разнообразные игры - бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав плодов, корней, песка, воды готовят «кушанье».

Если воспитатель примет участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он детям, сколько представлений уточнит, не передавая своему общению с детьми обучающего характера! Как легко и охотно малыши усваивают название цветов , трав, камней, непосредственно обращаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости. Наблюдение природных явлений предусматривает, прежде всего, зрительное восприятие. Иногда включается осязание - дети трогают, щупают, гладят предметы. Если это цветы или плоды с приятным запахом, пусть дети их понюхают.

Недостаточно внимания уделяется обычно движению, двигательным ощущениям. Вместе с тем эти ощущения очень важны в процессе познания, а затем и отражения воспринятого.

Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится сего величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движения взора по предмету.

Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах - звуки, их повторения, сочетания: Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слов, а иногда и звукосочетаниям.

Постепенно ребенок учится расчленять, упорядочивать непрерывный, нерасчлененный поток впечатлений, выделять в нем главное, характерное для многих предметов и явлений.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития

Дидактические игры и упражнения в дошкольной педагогике с давних пор считались основным, средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсореке  ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

В настоящее время, когда на основе принципов дидактики детского сада разработана новая система сенсорного воспитания, роль дидактических игр существенно изменяется. Как и во всей программной образовательной  – воспитательной  работе , ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Включение задач сенсорного воспитания в занятия, их связь деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления), содействовать умственному развитию детей.

Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания, важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим, играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий, в других - дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию - контроля за, состоянием сенсорного развития детей,

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель, в частности, может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотических многократных проб и ошибок (убеждается в правильности действия лишь когда практически «подходит» или «не подходит» деталь) находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют представления о геометрических фигурах, действуют иначе, одни кладут эталон и на некотором расстоянии от него начинают укладывать предметы, сравнивая их взглядом с геометрической фигурой, другие вообще группируют только предметы, а геометрические фигуры откладывают в сторону и говорят: «Это не предмет».

С целью выявления у детей умения ориентироваться в пространстве могут использоваться игры «Что изменилось?», «Скажи наоборот» (например, далеко- близко, высоко-низко) и др.

Количество примеров можно увеличивать, но из уже приведенных видно, какие большие возможности имеют специально подобранные игры для контроля за состоянием сенсорного развития детей, значит, и для правильного планирования дальнейшей педагогической работы. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи: кроме того, они - хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Система работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста

Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяем как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыкиванию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определённого уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура. Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их пред эталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему: «Одуванчики и жук на лугу» Может проводиться после наблюдения весенний лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему: «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

При составлении тематического планирования и занятий по сенсорному воспитанию мы использовали следующую методическую литературу: Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»; Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Г.И. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; Г.А. Касвин «Игры в детском саду».

Для знакомства детей с сенсорными эталонами мы пользуемся следующим дидактическим материалом: одноцветные и многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешками, геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг, комплект досок с вкладышами, палочки восьми цветов, четырех цветные столики с грибочками, мозаики. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

На втором - третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

         Исследования психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Это - музыкант, художник, архитектор, писатель, конструктор. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значения сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменений. При проведении каждого занятия основным методом, которым мы пользуемся, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомство с каждым эталоном имеет свои особенности. Поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами, мы обучаем их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен «цвет морской волны, кофейный и т.п.». Сложным является обучение детей обследованию формы предметов это отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов.

Над сенсорным развитием детей раннего и младшего дошкольного возраста работаем второй год. За это время малыши раннего возраста научились различать основные цвета (желтый, красный, зелёный, синий), усвоили белый и чёрный цвет. Дети умеют выбирать из двух предложенных цветов, нужный. Понимают слова «большой», «маленький». Различают формы: квадрат, круг, треугольник. Узнают знакомые предметы по форме, по одному свойству или части предмета, группируют предметы по образцу. Работа детей с деструктированным материалом (пластилином, окрашенным песком) способствовало развитию мелкой моторики пальцев.

В своей группе мы стараемся достичь эффекта домашней обстановки. Это снимает стрессообразующее воздействие общественного учреждения. Создаёт чувство уверенности, безопасности, создаёт предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.  На диване для отдыха нас ждут любимые мягкие игрушки, лежат удобные подушки-черепашки, которые несут в себе и обучающие функции (закрепление основных цветов), служат для развития мелкой моторики пальцев. Есть у детей и весёлые подушки-подружки. Наши дети используют их и для отдыха, и для дидактических игр (закрепление геометрических форм, основных цветов). В нашей группе устранены границы между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности. Мы считаем, что нет необходимости иметь большое количество столов и стульев рисовать, лепить... ребёнок, может сидя на полу, стоя около подоконника или стола. При создании развивающей среды, мы стараемся учитывать и уважать мнения самих детей. Представления взрослых об удобстве, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребёнка об этом. Например, воспитатели из лучших побуждений стараются обустроить группу мягким уголком, а наши дети предпочитают этому поролоновый мат. На нём можно попрыгать, поваляться, легко перенести в другое место. В такой обстановке наши малыши чувствуют себя более спокойно и уверенно. Мы, воспитатели и сами являемся частью развивающей среды группы. Всегда стараемся быть спокойными, естественными, соблюдать педагогические заповеди.

При создании предметно-развивающей среды мы в своей группе, конечно же, подбираем те игрушки и материалы, которые предназначены детям двух-трёх летнего возраста. Но ещё мы стараемся следовать принципу опережающего характера. Приблизительно 15 % материалов в нашей группе предназначено и ориентировано на детей более старшего возраста, с высоким уровнем развития. В нашей группе есть дети с опережающим уровнем развития. Предметы обстановки группы мы подбираем таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. С этой целью мы украсили центральную стену нашей группы. Теперь, каждый день, несмотря на настроение, погоду за окном нас встречает весёлое солнышко. Малыши обращаются к солнышку при рассказывании потешек («Солнышко вёдрышко»). Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук у нас имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки и т.д. С этой же целью мы включаем в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм, цветов и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Для маленького ребёнка игрушкой служит всякая вещь, стоимость её при этом далеко не самый важный показатель полезности. Так, мы решили изготовить из пустых пластиковых бутылок развивающие игрушки. Содержимое бутылочек самое разнообразное: конфетти, цветные пуговицы, бусины, крошки пенопласта, лапша, вата, фольга, вода разных цветов и т.д. Тут же игра «Вертушка» для развития дыхания.  Это прекрасный уголок для экспериментирования и пополнения сенсорного опыта.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону нам — воспитателям следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру и т.д. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающём. Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развёртывания этой деятельности необходимы материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки трубочки и т.д. Поэтому мы в нашей группе организовали центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко и т.д. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности и заняться любимым делом. Для этого пространство группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры». Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе занятие по душе.

Мир маленького ребенка — это мир отдельных реальных предметов и объектов. А познаёт малыш этот мир, исследуя его и экспериментируя. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

Манипулирование с предметами и экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка:

огорчением, разочарованием и даже слезами при «неудачах», весельем, смехом — в моменты радости, удивлением, опасением при столкновении с новым и необычным.

Предметы желательно подбирать чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров; они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребёнка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, познавать характер поверхности и др. Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.

Эмоциональные реакции двухлетних детей — это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Таким образом, организуя жизнь своих малышей, мы стараемся накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия ребенком окружающей действительности.

Посмотрите, какая очаровательная черепаха смотрит на вас. В ней хранится множество сюрпризов. Чтобы отыскать их, нужно приложить «немного» усилий: расстегнуть молнии, пуговки на кармашках. И вот они — зелёный лягушонок, жёлтое солнышко...

Особое внимание в воспитании малышей необходимо уделять формированию доброго и бережного отношения к рукотворному миру. Формирование такого отношения строится на понятном, близком и доступном детям содержании. Материальная основа такого содержания прежде всего состоит из предметов, действительно принадлежащих детям и находящихся в их распоряжении. В первую очередь, это относится к игрушкам.

Через игрушки, изображающие живые существа (куклы), мы — воспитатели стараемся заложить детям сочувственное отношение к ним, как если бы они действительно были живыми. Для этой цели в группе создан прекрасный кукольный уголок. Отношение к куклам включает целую гамму чувств: заботы, сострадания, жалости, желания помогать и т.п. Игрушки, отображающие различные, созданные человеком предметы труда, быта (кубики, посуда, машины, мебель), помогают сформировать у ребёнка аккуратность — основу бережного отношения к ним, приобщать к уходу за игрушками. Играл в кукольном уголке с детьми, мы продолжаем знакомить малышей с сенсорными эталонами (цветные треугольные салфетки на столе, соответствующего цвета посуда).

Многие воспитатели не раз задумывались: «Как создать условия, делающие жизнь ребёнка в детском саду, комфортной и интересной, как изготовить пособия, помогающие совершенствовать мелкую моторику у детей, развивать их умственные, творческие способности?»

Наш опыт свидетельствует: многое можно сделать своими руками... Если только захотеть! Мы работаем с детьми раннего возраста. Наша основная задача — конечно же, помочь им справиться с трудностями привыкания к новой среде. Поэтому, прежде всего, мы стараемся организовать окружающее пространство группы так, чтобы у детей формировалось положительное отношение к детскому саду.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.

Большую помощь в создании развивающей среды группы, в оформлении зимних и летних участков нам оказывают родители наших деток. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят нам на помощь. Спасибо им!

Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем такой энергетический заряд, что просто не можем остановить полет творчества и продолжаем радовать своих «курносиков» все новыми и новыми сюрпризами.

Заключение.

          Сенсорному воспитанию детей в дошкольных учреждениях уделяют особую роль. Воспитанию сенсорной культуры ребенка уделяется значительная часть времени программы дошкольного образования детей. Под сенсорным развитием ребенка подразумевают развитие его способности воспринимать и вследствие этого формировать представление о свойствах предметов: форма, объем, цвет, расположение в видимом пространстве и другие. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка. Именно в детском возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать ему накапливать опыт об окружающем мире и представлении о нем.

          Доказано, что сенсорное развитие ребенка напрямую отражается на его умственном развитии. И это факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. От того, научиться ли ребенок воспринимать предметы, явления в окружающем его мире или нет, зависит его возможность познавать мир. Ведь запоминать, мыслить, представлять, воображать ребенок не сможет полноценно, если он не научиться сенсорному восприятию предметов. Ведь чтобы запоминать или представлять, нужно сначала воспринять, а затем переработать информацию. Такие уроки, как лепка, аппликация, рисование помогает малышу ближе познакомиться с природными явлениями и ее законами, а также освоить азы родного языка и математики. Обучение на таких уроках требует от ребенка умение сенсорно воспринимать предметы, которые он рисует, лепит, конструирует или считает. Вот мы и опять приходим к тому, что без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенку другим важным знаниям. Ребенок будет полностью готов к школьному обучению, если он будет не только обладать основными знаниями языка, математики, рисования и лепки, но и если он в достаточной степени разовьет гибкость и точность восприятия предметов.    

          Так, к примеру, он избежит неточности в композиции рисунка или неточности в расположении букв и т.д. Иногда из-за нарушений в сенсорном восприятии ребенку тяжело точно повторять движения на уроках физкультуры или на уроках труда. Недостаточное сенсорное развитие мешает творческому развитию ребенка, а также освоению таких профессий как художник, музыкант, конструктор, архитектор и другие. Ввиду всего вышеперечисленного вопрос актуальности сенсорного воспитания детей весьма важен. И относиться к этому вопросу нужно достаточно серьезно и ответственно.

Список литературы

Альткауз Д. Цвет, форма, количество. М., 1984г.

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. -М.: Просвещение, 1967.445с.

Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка (Дошкольный возраст). - Минск:Нар. асвета,1974.-128с.

Венгер Л.А., Мухина B.C., Психология. - М., 1988 с. 92-94

Венгер Л.А., Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 1982 3С. 24

Година Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возрастаМ. 1987г.

Елецкая О.В. День за днём говорим и растём. М., 2006.

Коснова Н. Поиграй со мной! Н. 20008г.

Метлина Л. Занятия по математике в детском саду. М., 1982г.

Павлова Л.Н. Раннее детство – познавательное развитие. М., 2000.

Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн.для воспитателя дет.сада/Печора Ксения Люциановна  Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.-М.:Просвещение,1986.-144с.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., Мозаика-Синтез., 2005.

Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 73-99.

Поддьякова Н. Сенсорное воспитание в детском саду 1981г.

Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 15-16.

Ядэшко В. Дошкольная педагогика. М, 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...