Методический комплекс "Сказочный обруч"
рабочая программа

Лощенкова Мирослава Викторовна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию пособия «Сказочный обруч» в образовательной деятельности дошкольников.

Цель пособия:

формирование у детей устойчивого интереса к чтению и книге,  развитие связной речи, обогащение творческого воображения и инициативности через интерактивное сказкотворчество в условиях развивающей среды.

Задачи пособия

Обучающие задачи:

  • активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев  (например: «Эки адару»);
  • развивать умение узнавать сказку по фрагментам текста, иллюстрациям, ключевым словам;
  • познакомить с героями  алтайского фольклора,.
  • Развивающие задачи:
  • развивать связную речь: умение строить полные, логичные высказывания, пересказывать и сочинять сюжеты;
  • стимулировать речевую и мыслительную активность;
  • развивать логическое, творческое воображение (при придумывании новых сюжетов), фонематический слух (через рифмы, заклички, скороговорки).
  • формировать внимание, память.
  •  Воспитательные задачи:
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям;
  • формировать доброжелательное отношение к окружающим, стремление помогать, проявлять смелость, честность, справедливость — через призму сказочных ценностей;
  • развивать уважение к культурному наследию, интерес к устному народному творчеству;
  • воспитывать толерантность, умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения в процессе коллективного сочинения.

Описание пособия

«Сказочный обруч» — это интерактивное дидактическое пособие, представляющее собой прочный пластиковый обруч. На обруче изображения сказочных персонажей.

Пособие дополняется методическим сопровождением, включающим:

  • Сценарии занятий и игр.
  • Карточки-задания.
  • Инструкции по использованию в разных видах деятельности.
  • Идеи для проектной и внеурочной работы.

Методика использования пособия

1. Организация развивающей среды

  • Разместите «Сказочный обруч» в уголке чтения, игровой зоне или сказочной лаборатории.
  • Используйте обруч как визуальный ориентир — дети могут подходить к нему в любое время для вдохновения.
  • Создайте вокруг обруча тематическую среду: добавьте куклы-герои, книги, атрибуты, музыкальные инструменты.

2. Формы работы с пособием

а) Коллективное сказкотворчество

  • Педагог предлагает детям выбрать обруч.
  • Совместно придумывается сюжет:
    «Жил-был Теертпек. Однажды он покатился не в лес, а в Горный Алтай. Там он встретил Суслика…»
  • Развитие: запись сказки, инсценировка, рисование.

б) Игра «Угадай сказку»

  • Педагог показывает один или несколько элементов с обруча.
  • Дети угадывают, из какой сказки герой, объясняют, почему так думают.

г) Речевая гимнастика и звуковые игры

  • Использовать сказочных героев для развития фонематического слуха:
    например:«Jылан ( змея)  любит слова со звуком [ш]:шар, тош, туш…»

д) Проект «Моя сказка»

  • Каждый ребёнок создаёт свою сказку, используя обруч как вдохновение.
  • Результат: книжка-самоделка, мини-спектакль.

Этапы проведения занятия со  «Сказочным обручем».

  1. Мотивационный этап
    — Просмотр иллюстраций, введение в сказочный мир.
    — Вопрос: 
    «Кого ты видишь на обруче? Кто из них тебе знаком?»
  2. Основной этап
    — Выбор обруча.
    — Сочинение сюжета (индивидуально, в парах, группой).
    — Использование речевых шаблонов:
    «Давным-давно…», «В одном селе жил…», «И вот однажды…», «Тогда он решил…»
  3. Заключительный этап
    — Презентация сказки (рассказ, инсценировка).
    — Рефлексия: 
    «Что тебе понравилось? Кто был самым смелым героем?»

Рекомендации педагогам

  • Используйте обруч ежедневно как часть утреннего круга или речевой разминки.
  • Поощряйте самостоятельное использование пособия в свободной игре.
  • Ведите портфолио детского творчества — записывайте придуманные сказки.
  • Проводите сказочные недели: «Неделя алтайских сказок», «Сказки о животных».
  • Привлекайте родителей к созданию новых элементов для обруча (аппликации, вышивки, мини-сказки).

Дифференцированный подход

Возраст

Форма работы

Уровень сложности

3–4 года

Игры на узнавание, простые фразы, повторение речевых шаблонов

Выбор 1–2 элементов, короткие высказывания

4–5 лет

Сочинение коротких сказок, инсценировки

Использование 3–4 элементов, логическая последовательность

5–7 лет

Проектная деятельность, создание сказок с конфликтом и развязкой

Развёрнутые высказывания, использование эпитетов, диалогов


Ожидаемые результаты

  • Дети называют не менее 10 сказочных персонажей и 5 сказок.
  • Умеют составлять рассказ из 4–5 предложений по опоре.
  • Проявляют инициативу в речевой деятельности.
  • Проявляют интерес к книгам, просят почитать сказки.
  • Участвуют в коллективных играх, соблюдая правила общения.

Интеграция в образовательные области (в соответствии с ФГОС ДО)

  • Познавательное развитие — знакомство с культурой, символами, традициями.
  • Речевое развитие — формирование связной речи, словаря, грамматического строя.
  • Художественно-эстетическое развитие — инсценировки, музыкальное сопровождение, изобразительная деятельность.
  • Социально-коммуникативное развитие — сотрудничество, ролевое взаимодействие, этические нормы.

Заключение

«Сказочный обруч» — это не просто пособие, а живой центр творческой активности в группе. Он превращает пассивное восприятие сказки в активное созидание, стимулирует речь, мышление и эмоции. Благодаря своей гибкости, наглядности и интерактивности, пособие становится незаменимым инструментом в руках педагога, способным «оживить» любое занятие и превратить каждый день в сказку.

Это — перезагрузка развивающей среды, где каждый ребёнок становится автором, актёром и героем своей собственной истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие в подготовительной логопедической к школе группе "Обруч – веселый помощник и друг"

За последние годы возросло число дошкольников 4  - 7 лет, имеющих отклонения в речевом развитии, что и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурно-оздоровител...

План –конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественное творчество» : Рисование. Тема: «Разноцветные обручи. Упражнение с обручами» 2 младшая группа

Задачи: « Художественное творчество» :Упражнять в рисовании предметов круглых  форм,; Продолжать  учить правильно держать карандаш при рисовании; .Вызывать желание рисовать. « Позн...

План –конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественное творчество» : Рисование. Тема: «Разноцветные обручи. Упражнение с обручами» 2 младшая группа

Задачи: « Художественное творчество» :Упражнять в рисовании предметов круглых  форм,; Продолжать  учить правильно держать карандаш при рисовании; .Вызывать желание рисовать. « Позн...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весёлый обруч» с использованием ИКТ (просмотр слайдов из презентации «Весёлый обруч»)

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и презентация на тему "Весёлый обруч" поможет совершенствовать умения манипулировать обручем при выполнении разных двигательных ...

"Обруч. обруч, мой дружок"

Физкультурный досуг для детей старшей группы...