Методический комплекс "Сказочный обруч"
рабочая программа
Методические рекомендации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию пособия «Сказочный обруч» в образовательной деятельности дошкольников.
Цель пособия:
формирование у детей устойчивого интереса к чтению и книге, развитие связной речи, обогащение творческого воображения и инициативности через интерактивное сказкотворчество в условиях развивающей среды.
Задачи пособия
Обучающие задачи:
- активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев (например: «Эки адару»);
- развивать умение узнавать сказку по фрагментам текста, иллюстрациям, ключевым словам;
- познакомить с героями алтайского фольклора,.
- Развивающие задачи:
- развивать связную речь: умение строить полные, логичные высказывания, пересказывать и сочинять сюжеты;
- стимулировать речевую и мыслительную активность;
- развивать логическое, творческое воображение (при придумывании новых сюжетов), фонематический слух (через рифмы, заклички, скороговорки).
- формировать внимание, память.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям;
- формировать доброжелательное отношение к окружающим, стремление помогать, проявлять смелость, честность, справедливость — через призму сказочных ценностей;
- развивать уважение к культурному наследию, интерес к устному народному творчеству;
- воспитывать толерантность, умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения в процессе коллективного сочинения.
Описание пособия
«Сказочный обруч» — это интерактивное дидактическое пособие, представляющее собой прочный пластиковый обруч. На обруче изображения сказочных персонажей.
Пособие дополняется методическим сопровождением, включающим:
- Сценарии занятий и игр.
- Карточки-задания.
- Инструкции по использованию в разных видах деятельности.
- Идеи для проектной и внеурочной работы.
Методика использования пособия
1. Организация развивающей среды
- Разместите «Сказочный обруч» в уголке чтения, игровой зоне или сказочной лаборатории.
- Используйте обруч как визуальный ориентир — дети могут подходить к нему в любое время для вдохновения.
- Создайте вокруг обруча тематическую среду: добавьте куклы-герои, книги, атрибуты, музыкальные инструменты.
2. Формы работы с пособием
а) Коллективное сказкотворчество
- Педагог предлагает детям выбрать обруч.
- Совместно придумывается сюжет:
«Жил-был Теертпек. Однажды он покатился не в лес, а в Горный Алтай. Там он встретил Суслика…» - Развитие: запись сказки, инсценировка, рисование.
б) Игра «Угадай сказку»
- Педагог показывает один или несколько элементов с обруча.
- Дети угадывают, из какой сказки герой, объясняют, почему так думают.
г) Речевая гимнастика и звуковые игры
- Использовать сказочных героев для развития фонематического слуха:
например:«Jылан ( змея) любит слова со звуком [ш]:шар, тош, туш…»
д) Проект «Моя сказка»
- Каждый ребёнок создаёт свою сказку, используя обруч как вдохновение.
- Результат: книжка-самоделка, мини-спектакль.
Этапы проведения занятия со «Сказочным обручем».
- Мотивационный этап
— Просмотр иллюстраций, введение в сказочный мир.
— Вопрос: «Кого ты видишь на обруче? Кто из них тебе знаком?» - Основной этап
— Выбор обруча.
— Сочинение сюжета (индивидуально, в парах, группой).
— Использование речевых шаблонов:
«Давным-давно…», «В одном селе жил…», «И вот однажды…», «Тогда он решил…» - Заключительный этап
— Презентация сказки (рассказ, инсценировка).
— Рефлексия: «Что тебе понравилось? Кто был самым смелым героем?»
Рекомендации педагогам
- Используйте обруч ежедневно как часть утреннего круга или речевой разминки.
- Поощряйте самостоятельное использование пособия в свободной игре.
- Ведите портфолио детского творчества — записывайте придуманные сказки.
- Проводите сказочные недели: «Неделя алтайских сказок», «Сказки о животных».
- Привлекайте родителей к созданию новых элементов для обруча (аппликации, вышивки, мини-сказки).
Дифференцированный подход
Возраст | Форма работы | Уровень сложности |
3–4 года | Игры на узнавание, простые фразы, повторение речевых шаблонов | Выбор 1–2 элементов, короткие высказывания |
4–5 лет | Сочинение коротких сказок, инсценировки | Использование 3–4 элементов, логическая последовательность |
5–7 лет | Проектная деятельность, создание сказок с конфликтом и развязкой | Развёрнутые высказывания, использование эпитетов, диалогов |
Ожидаемые результаты
- Дети называют не менее 10 сказочных персонажей и 5 сказок.
- Умеют составлять рассказ из 4–5 предложений по опоре.
- Проявляют инициативу в речевой деятельности.
- Проявляют интерес к книгам, просят почитать сказки.
- Участвуют в коллективных играх, соблюдая правила общения.
Интеграция в образовательные области (в соответствии с ФГОС ДО)
- Познавательное развитие — знакомство с культурой, символами, традициями.
- Речевое развитие — формирование связной речи, словаря, грамматического строя.
- Художественно-эстетическое развитие — инсценировки, музыкальное сопровождение, изобразительная деятельность.
- Социально-коммуникативное развитие — сотрудничество, ролевое взаимодействие, этические нормы.
Заключение
«Сказочный обруч» — это не просто пособие, а живой центр творческой активности в группе. Он превращает пассивное восприятие сказки в активное созидание, стимулирует речь, мышление и эмоции. Благодаря своей гибкости, наглядности и интерактивности, пособие становится незаменимым инструментом в руках педагога, способным «оживить» любое занятие и превратить каждый день в сказку.
Это — перезагрузка развивающей среды, где каждый ребёнок становится автором, актёром и героем своей собственной истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие в подготовительной логопедической к школе группе "Обруч – веселый помощник и друг"
За последние годы возросло число дошкольников 4 - 7 лет, имеющих отклонения в речевом развитии, что и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурно-оздоровител...

План –конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественное творчество» : Рисование. Тема: «Разноцветные обручи. Упражнение с обручами» 2 младшая группа
Задачи: « Художественное творчество» :Упражнять в рисовании предметов круглых форм,; Продолжать учить правильно держать карандаш при рисовании; .Вызывать желание рисовать. « Позн...

План –конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественное творчество» : Рисование. Тема: «Разноцветные обручи. Упражнение с обручами» 2 младшая группа
Задачи: « Художественное творчество» :Упражнять в рисовании предметов круглых форм,; Продолжать учить правильно держать карандаш при рисовании; .Вызывать желание рисовать. « Позн...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весёлый обруч» с использованием ИКТ (просмотр слайдов из презентации «Весёлый обруч»)
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и презентация на тему "Весёлый обруч" поможет совершенствовать умения манипулировать обручем при выполнении разных двигательных ...

Методическая разработка "Подвижные игры и эстафеты с обручем"(подготовительная группа)
методические советы для инструктора по физкультуре...

спортивное развлечение "обруч всем нужен, с обручем мы дружим". подготовительная группа
спортивные эстафеты с использованием обруча....
"Обруч. обруч, мой дружок"
Физкультурный досуг для детей старшей группы...
