Мир математики в игре: формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.
статья (средняя группа)

Возраст 4-5 лет является сензитивным периодом для развития логического мышления и формирования базовых математических представлений. В соответствии с ФГОС ДО, эти представления составляют основу познавательного развития ребенка. Однако абстрактная природа математических понятий сложна для дошкольников. Игра, как ведущий вид деятельности в данном возрасте, становится универсальным и естественным средством обучения, позволяющим «оживить» цифры, формы и величины, превратив их в увлекательный мир открытий. Целью данного реферата является анализ эффективности игровых методов в формировании элементарных математических представлений (ЭМП) у детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_matimatiki_v_igre.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир математики в игре: формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»

Теоретические основы формирования ЭМП у детей 4-5 лет

Содержание математического развития в средней группе.

У детей 4-5 лет формируются представления:

  • Количество и счет: Умение считать в пределах 5-10 (количественный и порядковый счет), сравнивать две группы предметов («больше», «меньше», «поровну»), понимать независимость числа от размера и расположения предметов.
  • Величина: Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, употребляя сравнительную степень прилагательных (длинный – длиннее, короткий – короче).
  • Геометрические формы: Узнавание и называние круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, шара, куба. Умение находить сходные по форме предметы в окружающей обстановке.
  • Ориентировка в пространстве и времени: Понимание предлогов и наречий (в, на, под, около, впереди, сзади), знание частей суток, последовательности дней недели.

Роль игры в познавательном развитии дошкольника.

Игра создает мотивационную основу для обучения: ребенок действует не по обязанности, а из интереса. В игре сложные понятия становятся наглядными и практически значимыми. Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры обеспечивают необходимую повторяемость материала без потери внимания, развивают произвольность, умение следовать правилам, что напрямую связано с формированием предпосылок учебной деятельности.

Классификация и методика использования игр для формирования ЭМП

Дидактические игры с готовым содержанием и правилами.

  • На закрепление счета и количества: «Найди столько же», «Чудесный мешочек» (счет на ощупь), «Исправь ошибку» (неправильно расставленные цифры).
  • На развитие представлений о величине: «Разложи по порядку» (пирамидки, матрешки), «Высокий – низкий» (сравнивание игрушек).
  • На узнавание формы: Лото «Геометрические фигуры», «Найди пару», «Геометрическая мозаика».
  • На ориентировку в пространстве: «Куда спряталась игрушка?», «Зеркало» (повторение движений с использованием пространственных терминов).

Сюжетно-ролевые и строительные игры с математическим содержанием.

  • «Магазин»: Простейшие экономические отношения (количество товара, «цена» в виде цифр, счет «денег»).
  • «Строители»: Анализ формы и величины деталей (кубик, кирпичик, призма), понятие симметрии, устойчивости постройки.
  • «Путешествие»: Составление маршрута-схемы, отсчет времени в пути («через три дня»), сравнение размеров транспорта.

Подвижные игры и игры с природным материалом.

  • «Найди свой домик»: Домики обозначены цифрами или геометрическими фигурами.
  • «Сделай фигуру»: Изображение геометрических фигур телом в паре или группе.
  • Сортировка шишек, листьев, камешков по размеру, форме, счету.

Практический пример организации игровой математической деятельности

Тема недели: «В гостях у геометрических фигур».

  • Утро: Дидактическая игра «Найди в группе предмет круглой формы».
  • Занятие: Конструирование из геометрических фигур «Веселый робот» (составление из кругов, квадратов, треугольников).
  • Прогулка: Подвижная игра «Классики» (прыжки по пронумерованным секторам).
  • Вечер: Сюжетно-дидактическая игра «Почта» (разнос писем в конвертах разной формы и размера по «адресам»).

Ожидаемый результат: Дети в игровой форме активно оперируют понятиями количества, величины, формы, демонстрируют повышение интереса к решению простейших математических задач в быту.

Заключение

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет наиболее эффективно происходит в игровой деятельности. Игра естественно интегрирует познавательные, коммуникативные и регуляторные задачи, делая процесс освоения абстрактных понятий доступным, осмысленным и мотивированным. Систематическое и грамотное использование разнообразных игр (дидактических, сюжетных, подвижных) позволяет не только достичь программных целей по ФЭМП, но и развить у детей логическое мышление, внимание, речь и умение сотрудничать, закладывая прочный фундамент для будущего обучения.

Список литературы

  1. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
  2. Новикова В.П. «Математика в детском саду. 4-5 лет».
  3. Ерофеева Т.И. и др. «Математика для дошкольников».
  4. ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).
  5. Методические рекомендации к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.

В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной  категории...

«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

квест/игра, в области "Познание", /формирование элементарных математических представлений/ у детей 4-5 лет. "Сказочная математика".

Цель:- Развивать математические и логические способности, смекалку детей, внимательность;- воспитывать интерес и увлечённость занятиями математикой;Образовательные задачи:- Совершенствовать умени...

Играем в математику Эффективные приемы формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Материал "Играем в математику" представляет собой сборник эффективных приемов и методик, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (...