Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством технологии восприятия с использованием интерактивных форм работы
статья (старшая группа)
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.
В ФОП ДО и ФГОС ДО речь идет о важности и необходимости использования новых педагогических технологий. Инновации в педагогической деятельности, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение уже существующих педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Никитенко Ирина Анатольевна
Телущенко Наталья Леонидовна
Кузнецова Наталья Павловна
Котова Дарья Александровна
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством технологии восприятия с использованием интерактивных форм работы
«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.
В ФОП ДО и ФГОС ДО речь идет о важности и необходимости использования новых педагогических технологий. Инновации в педагогической деятельности, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение уже существующих педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
Использование инновационных технологий и интерактивных форм работы для восприятия является наглядной демонстрацией материалов, соответствующих содержанию музыкальных произведений. Такой приём обучения направлен на достижение позитивного результата, где главной целью детского сада по ФОП в патриотическом воспитании дошкольников, выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к взаимодействию с другими людьми. Итак, например, при слушании музыкальных произведений электронные компьютерные презентации как одна из интерактивных форм работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Такой способ подачи материала сочетает в себе динамику, изображение и звук, что способно привлечь и удержать внимание ребёнка. Презентации позволяют скомпоновать материал с учётом возраста, уровня развития и запаса знаний детей. Некоторые примеры использования презентаций в работе с дошкольниками для восприятия музыкальных произведений патриотического содержания:
- Игра «В гости музыка пришла». Для неё нужны 4–5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений посвященных ВОВ. На столе располагают картинки так, чтобы они были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Ребёнок должен найти соответствующую картинку и назвать произведение.
- Мультимедийное оформление патриотических праздников и развлечфений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными и современными.
- Наглядная демонстрация и звучание народного оркестра способствует воспитанию чувства восхищения и гордости за свой народ и страну
Основой патриотического воспитания является умственное, трудовое, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. Именно в результате такого многостороннего воспитания появляются зачатки гражданско - патриотических чувств. Важно понимать, чтобы воспитательная деятельность имела результат, необходимо сделать её эмоционально значимой для детей, стимулировать честный детский интерес. Современное общество уже невозможно представить без гаджетов. Поэтому интерактивные формы работы постепенно становятся главными помощниками педагогов в обучении, воспитании, в формировании патриотических чувств детей.
Преимущества использования мультимедийных технологий в образовательном процессе при восприятии музыкальных произведений:
• способствуют более быстрому запоминанию
• делают этап слушания увлекательным, насыщенным благодаря ярким представлениям
• использование инновационных технологий и интерактивных форм работы способствует лучшему восприятию и быстрому запоминанию нового материала
В настоящее время педагоги активно применяют интерактивную форму работы в качестве средства демонстрации патриотических знаний, запоминанию патриотических музыкальных произведений, организации детской деятельности, источника детских чувств. Первоначально необходимо привить ребенку чувства любви к своей малой Родине –не только слушать песни о месте где он родился, но и видеть иллюстрации (города, деревни, улицы, детского сада). Далее детей нужно знакомить с музыкальными произведениями и наглядно демонстрировать достопримечательности и природу родного края, подвиги жителей - героев области, их трудовыми, спортивными и прочими достижениями, знаменитыми земляками и их заслугами, показывать памятники, установленные в их честь. Применение такой формы работы может быть 3 видов:
1) наглядный материал, демонстрирующий патриотическое содержание музыкального произведения или песни;
2) мультимедийное оформление патриотических мероприятий;
3) основа интерактивной деятельности при восприятии патриотической музыки.
Все 3 вида направлены на формирование патриотических чувств у детей. взаимодействие воспитанников с педагогом, друг с другом, а также на преобладание активности детей в процессе обучения, делает продуктивным процесс обучения и решает задачи такие как:
- пробуждение интереса у воспитанников;
- продуктивное усвоение нового материала;
- поиск детьми различных вариантов решения поставленной учебной задачи
- обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
В свою очередь, педагог на этапе занятия по восприятию музыкального материала направляет деятельность детей на достижение целей занятия. Демонстрация наглядного материала здесь необходима, так как главным методом в патриотическом воспитании является визуальное рассматривание детьми всех объектов, о которых рассказывает музыка и педагог. Это стимулирует возникновение новых, интересных и понятных впечатлений и чувств. Тематика по слушанию музыки направленная на формирование патриотических чувств у дошкольников может быть разнообразной: «Моя страна», «Моя семья», «Наш детский сад», «Флаг России», «Путешествие по планете Земля» и т.д. Видеоматериал помогает музыкальному руководителю более точно донести до детей характер музыкального произведения, его содержательность с помощью видео информации о достопримечательностях, передать интересное воспоминание о героических подвигах, исторических событиях. Наглядности и оформление стимулируют воспитанников к проявлению большей активности, создает требуемый мероприятием эмоциональный фон, затрагивает чувственную сферу ребенка. Это могут быть презентации и видеоролики, слайды для патриотических праздников таких как «День народного единства», «День Защитников Отечества», «День Победы», «День города», знакомство ребенка с фольклором «Русские богатыри», «На горе то калина» и т.д. Музыкальный материал, сопровождающийся наглядностями, помогает делать мероприятия интересными, современными, эмоциональными, воспитывает и формирует патриотические чувства дошкольников. Ведь каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Важно верить, что современные дети, когда вырастут, будут ценить, любить и беречь свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"
Отдел образования администрации Чернянского района Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста по...
Деловая игра с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»
Конспект Педагогического совета в форме деловой игры по теме: "Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно - эстеического развития"...

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом».
выступление из опыта работы...
Мастер- класс «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства»
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств посредством народной музыки, полу...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального и театрального искусства"
В данной работе я углубила теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Познакомила педагогов с современ...

Мастер-класс : «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального искусства»
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое вос...

Мастер – класс с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального искусства»
Цель: создание условий для повышения уровня профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по формированию у детей нравственно-патриотических чувств...
