«Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
материал
В течение последних десятилетий родители всё больше внимания уделяют интеллектуальному и физическому развитию детей, с раннего возраста отдавая их в спортивные кружки, шахматно-шашечные секции, кружки по робототехнике и компьютерным технологиям. При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут оценить и выразить свое эмоциональное состояние, тем более правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Слайд 2
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего – ребенка.
Лев Семёнович (Л.С. Выготский)
В течение последних десятилетий родители всё больше внимания уделяют интеллектуальному и физическому развитию детей, с раннего возраста отдавая их в спортивные кружки, шахматно-шашечные секции, кружки по робототехнике и компьютерным технологиям. При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут оценить и выразить свое эмоциональное состояние, тем более правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать.
Дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце», о котором писал Л.С. Выготский.
Этот феномен проявляется в том, что ограниченное общение ребенка со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что блокируются каналы формирования и передачи чувств, существенно ограничиваются возможности обогащения эмоциональной сферы, приобретения социального морально-этического опыта. Многие авторы отмечают, что у современные дети недостаточно эмпатичны, они стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать и сопереживать. А ведь именно эти умения, являясь цементом в фундаменте общества, обеспечивают и личную успешность человека в самых разных сферах жизни.
Слайд 3
Что же такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей. Успех и счастье определяется осознанием своих эмоций. И цель воспитания ни в том, чтобы вырастить послушного и сговорчивого ребёнка, а сделать его счастливым и успешным. Как оказалось одной любви до этого мало.
Слайд 4
Одно из главных условий по восприятию у ребенка положительного отношения к миру, является непосредственное вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Следовательно, в дошкольном детстве крайне необходимо и важно учитывать взаимодействие родителей и детей, для того чтобы не упустить первичное формирование эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект нужно развивать. Развитие эмоционального интеллекта даёт следующие результаты:
1.Понимание и осознание эмоций освобождает ребёнка от страха и предрассудков им легче мыслить нестандартно, принимать решения.
2. Обладая эмоциональным интеллектом человек, внушает людям доверие, надёжность, способность вести за собой.
3. Появляется много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Следовательно развитие эмоционального интеллекта имеет огромное значение для дошкольников.
Слайд 5
В развитии эмоционального интеллекта у детей можно выделить несколько компонентов, которые, так или иначе, развиваются непосредственно в семье родителями. Рассмотрим некоторые из них.
1. Самосознание — это образ «Я», понимание себя, способность различать собственное настроение, эмоции и порывы, а также понимать, как они влияют на других людей в процессе взаимодействия.
2. Саморегуляция или самоконтроль — это способность контролировать свои импульсы и порывы, владеть своими чувствами и желаниями. К примеру, очень активного ребёнка родителя отдают в спорт.
3. Социальная чуткость или эмпатия- способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учётом их эмоциональных реакций.
Именно в семье происходит события, на которых ребёнок учится правильно эмоционально реагировать.
Развитие эмоционального интеллекта должно быть частью образовательной деятельности, независимо от возраста. Углубленная работа и сотрудничество с родителями благоприятно повлияет на эмоции ребенка.
Это основа успеха в будущем.
Слайд 6
Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни, общении, взаимодействии и успешности любой личности.
Родители упускают из виду одно из главных составляющих — эмоционально – личностное развитие
Понимание своих эмоций,
Понимание чужих эмоций,
Управление своими эмоциями,
Управление отношениями.
Слайд 7
Поэтому работу планировать, совместно с родителями по развитию представлений об эмоциональном интеллекте, его компонентах, по приобретению практических навыков управления и регуляции собственных эмоций и эмоций детей в дошкольном образовательном учреждении.
Для повышения профессиональной компетентности родителей посредством применения простых и эффективных форм и приемов работы по развитию эмоционального интеллекта дошкольников.
Некоторые аспекты роли родителей в развитии эмоционального интеллекта:
- Эмоциональная поддержка. Родители помогают детям выражать и понимать эмоции, учат распознавать свои чувства. Дети чувствуют себя в безопасности и ценными, когда родители открыто делятся своими эмоциями и показывают, что это нормально — испытывать радость, грусть, злость или страх.
- Моделирование поведения. Дети учатся, наблюдая за поведением своих родителей. Если родитель демонстрирует здоровые способы управления эмоциями, такие как спокойное разрешение конфликтов, дети будут стремиться подражать этому поведению.
- Развитие эмпатии и социальных навыков. Через совместные игры, обсуждения и решение конфликтов дети учатся признавать и уважать чувства других.
- Воспитательные практики. Разные стилевые подходы к воспитанию могут по-разному влиять на формирование эмоционального интеллекта. Например, авторитарный стиль приводит к подавлению эмоциональных выражений, что может негативно сказаться на развитии эмоционального интеллекта.
Слайд 8
Формы работы с родителями по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
- Групповые дискуссия «Эмоциональный мир детей».
- Консультирование.
- Групповые занятия, тренинги, семинары с родителями по развитию представлений об эмоциональном интеллекте, его компонентах, по приобретению практических навыков управления и регуляции собственных эмоций и эмоций детей.
- Ситуативно-ролевые игры.
- Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика).
- Сочетание интерактивных игровых методов и методов, направленных на развитие эмоционального интеллекта.
- Ведение «календаря эмоций».
- Папки-передвижки «Эмоциональный мир дошкольника».
- Беседы «Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис трех лет».
- Проекты «Школа добрых волшебников».
- Родительские собрания «Развитие эмоционального интеллекта ребенка в семье».
- Совместные досуговые праздники и прогулки.
Слайд 9
В семье для развития эмоционального детского мира родители могут использовать разные технологии, приёмы и методы для совместной деятельности:
К наиболее эффективному методу развития интеллекта относятся.
-Чтение сказок, произведений детской художественной литературы, в таких произведениях добро и зло чётко разделены между собой, и ребёнок сопереживает положительным героям и возмущается поведением отрицательных.
-Сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок примеряет на себя роль и учится понимать других людей, учитывать их мотивы, настроения, пожелания. Одной из форм ролевых игр является кукольный театр.
- Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса.
- Совместная деятельность. Привлекайте детей к совместным занятиям трудом, творчеством, уходу за домашними питомцами, младшими членами семьи.
Для младшего возраста в развитии эмоционального интеллекта важную роль играет просмотр мультфильмов, например «Крошка Енот», «Волк и семеро козлят».
Слайд 10
Понимание эмоций– способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
Таким образом, семья и родители являются основным и определяющим фактором формирования эмоционального интеллекта ребёнка дошкольного возраста. Чем больше внимания уделяется эмоциональному развитию ребёнка, тем более крепкие и доверительные отношения выстраиваются между членами семьи. Это закладывает основу для благополучного взросления ребёнка. Успех в развитии эмоционального интеллекта у детей всегда будет в руках их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...
Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Эмоциональный интеллект и его развитие в дошкольном возрасте в наше время является крайне важным феноменом....
