Семинар-практикум «Организация комфортной и безопасной среды для жизни ребенка раннего возраста»
статья (младшая группа)





Предварительный просмотр:
Доклад к семинару
Тема: «Безопасная игрушка – счастливое детство!»
Подготовила:
Маева Мария Сергеевна
воспитатель МБДОУ ДС №1
СП «Ладушки»
Слайд 1. Какой он счастливый и здоровый ребенок? Как воспитать его таковым? Как помочь ему в этом в условиях дошкольной организации и в семье? Вот ряд проблем, ответы на которые мы постарались получить в результате создания безопасной и комфортной образовательной среды в детском саду и через взаимодействие с родителями в семье.
Слайд 2. В настоящее время обеспечение безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно - образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС.
Специалисты бьют тревогу: каждая третья игрушка, продаваемая на отечественном рынке, низкого качества и поэтому потенциально опасна для наших детей!
На экране: По данным исследований, 74% от общего количества выбракованных игрушек составляют образцы, не соответствующие требованиям безопасности по санитарно-химическим показателям. Были случаи, когда уровень содержания только формальдегида превышал норму в… 86 раз! В 40% игрушек (в основном они изготовлены в Китае) детей до года, продающихся в странах СНГ, значительно превышены нормы содержания фенола.
Слайд 3. Изучив методическую литературу (Е.А.Коссаковская «Игрушка в жизни ребёнка», Н.П.Линькова «Игры, игрушки и воспитание способностей», Г.Г.Локуциевская, Н.Н.Кожухова, С.Л.Новосёлова «Для самых маленьких») и следуя рекомендациям научных сотрудников, мы с коллегами проанализировали и оставили в группе, только те игрушки, пособия и оборудование, которые соответствуют и обеспечивают психологическую безопасность, формируют здоровую личность.
В нашем детском саду ведётся набор детей с младенческого возраста, по результатам анкетирования мы отметили, что родители уделяют огромное внимание детской безопасности: прячут опасные предметы, закрывают специальными заглушками углы, закрывают розетки. Однако не все осознают, что безобидные на первый взгляд игрушки тоже могут нести в себе скрытую угрозу. Вот почему мы задались целью повысить родительскую компетентность о важности правильно выбранной игрушки для малыша. Для начала мы изготовили для них буклеты, памятки, рекомендации, а также в группе организовали оптимальную развивающую предметно-пространственную среду.
Слайд 4. Чем же мы сами руководствуемся в подборе детских игрушек для наших малышей? Игрушки могут быть разными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественным требованиям.
Одно из главных требований – это соответствие возрасту детей.
Мы отказываемся от игрушек, заполненных декоративной жидкостью или порошком. Это опасно, если игрушка сломается, то содержимое может попасть в дыхательные пути малыша.
Также избегаем игрушек, которые, упав, могут разбиться.
Помня, об аллергии обращаем внимание, чтобы не было острого запаха или не естественно яркого цвета игрушки.
Отдельно стоит сказать о старых игрушках, доставшихся по наследству от друзей, родственников, старших детей, принесённых в дар детскому саду. Мы рады таким подаркам и ничего плохого в них нет, но мы тщательно исследуем их. Во - первых, они могут испортиться, если, к примеру, в них есть поролон. Во-вторых, с течением времени детали на них могут быть расшатаны, непрочны.
Даже если мы полностью уверены в качестве и безопасности приобретённых игрушек, их регулярно нужно проверять. Особое внимание уделяем фиксации батареек. Если игрушка содержит наполнитель, особенно в виде шариков, периодически проверяем целостность такой вещи.
Оцениваем, насколько прочно закреплены отделяемые детали, особенно это касается колёс, бусин, пришитых глаз, носов и т.д. Вдруг малыш сможет открутить их? Кстати, относительно погремушек правила ещё более жёсткие: они должны быть литыми, без съёмных деталей.
Ощущая резкий неприятный запах – понимаем, что это свидетельствует о плохом качестве материала, из которого сделана игрушка.
Осторожно относимся к музыкальным игрушкам! Обращаем внимание, чтобы уровень её звука являлся допустимым для возраста малыша.
Используя в качестве гостя плюшевого мишку или лохматого пса, проверяем качество швов: и шерсть, и нитки не должны оставаться на крошечных пальчиках.
При выборе для занятий краски и маркеров, отдаём предпочтение, изготовленным на водной основе. Специалисты уверяют, что они экологически чистые и абсолютно безопасные. Кроме того, они легко смываются с любых поверхностей.
Слайд 5. Хочу подчеркнуть, что выбирая игрушки, нужно руководствоваться не только рекомендациями стандартов, но и собственным здравым смыслом.
Все мы знаем, что в каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:
- Сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда).
- Технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты).
- Игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвёртка, щётка для подметания, игрушечные грабли с лопатой).
- Игрушки-забавы.
- Театральные, музыкальные, спортивные.
- Крупногабаритные игрушки (самокаты, педальные машины, велобеги, большие лего конструкторы).
Слайд 6. Но необходимо отметить, что серийная игрушка, с которой имеет дело современный ребёнок, по сути, является антиигрушкой. Например:
Страшные игрушки | Последствия игры |
|
|
Иностранные игрушки | Последствия игры |
|
|
Механизированные игрушки |
|
Точная копия предмета, уменьшенная модель |
|
Излишние абстрактные, немыслимые, не встречающиеся в природе предметы |
|
Слайд 7. Но не всё так плохо. У нас есть хорошие, мудрые, безопасные игрушки (на слайде).
А ещё есть игрушки, которые не надо покупать, их можно сделать, сшить, изготовить своими руками (на слайде). Игрушка, сделанная своими руками, радует глаз, поднимает настроение, наши малыши бесстрашно прижимают её к себе, взаимодействуют с ней, игра получается вдвойне интересней. В течении учебного года мы для ребят разыгрываем мини инсценировки, эти персонажи приходят к нам на занятия или являются сюрпризным моментом.
А самодельные дидактические игры и пособия являются средством развития, воспитания и обучения наших детей и конечно самое важное, что они являются безопасными для них.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные нашими руками, которые вы, коллеги, можете увидеть на мини выставке.
Слайд 8. В заключении хочу подвести итог словами доктора психологических наук Новосёловой Светланы Леонидовны (Новосёлова Светлана Леонидовна (1933–2005) — советский психолог, доктор психологических наук):
«Игрушка – одно из действенных средств всестороннего воспитания ребёнка. Она должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребёнка, быть средством формирования положительных черт его личности и гарантом безопасности для его здоровья».
Слайд 9. Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум «Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС» в группах раннего возраста
Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС»в группах раннего возраста...

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «Движение и речь для детей раннего возраста»
Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную де...

Обучающий семинар – практикум для родителей: «Игры и упражнения в повседневной жизни ребенка: для развития моторики и речи»
Как мыщцам нужна зарядка, так мозгу необходима тренировка!...

Семинар- практикум для педагогов «Осуществление деятельностного подхода в работе с детьми раннего возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов групп раннего возраста.Задачи:1) Формировать навыки работы воспитателей с документами, регламентирующих их де...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»
Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»...
