Семинар-практикум «Организация комфортной и безопасной среды для жизни ребенка раннего возраста»
статья (младшая группа)

Маева Мария Сергеевна
В рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста, прошел насыщенный методический семинар с элементами воркшопа. Тема мероприятия была посвящена актуальным вопросам организации комфортной и
безопасной среды для жизни ребенка раннего возраста. Особое внимание было уделено созданию условий безопасной игры. Именно, этому было посвящено выступление нашего педагога- Маевой Марии Сергеевны. Она поделились своим ценным опытом работы по созданию безопасной и развивающей игры. Семинар стал прекрасной площадкой для профессионального роста и обмена передовыми педагогическими практиками среди коллег.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к семинару

Тема: «Безопасная игрушка – счастливое детство!»

Подготовила:

Маева Мария Сергеевна

воспитатель МБДОУ ДС №1

СП «Ладушки»  

Слайд 1. Какой он счастливый и здоровый ребенок? Как воспитать его таковым? Как помочь ему в этом в условиях дошкольной организации и в семье? Вот ряд проблем, ответы на которые мы постарались получить в результате  создания  безопасной и комфортной образовательной среды  в  детском саду и через взаимодействие с родителями в семье.                                                                                                              

Слайд 2. В настоящее время обеспечение  безопасности  является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно - образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС.

Специалисты бьют тревогу: каждая третья игрушка, продаваемая на отечественном рынке, низкого качества и поэтому потенциально опасна для наших детей!

На экране: По данным исследований, 74% от общего количества выбракованных игрушек составляют образцы, не соответствующие требованиям безопасности по санитарно-химическим показателям. Были случаи, когда уровень содержания только формальдегида превышал норму в… 86 раз! В 40% игрушек (в основном они изготовлены в Китае) детей до года, продающихся в странах СНГ, значительно превышены нормы содержания фенола.

Слайд 3. Изучив методическую литературу (Е.А.Коссаковская «Игрушка в жизни ребёнка», Н.П.Линькова «Игры, игрушки и воспитание способностей», Г.Г.Локуциевская, Н.Н.Кожухова, С.Л.Новосёлова «Для самых маленьких») и следуя рекомендациям научных сотрудников,  мы с коллегами проанализировали и оставили  в группе, только те игрушки, пособия и оборудование, которые соответствуют и обеспечивают психологическую  безопасность,   формируют здоровую  личность.

В нашем детском саду ведётся набор детей с младенческого возраста, по результатам анкетирования мы отметили, что родители уделяют огромное внимание детской безопасности: прячут опасные предметы, закрывают специальными заглушками углы, закрывают розетки. Однако не все осознают, что безобидные на первый взгляд игрушки тоже могут нести в себе скрытую угрозу. Вот почему мы задались целью повысить родительскую компетентность о важности правильно выбранной игрушки для малыша.  Для начала мы  изготовили для них буклеты, памятки, рекомендации, а также в группе организовали оптимальную развивающую предметно-пространственную среду.

Слайд 4. Чем же мы сами руководствуемся в подборе  детских игрушек для наших малышей?  Игрушки могут быть разными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественным требованиям.

Одно из главных требований – это соответствие возрасту детей.

Мы отказываемся  от игрушек, заполненных декоративной жидкостью или порошком. Это опасно, если игрушка сломается, то содержимое может попасть в дыхательные пути малыша.

Также избегаем игрушек, которые, упав, могут разбиться.

Помня, об аллергии обращаем внимание, чтобы не было острого запаха или не естественно яркого цвета игрушки.

Отдельно стоит сказать о старых игрушках, доставшихся по наследству от друзей, родственников, старших детей, принесённых в дар детскому саду. Мы рады таким подаркам и ничего плохого в них нет, но мы тщательно исследуем их. Во - первых, они могут испортиться, если, к примеру, в них есть поролон. Во-вторых, с течением времени детали на них могут быть расшатаны, непрочны.

Даже если мы  полностью уверены в качестве и безопасности приобретённых игрушек, их регулярно нужно проверять. Особое внимание уделяем фиксации батареек. Если игрушка содержит наполнитель, особенно в виде шариков, периодически проверяем целостность такой вещи.

Оцениваем, насколько прочно закреплены отделяемые детали, особенно это касается колёс, бусин, пришитых глаз, носов и т.д. Вдруг малыш сможет открутить их? Кстати, относительно погремушек правила ещё более жёсткие: они должны быть литыми, без съёмных деталей.

Ощущая резкий неприятный запах – понимаем, что это свидетельствует о  плохом  качестве материала, из которого сделана игрушка.

Осторожно относимся к музыкальным игрушкам! Обращаем внимание, чтобы уровень её звука являлся допустимым для возраста малыша.

Используя в качестве гостя плюшевого мишку или лохматого пса, проверяем  качество швов: и шерсть, и нитки не должны оставаться на крошечных пальчиках.

При выборе для занятий краски и маркеров, отдаём предпочтение, изготовленным на водной основе. Специалисты уверяют, что они экологически чистые и абсолютно безопасные. Кроме того, они легко смываются с любых поверхностей.  

Слайд 5. Хочу подчеркнуть, что выбирая игрушки, нужно руководствоваться не только рекомендациями стандартов, но и собственным здравым смыслом.

Все мы знаем, что в каждом возрасте ребёнку  нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

  • Сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда).
  • Технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты).
  • Игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвёртка, щётка для подметания, игрушечные грабли с лопатой).
  • Игрушки-забавы.
  • Театральные, музыкальные, спортивные.
  • Крупногабаритные игрушки (самокаты, педальные машины, велобеги, большие лего конструкторы).

Слайд 6. Но необходимо отметить, что серийная игрушка, с которой имеет дело современный ребёнок, по сути, является антиигрушкой. Например:

Страшные игрушки

Последствия игры

  • Излишне детализированные современные игрушки;
  • Киборги;
  • Куклы со страшными, искажёнными лицами;
  • Монстры со шрамами;
  • Современные супер - герои  такие же агрессивные, как и злодеи;
  • Отвратительные монстры, которые выступают добрыми героями в детских мультфильмах и сказках.
  • Перегрузка психики ребёнка;
  • Развиваются не контролируемые страхи;
  • Возникновение диссонанса маленьких детей;
  • Стирается грань между добром и злом;
  • Дети творят зло безнаказанно

Иностранные игрушки

Последствия игры

  • Иностранные роботы и куклы;
  • Игрушки, чуждые отечественной культуре.
  • Ребёнок вводится в культурную среду другого народа с иным менталитетом;
  • Отсутствует гармоничное духовно-нравственному развитие детей;
  • Разрушаются связи между поколениями;
  • Изменяется менталитет современных детей.

Механизированные  игрушки

  • Перегружает восприятие ребёнка слишком яркими красками, образами и непривычными звуками;
  • Ориентирует детей только лишь на бесконечное получение вещей;
  • Не вызывает стремления создавать сюжет игры и использовать имеющиеся игрушки

Точная копия предмета, уменьшенная модель

  • Не несёт в себе творческого начала;
  • Не способствует домысливанию сюжета;
  • Противостоит развивающей, конструктивной, многофункциональной  функции.

Излишние абстрактные, немыслимые, не встречающиеся в природе предметы

  • Искажает представления об окружающем мире, красоте, угнетает чувство прекрасного.

Слайд 7.  Но не всё так плохо. У нас есть хорошие, мудрые, безопасные игрушки  (на слайде).

А ещё есть игрушки, которые не надо покупать, их можно сделать, сшить, изготовить своими руками  (на слайде).  Игрушка, сделанная своими руками, радует глаз, поднимает настроение, наши малыши бесстрашно прижимают её  к себе, взаимодействуют с ней, игра получается вдвойне интересней. В течении учебного года мы для ребят разыгрываем мини  инсценировки,  эти персонажи приходят к нам на занятия или являются сюрпризным моментом.

А самодельные дидактические игры и пособия являются средством развития, воспитания и обучения наших детей и конечно самое важное, что они являются безопасными для них.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку.  И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные нашими руками, которые вы, коллеги, можете увидеть на мини выставке.

Слайд 8. В заключении хочу подвести итог словами доктора психологических наук Новосёловой Светланы Леонидовны  (Новосёлова Светлана Леонидовна (1933–2005) — советский психолог, доктор психологических наук):

«Игрушка – одно из действенных средств  всестороннего воспитания ребёнка.  Она должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребёнка, быть средством формирования положительных черт его личности  и гарантом безопасности для его здоровья».

        Слайд 9. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум «Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС» в группах раннего возраста

Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС»в группах раннего возраста...

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «Движение и речь для детей раннего возраста»

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную де...

Семинар- практикум для педагогов «Осуществление деятельностного подхода в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов групп раннего возраста.Задачи:1) Формировать  навыки  работы  воспитателей  с  документами,  регламентирующих их де...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»...