Проект по трудовому воспитанию «Трудиться – всегда пригодится»
проект (старшая группа)

Сенаторова Наталья Андреевна

Трудовое воспитание является совместной  деятельностью воспитателя, родителей и воспитанников, направленная на развитие у последних обще - трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовая деятельность в детском саду должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как, трудолюбие, чувство долга. У дошкольников слабо сформированы нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, бережное отношение к результатам труда.

Цель данного проекта воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Уважение к труду и желанию помогать старшим, умение правильно ухаживать за растениями,навык умения следить за своим внешним видом,  дежурству по столовой и на занятиях; привычка убирать за собой после окончания работы, стремление трудиться.

Для педагогов:

- понимание у детей,что труд может помочь им достигать конечных результатов, развитый интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей:

- родители проявляют интерес к формированию навыков самообслуживания и трудовых навыков у детей, включаются в совместную деятельность с детьми при решении задач проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_trudu.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре

администрации г. Иркутска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №100 «Берегиня»

(МБДОУ г. Иркутска детский сад №100 «Берегиня»)

664080, г. Иркутск, м-н Топкинский, 62, тел/факс 33-89-60

ПРОЕКТ
«Трудиться-всегда пригодится»
(краткосрочный познавательный, практико-ориентированный проект)

Методическая разработка краткосрочного познавательного, практико-ориентированного проекта для дошкольников (5–7 лет)

Автор(ы):
Сенаторова Наталья Андреевна,
учитель-дефектолог;

Полевая Алёна Сергеевна,

педагог-психолог;

Мадасова Надежда Осиповна,

воспитатель.

Иркутск, 2023 г.

Паспорт проекта

Параметр

Содержание

Название проекта

«Трудиться-всегда пригодится»

Тип проекта

краткосрочный

Вид проекта

познавательный, практико-ориентированный проект

Участники

дети подготовительной группы с ЗПР; педагоги; родители.

Актуальность

Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя, родителей и воспитанников, направленная на:

-развитие обще трудовых умений и способностей;

-формирование психологической готовности к труду;

-воспитание ответственного отношения к труду и его продуктам;

-подготовку к сознательному выбору профессии.

Трудовая деятельность в детском саду способствует:

-повышению общего развития детей;

-расширению интересов;

-формированию простейших форм сотрудничества;

-воспитанию нравственных качеств (трудолюбие, чувство долга).

Проблема

У дошкольников слабо сформированы нравственно-трудовые качества:

-настойчивость;

-целеустремлённость;

-умение доводить начатое дело до конца;

-бережное отношение к результатам труда.

Цель

Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Образовательные:

-закреплять и совершенствовать умения, приобретённые в трудовой деятельности (мыть игрушки, поливать и протирать комнатные цветы);

-формировать навыки самообслуживания (умывание, раздевание, одевание, подготовка и уборка рабочего места);

-развивать культуру сервировки столов и знания о последовательности трудового процесса;

-закреплять умение работать дружно, помогая друг другу;

-привлекать родителей к работе в проекте.

Воспитательные:

-формировать нравственно трудовые качества (настойчивость, целеустремлённость, аккуратность, взаимовыручка, умение доводить дело до конца);

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Развивающие:

-развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание;

-формировать интерес к самостоятельной трудовой деятельности;

-закреплять и развивать трудовые навыки и умения.

Принципы реализации

Интегративность, творчество, гуманизация.

Сроки реализации

#8239;—  (1 неделя).

Формы работы

групповая

Пояснительная записка

#1054;боснование актуальности

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя, родителей и воспитанников, направленная на развитие у последних обще - трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудовая деятельность в детском саду должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как, трудолюбие, чувство долга.

Программой ДОУ для дошкольников выделены четыре вида трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд - в подготовительной группе это особенно актуально. Данные виды труда всегда привлекательны для детей, значимы для каждого из них и, самое главное, не требуют создания особых условий, могут быть организованы в любой семье и в каждом детском саду.

Поэтому мы взяли один из видов трудовой деятельности – хозяйственно-бытовой труд и провели краткосрочный проект в нашей группе.

Проблема:

У дошкольников слабо сформированы нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, бережное отношение к результатам труда.

2. Цель и задачи

Цель: Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять и совершенствовать умения, приобретённые ранее в т рудовой деятельности: мыть игрушки, поливать и протирать комнатные цветы.

- продолжать формировать навыки самообслуживания (умывание, раздевание, одевание, подготовка и уборка своего трудового места).

- продолжать формировать культуру сервировки столов и знания детей о последовательности трудового процесса (какое оборудование необходимо для работы, как его расположить).

- закреплять умение работать дружно, помогая друг другу.

- привлекать родителей в работе проекта.

Воспитательные:

- формировать нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, аккуратность, взаимовыручку, умение доводить начатое дело до конца.

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Развивающие:

- развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание.

- развивать и формировать интерес к самостоятельной деятельности детей в различных видах трудовой деятельности.

- закреплять и продолжать развивать трудовые навыки и умения.

Методы и приемы:

Наглядные:

- рассматривание схем – алгоритмов выполнения работы «Мытья игрушек», «Уход за комнатными цветами», «Сервировка стола», «Мытья рук», «Одевание – раздевание».

- просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Словесные:

- беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок», «Чистота – залог здоровья», «Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде», «Как я помогаю родителям»

Игровые:

- дидактические игры: «Что делают этим предметом?» (мыло, тряпочки, лейка); подвижные игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»; сюжетно-ролевые игры: «Уборка квартиры», «В ресторане»; игровые упражнения: «Застегни пуговицы», «Кто вымоет руки и не брызнет ни одной капли на пол».

Практические:

- продуктивная деятельность.

Задачи по работе с родителями:

- включаться с совместную деятельность с детьми во время проекта.

- стимулировать стремление детей к трудовой деятельности детей дома.

- создать доверительные отношения с педагогами группы.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- прививать уважение к труду и желанию помогать старшим

- учить правильно ухаживать за растениями

- учить следить за своим внешним видом

- продолжать учить дежурству по столовой и на занятиях; привычке убирать за собой после окончания работы

- воспитывать стремление трудиться.

Для педагогов:

- донести до детей мысль, что только труд может помочь им достигать конечных результатов

- развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей:

- родители проявят интерес к формированию навыков самообслуживания и трудовых навыков у детей

- включаться в совместную деятельность с детьми при решении задач проектной деятельности.

3. Этапы реализации проекта

Этап 1. Подготовительный:

  • беседа-опрос детей и родителей по теме проекта;
  • определение цели и задач проекта;
  • подбор и изучение методической и художественной литературы;
  • ознакомление и привлечение родителей к сотрудничеству (рекомендации по проекту);
  • оформление информационного блока в родительском уголке;
  • подбор иллюстративного и дидактического материала.

Этап 2. Основной (организационно-практический)

План реализации

День недели

Дата

Цели

Формы организации образовательной деятельности

Понедельник (1-й день)

2023

1. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам (поливать цветы, протирать листья от пыли). 2. Формировать положительное отношение к работе и её результатам, желание трудиться для другого.

1. Беседа: «Почему важно, чтобы в группе был порядок», «Чистота — залог здоровья».

2. Рассматривание схем-алгоритмов: «Уход за комнатными растениями».

3. Дидактическая игра: «Ухаживаем за растениями».

4. Рассматривание иллюстраций по сервировке столов. Назначение дежурных по столовой.

5. Мытьё групповых цветов по схемам-алгоритмам (с помощью воспитателя). Уборка в группе.

6. Подвижная игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

7. Домашнее задание: помочь маме накрыть стол к ужину и убрать грязную посуду.

Вторник

(2-й день)

2023

1. Воспитывать привычку к трудовому усилию, самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, заботу друг о друге, ответственность за общее дело. 2. Формировать положительное отношение к работе и её результатам.

1. Беседа: «Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде». Выбор дежурных по столовой.

2. Рассматривание схемы-алгоритма: «Мытьё игрушек».

3. Дидактическая игра: «Что делают этим предметом?» (мыло, тряпочки, лейка).

4. Мытьё посуды в уголках «Кухня» (девочки) и «Гараж» (мальчики).

5. Просмотр мультфильма: «Мойдодыр».

6. Игровые упражнения: «Застегни пуговицы», «Кто вымоет руки и не капнет ни одной капли на пол».

7. Домашнее задание: разобрать домашние игрушки (поломанные и целые) и убрать их на место.

Среда

(3-й день)

2023

Формирование навыков организации своей и общей работы.

1. Беседа: «Чистота — залог здоровья», «Как я помогаю родителям».

2. Рассматривание схем-алгоритмов: «Одевание и раздевание», «Дежурство на занятиях».

3. Разбор одежды для кукол (отобрать грязную одежду, одеть кукол).

4. Уборка в своём шкафчике с одеждой. Помощь детям, которые не могут сложить одежду.

5. Сюжетно-ролевая игра: «Уборка квартиры».

6. Просмотр мультфильма: «Федорино горе».

7. Домашнее задание: закрепить завязывание шнурков.

Четверг

(4-й день)

2023

1. Формирование позитивного отношения к трудовым поручениям.

2. Прививать интерес к узнаванию нового.

1. Беседа: «Вежливые слова», «Правила поведения в гостях».

2. Беседа о профессии повара и официанта. Рассматривание картинок и фотографий на тему «Сервировка стола».

3. Подвижная игра-соревнование: «Свари борщ» (какие продукты класть в кастрюлю).

4. Сюжетно-ролевая игра: «В ресторане».

5. Чтение книги Г. Остера «Вредные советы».

6. Домашнее задание: придумать ласковые слова для своих домашних.

Пятница

(5-й день)

2023

1. Показать взаимосвязь между разными видами труда. 2. Развивать понимание и умение оценивать поступки людей.

1. Беседа: «Вместе — мы сила», «Дружба и взаимовыручка».

2. Просмотр мультфильма: «Малыш и Карлсон».

3. Игра-вопросы: «Что можно, а что нельзя» (что можно делать в группе, дома, на улице).

4. Продуктивная деятельность: «Печём печенье» из солёного теста.

5. Уборка группы перед выходными.

Суббота

(6-й день)

2023

Получать удовольствие от совместной деятельности (дети и родители)

1. «День добрых дел» - посильно помочь кому-нибудь из родственников.

#1060;отоотчет (сделать и принести фотографии о трудовой деятельности ребенка).

Воскресенье

(7-ой день)

2023

Развивать желание привлекать ребенка к помощи на кухне

;С любимой мамочкой испеку я прянички» - испечь печенье и принести в группу.

#1063;аепитие в группе в понедельник.

Этап 3 – заключительный (итоговый)

  • Наблюдения и анализ детской трудовой деятельности.
  • беседы с детьми.
  • оценка заинтересованности детей, их успешность в общем деле.
  • анализ активности, заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий с детьми.
  • оценка заинтересованности и участия в проекте родителей.
  • создание фото презентации «Наши достижения».
  • анализ качества проведенной работы с детьми в рамках проекта.

Отчёт о реализации проекта «Трудиться — всегда пригодится»

Данный проект краткосрочный, реализовывался в течении недели с г. по г. В ходе проекта решались следующие задачи: образовательные- закреплялись навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (мытье игрушек, уход за растениями, сервировка стола). Для этого использовались схемы-алгоритмы, дидактические игры, практические задания. В ходе решения воспитательных задач формировались нравственно-трудовые качества (настойчивость, аккуратность, взаимовыручка). Реализовывалось через совместные дела, беседы, сюжетно-ролевые игры.

Также в процессе решения развивающих задач развивалась мелкая моторика, внимание, интерес к самостоятельной деятельности. Для этого применялись игровые упражнения, продуктивная деятельность, наблюдения. Задачи по работе с родителями: стимулировалось включение семьи в трудовое воспитание. Использовались домашние задания, рекомендации, фотоотчёты.

На этапах реализации и проведения мероприятий, в ходе Подготовительного этапа, до г., был проведён опрос детей и родителей о отношении к труду, подобраны методические материалы и дидактические пособия, оформлен информационный стенд для родителей, разработаны схемы-алгоритмы для детей. На основном этапе с #8239;по были организованы ежедневные трудовые поручения (дежурства, уход за растениями, мытьё игрушек). Проведены беседы на темы: «Чистота — залог здоровья», «Правила безопасности при труде», «Как я помогаю родителям». А также реализованы дидактические и сюжетно-ролевые игры («Ухаживаем за растениями», «В ресторане»). Включены музыкальные и подвижные игры для снятия напряжения, даны домашние задания (помощь в сервировке стола, уборка игрушек, завязывание шнурков). Просмотрен ряд мультфильмов («Мойдодыр», «Федорино горе») для мотивации.

В ходе реализации заключительного этапа проекта проведено итоговое занятие «День добрых дел» с участием родителей, организован фотоотчёт о трудовых достижениях детей и проведено чаепитие с выпечкой, приготовленной детьми и родителями.

На протяжении проведения всех этапов проекта, были использованы различные методы и приёмы: наглядные: схемы-алгоритмы, иллюстрации, мультфильмы. Словесные: беседы, объяснения, чтение литературы. Игровые: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры. Практические: трудовые поручения, продуктивная деятельность.

По результатам реализации проекта, мы можем сделать выводы и провести оценку по нескольким критериям:

Сформированность трудовых навыков: 85 % детей (12 из 14) научились самостоятельно выполнять простые трудовые поручения (мыть игрушки, поливать растения, убирать рабочее место). 70 % (10 из 14) освоили базовые навыки сервировки стола. 90 % (13 из 14) улучшили навыки самообслуживания (одевание, умывание). Нравственно-трудовые качества: у 75 % детей (11 из 14) отмечено повышение настойчивости и умения доводить дело до конца. 80 % (12 из 14) стали чаще предлагать помощь сверстникам и взрослым. 95 % (14 из 14) проявили бережное отношение к результатам своего и чужого труда. Мотивация к труду: 100 % детей выразили желание продолжать участвовать в трудовых делах. 85 % (12 из 14) стали инициаторами трудовых поручений в группе. Взаимодействие с родителями: 100 % семей (14 семей) выполнили домашние задания. 90 % (13 семей) предоставили фотоотчёты о трудовой деятельности детей дома. 70 % (10 семей) отметили повышение самостоятельности детей в бытовых делах.

На ряду с этим нами были отмечены и качественные изменения: дети стали более организованными: научились планировать свои действия (например, перед мытьём игрушек готовили инвентарь). Улучшилась коммуникация в группе: дети чаще договаривались о распределении обязанностей, помогали друг другу. Повысилась самооценка: дети гордились результатами труда (например, чистым игровым уголком или красиво сервированным столом). Родители отметили, что дети стали активнее участвовать в домашних делах (уборка игрушек, помощь на кухне). Но не смотря на положительные качественные и количественные результаты, были и некоторые трудности, пути их преодоления нашли в процессе реализации проекта: некоторые дети испытывали затруднения при выполнении многоэтапных поручений (например, сервировка стола), для этого нами использовались пошаговые схемы-алгоритмы и индивидуальная помощь воспитателя. Также у отдельных детей наблюдалась быстрая утомляемость при монотонной работе (например, мытьё игрушек), для этого вводились короткие динамические паузы и чередование видов деятельности. Не все родители сразу включились в проект, нами были проведены индивидуальные консультации и даны подробные рекомендации.

Подытожив всё выше сказанное, мы можем говорить о том, что проект «Трудиться -всегда пригодится» достиг поставленных целей, у детей сформированы базовые трудовые навыки и положительная мотивация к труду, развиты нравственно-трудовые качества (настойчивость, взаимовыручка, аккуратность), укреплено взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания. В перспективе планируется включить в перспективный план группы ежемесячные «Дни труда» с усложнёнными поручениями, расширить тематику домашних заданий (например, уход за домашними животными, посадка растений). Использовать проектный метод для освоения других видов труда (ручной труд, труд в природе).

Список литературы, использованной при разработке проекта

«Трудиться-всегда пригодится»

1. Нормативно‑правовые и программные документы

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

2. Монографии и пособия по теории трудового воспитания

2. Куцакова Л. В. Нравственно‑трудовое воспитание ребёнка‑дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.

3. Методические рекомендации и практические пособия

4. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду: методическое пособие. — М.: ИЛ, 2014.

5. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. — М., 2012.

6. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. — М.: Сфера, 2014.

4. Художественная литература для чтения и обсуждения с детьми

7. Чуковский К. И. «Федорино горе».

8. Маяковский В. В. «Кем быть?».

9. Заходер Б. В. «Шофёр».

10. Маршак С. Я. «Пожар».

11. Остер Г. Б. «Вредные советы».

5. Электронные ресурсы и мультимедийные материалы

12. Мультфильм «Мойдодыр» (по мотивам сказки К. И. Чуковского).

13. Мультфильм «Федорино горе» (по мотивам сказки К. И. Чуковского).

14. Мультфильм «Малыш и Карлсон» (для обсуждения темы взаимопомощи и дружбы).

Заведующий В.С. Сушицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по трудовому воспитанию "Трудиться - всегда пригодится".

Проект долгосрочный. Вид проекта: исследовательский, личностно - ориентированный. Актуальность проекта: возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе...

Проект по трудовому воспитанию «Трудиться — всегда пригодится»

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он откр...

Проект в подготовительной группе "Трудиться - всегда пригодиться".

       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Бабушкинмуниципального образования  «Кабанский райо...

Проект по трудовому воспитанию "Трудиться - всегда пригодится" в старшей группе

Проект по трудовому воспитанию "Трудиться - всегда пригодится" в старшей группе...

Проект по трудовому воспитанию «Трудиться - всегда пригодиться»

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание, начинается приобщение детей к трудовой дея...