Музей в чемодане "СВОи"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дорофеева Екатерина Александровна

паспорт музея в чемодане "СВОи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya.docx254.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 структурное подразделение – детский сад «Яблочко» г. Аткарска Саратовской области

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ: СВОи»

2vaosBK6xia0RIFgCA84R9Ol7K00dnpFJHiU1M7I_jbf31lT40Wl9B430-SACSq4yL2qbGifNpCSBcQHmaxi9XYU.jpg

Автор: Дорофеева Е.А.

Аткарск, 2025 г.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:

«Музей в чемодане: СВОи»

Время экспонирования: май 2025г.

Место экспонирования: групповое помещение старшей разновозрастной группы

Профиль музеянравственно-патриотический, познавательный

Цельвоспитание патриотизма, чувство гордости за мужество и героизм своего народа; осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи:

1.Развивать нравственные чувства у детей дошкольного возраста.

2.Воспитывать уважительное отношение к воинам, профессии военного.

3.Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового об истории и реальных событиях  родной страны.

4.Пополнять словарь детей понятиями: Россия, Отечество, защищать, гордится, сражаться, справедливая, народная, героическая война, пехота, танкисты, лётчики, фашизм, терроризм, окопы и т.д .

5.Привлекать  детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.

6. Воспитывать чувство патриотизма, любви, принадлежности к своей Родине.

Принципы создания мини-музея

• Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее целей и задач образовательных областей.

 • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.)

. • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка

. • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

 • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

 • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве

 • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира

 • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также формированию чувства патриотизма.

 Оформление мини-музея.

Коллекция экспонатов  мини-музея располагаются в групповом помещении, в специально подготовленном чемодане, доступном для детей. Дополнительно представлены для самостоятельного использования детская литература, подборки фотографий о СВО, дидактические игры, макеты в соответствии с возрастом детей.

В мини-музее представлены предметы, которые используются солдатами, участниками СВО. Экспонаты собирались воспитателем и семьями воспитанников.

Участники:

Дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатель, родители воспитанников.

Сведения об авторском коллективе

Дорофеева Екатерина Александровна

Должность: воспитатель

Категория: высшая кв.категория

Актуальность

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».       Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.

Использование музейной педагогики в воспитании нравственно-патриотических чувств, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию о событиях современности нашей страны. Идея «мини-музея в чемодане» даёт возможность быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. Необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «мини-музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; у воспитанников усиливается любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

Этапы работы по мини-музею

Подготовительный этап:

Подбор методической литературы по музейной педагогике.

Разработка макета мини-музея, содержания  экспозиций мини-музея:

  1. Личные вещи бойцов СВО, защитников Отечества
  2. Наглядный материал по ознакомлению с формой российской армии, обмундировании бойца СВО.
  3. Дидактические игры по военной тематике.

Подбор материалов  для создания мини-музея: экспонатов для выставок; литературы,  иллюстраций, открыток, изображающих события СВО.

Создание фотоальбома и видеороликов по теме проекта: информации о деятельности ДОУ в поддержку бойцов и фронта

Основной этап.

Формы работы с детьми:

  • организованная образовательная деятельность по тематике;

В рамках образовательной деятельности расширить  знания детей о мужестве и силе бойцов СВО. Продолжать знакомить детей с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат», разновидностями музеев, их значением, правилами поведения в них; памятниках, памятных местах и датах;  картинами современных художников  по тематике проекта.

  •  самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Моряки», «Военная разведка» и др, раскрашивание раскрасок с военной техникой, рисование по впечатлениям «Военная техника»; Изготовление моделей военной техники из бумаги, воспроизведение современного боя с солдатиками;
  • представление материала, собранного для мини-музея; беседы, рассказ об экспонатах.

Методы работы:

Практическиесюжетно-ролевые игры, дидактические игры, создание фотоальбома «Тыл фронту».

Словесныебеседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Наглядныесбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, личный пример взрослых.

Формы работы с родителями:

  • участие в подготовке экспонатов для музея;
  • Подбор  литературы по теме мини-музея.
  • сбор материалов о родственниках, участвующих в СВО

Заключительный этап

Оформление презентации проекта музея

Предполагаемый результат:

  •  расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о роли советского солдата в ВОВ, форме и  снаряжении солдат, его личных вещах.
  • повышение уровня познавательного развития дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
  • развитие творческих способностей детей по художественному творчеству в разных  направлениях (рисунок, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
  • повышение уровня развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями,  умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам;
  • развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
  • развитие интереса к музейной деятельности;

Перспектива развития мини-музея

  • Выбор места в патриотическом уголке  для долговременной экспозиции мини-музея
  • Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалы.
  • Создание картотеки игр  по теме мини-музея. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музеи Москвы. Палеонтологический музей.

Совместная работа детей и родителей....

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...