Музей в чемодане "СВОи"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 структурное подразделение – детский сад «Яблочко» г. Аткарска Саратовской области
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ: СВОи»
Автор: Дорофеева Е.А.
Аткарск, 2025 г.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея:
«Музей в чемодане: СВОи»
Время экспонирования: май 2025г.
Место экспонирования: групповое помещение старшей разновозрастной группы
Профиль музея: нравственно-патриотический, познавательный
Цель: воспитание патриотизма, чувство гордости за мужество и героизм своего народа; осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
1.Развивать нравственные чувства у детей дошкольного возраста.
2.Воспитывать уважительное отношение к воинам, профессии военного.
3.Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового об истории и реальных событиях родной страны.
4.Пополнять словарь детей понятиями: Россия, Отечество, защищать, гордится, сражаться, справедливая, народная, героическая война, пехота, танкисты, лётчики, фашизм, терроризм, окопы и т.д .
5.Привлекать детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
6. Воспитывать чувство патриотизма, любви, принадлежности к своей Родине.
Принципы создания мини-музея
• Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее целей и задач образовательных областей.
• Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.)
. • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка
. • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
• Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
• Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве
• Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира
• Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также формированию чувства патриотизма.
Оформление мини-музея.
Коллекция экспонатов мини-музея располагаются в групповом помещении, в специально подготовленном чемодане, доступном для детей. Дополнительно представлены для самостоятельного использования детская литература, подборки фотографий о СВО, дидактические игры, макеты в соответствии с возрастом детей.
В мини-музее представлены предметы, которые используются солдатами, участниками СВО. Экспонаты собирались воспитателем и семьями воспитанников.
Участники:
Дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатель, родители воспитанников.
Сведения об авторском коллективе
Дорофеева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Категория: высшая кв.категория
Актуальность
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России». Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.
Использование музейной педагогики в воспитании нравственно-патриотических чувств, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию о событиях современности нашей страны. Идея «мини-музея в чемодане» даёт возможность быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. Необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «мини-музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; у воспитанников усиливается любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.
Этапы работы по мини-музею
Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по музейной педагогике.
Разработка макета мини-музея, содержания экспозиций мини-музея:
- Личные вещи бойцов СВО, защитников Отечества
- Наглядный материал по ознакомлению с формой российской армии, обмундировании бойца СВО.
- Дидактические игры по военной тематике.
Подбор материалов для создания мини-музея: экспонатов для выставок; литературы, иллюстраций, открыток, изображающих события СВО.
Создание фотоальбома и видеороликов по теме проекта: информации о деятельности ДОУ в поддержку бойцов и фронта
Основной этап.
Формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность по тематике;
В рамках образовательной деятельности расширить знания детей о мужестве и силе бойцов СВО. Продолжать знакомить детей с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат», разновидностями музеев, их значением, правилами поведения в них; памятниках, памятных местах и датах; картинами современных художников по тематике проекта.
- самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Моряки», «Военная разведка» и др, раскрашивание раскрасок с военной техникой, рисование по впечатлениям «Военная техника»; Изготовление моделей военной техники из бумаги, воспроизведение современного боя с солдатиками;
- представление материала, собранного для мини-музея; беседы, рассказ об экспонатах.
Методы работы:
Практические: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, создание фотоальбома «Тыл фронту».
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, личный пример взрослых.
Формы работы с родителями:
- участие в подготовке экспонатов для музея;
- Подбор литературы по теме мини-музея.
- сбор материалов о родственниках, участвующих в СВО
Заключительный этап
Оформление презентации проекта музея
Предполагаемый результат:
- расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о роли советского солдата в ВОВ, форме и снаряжении солдат, его личных вещах.
- повышение уровня познавательного развития дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- развитие творческих способностей детей по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
- повышение уровня развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями, умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам;
- развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
- развитие интереса к музейной деятельности;
Перспектива развития мини-музея
- Выбор места в патриотическом уголке для долговременной экспозиции мини-музея
- Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалы.
- Создание картотеки игр по теме мини-музея.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»
Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...


