Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Хохломская ложка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию
в подготовительной группе
«Хохломская ложка»
Воспитатель: Гладкина М.А.
МБДОУ Д/сад №8 г.Коркино
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.
2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
Ход занятия.
Дети заходят в зал, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Загадка:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Воспитатель:
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
Воспитатель:
- И чего здесь только нет:
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Дети рассматривают выставку.
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома).
- Правильно.
Стихотворение:
Хохломская роспись – Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой, золотой листвы!
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Как волшебница жар – птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица
Золотая Хохлома.
И чего здесь только нету –
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
Воспитатель:
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы)
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Ребята, а теперь вкратце я вам попытаюсь рассказать, раскрыть секрет Хохломы, как же посуда становится золотой!
Воспитатель: (Воспитатель объясняет технологию изготовления хохломских изделий)
- Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой!
Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!).
Дидактическая игра «Угадай – ка!»
Составление описательных рассказов о хохломской посуде.
- Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).
- Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.
По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия.
- Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель::
- А скажите, ребята, у вас дома есть хохломская деревянная посуда?
– Да.
- А вы из нее кушаете?
– Нет, да и т.д.
- А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.
- Уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.
Также пользовались спросом чаши, миски и солонки. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими, ведь порой в доме жило до 3 поколений одной семьи. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды.
Но посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.
- А теперь возьмите заготовки ложек и давайте их превратим в настоящую Хохломскую посуду. Но перед этим выполним гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Воспитатель:
- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
Итог занятия.
Воспитатель: Удивительна и богата земля русская своими мастерами!
Мальчик: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Девочка.
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Воспитатель:
- Ребята нам пора заканчивать наше удивительное путешествие в мир «Золотой хохломы». Скажем всем «До свидания!»
ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ
Занятие в подготовительной группе
Воспитатель: Дубовик Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по рисованию в подготовительной группе "Хохломские ложки"
занятие "Хохломские ложки"...

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....

Конспект занятия "Огонь-друг и огонь враг" план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Формировать знания детей о причинах возникновения пожара правила поведения при пожаре. Закрепить знания детей об опасных ситуациях; научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;знак...

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Деревянная ложка»
Приобщать детей к народному творчеству, тем самым приобщая их истории русского народа, общечеловеческим ценностям...
