опыт работы"Валеологическое воспитание детей дощкольного возраста"
методическая разработка на тему

 

 

Информация об опыте…………………………………………………3

 

Технология опыта……………………………………………………...7

 

Результативность опыта………………………………………………14

 

Библиографический список…...............................................................16

 

Приложение к опыту …………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

 Работа проводилась на базе МБДОУ   «Сказка» с.  Ездочное  Чернянского  района  Белгородской  области»

Детский  сад  «Сказка»  расположен   на  территории   с.  Ездочное   Чернянского  района   Белгородской  области  в  центре  села.  Недалеко  находится  МБСОШ,  школа  искусств.  

Детское учреждение «Сказка»  посещает    120 детей.    

 Опыт  реализовывался  в  течение  2-х  лет.  В  настоящее  время  находится  на  третьем   году   экспериментальной       работы.

Многие дети часто и длительно болеют. Но всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми,   плохо развиты физически. Маленький - значит слабый - считают родители - его надо охранять, защищать, оберегать.

 Началом  опыта  работы  по  теме стало  проведение  диагностики  по  определению     здоровья  детей. Диагностика, проведенная  в  младшем  дошкольном возрасте  ДОУ «Сказка» показала,  что    группы  здоровья      детей  следующая:  первая 10%,  вторая  - 25 %,  третья -65%.  Беседы  с  родителями  показали, что  многие дети  родились  слабыми,   с  низкой  массой  тела, во  время  беременности  у  мам  часто  возникали  проблемы:  угроза  потери  ребенка,  а  также  тяжелые  роды.  

Актуальность  опыта

         Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

На  современном  этапе  развития  общества  выявлены  тенденции  к ухудшению  состояния  здоровья  детей  в  разных  регионах  Российской  Федерации и,  в  частности, в   Белгородской  области,  поэтому  нет  необходимости  убеждать  кого-  либо  в актуальности  проблемы  здоровья.

Состояние  здоровья  детского  населения  в  целом  по России  характеризуется  как  национальная  катастрофа.  По  данным Министерства  здравоохранения  РФ  лишь    10- 14%  детей  практически  здоровы,  около  50 %  имеют  функциональные отклонения, 35- 40 %  - хронические  заболевания. А   здоровье  детей  дошкольного  возраста  в  настоящее  время  вызывает  большие  опасения.  У  детей  все  чаще  отмечаются  значительные  распространенность  и выраженность  нервно -  психических  нарушений, утомляемость,  более  низкая  сопротивляемость  организма.  С  каждым  годом чаще  фиксируется количество детей  со сниженным  функциональным  резервом, дефицитом  массы  тела, хроническими  патологиями, выше  уровень  агрессивности  и    конфликтности. В  последнее  время  к  числу  приоритетных, разрушающих   здоровье  детей,  помимо  прочих,  ученые  относят  пассивность семьи  в  вопросах  сохранения  здоровья  ее  членов,  нерациональное питание,  стрессовые ситуации  в  окружении детей (алкоголизацию,  курение,  наркоманию),  недостаточную  активность  медицинских  служб.

          Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной. Многие учёные отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей.

 В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека мало эффективен. Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного российского общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок - проблема первостепенного значения.

 Введение в массовое обращение термина «валеология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, ростом статистических показателей заболеваемости, негативными тенденциями демографического состояния России, низкой культуры здоровья.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической и физкультурной образованности дошкольников.

           Отсюда  выходит  противоречие: несмотря на  то,  что   охране  и  укреплению  здоровья   детей  отводится  в  стране   ведущее  место,  состояние  здоровья  и  смертность  детей    в России  неизменно  растет.    Поэтому  считаю, что   валеологическое  воспитание  детей  дощкольного  возраста  является  важным  условия  развития  здорового  ребенка.

 Проблема    воспитания  здорового  образа  жизни  дошкольников  будет  решаться  посредством  валеологического  образования  детей  дошкольного  возраста. 

Ведущая  педагогическая идея  опыта    заключается в создании условий для формирования   привычки  к  здоровому  образу  жизни   детей младшего   дошкольного  возраста,  в  формировании у  детей  правильного  отношения  к  своему  здоровью

Длительность  работы  над  опытом     Работа планируется  реализоваться   в течение трех лет.

         На первом этапе изучались базовые понятия  валеологического  образования детей  дошкольного возраста  (апрель-сентябрь 2011 г.),

на втором этапе  организована практическая работа с детьми   младшего   возраста  (сентябрь 2011 г. – февраль 2012 г.),

на третьем этапе будет  проведен  сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов работы, результативность работы (февраль- март 2013 г.)

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, на формирующем этапе была проведена работа по апробации разработанной методики  и намеченных путей развития валеологического  образования    в  процессе  воспитания  здорового  образа жизни младших  дошкольников. Диагностика на заключительном этапе  предполагает  проведенной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.

 Диапазон опыта включает работу с группой детей и родителей в процессе  организованной  образовательной,  совместной  и  самостоятельной  деятельности.

Теоретическая база опыта

         Вопросам  организации  валеологического  образования  детей   и  молодежи в  России уделяют  должное  внимание правительственные  документы:  это законы Российской Федерации «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребёнка».

Теоретической основой исследования являются: - идеи гуманизации и гуманитаризации целостного педагогического процесса, отбора содержания образования на основе личностноориентированного подхода, развиваемые в трудах И.Ф. Исаева, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.; - идеи развивающего обучения, изложенные в исследованиях В.В. Давыдова, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, М.Н. Махмутова, М.Н. Скаткина и др.; - концепции общей валеологии, представленные в работах И.И. Брехмана, В.В. Колбанова, Ю.П. Лисицина, В.П. Петленко и др.; - образовательные аспекты педагогической валеологии (П.А. Виноградов, Л.Ю. Глинянова, В.И. Жолдак, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, О.Л. Трещева и др.); - концепции физического воспитания с оздоровительной направленностью (В.К. Бальсевич, Ю.Р. Змановский, Л.И. Лубышева, В.М. Минияров, И.В. Муравов и др.); - положения теории и методики физического воспитания детей (А.В. Кенеман, П.Ф. Лесгафт, А.Ц. Пуни, Д.В. Хухлаева и др.); - результаты исследований в области творчески развивающих технологий физического воспитания, освещенные в работах А.В. Абдульмановой, Л.М. Коровиной, В.Т. Кудрявцева, Э.Я. Степаненковой, Т.С. Яковлевой и др.

         «Валео»  в  переводе с  латинского  означает «сильный», «второе  значение этого  слова -  «здоровый»,  «логос» -  наука.

         Предметом  изучения  при  обучении  детей  основам  валеологии является  собственной  тело  ребенка.  Дети  получают  научно  обоснованные  знания  о  своем  организме:  функциях,  возрастных и  половых  особенностях,  возможностях, условиях  сохранения  и  укрепления  здоровья.

         Валеологию нельзя воспринимать как сугубо медицинский или спортивный курс оздоровления. Рамки ее возможности намного широки,  чем эти два, конечно, тоже необходимых направления.

            Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Здоровье человека - это  главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать  смолоду, с первых дней жизни ребенка.

         Что же такое здоровье? Ошибочным считается тот факт, что при отсутствии болезней или физических дефектов человека считают здоровым.

         Здоровье - сложное биосоциальное явление, представляющее собой «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

         Это общее понятие здоровья, а применительно к детям - «здоровье ребенка - это состояние жизнедеятельности, соответствующее их биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, формирование различных реакций в процессе роста». Такое определение дает ведущий российский специалист в области здравоохранения Ю.В. Вельтищев.

         Отсюда следует, что здоровье человека является многоуровневым состоянием и, следовательно, его надо рассматривать с позиции структурного анализа: физиологический уровень, психологическое обеспечение жизнедеятельности человека, социальное благополучие, интеллектуальное развитие.

         Всех нас очень волнует здоровье наших детей, стремительное его падение из года в год, т.к. наши дети оказались заложниками в нынешней системе образования. Еще в  1805г. великий педагог - просветитель Песталоцци известил мир о том, что при традиционных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это открытие было сделано в эпоху, когда родители были здоровы, рожали здоровых детей, когда люди ели  экологически чистую пищу, пили совершенно чистую воду, дышали чистым воздухом.

         Следуя за техническим прогрессом, мы продолжаем наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих непомерных нагрузок.

         Сегодня наиболее актуально звучит вопрос, что надо делать в России во имя сохранения здоровья и жизни общества тысячелетнего государства, объединяющего многочисленные народы и нации? Еще А.Н. Толстой писал: «Что мы сделали с талантами данными Богом? Тысячи людей уходят, не только не достигнув зрелости взрослого, но и зрелости детства (10-12 лет)». Эти слова не потеряли своего значения и на пороге XXI века.

Новизна  опыта

Заключается  в  том,  что  навыки  здорового  образа  жизни  формируются  и  закрепляются в  организованной  образовательной  деятельности,  совместной  деятельности  детей,  а  также  в  самостоятельной деятельности детей  младшего  дошкольного  возраста.

Технология  опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности.

Цель:  формирование у  детей  младшего  дошкольного  возраста  осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивация к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, становление валеологической компетенции ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, а также оказание элементарной медицинской, психологической помощи.

Задачи:

-сформировать  навыки  ухода  за  телом;

- создать  условия  для  закаливания, дав  ребенку  возможность самому  решать,  как  закаливать  организм;

-выработать  стойкую  привычку  к  самомассажу;

-создать  проблемную ситуацию,  которая  наглядно  демонстрирует  значимость  правильного  отношения  к  здоровью;

-научить  ребенка  обращаться  с  опасными  для  здоровья  веществами;

-дать основное  представление  о  строении  и  функциях  тела;

- формировать  навыки  охраны личного  здоровья  и  бережного  отношения к  здоровью  окружающих;

         Считаю, что  достижение  намеченной  цели  будет  успешным,   если  валеологическое  образование    детей  младшего   дошкольного  возраста  будет осуществлятся   при  создании  педагогических  условий:

-создании   предметно - развивающей  среды:  физкультурный  уголок  в  группе,  уголок  здоровья;

- организации  систематических  валеологических  занятий;

- организации занятий по  воспитанию  и  формированию,  сохранению  и  укреплению здоровья детей  через   активную практическую,  самостоятельную  и  интеллектуальную деятельность  детей  и  воспитателя.

Организация   образовательного  процесса

На первом этапе   была проведена констатирующая диагностика по  определению уровня  сформированности  валеологической  образованности  детей (на  основе диагностики   Г.Н. Кулик,  Н.Н. Сергиенко « Школа  здорового  человека).

Анализ  диагностики  показал,  что  80%  детей  ничего  не  знают  о  вредных  привычках,  77%  не  знают  названия  гигиенических процедур,  не  умеют  самостоятельно  их  выполнять,  63%  сорятся  со  сверстниками  и  взрослыми, 64% не  знают  частей  тела  человека  (см.  таблицу  № 1)

Таблица № 1.

image \s

            Для организации  организованной  образовательной  деятельности   с  детьми  младшего  дошкольного  возраста   была определена  общая стратегия валеологической   работы: разработана здоровьесберегающая  технология   (приложение № 1),  составлен перспективный (приложение № 2)    и  тематический  план (приложение № 3) ,   разработаны   критерии  диагностики  по  валеологическому  образованию (приложение № 4). Разработан  перспективный  план  по  формированию  культурно -  гигиенических  навыков  в  младшем  дошкольном  возрасте (приложение № 5),

 Приобретен фонд методических, наглядно - иллюстративных материалов.  Намечена работа с родителями  по пропаганде валеологических  знаний: запланированы собрания, дискуссия, совместные  мероприятия.

Для  работы  по  данной  проблеме  была  преобразована   здоровьесберегающая  и  развивающая  среда,  способствующей  конструированию  вариантов  здорового  образа  жизни.  В  групповой    комнате  оборудовала  уголок  здоровья,  где  дети  могли    рассматривать  иллюстрации  с  частями  тела,  рассматривать  картинки  с  полезными  продуктами  питания,  опасными  предметами и  просто  поиграть.

Содержание  образования

   Воспитательно-образовательный процесс осуществляется  по  примерной  основной   общеобразовательной   программе   «От  рождения  до школы» под редакцией  Е.Н.  Вераксы,  М.А. Васильевой,   Т.С.  Комаровой.

Учитывая,  что  целостность  педагогического  процесса  достигается  в  ходе  систематической  работы  по  формированию  здорового  образа  жизни,  созданию  соответствующей  предметно -  развивающей  среды  и взаимодействию  всех  участников  образовательного  процесса,    была разработана  система  по  формированию  здорового  образа  жизни  у  детей  младшего  дошкольного  возраста,  включающую  в  себя  три  этапа.

На  первом  этапе   посредством  игры   познакомила  детей  с  особенностями  тела  человека.  Чтобы  дети  могли  лучше  изучить  свое  тело,  предлагала   их   подойти  к  зеркалу и рассмотреть  себя  и  своего  соседа.  Также  около зеркала  ребятам  предлагала  изобразить  как,  по  их мнению,  выглядит  здоровый и  больной  человек.  Вместе  анализировали  их  внешний  вид.  Дети,  самостоятельно  делали  вывод,  что  здоровый  человек  всегда  улыбается, у  него  хорошее  настроение,  он  опрятно  одет  и  причесан.

  Овладение  знаниями  через  игру  стало  для  меня  главным  условием  работы.  В  повседневной  жизни  для  самостоятельной  деятельности  детям  предлагались  дидактические  игры  на  закрепление  пройденного  материала, создавались  игровые  и проблемные  ситуации.  В  дидактической игре «Назови  и  покажи» называли   какое-то действие,  а  дети  называли  соответствующий  орган  и  показывали  его. Целью  игры «Умею – не умею»  было  акцентировать  внимание  детей  на  умениях  и  физических  возможностях  своего  организма. При помощи  дидактических  игр  детей подводила  к  мысли  о  том,  что  организму  для  здоровья  необходимы  разные  полезные  продукты  и  витамины.  Это  такие  игры,  как «Полезно -  неполезно»,  «Составь  меню»,  «Чудесный  мешочек»,  «Красный -  синий»,  «разложи  правильно».  В  гости  к  детям  приходили  сказочные  персонажи  и  просили  помочь справиться  с  бедой.  Так,  в  гости  к  детям  приходила  принцесса  Витаминка  и  интересовалась,  почему  в  этой  группе  такие  веселые,  бодрые,  энергичные  дети.  Ребята  с  удовольствием  отвечали  на  ее  вопросы.

  Еще  одной  формой,  которая  наиболее  полюбилась  детям,  были «Размышления  детей  на  тему…»,  проходившая  в теплой,  непринужденной  обстановке.

Дети  собирались  в  круг, обычно  это  проходило  в  вечернее  время, и  говорили  о  здоровье  человека.

  Они  рассказывали,  как с родителями  или  другими  членами семьи  проводили время  с  пользой  для  здоровья.  Также  предлагалась  детям  проблемная  ситуация.

Обсуждая  ее,  дети методом  проб  и  ошибок  делали  выводы  о  важности  здорового  образа  жизни  для  человека.  Большое  внимание уделялось  работе  с  наглядным материалом.  Для  этого  в  «уголок  здоровья», созданный  в  группе,  вносили  различные  иллюстрации  с  изображением  больного  и  здорового  человека, полезных  и  вредных  продуктов.

  Сформировав  у  детей  представления  о  человеке  как о  части  природы,  раскрыв  возможности  человеческого  организма,  перешли  ко  второму  этапу,  целью которого  было  дать  элементарные  представления об  отдельных  частях  тела  и  основных  органах  чувств,  сформировать  навыки  ухода  за  ними.  Детей  приучала  выполнять  простейшие упражнения:  полоскание  рта,  релаксацию,  несложные  дыхательные  упражнения. Чтобы  на конкретном  примере  показать, к  чему  может  привести  несоблюдение  человеком  элементарных  правил  сохранения  своего здоровья,  использовали  моделированные  ситуации,  цель  которой -  в  реальных  условиях  показать, что  здоровый человек  это  не  только тот,  кто  укрепляет  свой  организм  при  помощи физических упражнений,  но ещё  и  следит  за здоровьем  разных  частей  тела.

При  знакомстве с органами  чувств (нос,  уши,  глаза,  язык)  рассматривали  иллюстрации этих  органов.  Чтобы  подвести  детей  к  пониманию  роли  разных частей  тела  в  организме  человека, проводили  игровой  тренинг. Используя  схемы, обучали  детей  правильной  чистке  зубов,  а  также  различным  видам  гимнастик: пальчиковой,  артикуляционной, корригирующей,  гимнастике  пробуждения.  Учили  выполнять  игровой  массаж  и  самомассаж.  Игровая форма  и  стихотворные  тексты  быстро  помогали  запомнить  упражнения.

  Цель  третьего  этапа – формирование  представлений о  факторах,  влияющих  на  здоровье  человека, закрепление  знаний  о здоровом  образе  жизни.  Организуя  работу  на  этом  этапе,  показываю  на  личном  примере,  что  здоровый человек  должен  не  только  ухаживать  за  своим  телом,  но  и  соблюдать  режим,  заниматься  спортом, много  гулять,  закалять  свой  организм.  Этому способствовали занятия  в  спортивном  зале,  на  спортивной  площадке, организация  двигательной  активности  на  прогулке.  Досуги  и  развлечения  проводили  не  только  в помещении,  но  и  на  свежем  воздухе.  Под  присмотром  медсестры  дети  осуществляют  закаливающие  процедуры:  в  летнее  время  загорают  на  солнце, бегают  босиком  по  траве и  песку.

Большое  внимание  уделяется  работе  с  родителями.  Для   становления  и  обогащения  культуры  здоровья  были  выбраны  разнообразные  формы  работы (см.  таблицу)

Оздоровительные  игры

виды

Информационно-

аналитические

Информационно -  наглядные

Познавательные

Досуговые

традиционные

Посещение  семьи  и  дома

 

 

 

Папка -  передвижка,  папка -  раскладушка,  выставки  детских работ,  рекомендации, фотовыставки

Тематические  консультации  и  беседы,  родительские  собрания,  круглый  стол

Праздники

нетрадиционные

 

 

 

 

 

Анкетирование,  интервью,  почтовый  ящик

 

 

 

 

 

Открытые  занятия,  буклеты,  информационные  бюллетени

Семинар-  практикум,  родительский  клуб, устный  журнал  для  родителей.

Развлечения,  совместные  досуги

 

Среди  родителей  распространяются  памятки и  буклеты,  в  которых  даются  советы  и  рекомендации  о  здоровом  образе  жизни. Совместные  спортивные праздники и  развлечения,  проходившие  один  раз  в  квартал,  приносят  массу  положительных  эмоций  и  родителям  и  детям.  Благодаря  проведенной  работе  по пропаганде  здорового  образа  жизни  среди  родителей  детей  младшего  дошкольного  возраста,   удалось  не  только  добиться  активного  участия  родителей  в  образовательном процессе,  но  и  изменить  их  отношение  к  собственному  здоровью  и  здоровью  своего  ребенка.

Дальнейшую  перспективу  видим  в   том,  чтобы продолжить  работу  по  формированию  здорового  образа жизни у  детей,  расширять  и  углублять  их  знания об  организме  человека,  необходимости  заботиться  не  только  о  своем  здоровье, но  и  о  здоровье  окружающих  его  людей.

 

Формы, методы и средства  воспитательно – образовательной работы

 

Для работы с детьми по  развитию валеологической  культуры  использовала разнообразные методы, которые прошли проверку времени  и широко применяются:

№ п/п

Формы  и  методы

содержание

1.

Обеспечение  здорового  ритма  жизни

-Щадящий  режим (адптационный  период)

- гибкий  режим

-учет  лунного  режима

-учет  биоритмов

-учет  астрологического  прогноза

-коррекция биоритмической  активности

-создание  комфортной  обстановки

2.

Физические  упражнения

- утренняя  гимнастика

-физкультурные  занятия

-подвижные  игры

-профилактическая  гимнастика( дыхательная,  улучшение  осанки,  зрения,  исправление плоскостопия)

-  спортивные  игры

-занятия  ритмикой

-оздоровительный  бег

-прогулки, походы

-гимнастика  после  дневного  сна

3.

Гигиенические  и  водные  процедуры

- обширное  умывание

-мытье рук

-общий  душ

- игры  с  водой

-обеспечение  чистоты  среды

-обливание

-увлажнение  воздуха

4.

Свето-воздушные  ванны

-  проветривание помещений

-сон  при   открытых  фрамугах

-прогулки  на  свежем  воздухе

-обеспечение  температурного  режима  и  чистого  воздуха

-контрастные  воздушные  ванны

5.

Спецзакаливание

-ходьба  босиком

- точечный  массаж

-обширное умывание

-обтирание

-полоскание горла

- обливание

6.

Аромотерапия

- ароматизация  помещения

-фитопитание (чай,  отвары)

-аромомедальоны

7.

Диетотерапия

-рационное  питание

-индивидуальное  меню

8.

Активный  отдых

- неделя  здоровья (каникулы)

-физкультурно-спортивные  праздники

-дни  здоровья

-физкультурный  досуг

9.

Свето- цветотерапия

- обеспечение светового  режима

-цветовое  и  световое  сопровождение учебного  процесса

10.

Музотерапия

- музыкальное  сопровождение  учебного  процесса

-сон  под  музыку

-музотеатральная  деятельность

-пение

11.

Аутотренинг и  психогимнастика

- игры  и  упражнения  на  развитие  эмоциональной  сферы

- игры

-тренинг  подавления  отрицательных  эмоций  и  снятие  невротических  состояний

12.

Физиотерапия

-УФО  общее

- Тубус - кварц

13.

Пропаганда  ЗОЖ

-  спецзанятия

 

В  работе  с  детьми  использовала  также  практические,  словесные  и наглядные  методы.

Практические  методы:

1. Создание  здоровьесберегающей развивающей  среды,  обеспечивающей  комфортное пребывание  ребенка  в  ДОУ.

Демонстрация  разных  ситуаций, несущих опасность  для  здоровья  ребенка.

 2. Организация  режима  двигательной  активности,  обеспечивающего  нормальную  жизнедеятельность.

3. Закаливание  по  схеме.

         Словесные  методы:

1.Беседы.

2.Чтение  художественной  литературы.

3.Заучивание  стихотворений.

4. Дидактические  игры.

5.Сюжетно -  ролевые  игры.

6.Подвижные игры.

7. Развлечения.

8.  Моделирование  ситуаций.

9.  Консультации.

10.  Наблюдения.

         Наглядные  методы.

1. Организация  выставок,  конкурсов.

2.Сбор  фотоматериалов.

3.Рассматривание  иллюстраций.

4.Аудиовизуальная  техника.

5. Информационно - агитационные  стенды.

6.Театрализованная  деятельность.

7.Личный  пример  взрослых.

Результативность опыта

В  результате  проделанной  работы  у  детей  младшего  дошкольного  возраста  значительно  возросли  валеологические  знания,  представления  о  себе,  своем  здоровье  и  физической  культуре.  Все  это  позволило  найти  способы        укрепления  и  сохранения  здоровья  детей    данной  группы.

Считаю,  что  приобретенные  навыки  помогут  осознанно  выбрать  здоровый  образ  жизни,  при  условии  постоянной  работы  над  данной  проблемой.

Полученный  опыт  позволит  избежать  несчастных  случаев.

Используемые  в  работе  по  валеологическому  образованию  занятия,  упражнения,  игры,  загадки  и  сказки   помогли  сформировать  у  детей  правильное  отношение  к  своему  здоровью. Дети  учатся  понимать, как  надо  себя  вести  и  как  не надо,  чтобы  сохранить  здоровье.

Контрольная  диагностика  показала,  что  у  детей  значительно    повысился уровень  знаний. Дети стали  самостоятельно  выполнять  все  доступные  возрасту  процессы  одевания,  умывания,  самообслуживания,  бережно  относятся  к  своему  телу.

Проявляет  инициативу  и  независимость.  Стремиться  оказывать  помощь  взрослым,  сверстникам,  которые  испытывают  затруднения. (см.диагностику № 2)

image \s

Проведенная  диагностика  показала  положительную  динамику в  овладении  валеологическим  образованием  детей  младшего  дошкольного  возраста.

Данная  диагностика  не  является  итоговой,   так  как, работа  над  третьим  этапом  не  завершена.  Итого  окончательной  работы  будут  подведены  в  марте  2013  года.

  Опыт  работы  по  проблеме «Валеологическое  образование  детей  дошкольного  возраста  как  средство  воспитания  здорового  образа  жизни»  пополнил  разработками  методическую  копилку  дошкольного  учреждения «Сказка».

Все  это  является  результатом  представленного  опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический  список

 

. Змановский Ю.Ф. Авторская программа «Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях». // Дошкольное воспитание. - 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Приложение

 

  1.  Приложение № 1  Здоровьесберегающие  технологии   во  второй  младшей  группе

 

  1. Приложение № 2  Перспективный  план  занятий

 

  1. Приложение № 3 Тематический  план

 

  1. Приложение № 4 Критерии  диагностики  по валеологическому  образованию  и  воспитанию

 

  1. Приложение № 5.Перспективный  план  по  формированию  культурно- гигиенических  навыков

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_valeologii.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый  день  уважаемые  члены  жюри,  участники  мастер -  класса.

Разрешите  представить  Вам мастер-  класс  по  проблеме « Валеологическое образование  детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового образа жизни».

Цель  мастер класса:  повысить профессиональный  уровень  педагогов  о  валеологическом  образовании,  дать представление о том, что такое валеология,  здоровый образ жизни;

           задачи:

1Вызвать у участников мастер-класса интерес к валеологическому воспитанию.

2.Подробно  рассмотреть   образовательную   область «Безопасность»  раздел «Бережем  свое  здоровье».

3.Развивать творческую активность педагогической  группы

 Уважаемые  коллеги! На  современном  этапе  развития  общества  выявлены  тенденции  к ухудшению  состояния  здоровья  детей  в  разных  регионах  Российской  Федерации и,  в  частности, в   Белгородской  области,  поэтому  нет  необходимости  убеждать  кого-  либо  в актуальности  проблемы  здоровья.

Состояние  здоровья  детского  населения  в  целом  по России  характеризуется  как  национальная  катастрофа.  По  данным Министерства  здравоохранения  РФ  лишь    10- 14%  детей  практически  здоровы,  около  50 %  имеют  функциональные отклонения, 35- 40 %  - хронические  заболевания. А   здоровье  детей  дошкольного  возраста  в  настоящее  время  вызывает  большие  опасения.  У  детей  все  чаще  отмечаются  значительные  распространенность  и выраженность  нервно -  психических  нарушений, утомляемость,  более  низкая  сопротивляемость  организма.  С  каждым  годом чаще  фиксируется количество детей  со сниженным  функциональным  резервом, дефицитом  массы  тела, хроническими  патологиями, выше  уровень  агрессивности  и    конфликтности. В  последнее  время  к  числу  приоритетных, разрушающих   здоровье  детей,  помимо  прочих,  ученые  относят  пассивность семьи  в  вопросах  сохранения  здоровья  ее  членов,  нерациональное питание,  стрессовые ситуации  в  окружении детей (алкоголизацию,  курение,  наркоманию),  недостаточную  активность  медицинских  служб.

         Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной.  

Изучением здоровья, как сущностной характеристики человека занимается валеология (в переводе с лат. vale - будь здоров + logos - наука) - наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

 «Валео»  в  переводе с  латинского  означает «сильный», «второе  значение этого  слова -  «здоровый»,  «логос» -  наука.

        Предметом  изучения  при  обучении  детей  основам  валеологии является  собственное  тело  ребенка.  Дети  получают  научно  обоснованные  знания  о  своем  организме:  функциях,  возрастных и  половых  особенностях,  возможностях, условиях  сохранения  и  укрепления  здоровья.

        Что же такое здоровье? Ошибочным считается тот факт, что при отсутствии болезней или физических дефектов человека считают здоровым.

        Здоровье - сложное биосоциальное явление, представляющее собой «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

         Уважаемые  коллеги?  Как  Вы  считаете,  нужно  ли  рассказывать  ребенку -  дошкольнику,  о  том,  как  устроен  его  организм?

-  Да, нужно,  но  не  нужно  читать  ребенку  курс  по  анатомии,  а  необходимо  дать  ребенку  первоначальные  представления  об устройстве  организма,  научить  его  осознанно  заботиться  о  своем  здоровье,  бережно  к  нему  относиться к  себе, соблюдать  гигиену.

Сегодня я хотела бы познакомить Вас с некоторыми темами ОО «Безопасность» «Бережем  свое  здоровье».  Данная  область  рассматривает такие темы :«Как устроен мой организм», «Соблюдаем режим  дня» , «Бережем  свое здоровье»  « О  правильном  питании и  пользе  витаминов», «Правила  первой  помощи», «Врачебная  помощь»

Итак,  тема «Как  устроен  мой  организм»

- Тело человека устроено таким образом, чтобы он мог устойчиво держаться на ногах. Его голова может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему человек видит, что происходит вокруг. На голове расположены глаза, которыми человек видит, уши, которыми он слышит, нос, с помощью которого человек ощущает запахи, язык во рту, с помощью которого он чувствует вкус пищи.

У человека ловкие и гибкие руки; кисти рук заканчиваются пятью пальцами, которыми удобно держать карандаш, ложку, расческу и многое другое. Ноги человека — длинные и крепкие, они удерживают и передвигают тело; заканчиваются ноги ступнями — для лучшей опоры.

Внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный орган, который помогает нам жить, — сердце. Приложи руку к левой стороне груди и послушай, как оно бьется. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все остальные органы человеческого тела работают то активнее, то медленнее, а иногда вообще отдыхают.

Подумай, какие органы отдыхают и когда? (Глаза, уши, когда человек спит.)

Сердце трудится,  не переставая как мотор или насос, перегоняя кровь. Наше тело пронизано густой сетью сосудов — трубочек, по ним кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит, и для жизни. Когда человек устает, его телу надо больше энергии и биение сердца ускоряется. Когда человек спокоен или отдыхает, ему требуется меньше энергии и сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее.

Если ты только что бегал, как будет биться твое сердце? А как оно бьется после сна?

Сердце — очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игры, прогулки, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.

Уважаемые  участники  мастер-  класса ответьте  на  вопросы.

Вопросы и задания

  1. Почему руки называют первыми помощниками человека?
  2. Наше тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь?
  3. От чего нужно беречь глаза (уши, нос)?
  4. Вспомни и перечисли правила, которые надо соблюдать, чтобы не болеть. (Мыть руки, умываться и чистить зубы,  содержать свои вещи в чистоте и др.)

Вашему  вниманию  на  экране представлены  игры,  которые    рекомендую  использовать  при  изучении  организма.

   Игры

 «Кто я такой»,

«Ты моя частичка»,

«Моё тело»

«Зачем человеку руки?»

«Силачи», «Садовник»

Предлагаю  следующую  тему «Соблюдаем режим  дня»  для рассмотрения.

О чем рассказать ребенку.

  1. Знаешь ли ты, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, если этот порядок нарушается. Например, ты заигрался и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Или вечером ты рассматриваешь интересную книжку и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. Это организм сообщает, что он устал и пора спать.

В природе все повторяется в определенной последовательности, как и в режиме дня. Растения и животные приспосабливаются к смене времени суток и года. Ночью все живое спит: не поют и налетают птицы, некоторые цветы закрываются на ночь, а утром снова распускаются

Человек тоже реагирует на изменения окружающей среды. Его «внутренние часы» (биоритмы) подсказывают, в какое время можно потрудиться, а когда необходимо отдохнуть, поесть, чтобы восстановить силы. Если их не послушаться, можно заболеть, так как организм ослабнет и не сможет бороться с различными инфекциями. Вот почему очень важно соблюдать режим дня.

Вопросы и задания

  1. Расскажи о своем режиме дня, отвечая на вопросы.
  2. Что делаешь когда просыпаешься? (Зарядка, умывание, завтрак, одевание.)
  3. В какое время ты завтракаешь, обедаешь, полдничаешь, ужинаешь?
  4. Перечисли основные блюда, которые ты ешь на завтрак, на обед и ужин.
  5. В какие игры во время прогулки ты играешь со своими друзьями?
  6. Что необходимо делать перед сном?
  7. В какое время ты ложишься спать?
  8. Расскажи о том, что такое режим дня и для чего он нужен.
  9. Вашему  вниманию  на  экране представлены  игры,  которые    рекомендую  использовать  при  работе над темой  «Соблюдаем режим  дня».

«Разложи картинки по порядку»

«Азбука здоровья»

«Правила гигиены»

Оденем куклу на прогулку»

Представляю  следующую тему «Бережем  свое здоровье».

Для формирования здорового образа жизни необходимо рассказывать ребенку о профилактике заболеваний, сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Однажды переболев, ребенок научится сравнивать состояние здорового и больного человека. А вот о множестве причин, которые приводят к болезням, и о том, как избегать болезней, ему надо рассказать. Бывает нелегко убедить ребенка - мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго за компьютерными играми или перед телевизором и т.д. Дошкольнику сложно осознать связь между болезнью и ее причинами, но научить ребенка заботиться о своем организме, не вредить ему крайне важно.

Полезно познакомить ребенка с профессией врача, рассказать о том, как врач помогает людям стать здоровыми. О чем рассказать ребенку?

- Он лечит людей и много знает о болезнях.

- Чем лечит? И что нужно для того чтобы не заболеть?

А теперь познакомься: это доктор Неболейко. (Показ иллюстрации.)

С помощью микроскопа  он изучает мельчайшие организмы, которые не видны человеческому глазу — микробы. С помощью микроскопа в капле грязной воды можно увидеть множество микробов. Если выпить такую воду, можно заболеть. Микробы опасны тем, что находятся повсеместно и, попадая в организм человека, могут вызвать болезни.

Но, к счастью, наш организм способен оградить себя от этого. Во -  первых,  все наше  тело  покрыто  кожей,  Кожа  защищает  тело  от  внешних  воздействий. Очень много  микробов скапливается  на наших  руках ведь ими мы касаемся разных предметов на улице, в местах, где много народу, гладим наших питомцев — животных, общаясь с ними.

Запомни правила доктора Неболейко:

  1. не тереть глаза грязными руками;
  2. не брать пальцы в рот;
  3. придя домой с улицы, мыть руки;
  4. мыть руки перед едой.
  5. соблюдай режим дня;
  6. соблюдай гигиену, содержи вещи и свою комнату в чистоте и порядке;
  7. закаляйся: принимай воздушные и солнечные ванны, летом купайся в реке, озере, море; занимайся гимнастикой; принимай душ и т. д.

человек сам должен заботиться о своем здоровье. Доктор Неболейко предупреждает: при кашле и чихании изо рта человека вылетают мельчайшие частички слюны. Больной гриппом человек выделяет с кашлем и чиханием вирус (источник болезни), который передается по воздуху. Вот почему при контактах с больным нужно носить гигиеническую маску, чтобы не заразиться.

 А теперь  уважаемые  коллеги  ответьте  на  мои  вопросы,  помните,  что  вы  дети.  Вопросы и задания

  1. Тебе приходилось быть на приеме у врача? Расскажи об этом. Где работает врач? (В поликлинике, в больнице.) Как выглядит врач, во что одевается? Как он тебя осматривал, лечил? Какими медицинскими инструментами пользовался?

Подумай и ответь на вопросы.

  1. Почему нельзя есть грязными руками?
  2. Почему при кашле или чихании надо пользоваться платком или отворачиваться в сторону от тех, кто находится рядом?

- Можно ли пить воду из водоема?

Каждый врач имеет свою специализацию.

Продолжи предложения:

  1. Врача, который лечит простудные заболевания, заболевание сердца и других внутренних органов, называют... (терапевт).
  2. Врача, который лечит ушибы, переломы, делает операции, называют... (хирург).
  3. Врача, который лечит заболевания глаз, называют... (окулист).
  4. Врача, который лечит заболевания ушей, горла, носа называют... (лор).

Уважаемые  коллеги!  Вы  познакомились  с  частью  раздела  «Бережем  свое  здоровье» ОО «Безопасность».  Данная  область  рассматривает  еще  такие  вопросы  как « О  правильном  питании и  пользе  витаминов», «Правила  первой  помощи», «Врачебная  помощь».

Вашему  вниманию  на  экране представлены  игры,  которые    рекомендую  использовать  при  работе над темой «Бережем  свое здоровье».

«Азбука здоровья»

«Кому что нужно»

«Валеология»

Но  мы  переходим  к  методам валеологического воспитания  дошкольников,  которые  представлены  на  слайдах.

 Словесные методы обучения:

 - рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы;

 - беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;

 - чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

        Я  прошу  Вас    добавить  слово:

Оля  весело  бежит

К  речке  по  дорожке.

А  для этого  нужны

Нашей  Оле …(Ножки).

Оля  слушает в лесу,

Как  кричат  кукушки.

А  для  этого  нужны

Нашей  Оле…(ушки)

Оля  смотрит  на  кота,

На  картинки -  сказки.

А  для    этого  нужны

Нашей Оле  …  (глазки)

И т.д.

Загадки:

По  утрам  и  вечерам

Чистит  зубы  пастой  нам (зубная  щетка)

Лег  в  карман  и  караулит,

Реву,  плаксу  и  грязнулю.

Им  утрет  потоки  слез,

Не  забудет  и про  нос (носовой  платок)

 Наглядные методы обучения:

 - наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие мышления, речи;

 - рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем;  демонстрация слайдов, кинофильмов, мультимедийных  презентаций.

Практические методы обучения:

 1. упражнения – многократное повторение умственных и практических действий;

 2. элементарные опыты:  рассматривание  кожи под  микроскопом

 - физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин;

Уважаемые  коллеги! Предлагаю  вам игру «Зеркало»,  в  которой  Вам  необходимо  обвести  рисунки  тех  частей  тела,  которые  относятся  к  голове.

Игра «Зеркало»

 Уважаемые  коллеги!  Игровой  метод -  основной      метод  для  валеологического  оборазования  дошкольников. Хочу  отметить,  что  овладение  знаниями  через  игру  стало  для  нас  главным  условием работы. В  повседневной  жизни  для  самостоятельной деятельности  детям  предлагала  дидактические  игры на  закрепление  пройденного  материала,  создавала  игровые  и  проблемные  ситуации.  В  дидактической  игре «Назови  и  покажи» мы  называли  какое – то действие,  а  дети  называли  соответствующий  орган  и  показывали  его.  

Целью  игры «Умею -  не  умею»  было  акцентировать внимание  детей  на  умениях  и  физических возможностях  своего  организма.  При  помощи  серии  дидактических  игр  детей  подводили  к  мысли  о  том,  что  организму  для  здоровья  необходимы  разные  полезные  продукты  и  витамины.  Такие  игры,  как  «Полезно – неполезно», «Составь  меню»,  «Чудесный  мешочек»,  Красный -  синий», «Разложи  правильно!»

Предлагаю  вам игру  «Умею -  не умею»  для  этого  попрошу  подойти ко  мне.

Цель:  акцентировать  внимание  детей  на  своих  умениях  и физических  возможностях   своего  организма;  воспитывать  чувства собственного  достоинства.

Играешь  с  участниками  мастер-  класса.

Любимая  игра  моих  дошколят «Ровным кругом»

Цель:  уточнить знания детей о предметах личной гигиены; развивать

творчество, воображение.

Предлагаю  стать  парами.

             Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам на мой взгляд самые эффективные методы  работы с детьми дошкольного возраста по  валеологическому  образованию.  

        Предлагаю  Вам    методы  ,  которые  эффективны  при  организации образовательной  деятельности «Безопасность» ( наглядный ,  словесный,  практический),а вы определите какие приёмы подходят к тому или иному методу. А  какого  метода  здесь  не  достает (  игрового)

                 У  вас на столе  лежат  изображения помогающие быть  здоровым,  выберите те,  которые  вы  считаете  необходимыми  и  наклейте  на  лист. ( песня  про  здоровье)

        

Защита  картины.

  1. Рефлексия.     

 Наш  мастер-  класс  подошел  к  концу.

- На  сегодняшнем  мастер-  классе  я  узнала……….

-Я  поняла,  что ……………..

Я  себя    взяла……………..

На  память  о  мастер – классе  дарю  вам памятки «Берегите  свое  здоровье»

- А  в  заключение  познакомьтесь  с  самым  лучшим  рецептoм   здоровья  и  счастья:

Возьмите  чашу  терпения, влейте  в  нее  полное  сердце  любви, добавьте  2 горсти  щедрости, посыпьте  добротой, плесните  немного  юмора  и  добавьте  как  можно  больше  веры. Все  это  хорошо  перемешайте. Намажьте  на  кусок  отпущенной  вам  жизни  и  предлагайте  каждому, кого   встретите  на  своем  пути.

- Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"

Природа - наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охоана окружающей среды, разумное отношение к природе, рциональное использование ее богаства, стали в настоящее...

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

  Природа, окружающая нас, начинает претерпевать изменения, некоторые из них могут носить  отрицательный и даже необратимый характер. Повседневная охрана природы должна стать необходи...

Из опыта работы «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.Федеральный закон «О...

Опыт работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»

Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»...

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ".

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...