Из опыта работы «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал на тему

Гладышева Наталья Валерьевна

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования».  «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам  образовательного  учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

     Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_vospitatelya_gladyshevoy_n.v.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Красноармейска Саратовской области»

Саратовская область г. Красноармейск, ул  1 Мая. д. 8 «а»

Телефон  2 - 46 - 48

Из опыта работы

«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

                                                          Воспитатель МБДОУ

                                                       «Детский сад № 12»

                                                  Гладышева Н.В.

г. Красноармейск

2017 год

                                                                 «Я не боюсь еще и еще раз сказать:

                                                                   забота о здоровье – важнейшая работа      

                     воспитателя.

                                                                  От жизнерадостности, бодрости детей  

                                              зависит их  духовная жизнь,

                                                                  мировоззрение, умственное развитие,

                                                                  прочность знаний, вера  в свои силы».

                                                                                             В. Сухомлинский

     Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования».  «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам  образовательного  учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

     Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.

     Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Но, несмотря на то, что сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно-образовательную среду детского сада до сих пор существует.  Это связано с тем, что при профессиональной подготовке педагогов поверхностно изучается вопрос формирования валеологической культуры дошкольников. В некоторых ВУЗах нет отдельной дисциплины, изучающей глубоко данную тему; валеологическое воспитание дошкольников рассматривается в контексте с другими дисциплинами (физвоспитание, экология и другие). Кроме того, педагоги ограничиваются в работе традиционными методами и формами работы с детьми,  не  решаясь  внедрять в практику современные оздоровительные технологии.

Актуальность темы для группы

     Реализуемая сегодня в ДОУ  нацеливает педагогов на формирование у детей  дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы, где знания  являются только одной из составных частей по воспитанию валеологической культуры дошкольника, формируются отрывочно, без интеграции в различные сферы детской деятельности.  Кроме того, существующий в ДОУ двигательный режим не способствовал достижению должного уровня двигательной активности детей. Уровень заболеваемости достигал 18 %. Здоровьесберегающей среды в группе как таковой не существовало: отсутствовало профилактико-оздоровительное оборудование, наглядно-дидактические игры, пособия. Работа с семьей по вопросам валеологического воспитания детей не была последовательной и систематичной.

Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью формирования валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения их здоровья, и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к проведении разнообразных форм работы с детьми.

     В связи свышеизложенным, стало актуальным  создание  системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника в контексте воспитательно-образовательной работы в группе, исходя из имеющихся в ДОУ условий.  

     Противоречие определило проблему, которая заключалась в создании такой  модели (или системы) работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для работы с дошкольниками, с целью повышения мотивации к занятиям и в целом способствовала приобщению детей к ЗОЖ. Проблематика обусловила тему обобщения опыта: «Воспитание валеологической культуры дошкольника».

Цель обобщения опыта

Цель обобщения опыта:  систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя в группе, направленной на  достижение положительных результатов  в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них валеологической культуры.

Методы обобщения

Методами сбора информации об опыте являлись:  изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.

Новизна и оригинальность идеи

Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается в поэтапном, в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников, распределении валеологического образования  и воспитания дошкольников  младшего, среднего  и  старшего возраста, в интеграции  валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.

Объект и предмет обобщения опыта

Объектом обобщения опыта является система работы по формированию валеологической культуры дошкольников. Предметом обобщения опыта является использование современных оздоровительных технологий, нетрадиционных подходов к организации различных форм работы с детьми.  

Практическая значимость и возможность освоения

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения. Предлагаемый материал подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить ценить свое здоровье, ответственно относиться к нему.

Представленный опыт по применению в работе современных подходов в проведении разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к сохранению своего здоровья, увлечь в игру, а это уже почто 100% -ный результат успеха.  

Трудоёмкость осуществления

    Недостаточная профессиональная подготовка педагогов  по воспитанию валеологической культуры дошкольников

    Ежегодное увеличение количества детей с низким уровнем здоровья, появление новых видов вирусных заболеваний ОРВИ, ОРЗ

Сущность опыта

Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования валеологической культуры дошкольников. Главное – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность,  был готов самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, ценил своё здоровье и здоровье окружающих, приобщился к занятиям любимым видом спорта.

В основу данного опыта положены научно-методические основы воспитания валеологической культуры, изложенные:

    в программе «Зеленый огонёк здоровья» (М.Ю.Картушина), направляющей педагога на формирование у ребенка интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя, внутренней активности

    в программе «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский), где работа с

дошкольниками отличается комплексностью и индивидуально-дифференцированным подходом  к работе с дошкольниками

    в программе «Безопасность» (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева), где рассматриваются проблемы безопасности жизни

    в программе «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина) рассматривают развитие эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка

Авторские нововведения

Провести диагностику валеологических знаний детей,  нам помогло учебно – методическое пособие В.А. Деркунской «Диагностика культуры здоровья дошкольников», в котором представлены материалы разработанные и опробированные в  условиях опытно-экспериментальной работы  педагогическим коллективом ДОУ «Радуга» г. Санкт-Петербург.

При реализации системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника были использованы авторские разработки:

    Планирование поэтапного, в соответствии с возрастными возможностями и

способностями дошкольников, распределения валеологического образования  и воспитания дошкольников  младшего, среднего  и  старшего возраста, основанное на интеграции  валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми

    Модель инновационной здоровьесберегающей среды в группе

    Модель здоровьесберегающих методик, которая позволила придать образовательной деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей являлись профилактические мероприятия.

    Модель реализации двигательной активности дошкольников в группе

Описание применяемого новшества

1 этап работы над темой

Создание системы работы, представленной в опыте шло поэтапно:

     На первом диагностико-прогностическом этапе  был проведён анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющегося программно-методического обеспечения, анализ материально-технической  базы, предметно-развивающей среды группы, а также изучение передового педагогического опыта по теме,  анализ затруднений педагогов ДОУ,  подбор диагностического инструментария для отслеживания результатов работы. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности  для ДОУ, определение цели и задач работы.

2  этап

     На втором организационном этапе  было определено содержание работы с дошкольниками, родителями и педагогами, для каждой возрастной группы поставлены цели и задачи, составлены планы работы с детьми, родителями и педагогами; также начато обогащение предметно-развивающей среды в группе; продолжено пополнение тематического методического, наглядного, дидактического материала, предназначенного для использования в воспитательно-образовательной работе с детьми в группе; создана творческая группа педагогов. Результатами работы этого этапа стало: создание поэтапного планирования формирования валеологической культуры дошкольников с 3 до 7 лет, создание творческой группы педагогов, работающих над темой в тесной взаимосвязи друг с другом, создание  семейного клуба «Здоровячок», создание библиотеки методических и дидактических пособий в помощь воспитателю.

3  этап

    Третий практический этап работы  самый трудоёмкий по содержанию деятельности: он состоял в решении задач воспитания валеологической культуры дошкольника через поэтапную реализацию,  со второй младшей до подготовительной группы, системы мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленными на формирование валеологической культуры дошкольника. Определение цели и задач для каждого этапа, распределение учебного материала и границ воспитательного воздействия было обусловлено возрастными возможностями и способностями детей разного дошкольного возраста, обоснованностью использования тех или иных методов и форм работы.

Принципы работы над темой

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

    Принцип региональной специфики – предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий

    Принцип вариативности - предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы

    Принцип развивающего характера образования – направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития

    Принцип индивидуализации – предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль

    Принцип доступности – предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе

    Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

На каждом этапе формирования валеологической культуры дошкольника деятельность педагога предусматривает:

- в начале учебного года (сентябрь) - диагностику - обязательную (диагностику здоровья, валеологических знаний), дополнительную (в зависимости от цели и задач определенного этапа, например проведение социального и биологического анамнеза предусматривается только во второй младшей группе);

- на протяжении учебного года (октябрь-май)  – реализацию комплекса обязательных оздоровительных, воспитательных и образовательных мероприятий, и дополнительных,  предусмотренных целями и задачами  определенного этапа формирования  валеологической культуры дошкольника. Обязательными для осуществления являются: план оздоровительной работы в группе, индивидуальный план по оздоравливанию для каждого ребенка, план работы семейного клуба в текущем учебном году, план работы с педагогами, план работы по воспитанию валеологической культуры, скоординированный план работы всех специалистов по работе с ЧДБ детьми, план работы по какому-либо отдельному направлению валеологического воспитания  (например,  План работы по обучению детей ОБЖ). Например,  цель работы педагога на первом этапе (во второй младшей группе) - формирование валеологической культуры с помощью двигательной активности  и  воспитания гигиенических навыков, это предусматривает реализацию комплекса мероприятий по «Скоординированному плану работы специалистов ДОУ  по реализации двигательной активности младших дошкольников»; цель работы педагога на втором этапе (в средней группе) - формирование валеологической культуры через обучение основам безопасности  жизнедеятельности и формирование навыков здорового образа жизни – предполагает реализацию дополнительных мероприятий со средними   дошкольниками согласно «Скоординированному плану работы специалистов по обучению детей ПДД и ОБЖ».

Основные направления осуществления опыта

- в конце учебного года (май) - итоговую диагностику, отчёт по результатам работы на итоговом педагогическом совете, отчет по результатам работы на итоговом заседании родительского клуба.

На каждом этапе, начиная со второй младшей группы, работа по формированию валеологической культуры осуществлялась по четырем направлениям:

  1. Работа с детьмивоспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

  1. Работа с родителямисоздание единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад+семья» по воспитанию валеологической культуры дошкольника.

  1. Работа с воспитателямиповышение профессионального мастерства в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника; содействие становлению их собственной культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.

  1. Работа  над развитием предметно-развивающей средысоздание оптимальных условий для двигательной активности и мероприятий по закаливанию, наполнение среды нетрадиционным оборудованием, стимулирующим познавательную, творческую, двигательную активность детей.

Подводя итог деятельности на третьем практическом этапе, был накоплен большой практический опыт, определен круг нововведений.

Содержание нововведений по направлению «работа с детьми»

    Разработанное для каждого этапа формирования валеологической культуры дошкольника планирование комплекса мероприятий с дошкольниками, родителями и специалистами  помогло придать работе управляемость и контролируемость, способствовало эффективному решению педагогических задач и соблюдению основных принципов обучения, продуманной интеграции валеологических знаний в другие  образовательные области.

     Созданная модель двигательной активности дошкольников в группе с применением нетрадиционных подходов служила удовлетворению двигательной активности детей до 72 % от времени бодрствования

    Созданная модель здоровьесберегающих методик позволила придать образовательной деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей явились профилактические мероприятия.

    Внедрение разработанных  занятий по валеологии с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысить интерес ребенка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.

    Разработки сценариев, позволили реализовать двигательную активность дошкольников в актированные дни.

    Особое важное значение в работе с дошкольниками имело внедрение нетрадиционныхтипов занятий: занятие-КВН, театрализованные занятия, занятия-сомнения (поиска истины), занятия типа «Поле чудес» и другие.

Каждое занятие соответствовало следующим требованиям: а) использование новейших  достижений науки и практики; б) реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; в) обеспечение условий для развития познавательной деятельности; г) установление интегративных связей; д) мотивация и активищзация познавательной деятельности ребенка; е) логика построения занятия; ж) эмоциональный компонент занятия; з) тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.

Принципы, срабатывающие на занятии: постоянная обратная связь, диалогизация образовательного пространства, оптимизация развития, эмоциональный подъём, добровольное участие, погружение в проблему,  свободное пространство.

Методы, применяемые на занятиях:

    методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н.Поддъяков, А.Н.Клюев) – элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделировния и конструирования, решение логических задач и др.

    методы повышения эмоциональной активности (проф. С.А.Смирнов) - элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор и шутка и др.

    методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н.Поддъяков) – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование предметов живой и неживой природы (обследование), прогнозирование, предположение, гипотезу и др.

Содержание нововведений в направлении «работа с родителями»

     Работа с родителями по валеологическому воспитанию была интегрирована в инновационную деятельность ДОУ: в рамках реализации инновационного проекта «Содружество: детский сад+семья», родителями младшей группы был организован семейный клуб «Гармония» .Цель работы клуба – повышение психолого-педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. Направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья  были определены следующие:

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в группе;  

- санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

- ознакомление родителей с результатами диагностики состоя ния здоровья ребенка;

- участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;

- обучение родителей конкретным приемам и методам оздоравливания (дыхательная гимнастика,  самомассаж, разнообразные формы закаливания.)

При этом формы работы в семейном клубе предусматривались разнообразные – как традиционные (консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, семинары-практикумы, досуги, памятки, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, буклетов; так и нетрадиционные: участие родителей в творческих конкурсах, участие в массовых мероприятиях детского сада, участие в выставках родительских работ  разной тематики, просмотр открытых занятий, создание видеокопилки и т.п.

Содержание нововведений по направлению «работа с педагогами»

Низкий уровень валеологической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, стимулировал создать творческую группу по изучению и обобщению передового педагогического опыта по данной теме и возможностей его использования в нашем детском саду. В деятельности творческой группы также сложилось несколько направлений: изучение передового педагогического опыта по вопросам здоровьесбережения и внедрения новых форм работы с родителями по приобщению к ЗОЖ; расширение методической базы; пополнение методической копилки ДОУ; проведение мероприятий по обмену опытом;  распространение передового опыта работы.

Содержание нововведений по направлению «работа над развитием предметно-развивающей среды»

     Валеологическая предметно-развивающая среда в группе была организована согласно рекомендациям программы  оздоровления дошкольников «Зеленый огонёк здоровья» («Уголок здоровья», «Стена здоровья», ростомер, спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, игры на веревочках, обруч, кольцебросы, пособия для развития дыхания, познавательные игры-лото, «дорожки здоровья», «диск здоровья», тренажеры и др.)  

             Однако, как показал анализ предметно-развивающей среды, её возможности и воспитательный потенциал, с точки зрения развития двигательной активности ребенка, формирования у него валеологических знаний, был использован не полностью.  Известно, что психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию, выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения: малышу должно быть интересно это делать, не потому что «надо» и «полезно», а потому, что ему это интересно и нравится делать.

     Поэтому одной из задач своей работы я выделила необходимость обогащения предметно-развивающей среды группы: необходимость создания разнообразных дидактических игр и пособий, нестандартного физкультурно-игрового оборудования, оборудования для закаливающих процедур, способствующих повышению мотивации дошкольников к получению валеологических знаний на занятиях, полноценной реализации двигательной активности, профилактике заболеваний, приобщению к ЗОЖ и т.п. Изучение примеров успешной организации валеологически насыщенной предметно-развивающей среды, ее наполнение,  осуществлялось через обмен опытом между членами творческой группы.  Результаты работы представлены в анализе.

Педагогические условия и особенности применения опыта

    При планировании и организации работы необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, на основании чего должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход

    Физическую и психическую нагрузку осуществлять с учетом здоровья, возраста   и физических возможностей ребенка

    Все занятия необходимо проводить с учетом специфики дошкольного возраста в занимательной игровой форме, с использованием нетрадиционных типов занятий (занятие-интеллектуальная игра, занятие-путешествие)

    Обязательно включение в работу с дошкольниками мероприятий, эффективно обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья ребенка на разных этапах его возрастного развития

    Систематически использовать здоровьесберегающие технологии и применять принципы педагогики оздоровления

    Тесное взаимодействие с родителями, воспитателями, медицинским персоналом

    Создание здоровьесберегающей среды

    Использование в работе элементов нескольких педагогических технологий:

здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, технологии индивидуального обучения, технологии индивидуально-дифференцированного подхода, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологии педагогических мастерских, технологии валеологического просвещения родителей.

Факторы успешности

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь, «подстегнуть» либо помешать относятся следующие:

    учет данных анамнеза с целью  выявления контингента детей с различными видами заболеваний,   планирования оздоровительной работы.

    насыщенная валеологическая предметно-развивающая среда: применение дидактических игр, пособий на занятиях по валеологии с детьми дошкольного возраста вносит разнообразие и эффект новизны, позволяет шире использовать имеющиеся у детей знания и умения, варьировать  задания. Валеологическая среда помогает объединить занятие с игрой, создавая условия для наиболее полного самовыражения ребенка в умственной и двигательной деятельности, принятию нестандартных правильных решений. Дидактические игры и пособия широко применяются  в свободной деятельности детей, что позволило заинтересовать дошкольника проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и знания. Кроме этого, ребята берут игры и домой, где вместе с родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками, еще раз играют в любимые игры.

    Еще одним фактором успешности я могу назвать личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный двигательный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу на занятиях.

    Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников, обмен опытом внутри детского сада,  посещение  открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников – просто жизненноважное для любой идеи условие.

    Наличие индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута, который позволит спланировать работу с каждым конкретным ребенком, спрогнозировать результаты, которых ребенок сможет достичь в процессе занятий

    Обязательно использование оздоровительных методик, которые позволят не только оздоровить детский организм, но и предупредить многие заболевания, научить ребенка самооздоравливаться

Анализ результатов опыта работы

     Эффективность созданной и апробированной системы по формированию валеологической культуры дошкольников в ДОУ подтверждается следующей результативностью:

    Дети овладели прочными валеологическими знаниями: успешность освоения программы по валеологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе  составляла 45 .

    Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Дошкольники умеют оказать элементарную медицинскую, психолоическую самопомощь и помощь.

    Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД.

Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату усилий, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.

    Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 3 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев

    Апробированная диагностика Деркунской В.А. по формированию валеологической культуры дошкольников способствовала выявлению неравномерности в знаниевом уровне дошкольников, что позволило определить причины отставания или опережения в усвоении валеологических знаний детей и определить дальнейшие перспективы работы.

    Были разработаны:

- модели: модель здоровьесберегающих методик и модель двигательной активности дошкольников в группе

- занятия по валеологии с применение нетрадиционных методов и приемов

- сценарии по реализации двигательной активности дошкольников

-  здоровьесберегающая предметно-развивающая среда (валеологический «Уголок  здоровья», наглядно дидактически игры «Проверь себя», «Правильная осанка» и др. и пособия «Виды спорта», «Организм человека», «Каково строение человека», нетрадиционное спортивное оборудование «Гамачок», «Гусеница», «Царство бабочек» и др.)

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что предположение об эффективном формировании валеологической культуры дошкольника путём использования в работе современных оздоровительных технологий, поэтапного подхода к валеологическому образованию дошкольника, использования нетрадиционных форм и методов подтверждено. Цель и задачи, намеченные на начальном этапе эксперимента реализованы, и результаты представлены в опыте работы «Формирование валеологической культуры дошкольников 3-7 лет ».

Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их  многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.

Список использованной литературы

    Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

    Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.

    Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.

    Детство: Программа  развития и воспитания детей в детском саду. // Т.И.Бабава, В.И.Логинова, Н.А.Ноткина. СПб., 2000.

    Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.

    Баранова М. Л., Копытина М.Г. Практический опыт здровьесберегающей деятельности в ДОУ. Москва, 2008.

    Богина Т. Л. Охрана здоровья  детей в дошкольных учреждениях. М., Мозаика, 2005.

    Бочкарев О.И. Система работы по формированию ЗОЖ. Волгоград, 2008

    Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., ВЛАДОС,  2004.

    Вавилова Е.Н Укрепляйте здоровье детей. М., Просвещение, 1986.

    Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996.

    Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.

    Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? СПб., Детство-пресс, 2010

    Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва,  2010

    Студеникин М.Я.  Книга о здоровье детей.  Москва, Медицина, 1986

    Кайгородова Н.А., Ярманова И.В., Бловнева Т.А. и др. Здоровьесберегающая практика в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ханты- Мансийск, 2003 г.

    Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010

    Микляеева Н.В. Развитие способностей детей средствами двигательно – игровой деятельности. М., 2010

    Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009

    Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006

    Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.// Под ред. В.И.Орла и С.Н.Аганджановой. СПб., Детство-пресс, 2006

    Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003

    Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в ДОУ. М., Владос-пресс,2006

    Шеврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. М., Просвещение, 1990

    Яковлева Т.С., И.П. Лашнева. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М., Школьная пресса, 2007

[1] Резкие перепады давления, температуры, высокая влажность воздуха, частое столкновение атмосферных фронтов, воздействуя на неокрепший организм ребенка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению  ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

[2] Под валеологической культурой здоровья ребенка пони мается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений обере гать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетент ности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, пси хологической самопомощи и помощи.

[3] При профессиональной подготовке педагога не предусматривается наличие такой компоненты, которая бы  ориентировала педагога на безопасную здоровьесберегающую профессиональную деятельность.

[4] Согласно рекомендациям программы  оздоровления дошкольников «Зеленый огонёк здоровья», раздел 6, стр. 104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Делимся опытом или особенности воспитания детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

Статья посвящена особенностям организации образовательно-развивающей среды для детей дошкольного возраста  в условиях разновозрастной группы на примере частного детского сада....

"Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Для более эффективного педагогического процесса необходимо большее внимание в работе с дошкольниками уделять проведению опытов с объектами живой и неживой природы, т.к. именно экспериментирование явля...

Сообщение из опыта работы «Гражданское воспитание детей дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы«Гражданское воспитание детей дошкольного возраста»...

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Человек, остановись и посмотри вокруг: это твоя страна, твой город, твои поля, реки, озера! И, к сожалению, мусор тоже твой. Тонны пустых бутылок, пакетов, банок превращают наш родной город в огромную...