"Использование приёмов игротерапии при коррекции гиперактивности детей"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Афанасьева Анна Викторовна

Даны рекомендации, игры и упражнения в работе  с гиперактивными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов игротерапии при коррекции гиперактивности детей.

Программа.

   Программа состоит из 12 занятий. При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 6 месяцев.

  Время проведения - 50-60 минут.

  Структура занятия:

 - растяжка - 4-5 минут;

 - дыхательное упражнение - 3-4 минут;

 - глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;

 - упражнения для развития мелкой моторики рук - 10 минут;

 - функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии - 20- 25 минут;

 - релаксация - 4-5 минут.

Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей:

 - Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение).

 - Тренировка психомоторных функций.

 - Снижение эмоционального напряжения.

 - Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

 - Обучение детей выразительным движениям.

 - Формирование у детей моральных представлений.

 - Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, мы учитывали следующие особенности детей :

 - дефицит внимания,

 - импульсивность,

 - очень высокую активность,

 - неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),

 - быструю утомляемость,

 - в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

Включение таких детей в коллективную работу осуществлялось поэтапно.

 1 этап - Начинать с индивидуальной работы.

 2 этап - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах.

 3 этап - Переходить к коллективным играм.

 Используемые игры были только с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

 

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно.

 1 этап - Надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

 2 этап - Использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности.

 3 этап - Подбирать игры на тренировку сразу двух функций.

 4 этап - Переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех 3-х функций.

Приложение 1

Примеры подвижных игр на развитие внимания

 а) «Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

 б) «Гонка за лидером». Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, то считается побежденным.

 в) «Запомни ритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2).

 Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем - нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

 г) «Машинка». По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обозначения (два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).

 д) На основе игр, описанных в пунктах «в» и «г», предлагается игра «Повтори за мной». Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.

 е) «Шапка-невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

Игры на распределение внимания.

 a) «Мяч в круге» - стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

 б) «Броуновское движение» - ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.

 г) «Волейбол без мяча» две команды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующих движений.

Тренировка усидчивости

 а) «Скамья запасных». Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

 б) «Восковая скульптура». До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

 в) «Живая картина». Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

 г) «Автомобиль». Дети выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.

 д) «Море волнуется» и другие игры типа «Замри – отомри».

Тренировка выдержки - контроль импульсивности

 а) «Сила честности». Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но «честно», т.е. не сгибаясь, полностью касаясь грудью пола и подымаясь на вытянутые руки. Как только «честный» отжим не получается, игрока сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой набравшая 100 «честных» отжиманий. То же можно предложить с качанием пресса.

 б) «Съедобное – несъедобное», «Черное с белым не носить», «да2 и «нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

 в) «Подскажи молча». Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся команда.

 г) «Продолжи ритм». Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.

 д) «Скалолазы». Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

 е) Игры типа «Угадай мелодию».

 ж) «Личный подвиг». Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание - подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

 Добившись возможно больших проявлений внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных сочетаниях: внимание+усидчивость, внимание+сдержанность, усидчивость+сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки с не завязанными, а «на честность» закрытыми глазами, игры «Кто ушел?», «Кто где сидел?», «Слепой скульптор» и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников

Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...

Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.

Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Прогулка по осеннему лесу » Обучающие задачи НОД: • Систематизировать знания детей об осенн...

Статья "Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4 - 5 лет в ДОУ"

* Сущность понятия гиперактивность* Возрастные особенности детей 4 -5 лет* Основные проявления гиперактивного поведения детей 4 - 5 лет* Возможности индивдуального подхода в коррекцонной работе с деть...

Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников

Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школь...

Коррекция гиперактивности детей

Статья о еоррекции гиперактивности дошкольников...

Использование приёмов мнемотехники в коррекции звукопроизношения

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от своих сверстников и взрослых стеной молчани...

Мастер-класс "Игра, как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста"

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвиж...