Динамическая гимнастика после сна
консультация по теме

Яковлева Татьяна Васильевна

 

В детском саду побудка является  важной составляющей микроцикла двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели:

-постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;

-поднятие мышечного и психического тонуса;

-создание хорошего настроения на вторую половину дня;

-закаливание организма ребёнка;

-профилактика нарушений осанки.

Основное содержание гимнастики после дневного сна общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinamicheskaya_gimnastika.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка -детский сад №178» города Чебоксары

Консультация

для воспитателей на тему:

Подготовила и провела:

инструктор по ФК

Яковлева Т.В.

Чебоксары 2012


В детском саду побудка является  важной составляющей микроцикла двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели:

-постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;

-поднятие мышечного и психического тонуса;

-создание хорошего настроения на вторую половину дня;

-закаливание организма ребёнка;

-профилактика нарушений осанки.

Основное содержание гимнастики после дневного сна общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

В структуру гимнастики входят:

-разминка в постели,

-разминка на полосе препятствий или на тренажерах,

-ходьба и бег,

-восстанавливающая дыхание и пульс пауза,

-общеразвивающие упражнения,

-подвижные игры, танцы, релаксационные упражнения,

-водные закаливающие процедуры.

В отличие от утренней гимнастики, упражнения в побудке хорошо усвоены детьми, отрабатываем первый (базовый) комплекс. В дальнейшем его элементы по мере их освоения детьми постепенно изменяются.

Комплекс гимнастики после сна № 1.

1.И.п. - лежа на спине. Тянем левую ногу (пяткой вперед) по кровати, а левую руку - вдоль туловища на вдохе до максимального растяжения. Задерживанием дыханием, выдох, расслабление.

2.И.п. - лежа на спине. То же, что в упр. № 1 только правой ногой.

Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление, прочистка правого и левого энергетического канала.

3.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем живот по часовой стрелке.

Цель:  улучшить работу кишечника.

4.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем одну руку ладонью другой снизу- вверх, затем ладонью вниз и встряхиваем кисти рук.

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

5.И.п. - сидя  по-турецки. Вращательные движения в области груди 5-6 раз по часовой стрелке  со звуком « ж-ж-ж-ж», затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

Цель: воздействовать на точки грудного отдела, чувствовать радость от звукового сопровождения.

6.И.п. - сидя  по-турецки. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.

Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости

лебединой шеи.

7.И.п. - сидя  по-турецки. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз).

Цель: воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника.

8.И.п. - сидя по-турецки. «Расчесываем» пальцами, словно расческой, волосы.

Цель: воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток

крови.

9.И.п. - сидя по-турецки. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела.

КОМПЛЕКС  ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 2.

1.И.п. лежа на спине. Тянем обе ноги (пятками вперед) по кровати, обе руки вдоль туловища. Задерживаем дыхание и медленный вдох через рот.

Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление   прочистка центрального энергетического канала.

2.И.п. - лежа на спине. Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, имитация движения   замешивания теста, снова поглаживание.

3.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем область грудной клетки со словами: « Я милая (ый), чудесная (ый), прекрасная (ый)».

Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя,  воздействовать на биоактивные точки грудного отдела.

4.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем одну руку ладонью другой снизу- вверх, затем ладонью вниз и   стряхиваем кисти рук.

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук. Оказать благотворное воздействие на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

5.И.п.- сидя по-турецки. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

6.И.п.- сидя по-турецки. Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин,  за ушами.

7.И.п. - сидя по-турецки « догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре,  «бегаем» по поверхности головы, пальцы обеих рук то сбегают, то разбегаются, то догоняют друг друга.

8.И.п. - поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко

постукиваем   по коже, словно уплотняем ее.

9.И.п.- сидя по-турецки. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против  часовой стрелки.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков  шейного отдела.

10.И.п. -  сидя по-турецки».  Поглаживание, пощипывание, растирание голени и бедра, делаем пасовые движения поочередно над каждой ногой, (надевая  воображаемый чулок),  затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руками.

11.И.п.- лежа на спине.  Подтянуть колени к животу, раскачиваться вдоль позвоночника.

Цель: улучшение кровообращения в ногах.

12.И.п.  - лежа на животе. Кистями рук выполнить за голени ног. Упражнение « качалочка» - приподнять голову, выпрямить   руки, согнуть ноги, прогнуться, назад касаясь головой пальцев ног.

Цель: развитие гибкости суставов, возникновение радости гармоничного движения.

Вдох:  приседаем с прямой спиной, пятки не отрываем от пола

Выдох: встаем с прямой спиной, напрягая ягодицы.

Коррекционная  гимнастика после сна с элементами самомассажа

Для 2-ой младшей группы.

Комплекс №1 «Просыпающиеся котята»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

Воспитатель: Правильно, киска. Давайте  поиграем.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.

Дети выполняют движения по тексту.

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое,

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

Комплекс  № 2.

Поднимайся, детвора!

Завершился тихий час,

Свет дневной встречает нас.

Мы проснулись, потянулись

(потягивания)

Приподняли мы головку,

(приподняли голову, повороты)

Кулачки сжимаем ловко.

 (сжимание-разжимание кистей)

Ножки начали плясать,  

(движения стопами )

Не желаем больше спать.

Обопремся мы на ножки,

(упр. "мостик" -приподнимание таза)

Приподнимемся немножко.

Все прогнулись, округлились,

Мостики получились.

Ну, теперь вставать пора,

Поднимайся, детвора!

Все по полу босиком,

А потом легко бегом.

Сделай вдох и улыбайся,

На носочки поднимайся.

Опускайся, выдыхай

И еще раз повторяй.

Ножки смело разминай-

(ходьба на носках, пятках, внешней стор.)

Ходьбу выполняй.

Вот теперь совсем проснулись,

И к делам своим вернулись.


Комплекс  №3"Бегемотик".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Комплексы бодрящей гимнастики после сна для младшего дошкольного возраста.

«Медвежонок косолапый»

(зарядка выполняется лежа в постели)

Медвежонок косолапый

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!        Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.        Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.

Глазки сонные протри

И головку подними.        Кулачками протирают глазки, чуть - чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.        Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.        Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.

Нужно лапки разминать,

Чтобы  бегать и скакать.        Разминаем подошвы и пальчики ног.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!        Встают, идут одеваться.

«Солнечные зайчики»

(гимнастика после сна с элементами массажа

выполняется сидя на кровати, ноги по - турецки)

Встало солнышко с утра        Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.

Детям тоже встать пора!        Разводим руки в стороны.

Ручки к солнышку протянем,

С лучиками поиграем.        Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки.

Вдруг сквозь наши пальчики

К нам прискачут зайчики.        Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица.

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:        

Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх - ушки, пошевелим «ушками».

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!        Легко постукиваем кончиками пальцев

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,Хлопаем в ладошки, хватательные движения

Но к солнышку лучистому

Зайчишки ускакали!        Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем»,  вращаем кистями.

«Мы проснулись»

(выполнять сидя на кровати, ноги по - турецки)

Наконец - то мы проснулись.  Протирают глаза кулачками.

Сладко, сладко потянулись,        Потягиваются.

Чтобы сон ушел, зевнули,        Зевают.

Головой слегка тряхнули.        Покачивают головой из стороны в сторону.

Плечи поднимали,        Поднимают плечи.

Ручками махали,        Руки перед грудью, «ножницы».

Коленки сгибали,         Согнуть ноги в коленях.

К груди прижимали.        Обхватить руками ноги, прижать.

Носочками подвигали,        Носки на себя, от себя поочередно.

Ножками подрыгали.        Вытянуть ноги, потрясти ими.

Не хотим мы больше спать        Пальчиками или ладошками показать.

Будем весело играть        Хлопки в ладоши.

Малыши - крепыши

(выполняется стоя около кроваток)

Малыши - крепыши

вышли по - порядку.        Шагаем на месте

Малыши - крепыши

Делают зарядку.        Руки -  в стороны, сгибаем руки в локтях.

Руки вверх, руки вниз,

Дружно наклонились.        Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, кос          нуться коленок.

Еще раз, еще раз,

Ровно распрямились.        Повторить, выпрямиться.

Влево, вправо поворот -

В стороны посмотрим.        Повороты в стороны.

Еще раз, еще раз,

В стороны посмотрим.        Повороты в стороны.

Вот так, вот так

Дружно мы шагаем!        Ходьба на месте.

Вот так, вот так

Дружно подрастаем!        Встать на носки, руки вверх, потянуться


ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

для детей дошкольного возраста после дневного сна

1. После пробуждения дети, лежа в постели, выполняют упражнения для глаз:

         закрыть, открыть;

         поворот глаз влево, вправо;

         посмотреть вверх, вниз;

         круговые движения глаз.

2. «Будим ручки»:

         движения пальцами рук;

         сжать пальцы в кулачок и разжать;

         круговые движения кистей рук.

3. Самомассаж ушных раковин:

         растереть ушные раковины («разбуди ушки»);

         пройти пальцем по малому и большому завитку («протри ушки»);

         указательным пальцем надавить на козелок («заткни ушки»);

 указательным пальцем продавить ушную раковину снизу вверх и обратно («пощипай ушки»);

 ладонью сзади «завернуть» ушную раковину вперед («закрой ушки»).

4. Упражнения на ликвидацию застойных явлений в малом тазуит:

         поступательные движения стопой назад и вперед (3-5 раз);

         упражнение «велосипед» (3-5 раз);

 лежа на спине, сесть и дотянуться руками до носков ног, вдох во время наклона (3-5 раз).

5. Упражнения на животе:

 упражнение «лодочка». Лежа на животе, обхватить руками лодыжки и прогнуться (3 раза);

 стоя на четвереньках и опираясь на вытянутые руки, потягиваться, как это делают кошки, – «киска добрая». «Киска злая» сопровождается шипением (3 раза).

6. Бег по кругу босиком:

         «самолетик» (при беге произносится звук [у-у-у-у-у-у]);

         ходьба по «Дорожке здоровья»;

         по резиновым коврикам с шипами;

         по ребристой доске;

         по канату (приставным, боковым и обычным шагом);

 сначала по влажному солевому коврику, затем по сухому байковому коврику.

7. Упражнения на дыхание: глубокий вдох («нюхаем цветочки»), выдох с наклоном («ох»).

1 комплекс

1. А) Потягивание в кроватях.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.

Б) Упражнение "Отдыхаем"

И.п.: лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. 3-4 раза.

2. Ходьба по дорожке с пуговицами. Ходьба на носках.

На носочки встанем все - сразу подрастем.

 На носочки встанем все и вот так пойдем.

 Спинка прямо - взгляд вперед. Не стучи ногами.

 Научились так ходить и покажем маме.

3. Упражнение "Зарядка".

А сейчас все по порядку

 Встанем дружно на зарядку.

 Руки в стороны

 Согнули,

 Вверх подняли,

 Помахали,

 Спрятали за спину их,

 Оглянулись:

 Через правое плечо,

 Через левое еще.

 Дружно присели

 Пяточки задели,

 На носочках поднялись,

 Опустили руки вниз.

(Дети выполняют движения по тексту.)

4. Дыхательное упражнение "Веселый мячик".

И.п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести "у-х-х-х". 5 раз.

5. Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, грудь, шея).

2 комплекс

1.А) Потягивание в кроватях.

Б) Массаж спины "Дождик".

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

(Дети встают друг за другом "паровозиком" и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)

По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками.)

- Дома, дети, посидите - Бом! Бом! Бом! (Легко постукивают кулачками.)

Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней - "пилят".)

Посчитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)

А уйду - тогда гуляйте:

Бом: Бом: Бом: (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)

        

2. Ходьба по извилистой дорожке.

Ходьба с перешагиванием через предметы (высотой 20-25 см)

3. Упражнения "Листья"

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Выполняют движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

4. Звукотерапия.

"И" - вибрирует гортань, уши; улучшает слух.

"В" - исправляет недостатки в нервной системе, в головном и спинном мозге.

5. Водные процедуры - обширное умывание.

3 комплекс

1.А) Потягивание в кроватях.

Б) Пальчиковая гимнастика "Тучки"

Мы наши пальчики сплели (Дети стоя сплетают пальцы.)

И вытянули ручки.(Вытягивают руки ладонями вперед.)

Ну а теперь мы от земли отталкиваем тучки. (Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше.)

2. Ходьба по шнуру (8-10 м).

Ходьба с перекатом с пятки на носок.

3. Упражнение "Ветер"

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

 Деревцо все выше, выше, выше. (Дети имитируют дуновения ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова "тише, тише" дети приседают, на "выше, выше" - выпрямляются.)

4. Дыхательная гимнастика "Любимый носик"

А сейчас без промедления

 Мы разучим упражнения,

 Их, друзья, не забывайте

 И почаще повторяйте. Погладь свой нос от крыльев к переносице - вдох, обратно - выдох (5 раз).

Вдох - погладь свой нос

 От крыльев к переносице.

 Выдох - и обратно

 Пальцы наши просятся. Сделать вдох левой ноздрей; правая - закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

 Попеременно ноздри при этом закрывай.

 Стой красиво, ровно, спинка - прямо.

 И насморк скоро убежит, ты так и знай!

5. Обширное умывание.

4 комплекс

1.А) Потягивание в кроватях.

Б) упражнения для глаз

- закрыть глаза (10-15 сек.). Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

- посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы. Повторить 3 раза.

2. Ходьба с высоким подниманием колена.

Петя, Петя, петушок, на головке гребешок.

 Важно ножки поднимает, важно крылья расправляет.

 Важно по двору идет, "кукареку" поет.

 Важно ножки поднимает, хоть и птица - не летает.

Ходьба по ребристой доске.

3. Упражнение "Петушок"

Шел по берегу петух,

(Дети раскачиваются из стороны в сторону, руки держат за спиной.)

 Подскользнулся, в речку бух!

(Круговые движения руками, приседают.)

 Будет знать петух, что впредь

(Грозят пальчиком.)

 Надо под ноги смотреть.

(Наклоняются вперед.)

4. Дыхательное упражнение "Петух".

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

1 - поднять руки в стороны (вдох),

2 - хлопнуть руками по бедрам, произнести "ку-ка-ре-ку" (выдох) 5-6 раз.

5. Обширное умывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА для детей дошкольного возраста после дневного сна

Комплекс бодрящей оздоровительной гимнастики после на сна...

Динамическая пауза после сна

Динамическая пауза после сна...

Динамическая гимнастика для детей дошкольного возраста после дневного сна

После пробуждения дети, лежа в постели, выполняют упражнения для глаз....

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)СентябрьКомплекс № 11.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди,...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)...