"Путешествие в страну "носарию"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Конспект занятия по валеологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_nosariyu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красносельский детский сад «Рябинушка» Высокогорского муниципального района РТ

Занятие по валеологии :

«Путешествие в страну «Носарию»

                                                             

                                                            Воспитатель

                                                                         1 квалификационной

        категории

                                                                              Шакирова

                                                                              Татьяна Николаевна

2013 год

«Путешествие в страну «Носарию».

     Программное содержание:

  1. сформировать у детей анатомо-физиологические представления о строении носа;
  2. познакомить с функциями носа;
  3. дать представление о важности обоняния в жизни животных, птиц и рыб;
  4. формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
  5. развивать речь детей с помощью крылатых выражений;
  6. воспитывать отзывчивость, желание помочь в трудной ситуации;
  7. словарная работа: обогащение словаря.

        Ход занятия

Дети стоят в кругу.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

( воспитатель предлагает взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Дети, сегодня нам пришло письмо. Посмотрите от кого это письмо? (правильно, это письмо от Карлика носа)

- Что же он нам написал?

Чтение письма.

- Дорогие дети! Со мной случилась беда. Злая колдунья превратила мой красивый нос в длинный и уродливый. Никто меня не узнает и не хочет со мной играть. Помогите мне.

- Какое же мы примем решение? Поможем Карлику носу?

- А для этого нам нужно отправиться в страну «Носарию».

- Как вы думаете, почему она так называется?

- В этой стране нам необходимо будет выполнить несколько заданий. И если мы справимся с заданиями, то быстро доберемся до Карлика Носа и поможем ему в беде.

- Прежде чем отправимся в путешествие, давайте сделаем массаж носа «Улитки».

   От крылечка до калитки

                Три часа ползли утки,

      Три часа ползли подружки,

                  На себе таща избушки.

( дети трут крыльца носа указательными пальцами, массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз).

- Вот теперь мы  и готовы к путешествию. А полетим мы с вами на ковре-самолете.

- Вот и страна « Носария»! Какая красивая страна! Сколько здесь необычных домов. А вот и улица, на которой располагается «Школа почемучек».

- Посмотрите на плакат? Какая часть лица на нем изображена?

- Для чего нам нужен нос?

(Дети отвечают).

- Раз уж мы в школе, то давайте проведем эксперимент. Попробуйте зажать пальчиками нос. Хорошо ли вам дышится? (Ответы детей).  Значит, какое самое главное назначение носа?

- У человека довольно хорошо развито обоняние. Обоняние – это способность человека ощущать различные пахучие вещества.

- А теперь рассмотрим картинку – схему строения носа. В этом нам поможет воздушный пузырь, который покажет, какой путь он пройдет, прежде чем поступит в легкие.

- Попадая в нос, воздушный пузырь проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски исполняют роль охранников - они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом проникнуть в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в легкие он попадает теплым и очищенным. Затем воздушный пузырь движется по трубочкам и попадает в большие мешочки – легкие.

- А вот и первое задание. Ответьте на мои вопросы.

- Через что проходит воздух, попадая в нос? Чем покрыты стенки носовых коридоров? Что делают волоски, какова их роль?

По какому пути дальше движется воздушный пузырь? Что происходит с воздухом в лабиринте? Где завершает свой путь воздушный пузырь?

- Таким образом, воздушный пузырь, попадая в нос, проходит через два коридора. Затем проходит через лабиринт. И завершает свой путь в легких.

- Ну а сейчас немного отдохнем. Подойдите ко мне поближе. Встаньте в круг.

Физкультминутка.

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

  А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех.

(Потягивания-руки в стороны и вверх)

Начинаем приседанья-

       Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь три раза нужно,

 как лягушки, проскакать.

(Приседания-5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

   Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

                                             Отдохнет спина у всех.

(Потягивания-руки в стороны и вверх.)

        

- Отправляемся в путешествие  дальше. А вот и «Птичья столовая»

 - Ребята, как вы думаете, почему столовая называется птичьей? Зачем сюда прилетают птицы?

(Ответы детей).

Перед детьми дуб, на ветках которого сидят птички без клювов.

- Посмотрите внимательно на птиц. Что с ними случилось?

- А есть ли у птиц нос?

- Действительно, ноздри у птиц расположены с обеих сторон надклювья, недалеко от того места, где начинается оперение головы. Так как ноздри у птиц располагаются в области надклювья, то мы их не видим. Поэтому считаем клюв птиц - их носом.

- Дети вы хотите помочь птицам вернуть их клювы? Тогда давайте поиграем в игру «Необычный нос» с помощью разрезных картинок попробуйте собрать нос-клюв птиц и определить что это за птица.

Дети собирают клюв птиц, подходят к дубу, определяют птицу, которой принадлежит клюв, и прикладывают клюв птице.

- Вы такие молодцы! Справились с этим тяжелым заданием. Дятел  так обрадовался клюву, что решил поиграть с вами.

        Гимнастика для глаз «Дятел».

Каждый ребенок берет дятла на палочке.

Дятел вправо поскакал,        дети прослеживают движения дятла взглядом,

Каждый дятла увидал.        голова остается в фиксированном положении.

Дятел влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Дятел - вправо, дятел-влево.

Ах, какой он быстрый, смелый!

Дятел скачет вверх и вниз.

Ты на дятла оглянись.        Прячут дятла за спину. Поворачивая голову,

Дятел спрятался от нас.        смотрят через правое плечо, затем через

Открывать не надо глаз.        левое. Закрывают глаза на несколько секунд.

- Посмотрите, ребята,  впереди «Лесная поляна».

- Кого вы видите на этой поляне?

- Зачем животным нужно чувствовать запахи?

(Ответы детей).

- Обоняние для животных играет решающую роль, как мы с вами только,  что это выяснили. Можем ли мы определить правильно те или иные запахи? Какие бывают запахи?

- А сейчас мы поиграем в игру «Определи по запаху» и проверим, сможете ли вы определить запахи.  (Фрукты и овощи)

- Давайте вспомним народную мудрость. В народе придумывали  много различных выражений  о носе. Если кто-то знает их, назовите.

  • Береги нос в большой мороз;
  • Нос не дорос;
  • Нос повесил;
  • Не суй нос в чужой огород;
  • Нос задирает, а в голове ветер гуляет;
  • Носом окуней не ловят
  • Водит за нос.

Вы справились и с этим заданием. Пойдемте дальше. Посмотрите, какое чудесное море.

- Как вы думаете, кто в нем живет?

- Чувствуют ли рыбы запахи?

- Правильно, у них  тоже есть две пары ноздрей.

- А как рыбам помогает обоняние?

Дыхательное упражнение «Морской воздух».

Носик принюхался.

Пахнет морским воздухом.     Дети принюхиваются.

И увидели мы море,

Красивое, большое.

Воздух мы морской вдохнем.

Дышим носом, а не ртом.

Плечики не поднимаем,

Животом помогаем.        Дети выполняют дыхательное упражнение.

- Мы проделали такой длинный путь. Узнали, что нос важен не только человеку, но и птицам, животным, рыбам. Мы выполнили все задания, и пришли к замку Карлика Носа.

Диалог Карлика Носа с детьми.

- Карлик Нос мы пришли тебе помочь. Что нам нужно сделать, чтобы ты вновь стал красивым, милым мальчиком?

Карлик Нос:  Ребята, ответьте на вопрос: « Какие правила, необходимо соблюдать, чтобы нос не болел?»

  • Нельзя ковырять в носу пальцем и острыми предметами;
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы;
  • При насморке нельзя сильно сморкаться и втягивать слизь в себя;
  • Нельзя на солнце долго находиться, нос может обгореть. А в сильный мороз не надо долго гулять, нос можно обморозить.

Карлик Нос. Какие же вы молодцы! Столько всего знаете про нос. (Карлик Нос чихнул и к нему вернулся прежний нос).

Карлик Нос. О, произошло чудо! Я стал прежним. Спасибо вам большое! Вы очень хорошие и добрые дети! И я приготовил для вас угощение. Определите по запаху из чего сделано мое угощение? Какая начинка?

Дети определяют, что это пирог с яблочной начинкой.

- Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Дети возвращаются в детский сад под песню «Носик».

- Вот мы и снова в детском саду.

 О чем же мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Чем запомнилось путешествие? Какие добрые дела совершили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...