Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой
консультация по теме

Малышева Алла Федоровна

 

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой

                                                  Воспитатель:

                                                                                    Малышева А.Ф.

                                                     

     Я начну своё выступление высказыванием известного российского учёного Д.С.Лихачёва:

«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, раскрывает перед вами сердце людей».

     Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними. Причём эти рассуждения можно отнести в равной мере, как к взрослым, так и к детям. Если в дошкольном возрасте ребёнок не поймёт, не почувствует, что читать хорошую книгу – это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

     К старшему дошкольному возрасту возрастает роль художественной литературы в воспитании и развитии детей. Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают незаменимым средством в процессе воспитания культуры здоровья и становление основ здорового образа жизни дошкольников: она близка житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребёнок. В произведении воссоздаётся конкретная образная ситуация, она сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный наглядно-образный характер; художественное слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Ребёнок переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делая его своим. В свою очередь этот опыт начинает влиять на поступки и действия ребёнка.

     Следует учитывать, что воспитательное влияние художественной литературы зависит от правильного подбора книг для детского чтения.

     При подборе художественной литературы следует обращать внимание на следующие моменты: художественная ценность, идейная направленность, учёт возрастных особенностей, занимательность, правильный литературный язык.

     Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора, так и от правильной организации чтения, как совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.

     В таких произведениях художественной литературы, как С.Афонькина  « Как победить простуду», «Откуда берётся болезнь»; В.Голявкина  «Про Вовкину тренировку»; А.Иванова «Как Хома зимой купался» и так далее содержится информация о здоровье сберегающих правилах и здоровом образе жизни.

     Развитию умения оценивать другого с точки зрения ведения здорового образа жизни помогут следующие произведения: А.Барто «Наступили холода», А.Акулин «Ледоеды», Е.Ильин «Боксёр», «Олимпиец».

     Содержание произведений В.Зайцева «Я одеться сам могу»; Е,Благининой «Научу одеваться и братца»; Я.Яхшина «Почему надо чистить зубы» обладают побуждающим к активной деятельности влиянием.

     Чтение произведений проводится во второй половине дня и сочетается с беседами после прочтения источника. В такой беседе оценивается поведение героев с позиции пользы и вреда для здоровья. Для этого воспитатель задаёт следующие вопросы: «Что сделал литературный герой? Почему? Каков результат его действий? Как бы ты поступил, или как надо поступить правильно?» Подобные вопросы способствуют развитию у детей аналитических умений, умений сравнивать деятельность другого человека с правилами здоровья и здорового образа жизни, прогнозировать своё поведение в аналогичных ситуациях.

     Более глубокий и содержательный анализ прочитанного, можно проводить в конце недели – как обобщающую беседу, как игру – драматизацию. В ходе чтения используется наглядный материал, соответствующий содержанию литературных произведений. Сочетание слышимого, видимого, действенного (показ движений, проигрывание ситуаций по сюжету прочитанного рассказа или стихотворения) позволяет более глубоко и осознанно «проживать» содержание художественного  произведения, присваивать его на уровне личного опыта.

     С учётом интеграции образовательных областей чтение художественной литературы необходимо сочетать с другими видами деятельности, которые позволяют углубить понимание содержания произведения. Такими интегративными методами и приёмами в старшем дошкольном возрасте становятся: рисование иллюстраций к прочитанному, разработка правил здоровье сберегающего поведения, решение загадок, кроссвордов, драматизация.

     Актуальны и привлекательны такие развлечения и викторины, как  «Быть здоровыми хотим», «Кто умнее дошкольника», «Наша олимпиада», которые объединяют детей и взрослых, позволяют сочетать разнообразные виды детской деятельности, закреплять и систематизировать необходимые представления и обретать опыт.

     Задания, предлагаемые детям, требуют от них проявления максимальной компетентности, демонстрации всего, что освоено ранее и стало нормой в поведении, что позволяет актуализировать имеющиеся представления и умения в интересной, проблемной игровой форме. Такая целенаправленная деятельность способствует воспитанию у детей повышенного интереса к художественной литературе, воспитанию привычки к здоровому образу жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»...

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Данная статья посвещена аспектам укрепления здоровья детей и формированию привычки к здоровому образу жизни....

Буклет "Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни"

Информационный буклет для родителей о формировании здорового образа жизни детей....

Памятка для родителей. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Уважаемые папы и мамы! Если Вы хотите видеть своих детей счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали нео...

Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"

Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...