Педагогический проект "Мойдодыр" младший дошкольный возраст
проект (младшая группа) на тему

Ольга Васильевна Юшкова, Главатских Елена Александровна

Педагогический проект, целью которого является осуществление системы работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию культурно-гигиенических навыков в условиях ДОУ. Важным состаляющим компонентом данного проекта является привлечение родителей к данной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №135» г.Перми

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 Мойдодыр

(Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста)

Выполнила: воспитатель младшей группы

                                                 Козьминых Ольга Васильевна

г.Пермь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Анализ ситуации.
  2. Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта.
  3. Планируемые результаты.
  4. Система работы.
  5. Диагностический инструментарий.
  6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
  7. Список используемых источников.
  8. Приложение.

1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье» она направлена  на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Основной задачей в работе с детьми младшего дошкольного возраста является формирование и развитие у детей гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а  чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятны или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать,  писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Как показывают наблюдения очень часто у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться  и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Следовательно для формирования и решения КГН необходимы четкие последовательные, систематические мероприятия, которые будут способствовать развитию навыков самообслуживания; расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей. С этой целью нами разработан и реализуется проект «Мойдодыр».

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПЕДГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Цель проекта: Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Способствовать развитию культурно-гигиеническим навыкам, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
  2. Создать условия для формирования навыка следить за своим внешним видом,  умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  3. Развивать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, е разговаривать с полным ртом;
  4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота – красота – здоровье – это неразделимые понятия;
  5. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков  личной гигиены дома.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети  младшей группы, родители, воспитатели.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми младшей группы:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
  • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой).
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Расширение представлений о необходимых условиях для решения КГН в домашних условиях.
  • Получение информации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  • Создание условий для совместного взаимодействия в вопросах формирования КГН детей в ДОУ и дома.

4. СИСТЕМА РАБОТЫ

Паспорт проекта: долгосрочный, игровой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – июнь 2014

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий :

Здоровье сберегающая (проблемно-игровые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика)

Личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

Социоигровые (игры – драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

Информацонно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

  1. Личный пример взрослых (родителей, работников детского сада);
  2. Использование художественной литературы, фольклора;
  3. Схемы – модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  4. Игровые методы;
  5. Наглядные методы (рисунки, схемы, альбомы для рассматривания, сюжетные картинки).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап: Диагностический: определение уровня знаний   уровня сформированности КГН у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения.

2 этап: Организационный: составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений: потешек, загадок, словесных игр по данной теме, обогащение предметно-развивающей среды.

3 этап: Основной: выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

4 этап: Заключительный: подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей.

5 этап: Трансляция опыта для педагогов ДОУ, родителей группы.

        СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Целеполагание: Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Задача сохранения и укрепления здоровья особенно актуальна в наше время, так как только здоровые люди способны развиваться работать и творить. Одним из этапов укрепления здоровья в раннем возрасте является формирование культурно-гигиенических навыков.

1 этап – диагностический

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми

Рассматривают иллюстрации.

Проводит диагностику

2 этап – организационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организует предметно-развивающую среду.

Выполняют поручения.

Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Играют.

3 этап – основной

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводит в игровую ситуацию, формулирует проблему.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.

Организует занятия, беседы.

С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.

Организует игры.

Читает художественную литературу.

Оказывает помощь детям при реализации замыслов.

Привлекает родителей.

4 этап – заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.

Представляет конспекты,  планы и другие материалы.

Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.

Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают  помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале своё чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

5 этап –трансляция: передача опыта, показ открытых занятий с детьми, презентация проекта.

Формы работы:

Виды деятельности

Содержание

Дата проведения

Ответственный

Познавательная деятельность

«Водичка, водичка…»

«Учим куклу мыть руки»

«Научим Машу-растеряшу убирать вещи»

«Кукла в ванночке не плачет»

«Рассматривание одежды куклы Кати»

Одевание куклы на прогулку.

«Доброе утро расческа»

«Помоги зайке сберечь здоровье»

«Доктор Айболит»

«Чтобы быть здоровым»

«Сохраним своё здоровье»

«Как нужно ухаживать за собой»

Сентябрь 2013 – июнь 2014

Козьминых Ольга Васильевна

Речевое развитие. Чтение.

ГИГИЕНА

Потешка «теплою водою»

И.Демьянов «Замарашка»

А.Кондратьев «Зеркало»

Р.Сев «Мыло»

Э.Мошковская «Уши»

Г.Лагздынь «Солнце рано утречком»

И.Токмакова «Гном»

К.Чуковский «Мойдодыр»

А.Барто «Девочка чумазая»

ПРИЕМ ПИЩИ

Э.Мошковская «Маша и каша»

И.Токмакова «Ай да суп»

Г.Лагздынь «Куклу кормили?»

ОПРЯТНОСТЬ

Потешка «Уж я косу заплету»

Потешка «Где мой пальчик?»

Г.Лагздынь «Одевали малыша»

Э.Мошковская «Микки и рубашка»

Потешка «Завяжу потуже шарф»

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ

К.Жанэ «Братишки»

М.Александрова «Что взяла – клади на место!»

Е.Благинина «Приходите, поглядите»

Н.Глазкова «Танечка – хозяйка»

В течение года

Козьминых Ольга Васильевна

Беседа

«Чистота  и здоровье»

«Когда надо мыть руки?»

«Что значит быть здоровым?»

«Друзья Мойдодыра»

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

В течение года

Козьминых Ольга Васильевна

Дидактические игры и упражнения

«Сделаем куклам разные прически»

«Правила гигиены»

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (Раздеваться)»

«Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик)»

В течение года

Козьминых Ольга Васильевна

Экскурсия

В прачечную детского сада

В медицинский кабинет

Октябрь

апрель

Козьминых Ольга Васильевна

Рассматривание и обсуждение картин

«Дети обедают»

«Мама купает ребенка»

«Игра с куклой»

Сентябрь

Декабрь

в течение года

Козьминых Ольга Васильевна

Игровые ситуации

«Кукла Катя не хочет мыть руки»

«Как мы помогали кукле собраться в гости»

«Мы в гостях»

«Готовимся к приходу гостей»

В течение года

Козьминых Ольга Васильевна

Проблемные ситуации

«Кукла испачкалась, как сделать её чистой?»

«Почему Хрюшу не приглашают в гости?»

«Почему у кукол грязное полотенце?»

В течение года

Козьминых Ольга Васильевна

Алгоритмы

«Мытье рук»

«Последовательность одевания на улицу»

В течение года

Козьминых Ольга Васильевна

Работа с родителями

Консультации: «формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

«Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка»

Сентябрь

Октябрь

Козьминых Ольга Васильевна

Методист

ПЕРСПЕКТИВЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков в соответствии с программными задачами
  2. Продолжить работу с родителями по развитию КГН у детей дошкольного возраста.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

        Определить уровень сформированности навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.

        Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании

Уровень сформированности

1

  1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

- Мыть лицо, руки;

- Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

- Пользоваться расческой;

- Пользоваться носовым платком.

2. Навыки опрятной еды включают умение:

- Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

- Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить.

3. Навыки самообслуживания при одевании  и раздевании включают умение:

- Расстегнуть пуговицы, замок;

- Снять платье (Рубашку, шорты);

- Аккуратно повесить;

- Снять обувь;

- Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:

  • Правильно выполненное действие ребенок получает – «3»;
  • Действие выполненное с небольшими неточностями – «2»;
  • Неумение выполнять действие – «1».

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0-27 баллов

28-40 баллов

41-51 баллов

  1. УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для реализации данного проекта в ДОУ  есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы: воспитатели, помощники воспитателя, медсестра, психолог.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты, оборудования и предметы личной гигиены на каждого ребенка.

Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

Технические условия: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Голицына И.С. «Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ». – Скрипторий 2010г.
  2. Богина Т.Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». – «Мозаика – Синтез», 2006
  3. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» - Волгоград: издательство «Учитель», 2009
  4. Смирнова Т. «Собираем куклу на прогулку» - Дошкольное образование. 2008-№10-53-59с.
  5. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.: «Мозаика –Синтез», 2007

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ
  1. Конспекты непосредственной образовательной деятельности.
  2. Картотека дидактических игр.
  3. Консультации и папки-передвижки для родителей.
  4. Конспект родительского собрания «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
  5. Подборка стихов и потешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.

Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...

Применение занятий по конструированию «ТИКО» в педагогической деятельности дошкольного возраста.

Применение  занятий по конструированию «ТИКО» в педагогической деятельности дошкольного возраста....

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...