«Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей в здоровьесберегающей деятельности».
проект по теме

Мельникова Вероника Алексеевна

В данном материале отображена деятельность педагога для решения самой главной задачи - сохранения и укрепления здоровья дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_metody.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

На   ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

 «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»

Номинация

«Инновации в содержании, формах, методах и средствах дошкольного образования; здоровьесберегающая деятельность».

( Срок до 15.02.2012)

Тема проекта: «Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей  в здоровьесберегающей деятельности».

 

Подготовила:

Мельникова

Вероника Алексеевна,

Воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 68 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников «Ладушки»

г. Норильск

Красноярского Края

Норильск

2012

Проект «Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей в здоровье сберегающей деятельности».

В современной России медики констатируют отрицательную ситуацию по демографической картине как социальной катастрофе, и по состоянию здоровья родившегося поколения. В связи с этим проблема здоровья подрастающего поколения становится национальной.

Поэтому особенно в условиях проживания на Крайнем Севере становится актуальна разработка проекта  сохранения и здоровьесбережения воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проект разрабатывался для группы «Ромашка» (средний возраст) ДОУ № 68 г.Норильска.

Особое внимание в разработке проекта «Здоровье» уделяется   инновационным методам и формам взаимодействия с семьей; формирование у  детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья. Поэтому целевое назначение проекта – создание системы привлечения родителей к освоению форм и методов работы по вопросам здоровьесбережения.

Задачи проекта:

1.Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях воспитанников, на основе комплексной диагностики.  

2.Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей учитывая их особенности психофизического развития, при активном участии родителей.

3. Разработка и реализация плана мероприятий по сотрудничеству с родителями воспитанников, как приоритетный аспект в педагогическом процессе здоровьесбережения воспитанников.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА.

1.Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях воспитанников, на основе комплексной диагностики.

В сентябре месяце было проведено анкетирование родителей, направленное на выявление отношения к здоровому образу жизни. Результаты таковы:

- родители, ведущие здоровый образ жизни (не курят, занимаются спортом) – 35%;

- родители, периодически занимающиеся спортом – 15%;

- родители, ведущие малоподвижный образ жизни, (курят в семье оба родителя или один) 50%.

Для формирования базы данных о здоровье детей, кроме результатов анкетирования, использовались в работе показатели по среднемесячным заболеванием детей средней группы «Ромашка».

Кроме того, разработана комплексная диагностика, которая включает в перечень мероприятий: 

- осмотр детей специалистами детской поликлиники (осанка, плоскостопие);

регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ. Определение группы здоровья;

- диагностика развития детей, в том числе сформирование  речевого и неречевого дыхания логопедом ДОУ;

- выявление нарушений двигательной активности, координации движений и т.д. в беседах с родителями и педагогами воспитателем ДОУ.

- диагностирование общей физ. подготовленности детей в начале и конце учебного года физ. инструктором;

Определение соответствия физкультурно-развивающей среды средней группы «Ромашка» ДОУ требованиям образовательной программы, реализуемой в ДОУ. На основе этот:

-создание условий (современное оборудование физкультурного зала, приобретение атрибутов и пособий, наличие физуголков в группе);

- изучение новейшей литературы и написание перспективных планов с использованием оздоравливающих технологий;

 - составление карт индивидуальных нагрузок для каждого ребенка группы с учетом всех данных по результатам диагностирования здоровья и общей физподготовленности.

 2. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей в ДОУ, учитывая их особенности психофизического развития, при активном участии родителей.

2.1. Валеологическое образование детей.

В соответствии с программой Истоки, опираясь на образовательные задачи для каждого возраста, разрабатываются темы для познавательных занятий, бесед, индивидуальной работы.  

Младшая группа:

развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;

знакомство со схематическим изображением лица;

развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;

развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через переживания;

-развитие способности к пониманию символических обозначений различных эмоциональных состояний;

-развитие представлений о группе, принадлежности к ней; освоение правил поведения в детском саду, доброжелательного отношения к другим детям;

-развитие положительного отношения к себе и к своему имени;

-развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек.

Средняя группа:

развитие представлений о своем теле:

а) опорно-двигательная система, знакомство с условным изображением строения человеческого тела;

б) кожа и кровеносная система;

в) дыхательная и пищеварительная система;

г) нервная система и органы чувств;

Старшая и подготовительная группа:

-закрепление пройденных тем, как часть других занятий и свободной деятельности.

Все группы:

на занятиях по физической культуре и ритмике, кружковая работа, беседы и индивидуальная работа, направленная на здоровьесбережение.

2.2. Физкультурно-оздоровительная работа

Занятия по физкультуре всех типов:

-традиционные;

-тренировочные;

-занятия-соревнования;

-занятия-зачеты;

-самостоятельные;

-интегрированные с другими видами деятельности;

-праздники и развлечения.

Занятия ритмикой и хореографией по перспективному плану.

2.3 Комплекс психогигиенических мероприятий

-элементы аутотренинга и релаксации;

-психогимнастика;

-элементы арттерапии;

-элементы музыкотерапии;

-элементы сказкотерапии, смехотерапии;

-индивидуальные и подгрупповые занятия в кабинете психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

-фитодизайн;

- обеспечение благоприятного психологического климата в группе.

2.4 Система закаливающих процедур:

-воздушное закаливание;

-хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

- хождение босиком;

-полоскание горла и рта.

2.5 Активизация  двигательного режима воспитанников:

-обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями;

-создание необходимой развивающей среды;

-проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;

-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

-проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

-хождение босиком на занятиях физкультурой, ритмикой, хореографией.

2.6. Использование оздоравливающих технологий на занятиях:

-точечный массаж по Уманской;

-пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ

-дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой;

-подвижные игры по Страковской и др.;

-психогимнастика по методике Чистяковой;

-специальные и коррекционные упражнения, рекомендованные для использования в ДОУ;

-хождение по «дорожке здоровья», использование массажеров.

2.7. Профилактическая работа:

-постоянный контроль осанки; контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;

-подбор мебели в соответствии с ростом детей;

-профилактический прием дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;

-витаминотерапия;

-кварцевание;

-сбалансированное питание;

-вакцинация против гриппа;

-закаливание;

-употребление свежего чеснока и лука;

-употребление соков и фруктов (второй завтрак).

-реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей.

-профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения заболевания дыхательных путей.

-профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

-профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой.

- индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

-фитотерапия.

3. Разработка и реализация плана мероприятий по сотрудничеству с родителями воспитанников, как приоритетный аспект в педагогическом процессе здоровьесбережения воспитанников.

3.1. С педагогами :

- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

- открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий.

3.2 Работа с родителями, включающая инновационные формы и методы.

Важным условием успешной работы с семьей стало повышение уровня педагогической культуры родителей, принятием новой модели культуры здорового образа жизни. Родители воспитанников приглашаются на педагогические конференции, где происходит обобщение и распространение педагогического опыта. Если подходить с инновационной позиций, в ходе конференций педагоги и родители в занимательной форме смогут моделировать и проигрывать жизненные ситуации. Это не только даст возможность родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и будет способствовать установлению доверительных отношений и с педагогами, и со специалистами. А также формирование положительной мотивации здорового образа жизни.

Анкетирование родителей (получение информации о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках), что помогает наметить индивидуальные пути оздоровления ребенка в детском саду и семье.

Для повышения эффективности опросного метода анкету составляют воспитатели, за достоверность информации будет отвечать родители. Обрабатывать информацию может родительский комитет; это позволит получать более достоверные данные. В работе с родителями применяются индивидуальные беседы, консультации  по оздоровлению.

 Создана «Энциклопедия Здоровья», в которой родители могут получить разные ответы на вопросы, касающиеся укрепления здоровья. Энциклопедия включает в себя не просто ряд статей врачей и учителей, психологов.

В инновационном аспекте к консультациям привлекаются сами родители в соответствии с их компетенцией. В ДОУ создан консультативный пункт для родителей воспитанников, посещающих детский сад. Где представлена подборка педагогической (методической) литературы. В рамках инновационного подхода родителям представлена возможность самим предлагать литературу, то есть делиться опытом воспитания с другими родителями.

Для того что бы родители приобрели практические навыки по вопросам здоровьесебережения, в группе «Ромашка» проводятся практические занятия. Тематика их разнообразна: «Профилактика плоскостопия», «Правильная осанка», «Закаливание».

В инновационном плане родители имеют возможность сами предлагать более актуальную тему на их взгляд  для проведения практического занятия. В группе проводятся дни открытых дверей, во время которых родители могут посетить и принять активное участие в работе дошкольного учреждения. Воспитатели привлекают родителей к совместным экскурсиям, прогулкам, досугам и развлечениям. Продуктивность работы также можно повысить с позиций компетентностного подхода (наблюдение родителей за работой воспитателя, поведением ребенка, играми ребенка, ознакомление с бытовыми условиями группы).

При проведении родительских собраний используется показ слайдов и видеороликов физкультурно-оздоровительного характера, что позволило задуматься многим семьям о совместном досуге с детьми. На родительском собрании представляется информация о мероприятиях всего ДОУ.

Инновационным моментом в данном процессе активизируется роль родителей с внедрением следующих технологий: элементов тренинга, мастер-классов, семинаров -практикумов, семинаров, видеотренингов, видеопрезентаций, показа видеозаписей  сделанных на занятии. Работая по такой схеме, за короткое время можно добиться от родителей поразительных результатов, основанных на их активности, заинтересованности.

Для взаимодействия с родителями помогает организация круглого стола; групповая дискуссия повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, совместные действия, основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий, обсуждение разных точек зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, вербальная дискуссия , обучающая культуре диалога в семье, обществе.

Родители воспитанников выступают на родительском собрании, непосредственно как участниками, так и критиками и экспертами.

В группах выпускается газету «Здоровый образ жизни», где печатаются интервью с родителями, о влиянии дошкольного учреждения на ребенка и семью. Открыта рубрика: «Консультация узких специалистов», где даются родителям советы врача. Родители воспитанников могут предлагать материалы для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказать свое мнение о прививках, о работе персонала той или иной поликлинике.

Современные инновационные формы работы с семьей включают совместные спортивные мероприятия, занятия-практикумы; которые состоят из теоретической и практической части. В теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врач, психолог, логопед, медицинская сестра, инструктор по физической культуре) по определенной теме. В практической части участвуют родители и дети – они выполняют какой-либо комплекс лечебно-профилактических  упражнений. В конце родителям выдаются памятки и методическая литература, даются рекомендации.

Таким образом, благодаря разработанной системе с применением инновационных форм и методов взаимодействия с родителями, снизится заболеваемость детей, повысится их иммунитет. Данные мероприятия не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки у детей. Создается микроклимат уважения к личности, доверительные отношения родитель – ребенок - педагог. Повысится компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения. Мы приложим все совместные усилия, чтобы детство юных норильчан прошло здоровым, счастливым и радостным!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре: Тема: «Инновационные методы и формы работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма»

Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного об...

Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"

Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...

Инновационные методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в быту и социуме.

Проект «Формирование у детей безопасного поведения в пожароопасных ситуациях на основе взаимодействия групп старшего и среднего дошкольного возраста»....

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий

В статье рассматриваются цели и задачи ритмопластики, а также описываются преимущества данного вида здоровьесберегающих технологий. Ниже приведены некоторые примеры упражнений с элементами ритмопласти...

Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО

Статистические данные за 2017 год.В 2017 году в Новосибирской области зарегистрировано 3126 пожаров, на которых погибли 192 человека, в том числе 15 детей; 296 человек получили травмы, в том числе 28 ...