Зарядка после дневного сна
статья по теме

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗАРЯДКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА»

                     

                                 

                                                                       

        Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую активность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условия хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

        Предметом нашего обсуждения станет такая форма оздоровительной работы, как гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода ото сна к бодрствованию, что конечно тоже немаловажно. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

        Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявленных требований сложно. Группу посещают 15-20 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведение закаливания, речь идти не может. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой – часто болеет, третий – вообще не ходит в детский сад, а дома не проводилось закаливание, четвертый – вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку. Поэтому, в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами психогимнастики, самомассажа и т.д.

        Комплекс гимнастики после дневного сна необходимо менять каждый месяц. Благодаря частой смене комплексов, интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

        Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так:

        - гимнастика в постели – это упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, водные процедуры.

        Остановимся на методике проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, воспитатель создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (это может быть групповая или раздевалка), температура в ней с помощью проветривания, снижается на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

        ПРОБУЖДЕНИЕ детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

        ГИМНАСТИКА В ПОСТЕЛЕ – направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередно и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления  и, как следствие головокружение. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты.

        Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком. Там они выполняют КОРРЕКТИРУЮЩУЮ ХОДЬБУ на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприсядке, в полном приседе, на внешней стороне стоп, по корректирующим дорожкам. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

        Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать упражнения: йоги, такие как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и другие. Такие упражнения выполняются 2-3 минуты.

        Затем детей вновь переводят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако, именно эта часть гимнастики, обычно вызывает трудности у детей, поэтому воспитатели могут выполнять одно – два дыхательных упражнений. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наиболее оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 1-ой до 5-тиминут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

        Затем воспитатель проводит с детьми ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ – умывание, обтирание шеи, рук и ушей холодной водой.

        Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составляться не менее 10-15 минут. Проведение такой зарядки в игровой форме, создает положительный, эмоциональный фон, вызывает повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач:

        -оздоравлеваем детей

        - развиваем у них двигательное воображение

        - формируем осмысленную моторику.

А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

        Примерные комплексы зарядки после сна можно составлять самим или брать у физ. инструктора.  

                                                                                        Используемая литература:

                                                                    Дошкольное воспитание N2/2007 год.

        -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарядка после дневного сна

Веселая зарядка в стихотворной форме для дошколят....

Мастер-класс Комплекс гимнастики после дневного сна «Зарядка в кроватке» ( вторая младшая группа)

     Среди оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду - гимнастика после сна. Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:устранить некот...

ЗАРЯДКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА «КОЛОБОК»

Материал включает в себя комплекс упражнений зарядки после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста....

Зарядка после дневного сна

Зарядка после дневного сна...

Комплекс занятий гимнастикой после пробуждения дневного сна после дневного сна в средней группе

Весёлый, доступный комплекс занятий гимнастики после дневного сна. Простые, понятные упражнения дарят хорошее настроение, заряд бодрости и позитива!...

Мастер-класс Комплекс гимнастики после дневного сна «Зарядка в кроватке»

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер....