мнемотехника для родителей
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Артамонихина Елена Алексеевна

консультационный материал "Мнемотехника для родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnika_dlya_roditeley.docx62.62 КБ

Предварительный просмотр:

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности.

Данная методика очень технологична: она формирует у детей навыки целенаправленной, вдумчивой работы с текстом, самостоятельного выстраивания плана пересказа; причем не обычной передачи содержания близко к тексту, что чаще всего практикуется в школе, а творческого воспроизведения событий на основе осмысления причинно-следственных связей.

Как традиционно организуется педагогика к пересказу? В большинстве случаев несколько раз читается текст, перечисляются основные герои, при помощи вопросов уточняется последовательность событий и дается элементарная характеристика образов. При этом ребенок должен запомнить как можно больше речевых оборотов заложенных в тексте, так как собственный словарный запас у него еще не достаточен, а потому пересказ получиться бедным и примитивным. Но такая методика вызывает у детей определенные сложности, особенно в первом классе, когда еще не сформирован навык самостоятельного осмысления чтения.

В результате получается, что работа по обучению пересказу идет по одной линии, творческое сочинительство - по другой, совершенно самостоятельной и не инструментированной.

В данном же случае четко прослеживается логика взаимосвязи процесса создания сказок с накопленным детьми опытом анализа литературных текстов, а также открываются возможности использования этого опыта для понимания некоторых причин и следствий социальных отношений в реальной жизни.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение многих  лет я используем в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом.

Например: Даётся слово - “девочка”, его символическое обозначение:

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:

Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.

Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

И после переходить к мнемотаблицам.  Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:

домик — , волк — , медведь — .

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника в помощь родителям«Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники» Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать...

Мнемотехника для родителей

laquo;Услышал - забыл. Увидел - запомнил. Сделал – понял.»(китайская мудрость). Мнемотехника для родителей....

Мнемотехника для родителей

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов...