Семинар-практикум "Использование игр домашнего обихода в здоровьесберегающей педагогике".
презентация к уроку по теме

Морева Нелли Владимировна

Достоинством  игр с предметами домашнего обихода на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется каких-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесным превращением знакомых вещей: бутылочные крышки превращаются в «лыжи», которые могут мчаться по «снежной дорожке», пуговицы превращаются в «краски», которыми можно разукрашивать картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст выступления68.5 КБ
Package icon Презентация2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей

на тему: «Использование игр с предметами домашнего обихода в здоровьесберегающей педагогике».

1 слайд

Тема моего выступления: «Использование игр с предметами домашнего обихода в здоровьесберегающей педагогике».

2 слайд

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека.

3 слайд

     Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

4 слайд

Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, очень много:

1.     Использование развивающих игрушек;

2.     Пальчиковая гимнастика;

3.     Массаж и самомассаж;

4.     Изобразительная деятельность (лепка, рисование, резание по картону, вырезание предметов на глаз);

5.     Ручной труд.
При этом происходит:

- развитие мозга ребенка;
- стимулирование развития речи;
- развитие творческих способностей;
- развитие фантазии;
- расслабление мышц рук и всего тела;
- улучшение произношения звуков.

5 слайд

В настоящее время современным рынком предлагается множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка. Данные игрушки находятся во всех возрастных группах детского сада.

Я только кратко о них расскажу.

Игрушки-шнуровки.

Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Различные пирамидки.

Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а широховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность ребенка.

Кубики

При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики. 

Конструкторы

Всех вариантов применения конструктора не перечислить. Его можно использовать как строительный, раздаточный, счетный материал. Незаменим он и для сюжетно-ролевых игр. Игры с конструктором полезны для развития мелкой моторики, речи, внимания, памяти, и особенно, творческого воображения ребенка.

Доски Сегена (рамки, вкладыши)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Кубы-сортёры

Куб-сортёр – замечательная игрушка для раннего развития ребенка. Он учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

6 слайд

Пазлы

Собирая красочные картинки, ребенок  развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Мозаика

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Игрушки-лабиринты

Игра-лабиринт способствует развитию моторики и координации движений, стимулирует воображение и развивает мышление.

Пальчиковые игры

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Пальчиковые куклы, куклы-перчатки

Пальчиковые куклы могут быть деревянными (маленькая игрушка с выемкой для пальца) и мягкими (из ткани или трикотажа сшивается трубочка, на которой укрепляется головка и остальные детали). Кукла-перчатка (би-ба-бо) надевается сразу на всю руку. Такой нехитрый театральный реквизит поможет не только устроить кукольный спектакль в группе детского сада с участием малышей, но и заодно – потренировать пальчики.

Мягкие развивающие игрушки

Эти игрушки благоприятствуют развитию мелкой моторики рук малышей. Разнообразие мелких деталей на её поверхности способствует приобретению необходимых навыков, развивает пальчики, занимает и развлекает ребенка.

Массажеры

 Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики рук. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры).

      Одним из приемов самомассажа  является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»). Чтобы данный вид тренинга не оказался для детей скучным и утомительным занятием, детям предлагаются веселые стихотворные тексты. На занятиях учителя-логопеда часто используются игровые упражнения с использованием массажного шарика «Су Джок». Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм.

7 слайд

Также при развитии моторики можно использовать игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется каких-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесным превращением знакомых вещей: бутылочные крышки превращаются в «лыжи», которые могут мчаться по «снежной дорожке», пуговицы превращаются в «краски», которыми можно разукрашивать картинки.

8 слайд

Я использую в своей работе по развитию мелкой моторики бельевые прищепки разного цвета и материала.

1. Занятия с прищепками начинаю с того, чтобы показать детям, как прищепка может «открывать» и «закрывать» рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил».

       Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

2. Далее мы с детьми учимся прикреплять прищепки к краю коробки. Это только начало игры. Показываю, что прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга. Так мы развиваем у ребенка чувство ритма.

         3. Можно бельевые прищепки надевать на ногтевые фаланги пальцев

(кроме большого) и ударять пальчиками по парте на каждый ударный слог. Это своего рода массаж для пальцев рук.

4. С помощью прищепок может получиться волшебство! Из круга солнышко (Уважаемые слушатели возьмите круг и на каждое произнесенное слово стихотворения прикрепите желтую прищепку к нему).

«Солнышко утром рано встает.

Лучики тянет – тепло нам дает».

Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления. Продолжаем фантазировать дальше. Возьмите зеленый треугольник и прикрепите к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась ёлочка. А теперь, к одному краю зеленой полоски прикрепляем зеленые прищепки и получаем травку. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, делаем тучку, из которой идет дождик. Такое превращение прищепок может быть бесконечным: человечек, гусеница, кактус, расчёска, динозаврик, ежик и т.д.  Таким образом, ребенок учится дополнять образ, развивается гнозис и праксис. Играя с ребенком, необходимо не  забывать сопровождать все свои действия речью.

5. В досуговой деятельности можно использовать другие игры с прищепками, например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». Для этого предлагаю ребенку развесить платочки на веревке, используя соответствующее количество прищепок, например, самый маленький платочек прикрепить к веревке одной прищепкой, побольше — двумя, еще больше — тремя и т. д. Или красный платочек прикрепить к веревке красными прищепками, синий — синими прищепками и т. д.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
      При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

-  развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие  чувства ритма;
-  развитие  конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на совместную со взрослым работу.

9 слайд

В своей деятельности я успешно применяю игровые упражнения с пуговицами. Дети:

- определяют пуговицы на ощупь по форме, величине;

- сортируют по цвету, форме, величине;

- делают самомассаж;

- «разукрашивают» картинки пуговицами;

- придумывают свои разнообразные сюжеты и выкладывают их из пуговиц;

- нанизывают пуговицы на нитку.

 

       Давайте выполним некоторые упражнения, которые можно применять для развития мелкой моторики рук.

       Подвиньте к себе коробку с  пуговицами разного размера, цвета, формы.

- Опустите руки в коробку;

- Поводите ладонями по поверхности;

- Перетирайте пуговицы между ладонями;

- Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

- Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, красную.

        Возьмите картинки с изображением елки и паровоза и раскрасьте с помощью пуговиц те места, которые художник забыл разукрасить.

Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики и тактильного восприятия, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепление знания цвета и размера, обучают счету и др.), развитию воображения. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом.

И, конечно же, всегда необходимо помнить, что ребенок во время таких игр должен находиться ВСЕ ВРЕМЯ под присмотром взрослого! 

10 слайд

Так же в своей деятельности я успешно применяю игровые упражнения с крышками.

Крышки, изготовленные из пластмассы бывают разного цвета, размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. 

Дети:

- делают самомассаж;

- сортируют по цвету;

- «разукрашивают» картинки крышками;

- придумывают свои разнообразные сюжеты и выкладывают их из крышек;

- выкладывают крышки в определенной последовательности;

- проталкивание крышек в подходящее по размеру отверстие.

Подвиньте коробку с крышками, который выступит в роли «бассейна», опустите кисти рук в «бассейн», перемешайте крышки, затем найдите игрушку из киндер-сюрприза и достаньте.

А теперь, слушая меня внимательно, выложите последовательно ряд из  крышек  слева направо. Задание я повторю 2 два раза, а вы послушаете внимательно и выполните его после слова «начали». Последовательность: 2 крышки коричневого цвета, 2 белого, 1 синего, 1 красного, 1 синего , 2 белого, 2 коричневого.

Игры с крышками способствуют развитию мелкой моторики, формированию пальцевого захвата и соотносящих движений рук, концентрации внимания, усидчивости, развитию элементарных математических представлений (закрепление знания цвета, обучают счету), нормализации мышечного тонуса, развитию воображения.

11 слайд

         Еще я использую игры с крупами как эффективный прием в развитии мелкой моторики рук.

Можно попросить ребенка спрятать ручки в крупу, найти игрушку в крупе, рассортировать фасоль и горох или нарисовать узор по манке или пшену.

        Давайте рассортируем белую и красную фасоль. Фасоль необходимо брать большим и указательным пальцем и  класть в свою ячейку.

Игры с крупой способствуют развитию мелкой моторики, воображения, снятию мышечного тонуса.

12 слайд

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Таким образом,  мы видим, что пальчиковые игры - хорошие помощники в подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Опыт работы нашего коллектива показал, что игры с предметами домашнего обихода вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

Спасибо за внимание!



Подписи к слайдам:

"Использование игр с предметами домашнего обихода в здоровьесберегающей педагогике".
Подготовила: педагог-психолог ГБОУ СОШ № 332 (дошкольное отделение № 3) Морева Н.В.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: использование развивающих игрушек(мозаика,пазлы, бусы, конструкторы и т.д.); использование предметов домашнего обихода (пуговицы, крышки, крупа и т.д.);- пальчиковые игры;- массаж и самомассаж;- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) - ручной труд.
При этом происходит:-развитие мозга ребенка;-стимулирование развития речи;-развитие творческих способностей;-развитие фантазии;-расслабление мышц рук и всего тела;-улучшение произношения звуков.
Использование развивающих игрушек в развитии моторики
Использование развивающих игрушек в развитии моторики
Использование игр с предметами домашнего обихода
Игры с прищепками
Игры с пуговицами
Игры с крышками
Игры с крупами
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры с предметами домашнего обихода"

В картотеке представлены игры на развитие мелкой моторики,  которые с легкостью организуют даже самые молодые родители....

Развитие мелкой моторики рук с использованием предметов домашнего обихода

Практический материал по развитию мелкой моторики рук с использованием предметов домашнего обихода для детей старшего дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям и родителям....

Конспект занятия по ознакомлению с предметами домашнего обихода: обувь. Средняя группа

Знакомство с предметами домашнего обихода. Рассматривание обуви. Игра-занятие "Научу одеватьтя и братца"...

"предметы домашнего обихода в роли игрушек"

консультация для родителей "Предметы домашнего обихода в роли игрушек"...

Знакомство с предметами домашнего обихода.Рассматривание обуви. Игра занятие "Научу обуваться и братца"

Знакомить детей с предметами домашнего обихода; учить вычленятьпризнаки: цвет, материал, из которого изготовлена вещь....

"Обувь - предметы домашнего обихода"

Занятие расширяет  представления об обуви, ее разновидностях. Дети узнают о разнообразных материалах для ее изготовления.Научаться  устанавливать причинно - следственные связи между материал...


 

Комментарии